Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 13:40, доклад
Психолог – это представитель науки, профессиональный исследователь закономерностей психики и сознания, особенностей психологии и поведения людей. Но далеко не всякое психологическое знание обязательно является научным. В обыденной жизни психолог – это человек, "понимающий душу", разбирающийся в людях, их поступках, переживаниях.
Научная и житейская психология.
Введение.
Психолог – это представитель
науки, профессиональный исследователь
закономерностей психики и
В чем состоит различие между житейской и научной психологией?
Житейские психологические знания, конкретны. Они всегда характеризуют поведение, мысли и чувства людей в каких - то конкретных, хоть и типичных ситуациях. А Научная психология, как и всякая наука, стремиться к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий – одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы.
Житейские психологические знания носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб. А научные психологические знания рациональны и вполне осознаны. Это означает, что ученный опирается в научном познании на приемы и средства логического мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщения, суждения, умозаключения, понятия), может дать себе отчет в способах получения новых знаний, логически обосновать их, используя гипотетико-дедуктивные приемы мышления, способен доказать истинность полученных выводов.
В сфере житейской психологии передача знаний ограниченна. Обыденные знания не фиксируются в реальных условиях. Поэтому часто ошибки отцов повторяются их детьми. Каждому новому поколению, каждому молодому человеку приходится самому приобретать опыт. А в сфере научной психологии полученные знания упорядочены в научных теориях и передаются путем усвоения обобщенных, логически связанных положений, которые служат основанием для выдвижения новых гипотез. Благодаря развитию экспериментального подхода научный опыт содержит факты, недоступные житейской психологии.
В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент. Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. С введением в психологию экспериментального метода психология оформилась в самостоятельную науку.
Заключение.
Научная психология, в силу
специфического терминологического языка
и сложных абстрактных теорий
не может удовлетворить