Научная и житейская психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 13:40, доклад

Описание работы

Психолог – это представитель науки, профессиональный исследователь закономерностей психики и сознания, особенностей психологии и поведения людей. Но далеко не всякое психологическое знание обязательно является научным. В обыденной жизни психолог – это человек, "понимающий душу", разбирающийся в людях, их поступках, переживаниях.

Файлы: 1 файл

доклад.docx

— 17.73 Кб (Скачать файл)

Научная и житейская психология.

Введение.

Психолог – это представитель  науки, профессиональный исследователь  закономерностей психики и сознания, особенностей психологии и поведения  людей. Но далеко не всякое психологическое  знание обязательно является научным. В обыденной жизни психолог –  это человек, "понимающий душу", разбирающийся в людях, их поступках, переживаниях. В этом смысле психологом фактически является каждый человек, независимо от профессии, хотя чаще так называют подлинных знатоков человеческих отношений  – видных мыслителей, писателей, педагогов. Существует две области психологического знания – научная и житейская (обыденная психология). Научная психология возникла сравнительно недавно, а житейское психологическое знание всегда было включено в различные виды человеческой практики.

В чем состоит различие между житейской и научной  психологией?

Житейские психологические знания, конкретны. Они всегда характеризуют поведение, мысли и чувства людей в каких - то конкретных, хоть и типичных ситуациях. А Научная психология, как и всякая наука, стремиться к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий – одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы.

Житейские психологические  знания носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб. А научные психологические знания рациональны и вполне осознаны. Это означает, что ученный опирается в научном познании на приемы и средства логического мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщения, суждения, умозаключения, понятия), может дать себе отчет в способах получения новых знаний, логически обосновать их, используя гипотетико-дедуктивные приемы мышления, способен доказать истинность полученных выводов.

В сфере житейской психологии передача знаний ограниченна. Обыденные знания не фиксируются в реальных условиях. Поэтому часто ошибки отцов повторяются их детьми. Каждому новому поколению, каждому молодому человеку приходится самому  приобретать опыт. А в сфере научной психологии полученные знания упорядочены в научных теориях и передаются путем усвоения обобщенных, логически связанных положений, которые служат основанием для выдвижения новых гипотез. Благодаря развитию экспериментального подхода научный опыт содержит факты, недоступные житейской психологии.

В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент. Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. С введением в психологию экспериментального метода психология оформилась в самостоятельную науку.

Заключение.

Научная психология, в силу специфического терминологического языка  и сложных абстрактных теорий не может удовлетворить потребность  людей в психических знаниях  для повседневных практических нужд.  Иначе обстоит дело с житейской  психологией. У каждого из нас  есть запас житейских психологических  знаний. Есть даже выдающиеся житейские  психологи. Это великие писатели, педагоги, врачи. Но и обычный человек  располагает определенными психологическими знаниями. Об этом можно судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему.


Информация о работе Научная и житейская психология