Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 12:26, реферат
краткая биография психолога, его основные работы и направления деятельности
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Нижневартовский государственный гуманитарный университет
Факультет экономики и управления
Реферат
Тема “Научное наследие Эриха фромма”
Дата сдачи 28.09.2012
Оценка Подпись
Нижневартовск
2012
Биография
Эрих Зелигманн Фромм родился 23 марта 1900г. во Франкфурте на Майне.Немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик, представитель Франкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма.
Культурная
среда, в которой рос и воспитывался
Эрих, была патриархально-
С 1930 года Фромм сотрудничает во Франкфуртском институте социальных исследований, где сложилась знаменитая Франкфуртская школа (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе и другие).
В ночь на 18 марта 1980 года, за пять дней до своего 80-летия, Эрих Фромм умер в Локарно(Швейцария).
Научное направление
Главная задача в построении душевно здорового общества - это воспитание в людях продуктивного характера. Непродуктивность - это неспособность любить и реализовать себя, использовать свои силы, место которых занимают навязанные бессознательной тревогой формы активности. Фромм описывает четыре исторически возникших типа непродуктивной ориентации характера: рецептивный, эксплуататорский, накопительский и рыночный. Продуктивность - это, напротив, способность человека любить, использовать свои силы, способность к самореализации. Наиболее подробно основные принципы, на которых должно строиться душевно здоровое общество, Фромм изложил в книге "иметь или быть?" (1976). Там он призывает заменить доминирующую ныне в характере человека установку на обладание установкой на бытие.
Не соглашаясь с фрейдистской теорией биологической обусловленности человеческой личности, Фромм утверждал, что человек – продукт культуры. В книге Бегство от свободы (Escape from Freedom, 1941) Фромм исследдовал сложную ситуацию, в которой оказывается человек западной культуры, где стремление к индивидуальности в конечном итоге ведет к одиночеству, ощущению несамоценности человеческой личности и сомнению в осмысленности жизни. Этот тезис Фромм развил в таких работах, как Человек для себя (Man for Himself, 1947), Психоанализ и религия (Psychoanalysis and Religion, 1950), Разумное общество (The Sane Society, 1955), Искусство любить (The Art of Loving, 1956), Человек прежде всего (May Man Prevail, 1961), Анатомия человеческой деструктивности (The Anatomy of Human Destructiveness, 1973). Книга Фромма Забытый язык (The Forgotten Language, 1951) посвящена анализу снов, мифов и сказок. Им опубликованы критические исследования концепций Фрейда и Маркса.
В 1930 году
во Франкфуртском институте
В 1933 году, после прихода нацистов к власти, Франкфуртский институт перебирается в США. В Нью-Йорке им проводятся исследования по программе "Авторитет и семья", по результатам которых в 1941 году выходит первая книга Фромма "Бегство от свободы". Появившаяся в 1950 году книга Т. Адорно "Авторитарная личность", также основана на материалах этих исследований.
В конце 30-х — в 40-е гг. Фромм, все больше расходясь во взглядах с Г. Маркузе и Т. Адорно, отходит от Франкфуртской школы. Он занимается научной, преподавательской и общественной деятельностью, практикой психоанализа. Клиническая практика приводит его к выводу, что большинство неврозов в современном обществе не сводятся исключительно к биологическим инстинктам, а имеют социальные корни. Этот вывод способствовал окончательному отходу Фромма от ортодоксального фрейдизма.
С 1949 по 1969 гг. Фромм живет в Мексике. Будучи в Мексике он посвящает себя исследованию Нового времени, исследованию социальных проектов прошлого и настоящего. В 1960 году Фромм вступает в Социалистическую партию США. Он занимается политической деятельностью, выступает с лекциями, пишет книги, участвует в митингах, а в 1962 году посещает Москву в качестве наблюдателя на конференции по разоружению.
Основные научные труды
1.Искусство любить
Чтение этой
книги принесет разочарование тому,
кто ожидает доступной
2.Бегство от свободы
Эта книга -
часть обширного исследования, посвященного
психике человека, а также проблемам
взаимосвязи и взаимодействия между
психологическими и социологическими
факторами общественного
3.Иметь или быть
В этой книге продолжаются исследования в области радикально-гуманистического психоанализа, обращая особое внимание на анализ эгоизма и альтруизма - двух основных ориентации характера. В третьей части книги развивается тема, которая была затронута в книгах "Здоровое общество" и "Революция надежды", а именно: кризис современного общества и возможные пути его преодоления.
Конечно, вполне вероятно, что я буду повторять некоторые высказанные ранее мысли, однако, как мне кажется, новая точка зрения, положенная в основу этой работы, а также то, что я расширил в ней рамки своих прежних концепций, послужат компенсацией даже для тех, кто знаком с моими предыдущими работами.(Э.Фромм)
4.Человек для себя
Эта книга во многих отношениях является продолжением "Бегства от свободы", где была попытка проанализировать бегство современного человека от самого себя и от своей свободы; теперь рассматриваются проблемы этики, норм и ценностей, ведущих к реализации человеком своего Я и своих возможностей. Некоторые идеи, выраженные в "Бегстве от свободы", неизбежно повторяются и в этой книге, и хотя автор пытался, насколько возможно, сократить рассмотрение частично совпадающих вопросов, он не смог полностью избежать этого.
5.Величие и ограниченность теории Фрейда
Идея о
том, что истина спасает и лечит,
является древним прозрением; о ней
знали и учили великие
6. Дианетика: искателям сфабрикованного счастья
Автор сначала представляет общую теорию относительно структуры психики, а затем на этом фундаменте строит теорию умственных расстройств и технику их лечения. "Человек мотивирован только самосохранением". Он желает сохраняться для себя самого, для секса, для группы и для человечества, и каждое из этих "целесообразных подразделений целостного динамического принципа" называется "динамикой". Автор проводит различие между "аналитическим умом", воспринимающим и сохраняющим опытные данные, направляющим организм по четырем динамикам , и "реактивным умом", запоминающим и сохраняющим физическую боль и болезненные эмоции, пытающимся направлять организм только на основе ответа на эти "стимулы". Если аналитический ум, сравниваемый с исключительно мощной счетной машиной, мыслит с помощью сходств и различий, то реактивный ум мыслит одними тождествами.
Концепция реактивного ума является базисом для предлагаемой автором теории умственных расстройств и их лечения. В моменты интенсивной физической и эмоциональной боли аналитический ум не работает, и произнесенные в присутствии "бессознательного" лица слова накапливаются как "энграммы". Эти "энграммы" недоступны для нормального процесса воспоминания. Не осознавая этого, человек детерминируется содержаниями таких "энграмм" - сходно с поведением того, кто постгипнотически направляется внушениями, полученными во время гипноза. . "Если дьявол когда-нибудь существовал, то именно он создал реактивный ум... Он ничего не делает, но в то же самое время создает все то, что мы находим в любом списке умственных расстройств: психозы, неврозы, компульсии и репрессии... От него у человека могут появиться артрит, бурсит, астма... и так далее, весь каталог психосоматических заболеваний... Энграмма является единственным и исключительным источником отклонений и психосоматических заболеваний".
(Основные
научные работы и их краткое
содержание взято с сайта http:
Значение работ автора для современных исследований
Представители психокультурного фрейдизма Карен Хорни (1885-1952) , Эрих Фромм (1900-1980) и др., признавая определенную роль подсознательного, в том числе сексуальных инстинктов, в поведении людей, обосновывают роль в этом социальных факторов, в том числе социальных связей и отношений между людьми, материальной и духовной культуры. По их мнению, социокультурные условия жизни людей в немалой степени обусловливают мотивы и содержание их деятельности и поведения.
Нужно сказать,
что разработка проблемы бессознательного
внесла существенный вклад в исследование
структуры индивидуального и
общественного сознания, разграничив
область человеческой психики на
сферу сознательного и
Неофрейдисты вводят такое понятие, как сверхкомпенсация. Под ней они понимают особую социальную форму реакции на чувство неполноценности. На её основе вырастают крупные личности, "великие люди", отличающиеся исключительными способностями. Так, замечательная карьера Наполеона Бонапарта на основе этой теории объясняется попыткой человека за счет своих успехов компенсировать физический недостаток - низкий рост.
(wikipedia)
В конце работы хотелось бы отметить ,что книга Эриха Фрома “Искусство любить” является крайне популярной среди научно-психологической литературы. Во время работы в интернете я заметил ,что эту книгу очень хвалят и рекомендуют. Преподаватели ,психологи и просто заинтересованные восхищаются этой книгой ,заявляя в один голос ,что эта работа Фромма внесла большие изменения в их сознание и восприятие и до сих пор наталкивает на интересные умозаключения .На мой взгляд “Искусство любить” является одним из важнейших вкладов Эриха Фромма в современность ,так как оно до сих пор оказывает влияние на людей и является актуальным.
Список литературы
1. Э.Фромм. Психоанализ и этика. – М.: Республика , 1993
2. Э.Фромм. Иметь или быть? — М.: Прогресс, 1990.
3. Э.Фромм. Ради любви к жизни. — М.: АСТ, 2000
4. Э.Фромм. Бегство от свободы. — М.: АСТ — Минск, 2005.
5. http://ru.wikipedia.org
6. http://www.sunhome.ru/books/n.
7. А. Тарасов. Наследие Эриха Фромма для радикала конца ХХ – начала ХХI века.(лекция)