Нейропсихология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 15:32, творческая работа

Описание работы

Нейропсихология как отрасль психологической науки начала складываться в 20- 40-е годы XX века в разных странах и особенно интенсивно – в Советском Союзе. Первые нейропсихологические исследования проводились еще в 20-е годы Л.С. Выготским, однако основная заслуга создания нейропсихологии как самостоятельной отрасли психологического знания принадлежит А.Р.Лурия (1902–1977).

Файлы: 1 файл

Душкина Е.В. ТР Клиническая психология.doc

— 72.00 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

1.1

Филиал

Электростальский

Вид работы

Творческая работа

Название дисциплины

Клиническая психология

Тема

Нейропсихология как  наука

Фамилия студента

Душкина

Имя студента

Елена

Отчество студента

Викторовна

№ контракта

25600090701012


 

Содержание

Нейропсихология как наука …………...………………………………………….3

Основная часть

 

Нейропсихология как наука

 

Нейропсихология как отрасль психологической  науки начала складываться в 20- 40-е годы XX века в разных странах и особенно интенсивно – в Советском Союзе. Первые нейропсихологические исследования проводились еще в 20-е годы Л.С. Выготским, однако основная заслуга создания нейропсихологии как самостоятельной отрасли психологического знания принадлежит А.Р.Лурия (1902–1977).

Исходя из теоретических положений о развитии высших психических функций, о смысловом и системном строении сознания, Л.С. Выготский обратился к исследованию изменений, возникающих в высших психических функциях при локальных поражениях мозга. Им было начато изучение роли различных отделов мозга в осуществлении разных форм психической деятельности. Опубликованных материалов хватило, чтобы считать его и А.Р. Лурия основоположниками нейропсихологии, как отдельной психологической науки.

Нейропсихология — это наука, изучающая мозговые механизмы психических функций на материале локальных поражений мозга:

- Психологическую структуру, мозговую  организацию: неречевых ВПФ (различные  виды неречевого гнозиса и  праксиса); речевой функции;

- Нарушения речевой и других  ВПФ, их диагностику и методы коррекционно-восстановительной работы в процессе развития; в период зрелости;

- Нарушения речевой и других  ВПФ в зависимости поражения  мозга - локального, диффузного, межзональных  связёй проводниково-нервных путей).

 Как и вся клиническая психология, она является пограничной наукой, возникшей на базе психологии, медицины (неврологии и нейрохирургии), анатомии и физиологии центральной нервной системы, психофармакологии. Она тесно взаимодействует с практикой диагностики нарушений высших психических функций и их восстановления при локальных поражениях головного мозга. Комплексный характер знаний, на которые опирается нейропсихология и которые используются для построения ее теоретических моделей, определяется комплексным, многоплановым характером ее центральной проблемы – «мозг как субстрат психических процессов».

Более глубокие изыскания в этой области оставил после себя А.Р. Лурия, который получил основной нейропсихологический материал, работая  в госпиталях в годы Великой Отечественной  войны. Как в годы Великой Отечественной войны, так и в последующее время становление и развитие нейропсихологии было тесно связано с успехами неврологии и нейрохирургии, что позволило совершенствовать ее методический и понятийный аппарат и проверять правильность гипотез при лечении больных с локальными поражениями головного мозга. На базе этого материала А. Р. Лурия написал несколько книг, первой из которых была «Травматическая афазия» (1947). С нее, можно сказать, и начала развиваться уже в оформленном виде наука нейропсихология. Основной труд А. Р. Лурия – «Высшие корковые функции человека» (1962), переизданный у нас в 1969г. и многократно на разных языках издававшийся за рубежом.

Задачи нейропсихологии

1. Установление закономерностей  функционирования мозга при взаимодействии организма с внешней и внутренней средой.

2. Нейропсихологический анализ  локальных повреждений мозга.

3. Проверка функционального состояния  мозга и отдельных его структур.

Значение для других дисциплин

Для неврологии и психиатрии:

Нейропсихология позволяет учитывать:

- состояние ВПФ для диагностики и лечения больных;

- особенности взаимодействия  коры головного мозга и глубинных структур;

- особенности сознания, мышления и памяти с точки  зрения их мозговых механизмов

Для дефектологии:

Нейропсихология позволяет

- понять мозговые механизмы  различных нарушений развития;- расширить спектр диагностических методов;

- анализировать структуру  дефекта пострадавшей функции  (выделение первичных и вторичных симптомов) для понимания компенсаторных перестроек и выбора методов направленного воздействия;

- выбирать оптимальные  методы коррекционной работы с опорой на закономерности межзональных взаимодействий в мозге.

Для психиатрии:

Нейропсихология позволяет:

- проводить дифференциальную диагностику нарушений поведения, вызванных изменениями сознания при психических заболеваниях и потерей способности к использованию средств языка для выражения мысли;

- оптимизировать методы лечения в соответствии с результатами нейропсихологической диагностики, выявляющей первично пострадавшие уровни и области мозга.

Подходы

Экспериментальная нейрофизиология

Подход, использующий методы экспериментальной  физиологии для исследования связей между строением и функционированием  нервной системы и когнитивными функциями. Большая часть исследований проводится при изучении поведения здорового человека в лаборатории, однако часть исследований ведётся в экспериментах на животных. Преимущество экспериментов с участием человека в том, что можно использовать специфические функции нервной системы человека для исследования связей между психологическими функциями и нейроанатомией.

Клиническая нейрофизиология

Применение нейрофизиологического знания для оценки, управления и реабилитации людей, страдающих от болезни или травмы (особенно травмы мозга), которая вызвала повреждение когнитивных функций человека. В частности, этот подход дает физиологическую точку зрения на лечение таких больных, на то как заболевание и травма влияет на психологию человека и как психологические воздействия могут повлиять на течение болезни.

Коннективизм

Использование искусственных нейронных сетей  для моделирования когнитивных  процессов. Этот подход использует различные  упрощенные, но правдоподобные модели функционирования нейронов. Например, для изучения эффектов травм или болезней головного мозга, нейронные сети сначала тренируют для выполнения какой-либо когнитивной задачи, потом вносят изменение, моделирующее травму (болезнь), и сравнивают с данными, полученные на реальном мозге.

В настоящее время отечественная  нейропсихология представляет собой интенсивно развивающуюся отрасль психологической науки, в которой выделилось несколько самостоятельных направлений, объединенных общими теоретическими представлениями и общей конечной задачей, состоящей в изучении мозговых механизмов психических процессов.

Детская нейропсихология изучает  нарушение психических процессов  и состояний у детей с локальными поражениями мозга. В детском  возрасте нервная система еще  не сформирована окончательно, латеральная асимметрия четко не выражена, механизмы правого и левого полушарий функционируют иначе, чем у взрослого человека, а отсюда и совершенно другая нейропсихологическая картина, что дало основание для выделения этого направления в нейропсихологии. Исследуются также причины школьной неуспеваемости с позиции нейропсихологии. Создаются методические рекомендации по коррекции школьной неуспеваемости.

Клиническая нейропсихология (синдромология) изучает нейропсихологические синдромы, в контексте проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия, поражения глубоких подкорковых структур и коры головного мозга. Использует методы неаппаратурного клинического нейропсихологического исследования, разработанные в основном А.Р. Лурия. В этом направлении работали: А.Р. Лурия, Е.Д. Хомская, Н.К. Киященко и др.

Экспериментальная нейропсихология  занимается экспериментальным аппаратурным изучением психологических и  мозговых механизмов нарушений различных  психических функций (у детей  и взрослых). Изучает двигательные функции, когнитивные, эмоционально-личностную сферу. Использует экспериментальные методы общей психологии, адаптированные к условиям клиники. Это направление развивает Е. Д. Хомская со своими учениками.

Нейропсихология нормы и индивидуальных различий изучает психические процессы и состояния у здоровых лиц с позиции нейропсихологии. Исходит из того, что в норме у здоровых людей в поведении и психике проявляются индивидуальные различия, связанные с латеральной межполушарной асимметрией мозга. Такую асимметрию можно выявить нейропсихологическими методами, определив профиль латеральной организации (ПЛО) мозга. ПЛО мозга каждого человека индивидуален и определяется по схеме «рука - ухо - глаз», т.е. моторная, слуховая и зрительная асимметрия. По этим показателям можно определять некоторые способности и предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности.

Реабилитационная нейропсихология  занимается изучением динамики спонтанного  восстановления психических функций  у нейрохирургических больных, структуры и динамики нейропсихологических синдромов при сенильной деменции, социопсихологических аспектов реабилитации больных с локальными поражениями мозга, а также созданием методов восстановления высших психических функций. В этом направлении работали и работают Л.С. Цветкова, а также ее ученики и сотрудники Т.В. Ахутина, Н.Н. Полонская, Н.Г. Калита, Н.М. Пылаева и другие. Детская реабилитационная нейропсихология позволила по-новому понять различные формы аномалий психического развития детей и наметить новые пути компенсации дефектов.

Психофизиология локальных поражений  мозга изучает психофизиологические механизмы нарушения когнитивных, двигательных и эмоциональных процессов  у больных с локальными поражениями  мозга, основываясь на важнейшем  положении нейропсихологии, согласно которому психические функции надо сопоставлять не с морфологическим субстратом, а с физиологическими процессами. Активно применяются психофизиологические методы: электроэнцефалограмма, вызванные потенциалы, связанные с событиями потенциалы мозга и т.д. Это направление развивали Е.Д. Хомская, Б.А. Маршинин, С.В. Квасовец, В.В. Лазарев и другие.

Нейропсихология позднего возраста (геронто-нейропсихология) изучает нарушение психических  процессов и состояний престарелых. Мозговые нарушения в старческом возрасте протекают совершенно специфическим образом, и там выявлены факторы, которые поддаются изучению нейропсихологическими методами. Например, изучаются нейропсихологические синдромы, возникающие при различных поражениях мозга: болезнях Паркинсона, Альцгеймера, дисциркуляторной энцефалопатии и др., сопоставляются симптомы нарушения высших психических функций, характерные для нормального и патологического старения.

Это позволяет определять и предсказывать  направление развития того или иного процесса слабоумия в старческом возрасте и делать практические выводы об их профилактике.

.Формирование экологической нейропсихологии началось с изучения влияния малых доз радиационного воздействия на функции головного мозга на материале чернобыльской аварии и с описания нейропсихологических синдромов, типичных для «чернобыльской болезни». Направление, связанное с известными экологическими катастрофами и выявленными при этом различными психическими нарушениями. Предполагает объяснение состояния мозга и поведения в реальных жизненных условиях. Жертвы экологических катастроф могут быть исследованы нейропсихологическими методами, и можно будет применять профилактические меры для противодействия повреждающему влиянию этих катастроф и проблем на психику людей.

Также в нейропсихологии есть своя методология рассмотрения тех или  иных патологических явлений, своя терминология и понятийный аппарат. Часть используемых в ней терминов и понятий совпадает  с теми, которые употребляются  другими дисциплинами, а часть специфична именно для нейропсихологии. Так, понятия и термины этиологии, клиники, патогенеза являются универсальными. Они означают одно и то же и в медицине, и в нейропсихологии. Существуют также понятия и термины, которые употребляются преимущественно в нейропсихологии, даже если возникли в рамках других дисциплин. К ним относятся понятия гнозиса и агнозии, праксиса и апраксии, модальности, модально-специфических и модально-неспецифических явлений, понятия кинетических и кинестетических, афферентных и эфферентных сигналов и т.д.

Итак, нейропсихология — дисциплина, которая существенным образом дополняет  и неврологию, и психологию, и  психиатрию, и лингвистику. Она явилась  тем необходимым звеном, которое  позволило рассмотреть психику  человека в соответствии с ее мозговой организацией — целиком, включая те сложные формы поведения, которые до этого оставались в таком виде нераскрытыми.




Информация о работе Нейропсихология как наука