Нейропсихология в её историческом развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 18:34, реферат

Описание работы

К числу экспериментальных методов относятся электрическая стимуляция мозга и регистрация электрической активности различных его отделов, в том числе при отсечении отдельных его частей. Кроме того, судить о работе мозга позволяют словесные ответы и наблюдение за невербальным поведением пациентов. Нейропсихологические исследования включают также анализ действия медикаментозных средств на работу мозга и поведение.

Содержание работы

1) Что такое нейропсихология?;
2) История развития нейропсихологии;
3)Заключение;
4)Список литературы.

Файлы: 1 файл

Государственное бюджетное образовательное учреждение.docx

— 24.87 Кб (Скачать файл)

              Государственное бюджетное образовательное учреждение  
                     высшего профессионального образования  
      «Красноярский государственный педагогический университет 
                                         им. В.П .Астафьева» 
               Институт психолого -педагогического образования 
                                Кафедра педагогики-психологии

 

 

 

 

 

 

 

                                   ИСТОРИЯ-ПСИХОЛОГИИ 
           Тема: Нейропсихология в её историческом развитии.

 

 

 

 

 

 

                                                                Проверила: Миллер О.М. 
                                                                Выполнила: Лутошкина А.В. 41 группа,  
                                                                специальность «Педагог-Психолог»

 

 

                                                       Красноярск, 2012

Содержание:

1) Что такое нейропсихология?;

2) История развития нейропсихологии;

3)Заключение;

4)Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нейропсихология, наука, изучающая мозговую организацию  психических процессов. Нейропсихология  основана на наблюдении и экспериментах, которые проводятся в клиниках и  лабораториях. К числу экспериментальных  методов относятся электрическая  стимуляция мозга и регистрация  электрической активности различных  его отделов, в том числе при  отсечении отдельных его частей. Кроме того, судить о работе мозга  позволяют словесные ответы и  наблюдение за невербальным поведением пациентов. Нейропсихологические исследования включают также анализ действия медикаментозных  средств на работу мозга и поведение.

История развития нейропсихологии 
 
Нейропсихология начала складываться в 1920-40-е гг. в разных странах и особенно интенсивно в России, что вызвано успехами психологии, нейрофизиологии и медицины. 
 
Основная заслуга создания нейропсихологии как самостоятельной отрасли психологии принадлежит А.Р.Лурия, однако первые нейропсихологические исследования проводились еще Л.С.Выготским в 1920-е гг. 

  •  
    Л.С.Выготский
    •  
      сформулировал основные положения о развитии ВПФ, о смысловом и системном строении сознания. 
    •  
      начал изучение роли различных отделов мозга в осуществлении разных форм психической деятельности. 
    •  
      сформулировал принципы локализации ВПФ, принцип «экстракортикальной» организации психических процессов (освоение форм социального поведения → новые «межфункциональные отношения» в КБП). Считал, что человеческий мозг по сравнению с мозгом животных обладает новым локализационным принципом. 

 
→ т.о. Выготским высказана идея о системном строении и системной мозговой организации высших форм психической деятельности. 

    •  
      наблюдая за детьми, вывел основную закономерность психического развития: последовательность формирования ВПФ человека и последовательность прижизненного изменения их мозговой организации.
    •  
      сформулировал положение о неодинаковом системном влиянии очаговых поражений мозга на ВПФ на разных этапах психического развития: при расстройствах развития, вызванных каким-л. церебральным дефектом, больше страдает в функциональном отношении ближайший высший по отношению к пораженному центру и относительно меньше низший; при распаде (у взрослого) какого-л. центра больше страдает ближайший к пораженному низший (зависящий от него) и относительно меньше страдает высший.
    •  
      Принципы, сформулированные Выготским:
  •  
    Послужили началом целенаправленных исследований последствий локальных поражений мозга, проводившихся А.Р.Лурия и его сотрудниками;
  •  
    Определили становление отечественной нейропсихологической школы.
        •  
          Важный вклад в отечественную нейропсихологию сделала Б.В.Зейгарник со своими сотрудниками:
  •  
    Были изучены нарушения мышления у больных с локальными и общими органическими поражениями мозга;
  •  
    Описаны основные типы патологии мыслительных процессов в виде различных нарушений самой структуры мышления в одних случаях и нарушений динамики мыслительных актов – в других.
    •  
      С позиций нейропсихологии представляют интерес работы грузинской школы психологов, исследовавших особенности фиксированной установки при общих и локальных поражениях мозга (н-р, Д.Н.Узнадзе).
    •  
      Важные экспериментально-психологические исследования проводились на базе неврологических клиник. Прежде всего, это работы Б.Г.Ананьева, посвященные проблеме взаимодействия полушарий ГМ. В них получен обширный фактический материал, показывающий многообразие взаимодействия полушарий ГМ в таких видах психической деятельности, как осязание, пространственная ориентировка и др.
    •  
      Большую ценность для становления нейропсихологии представляют нейрофизиологические исследования, которые проводились и проводятся в лабораториях. К ним относятся исследования Г.В.Гершуни, посвященные слуховой системе и позволившие по-новому подойти к симптоматике поражения височных отделов КБП у человека.
    •  
      Большой вклад в отечественную нейропсихологию внесли исследования крупных отечественных физиологов (Н.А.Бернштейн, П.К.Анохин, Е.Н.Соколов, Н.П.Бехтерев, О.С.Адрианов и др.).
      •  
        Концепция Н.А.Бернштейна об уровневой организации движений послужила основой для формирования нейропсихологических представлений о мозговых механизмах движений и их нарушениях при локальных поражениях мозга. Положения Н.А.Бернштейна о физиологии активности явились одним из логических «блоков» в построении нейропсихологической модели целесообразного поведения человека.
      •  
        Концепция П.К.Анохина о функциональных системах и их роли в объяснении целесообразного поведения животных была использована А.Р.Лурия для построения теории системной динамической локализации ВПФ человека.
      •  
        Работы Е.Н.Соколова, посвященные изучению ориентировочного рефлекса, также были ассимилированы нейропсихологией для построения общей схемы работы мозга как субстрата психических процессов.
      •  
        В работах Н.П.Бехтеревой, В.М.Смирнова при помощи метода вживленных электродов показана важная роль глубоких структур мозга в осуществлении сложных психических процессов (когнитивных и эмоциональных).
        •  
          Т.о., отечественная нейропсихология сформировалась на стыке нескольких научных дисциплин, каждая из которых внесла свой вклад в ее понятийный аппарат. Комплексный характер знаний, на которые опирается нейропсихология, определяется многоплановым характером ее центральной проблемы – «мозг как субстрат психических процессов».
        •  
          Современная нейропсихология развивается, в основном, двумя путями:

 

 
Отечественная нейропсихология 
 
Создана трудами Л.С.Выготского, А.Р.Лурия, продолжается их учениками.

 
Традиционная западная нейропсихология 
 
Наиболее яркие представители – Р.Рейтан, Д.Бенсон, Х.Экаэн, О.Зангвилл.


 
 
Методологические основы отечественной  психологии – общие положения  диалектического материализма, в  который входят следующие постулаты: 

  •  
    О материалистическом (естественнонаучном) понимании всех психических явлений;
  •  
    Об общественно-исторической обусловленности человеческой психики;
  •  
    О принципиальной значимости социальных факторов для формирования психических функций;
  •  
    Об опосредованном характере психических процессов и ведущей роли речи в их организации;
  •  
    О зависимости психических процессов от способов их формирования и др.

 
А.Р.Лурия наряду с др. отечественными психологами (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, П.Я.Гальперин) непосредственно разрабатывал теоретические основы отечественной психологической науки и на этой базе создал нейропсихологическую теорию мозговой организации ВПФ человека. 
 
А.Р.Лурия отмечал, что американская нейропсихология, достигнув больших успехов в разработке количественных методов исследования последствий мозговых поражений, фактически не имеет общей концептуальной схемы работы мозга, общей нейропсихологической теории, объясняющей принципы функционирования мозга как целого. В теоретическом отношении американская нейропсихология происходит главным образом от бихевиоризма, неврологии и психометрики. Она не идет дальше непосредственного сопоставления нарушений отдельных психических процессов с поражениями определенных участков мозга. 
 
Теоретические представления отечественной нейропсихологии определяют и общую методическую стратегию исследований. Центральной задачей нейропсихологического исследования является определение качественной специфики нарушения, а не только констатация факта расстройства той или иной функции. 
 
В современной американской нейропсихологии главным методологическим подходом к изучению больных с локальными поражениями мозга является применение стандартизированных количественных методов оценки отдельных функций. 
 
Заключение:

В настоящее время как теоретические положения, так и методы отечественной нейропсихологии приобретают все большую популярность у западных исследователей. Богатое научное наследие, оставленное А.Р.Лурия, надолго определило развитие отечественной нейропсихологии и существенно повлияло на развитие мировой нейропсихологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1)http://www.livelib.ru/tag/

2) http://gendocs.ru/v19461/

3)Нейропсихология сегодня/Под ред.Е.Д.Хомской

4)Хомская Е. Д. Нейропсихология. М. , 1987.


Информация о работе Нейропсихология в её историческом развитии