Неосознаваемые психические процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 14:50, доклад

Описание работы

Первые исследования неосознаваемых процессов, проводимые в начале двадцатого века, показали, что проблема бессознательного очень обширна. Оказалось, что осознаваемая человеком информация — лишь "верхушка айсберга". Количество неосознаваемой информации во много раз превосходит количество осознаваемой.

Файлы: 1 файл

Неосознаваемые психические процессы.docx

— 38.65 Кб (Скачать файл)

Неосознаваемые психические процессы

   Существует большое  количество психических процессов  и явлений, течение или проявление  которых не отражается в сознании  человека - неосознаваемые процессы. Вся совокупность неосознаваемых  процессов называется бессознательным.

   Первые исследования  неосознаваемых процессов, проводимые  в начале двадцатого века, показали, что проблема бессознательного  очень обширна. Оказалось, что осознаваемая  человеком информация — лишь "верхушка айсберга". Количество  неосознаваемой информации во  много раз превосходит количество  осознаваемой.

   В отечественной  психологии неосознаваемые психические  процессы принято разделять на  три класса:

   - неосознаваемые механизмы  сознательных действий,

   - неосознаваемые побудители  сознательных действий,

   - надсознательные процессы.

   Неосознаваемые механизмы  сознательных действий делятся  на три подкласса:

   - неосознаваемые автоматизмы,

   - неосознаваемые сопровождения  сознательных действий.

   

Неосознаваемые автоматизмы

    Неосознаваемые  автоматизмы - действия или акты, которые совершаются без участия  сознания. Совершая такую работу, люди говорят о "механической  работе", "о работе, при которой  голова остаётся свободной". Это  состояние "свободной головы" и означает отсутствие сознательного  контроля.

   Процессы, входящие  в подкласс неосознаваемых автоматизмов, имеют двоякую природу:

   - никогда до этого  не осознаваемые (принципиально не осознаваемые),

   - когда-то осознаваемые, но в данный момент происходящие  автоматом (навыки).

   Примеры принципиально  не осознаваемых: сосательные движения  ребёнка, мигание, конвергенция глаз, схватывание предметов, ходьба и  многое другое. Примеры навыков: игра на музыкальных инструментах, письмо, владение иностранным языком  и бесконечное количество иных  навыков.

   Стоит отметить, что  психологи в структуре сознания  выделяют:

   - фокус сознания (самое  важное в текущий момент времени),

   - периферия сознания (осуществляется слабый контроль  сознанием),

   - граница сознания (процессы находящиеся здесь могут как выходить из поля сознания человека, так и входить в него),

   - бессознательное.

   Развитые навыки  обычно "балансируют" на границе  сознания. Если человек начинает  совершать много ошибок (при усталости, например, или при усложнении  деятельности), то навык опять  попадает в поле сознания, на  его периферию или даже в  фокус. Навык контролируется, совершенствуется, а потом возвращается опять  на границу сознания. Этим и  отличаются навыки от принципиально  не осознаваемых процессов, тем что они "блуждают".

   Разные примеры  автоматизмов:

   - бегло читая какой-либо  текст, мы не задумываемся над  начертанием и значением отдельных  букв, но "сразу" воспринимаем  смысл прочитанного,

   - радист, работающий  с азбукой Морзе, воспринимая  звучание коротких и длинных  сигналов, совершенно свободно переводит  их в логическое сочетание  букв и слов,

   - заходя в тёмную  комнату, рука "сама" тянется к  выключателю.

   Неосознаваемое сопровождение  сознательных действий

    Существует большое  количество неосознаваемых процессов, которые сопровождают действие  без видимой причины: человек, слушающий  музыку, может в такт покачивать  головой или ногой; человек, работающий  ножницами, одновременно с этим  двигает челюстями; если человек  проявляет эмпатию, то его лицо приобретает выражение лица другого человека.

   К неосознаваемым  сопровождениям сознательных действий  относится:

   - непроизвольные движения,

   - тоническое напряжение,    - мимику, - пантомимику,   - большой  класс вегетативных проявлений.

   В экспериментальной  психологии такого рода проявления  рассматриваются как объективные  индикаторы состояния человека. А. Р. Лурия, например, установил, что человеку легче контролировать внешние действия (слова, движения) и гораздо труднее — мышечный тонус (позу, мимику, интонацию).

   На сегодняшний  день разработан большой ряд  разного рода устройств, помогающих  психологам-экспериментаторам и  психофизиологам объективно оценивать состояние человека по таким параметрам, как:

   - пульс,  - частота дыхания, - артериальное давление,  - электрическая активность мозга,

   - микродвижения глаз, - зрачковая реакция.

   Существуют аппараты, называемые "детекторами лжи". Поскольку они фиксируют неосознаваемые  процессы, поэтому считается, что  их довольно сложно обмануть.

Неосознаваемые побудители сознательных действий

    Существовала целая  психологическая школа, занимавшаяся  исследованием проблем установки. Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886-1950) создал так называемую грузинскую  школу психологии, в которой он  со своими учениками исследовал  феномены установки. Он определил  установку как готовность организма или субъекта деятельности к совершению определённого действия или реагирования в определённом направлении.

   Скорость и точность  реагирования человека на какой-либо  раздражитель зависит от навыка  совершать определённые действия, поэтому навык и установка  — во многом одно и то  же. Однако навык проявляется  во время осуществления действия, установка же относится к периоду, предшествующему осуществлению  действия.

   Виды установки:

   - моторная установка (готовность к выполнению конкретного  действия),

   - умственная установка (готовность решать интеллектуальные  задачи с помощью известных  и доступных способов),

   - перцептивная установка (готовность воспринимать одно и игнорировать другое).

   Установка это тоже  автоматизм, только автоматизм в  мотивационной сфере человека, это  предварительная настройка организма  к выполнению тех или иных  действий. В результате целой  серии экспериментов Д. Н. Узнадзе  и его сотрудники пришли к  выводу о том, что установка  действительно неосознаваема.

   Проводились интересные  эксперименты с формированием  у испытуемых установок во  время гипнотического сна: им  внушалось, например, что они должны  спустя какое-то время подойти  к вешалке и надеть на свою  голову чужую шляпу. Когда испытуемые  это делали на самом деле, их  спрашивали о мотивах этого "странного" поступка. Испытуемые в ответ  придумывали разного рода отговорки.

Надсознательные процессы

 С детства человек  впитывает разного рода ценности: что такое хорошо и что такое  плохо. Со временем к этим ценностям  добавляются собственные стратегические  соображения, которые тоже становятся  для человека морально-этическими  нормами. Школьник, например, может  решить сам для себя, что должен  учиться на одни пятёрки. Спортсмен  может решить, что ему надо  стать чемпионом страны. Всякое  нарушение терминальных ценностей  сопровождается неприятными, болезненными  ощущениями.

   Морально-этические  ценности могут напрямую проявляться  в сознании, но могут и косвенно  управлять этим сознанием человека. Субъективно это выглядит так: сознанием, рациональным человек  приходит к такому-то выводу, ставит  перед собой такие-то цели, совершает  такие-то действия, но "душа его  не на месте", он испытывает  волнение и при этом не рефлексирует источник этого волнения.

Бессознательное психики

В бессознательном отображаются скрытые желания человека, закладываются основы мыслей, желаний, поступков, и проч. Именно в бессознательном берет основу все то, что в последствие находит отражение в сознании. Можно даже сказать, что именно бессознательному необходимо определить главенствующую роль в психике, ибо именно то, что заложено в бессознательном оказывает в последствие влияние на сознание, т.е. на те реальные поступки человека, по которым окружающие судят о его деяниях. Бессознательное формируется различными способами. Можно говорить о том, что все эти способы в процессе жизни человека дополняют друг друга. Перечислим их. Наиболее выделяется два. Это т. н. коллективное бессознательное, то, что уже находится в психике от рождения, и является некой концентрацией опыта предков, опыта предшествующих поколений. И вторым механизмом наполнения (формирования) бессознательного является информация, поступаемся при жизни человека посредством репрезентативных систем: визуальной (зрительной), аудиальной (звуковой), кинестетической (мышечные ощущения, вкус, запах), а также двух сигнальных систем (чувства и речь). Таким образом, рассматривая вопрос формирования бессознательного, мы должны добавить, что если не рассматривать т.н. коллективное бессознательное (формирование которого зависит от филогенетических схем, а обратить внимание на личное бессознательное, то в наполняемости (формировании) последнего каждый человек принимает прямое участие. В этом случае в личном бессознательном находит отражение любой прочитанный, прослушанный, или увиденный материал (а также информация полученная органами вкуса, запаха и проч.); причем чуть позже, такой материал, уже в переработанном виде (в корреляте с информацией поступившей в бессознательное раннее) перейдет в сознание, а значит мысли и поступки человека зависят в т.ч. от того, что ранее этим человеком было увидено, услышано, прочувствовано и т.п.

Таким образом мы должны говорить, что бессознательное психики представлено двумя частями: личным бессознательным и коллективным бессознательным. Личное бессознательное является поверхностным слоем психики и содержит личные содержания человека, принадлежащие непосредственно ему самому, т.е. воспоминания обо всем, что пережито, прочувствовано, продумано человеком или узнано им, но что больше не удерживается в активном осознании по причине защитного вытеснения или простой забывчивости. Второй уровень бессознательного К.Г.Юнг обозначил как коллективное бессознательное. Этот уровень бессознательного содержал общие для всего человечества паттерны психического восприятия — архетипы. В силу того, что коллективное бессознательное является сферой архетипического опыта, Юнг рассматривает уровень коллективного бессознательного как более глубокий и более значимый, чем личное бессознательное уровень и объяснял наличие коллективного бессознательного исключительно наследуемым опытом человечества, к которому сам человек если имел отношение, то только фактом самого рождения. (В.В.Зеленский, 1996)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривая вопрос архетипов, К.Г.Юнг (2001) обращает внимание, что архетипов существует огромное количество, а сам архетип представляет собой то бессознательное содержание, которое изменяется, становясь осознанным и воспринятым. В таком случае архетипами являются некие коллективные модели (паттерны) поведения, исходящие из коллективного бессознательного и являющиеся основным содержанием сказок, мифологий, легенд, и проч. При этом, рассматривая как связаны между собой сознание и подсознание (бессознательное), К.Г.Юнг (1998) брал в качестве примера случай, когда человек внезапно забывает какую-то свою мысль, которая до этого «вертелась на языке». В этом случае он говорит «забыл», хотя на самом деле эта мысль стала подсознательной, потому что когда идея выскальзывает из сознания человека, она не перестает существовать — так же, как машина, скрывшаяся за углом, вовсе не растворяется в воздухе. Просто она оказалась вне поля зрения. Позже мы опять можем встретить эту машину, как можем и натолкнуться на ранее утерянные мысли. Таким образом, наше подсознание бывает занято множеством временно угасших образов, впечатлений, мыслей, которые продолжают влиять на наше сознательное мышление, хотя и являются потерянными. Отвлекшийся или рассеянный человек пересекает комнату, чтобы что-то взять. На полпути он останавливается в смущении — он забыл, за чем шел. Он механически перебирает вещи на столе — хотя первоначальное намерение забыто, оно подсознательно движет им. Наконец он вспоминает, что хотел. Подсознание подсказало ему. Поэтому забывание это нормальный процесс, при котором отдельные осознаваемые идеи теряют свою специфическую энергию из-за отвлечения внимания. Когда мы переключаем интерес на что-то, мы тем самым оставляем в тени те вещи, о которых думали ранее. Так луч прожектора, осветив одно место, оставляет другое в темноте. Этого нельзя избежать, поскольку сознание может удержать одновременно лишь несколько образов. Забытые идеи не прекращают существования, а пребывают под порогом сознания, ниже порога памяти, откуда могут всплыть в любой момент, иногда после многих лет полного забвения. Человек видит, слышит, чувствует запах и вкус множества вещей, не замечая этого либо потому, что его внимание отвлечено, либо потому, что раздражитель, воздействующий на его органы чувств, слишком слаб для осознанного восприятия. Тем не менее, эту информацию впитывает подсознание, и подобное подпороговое восприятие играет значительную роль в повседневной жизни любого человека даже несмотря на то, что подобное может не осознаваться человеком. (К.Г.Юнг, 1991, 1994-1998).

 

После того как мы определили что главенствует бессознательное, мы должны говорить, что именно бессознательное берет контроль над сознанием в трансовых, или измененных состояниях сознания. Роли бессознательного психики уделяли особое внимание А.Н.Леонтьев (2000), А.Р.Лурия (2006) и др., а С.Л.Рубинштейн (1989) предлагал вслед З.Фрейду называть психоанализ глубинной психологией, как термин, наиболее точно выражающий происходящие в психике процессы.

 

В бессознательном, как установили З.Фрейд, К.Г.Юнг и многие другие, скрываются архаичные желания человека (архаичные инстинкты), вытесненные в глубины психики вт.ч. и в процессе развития цивилизации (роста культуры в обществе). При этом т.н. первичные инстинкты, вытесняясь в бессознательное, не исчезли окончательно, просто человек, находясь в обычном состоянии сознании (ОСС), оказался способен более-менее контролировать их; тогда как при погружении такого человека в трансовые или измененные состояния сознания (алкогольное опьянение, усталость, период пробуждения и засыпания с сильным желанием сна, сильное сексуальное желание, состояние сильной тревоги или радости, нахождение в единой массе среди других индивидов и т.п.) все эти первобытные инстинкты находят выход, снова оказываются в сознании, и таким образом подчиняя его, вынуждают даже самого законопослушного индивида совершать полукриминальные поступки продиктованные временно ставшей деструктивной психикой. Помимо перечисленных нами случаев погружения в ИСС, измененные состояния сознания (усталость, опьянение, простудные заболевания, период просыпания, период засыпания, период усталости, вызванной в т.ч. и недосыпанием, и т.п.), в подобные состояния человек может попадать находясь в толпе. В этом случае человек толпы в полной мере испытывает на себе влияние первичных инстинктов, доставшихся от первобытного человека и активно проявляющихся в стадных чувствах всеобщего единения, когда психика людей подчинена единым позывам и первобытным желаниям вследствие значительного ослабления критичности психики. Перед человеком толпы не существует преград, его сила удесятеряется, он способен на совершение явно выраженных криминальных поступков проникнутых деструктивным желанием.

 

В случае нахождения человека в измененном, или трансовом, состоянии сознания работает правое полушарие головного мозга (бессознательное), поэтому левое полушарие мозга частично выключается и человек пребывает в ссуженном состоянии сознания. Тем самым барьер критичности на пути поступления новой информации из внешнего мира заметно ослабляется, поэтому вся получаемая информация откладывается в подсознании. Если же такая информация будет эмоционально насыщена, то в этом случае путем образования активных (очагового возбуждения в коре головного мозга) или пассивных доминант (очагового торможения в коре головного мозга) в подсознании закрепляются психологические установки, что приводят к формированию соответствующих паттернов поведения и (или) дополнительного формирования вновь образованных или предварительно образованных и усиленных этим архетипов личного бессознательного (или усиления ранних импульсов, полученных от поступившей информации; такие импульсы в данном случае не привели к созданию полноценных доминант, установок и паттернов; но такое образование было намечено, в результате чего появились полу-доминанты, полу-установки, полу-паттерны). Остановимся немного на архетипах личного бессознательного. Как мы полагаем, архетипы присутствуют не только в коллективном, но и в личном бессознательном. В этом случае архетипы состоят из остатков информации, которая когда-то попала в психику индивида, но не была вытеснена в сознание или в глубины памяти, а осталась в личном бессознательном будучи обогащенной раннее полусформированными доминантами, полу-установками, и полу-паттернами; т.е. в свое время такая информация не явилась созданием полноценных доминант, установок или паттернов, но как бы наметила их формирование; поэтому при поступлении в последующем информации  схожего содержания (т.е. информации со схожей кодировкой, или иными словами, схожими импульсами от афферентных связей, связей между нейронами мозга), раннее полусформированные доминанты, установки и паттерны доформировываются, в  результате чего в мозге появляется полноценная доминанта, а в подсознании появляются полноценные установки переходящие в паттерны поведения; доминанта в коре головного мозга, вызванная очаговым возбуждением служит причиной надежного закрепления психологических установок в подсознании, а значит и появление соответствующих мыслей у индивида, переходящих в последующем в поступки вследствие предварительного перехода установок в подсознании в паттерны поведения в бессознательном.

Информация о работе Неосознаваемые психические процессы