Невербальное общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 17:00, реферат

Описание работы

В социальной психологии принято рассматривать общение как особый вид психологической деятельности, результатом которой являются образования и изменения в когнитивной (образы, впечатления, понятия, представления, интерпретации, эталоны, стереотипы), эмоциональной сфере личности, изменения в области ее отношений и взаимотношений, в формах поведения и способам обращения к другим людям.

Невербальное общение - это такой вид отношения, для которого является характерным использование в качестве главного средства передачи информации организации взаимодействия, формирования образа, понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека невербального поведения и невербальных коммуникаций, следовательно, невербальные средства полифункциональны.

Существует ряд подходов к невербальному общению: социально-перцептивный, коммуникативный, паралингвистический, интерактивный.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Виды невербального общения………………………………………5
Голос………………………………………………………………….6
Внешний вид…………………………………………………………..
Жесты ………………………………………………………………....7
Национальные особенности невербального этикета общения иностранцев……………………………………………………………8
Поза……………………………………………………………………9
Заключение…………………………………………………………...11

Список литературы…………………………………………………………13

Файлы: 1 файл

Мой реферат по соц. психологии.docx

— 38.96 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Российской Федерации

Российский  государственный университет 

нефти и  газа им. И.М. Губкина

Оренбургский  филиал 
 
 

Реферат 

По дисциплине: «Социальная психология» 

На тему: Невербальное общение. 
 
 

            Выполнил:    Газин Р.Г.

            Группа:       ТП-07

            Проверил:      Мельников В.А. 
 
 
 

Оренбург 20011г.

Содежание

    Введение…………………………………………………………………….3

    1. Виды невербального общения………………………………………5
    2. Голос………………………………………………………………….6
    3. Внешний вид…………………………………………………………..
    4. Жесты ………………………………………………………………....7
    5. Национальные особенности невербального этикета общения иностранцев……………………………………………………………8
    6. Поза……………………………………………………………………9
    7. Заключение…………………………………………………………...11

    Список  литературы…………………………………………………………13 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    ВВЕДЕНИЕ

    В социальной психологии принято рассматривать  общение как особый вид психологической  деятельности, результатом которой  являются образования и изменения  в когнитивной (образы, впечатления, понятия, представления, интерпретации, эталоны, стереотипы), эмоциональной  сфере личности, изменения в области  ее отношений и взаимотношений, в  формах поведения и способам обращения  к другим людям.

    Невербальное  общение - это такой вид отношения, для которого является характерным  использование в качестве главного средства передачи информации организации  взаимодействия, формирования образа, понятия о партнере, осуществления  влияния на другого человека невербального  поведения и невербальных коммуникаций, следовательно, невербальные средства полифункциональны.

    Существует  ряд подходов к невербальному  общению: социально-перцептивный, коммуникативный, паралингвистический, интерактивный.

    Наиболее  древнее направление изучения невербального  общения - изучение его в связи  с речевым поведением человека.

    Подход  к невербальному общению формируется  на стыке проблем психологии невербального  общения, невербальной интеракции, невербального  поведения, рассматриваемых сквозь призму психологии экспрессивного поведения, взаимодействия и межличностного познания.

    Термин  «экспрессия» переводится на русский  язык как выразительность, яркое  проявление чувств, настроений. Экспрессия толкуется также как предъявление вовне (другому человеку, группе лиц) скрытых для непосредственного наблюдения психологических особенностей личности.

    Экспрессивность означает степень выраженности того или другого чувства, настроения, состояния, отношения и т.д. В отечественной  психологии принят термин «выразительность движения», который используется для  того, чтобы отделить от других видов  движений движения, выполняющие функции  выражения во вне психологических, личностных особенностей человека. В  психологии экспрессивного поведения  рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или ее особенности  могут быть выражены наблюдателем. В класс средств, выявляющих своебразие личности, попадают мимика, жесты, позы, форма тела, прическа, косметика, украшения, одежда, стиль речи, почерк, рисунок, окружающая среда и т.д.

    В рамках психологии экспрессивного или  невербального поведения в качестве отдельных объектов изучения выделено индивидуальное экспрессивное невербальное поведение диады, группы, лиц.

    В каждой из этих областей ставятся задачи определить степень устойчивости взаимосвязей между экспрессивным невербальным поведением и социально-психологическими характеристиками личности и группы, определить невербальные коды, способы  их фиксации, установить особенности  декодирования, толкования экспрессивных  кодов личности на примерах моделей  поведения.

Невербальное  общение — это коммутационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через интонация, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.

Язык  нашего тела, по сравнению с другими  вербальными (речевыми) средствами общения, является уникальным. Если представить, что именно он несет от 60 до 80 процентов  передаваемой собеседнику информации, легко понять необходимость в  интерпретации этого способа  контакта.

    Его составляют:

  • внешний вид, одежда, поза, танец, походка
  • голос, песня,
  • движения,
  • выражения лица, улыбка, взгляд,
  • кивок и мотание головой, покачивание конечностями, направление конечностей, имитация некоторого поведения (например качание двумя направленными вниз пальцами напоминает идущее ноги)
  • жесты,
  • рукопожатие;
  • аплодисменты;
  • поведение, действия: уверенность, осторожность, безразличность, агрессивность;
  • объятия;
  • личное пространство
  • прикосновения;
  • мимика — подражание поведению
  • Флирт

Пример  невербального общения

В одном  университете на занятиях психологии провели эксперимент. Аудиторию, которая  состояла из женатых пар, разделили  на две группы по половому признаку и давали просмотреть видеозаписи  различных вариантов плача младенцев. Затем попросили объяснить их значение. Большинство женщин, у  которых были дети, безошибочно расшифровали их (голод, мокрые пеленки, боль и т.д.), в то время как мужчины не видели в вариантах плача особого  различия. Это позволило сделать  вывод, что женщины, как более  чувствительные и наблюдательные, легче  интерпретируют невербальные жесты. Мужчинам это сделать труднее, им нужна  конкретика, а не всякие там сентиментальные  переживания. Конечно, встречаются  и исключения.

    1. ГОЛОС

    Голос — это звук, издаваемый человеком при разговоре, пении, крике, смехе, плаче. Голосообразование происходит путём выдыхания воздуха из легких через рот и нос, при этом голосовые связки вибрируют и создают звуковые волны в проходящем через них воздухе.

Известно, что многочисленные характеристики голоса человека создают его образ, способствуют распознанию его состояний, выявлению психической индивидуальности. Основная нагрузка в процессе восприятия голосовых изменений человека ложится на акустическую систему общающихся партнеров. Характеристики голоса человека принято относить к просодическим и экстралингвистическим явлениям. Просодика и экстралингвистика изучаются главным образом паралингвистикой, которая рассматривает свойства голоса, не входящие в систему собственно дифференциальных, фонологических противопоставлений и замещающие сферу несловесных коммуникаций. «Внутренняя основа паралингвистики кроется в функциональном использовании языка как относительно самостоятельной системы».

К просодической  структуре относятся явления высоты, тона, длительности, силы звука, ударения, тембра голоса. Другими словами, просодия — это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, длительность, громкость голосового тона. Экстралингвистическая система — это включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека: плач, кашель, смех, вздох, шепот и т.д.

В качестве подструктуры просодической и частично экстралингвистической структуры невербального поведения выступает интонация голоса. Интонация — это ритмико-мелодическая сторона речи.

Основными ее элементами являются мелодии речи, ее ритм, интенсивность, темп, тембр, а также фразовое и логическое ударение.

Помимо  таких функций, как дополнение, замещение, предвосхищение речевого высказывания, а также регулирование речевого потока, акцентирования внимания на ту или иную часть вербального сообщения, интонация, как в целом просодика и экстралингвистика, выполняет оригинальную функцию: функцию экономии речевого высказывания. В данном случае, как подчеркивает Г.В. Колшанский, речь идет не об экономии самой системы языка, а об экономии использования языковых средств в коммуникации. «В естественном общении, безусловно, достигается необходимая в конкретных ситуациях экономия языковых средств». Особую роль в этом случае выполняют темп, интенсивность высказывания, ударения, паузы. Не меньшую роль в «экономии речевого высказывания», а в ряде обыденных ситуаций общения и большую, играют жесты, мимика. Это еще раз доказывает, что невербальное поведение личности полифункционально. В связи с этим трудно выделить специфическую функцию той или иной структуры невербального поведения, поэтому функциональный приоритет определяется всем контекстом общения.1

Внешний вид

“По одежке встречают, по уму провожают”. С  самого детства мы привыкли к тому, что первая встреча с незнакомым человеком часто является определяющей, порой формируя дальнейшие отношения  на длительный период времени. При первой встрече наш внешний вид —  единственный источник информации, из которого новый знакомый черпает  сведения о нас. Наша одежда, прическа, состояние лица и рук, надетые  украшения способны многое рассказать о нашем социальном положении, финансовом состоянии, возможной работе и даже о сексуальной доступности.

Аккуратность  и опрятность, обычная или консервативная одежда создают впечатление ответственного человека, придерживающегося общепринятых моральных правил (что при личном знакомстве зачастую ценится гораздо  больше, чем наличие больших средств  на банковском счете).

Жесты

Под жестом обычно понимают движение рук или  кистей рук. В психологии сложилась  традиция изучения жестов как паралингвистических средств. Но жест в процессе общения не только сопровождает речь. На основе жестов можно заключить об отношении человека к какому-то событию, лицу, предмету. Жест может также сказать о желании человека, о его состоянии. Особенности жестикуляции человека могут послужить для нас основанием для вывода о каком-то качестве воспринимаемого человека. Поэтому жесты можно с уверенностью отнести к выразительным движениям и рассматривать их не только как проявление спонтанной активности человека.

Человек, формируясь как личность в конкретной социальной среде, усваивает характерные для этой среды способы жестикуляции, правила их применения и прочтения. Конечно, человек может жестикулировать как произвольно, так и непроизвольно. Жесты могут быть типичными для данного человека и совсем не характерными для него, выражать его случайные состояния. По мнению исследователей, жест несет информацию не столько о качестве психического состояния, сколько об интенсивности его переживания.

Созданы многочисленные системы записей  жестов человека. Принцип всех записей  один и тот же — выделить отдельные  единицы, жестовые движения. Лингвистически ориентированные авторы исследований движений тела человека склонны оперировать  при их описании теми же категориями, что и при описании закономерностей  функционирования естественного языка. Так, одни авторы предлагают группировать жесты по участию в движении одной  или двух рук, по признаку перекрещивания или симметричного расположения рук и по признаку центробежности или центростремительности. Другие пытаются интерпретировать единицы  языка жестов в соответствии с  единицами разговорного языка: форма  рук — согласные; направления  движения — гласные; динамика —  ударение; тон, долгота, модели движения — полугласные; референты — предметы, к которым движение руки направлено.

Информация о работе Невербальное общение