Невербальные компоненты имиджа политического лидера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 20:04, научная работа

Описание работы

При построении эффективного имиджа необходимо учитывать множество его аспектов. В том числе и невербальную коммуникацию. Особенно это характерно для имиджа политиков, когда за короткий период выступления необходимо донести большой объем информации. И именно невербальная коммуникация в данном случае дополняет сообщение, усиливая тем самым впечатление от него. При формировании эффективного визуального имиджа политика необходимо правильно выстраивать невербальную коммуникацию. Это должно происходить в соответствии с вербальными компонентами коммуникации и личностными характеристиками политика.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………
Определение понятия имидж и невербальная коммуникация в трудах отечественных и зарубежных авторов ………………………………………………………
Анализ невербальных проявлений политических лидеров……………………………..
Заключение……………………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Невербальные компоненты имиджа политического лидера передел.docx

— 35.34 Кб (Скачать файл)

ХII  городская с региональным участием научно-практическая конференция «Академия»

 

 

Секция:

Тема: Невербальные компоненты имиджа политического лидера

 

 

Дорофеева Светлана Павловна

АФ ФГБОУ ВПО МГГУ им. М.А.Шолохова 2 курс специальности «Государственное и муниципальное управление»

 

Научный руководитель:

Григорян Зулал Завенович

Старший преподаватель кафедры  психолого – педагогического  образования АФ ФГБОУ ВПО МГГУ им. М.А.Шолохова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………

Определение понятия имидж  и невербальная коммуникация в трудах отечественных и зарубежных авторов ………………………………………………………

Анализ невербальных проявлений политических лидеров……………………………..

Заключение……………………………………………………………………………..

Список литературы…………………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Невербальные  компоненты имиджа политического лидера.

Аннотация.

Цель работы состояла в  определении влияния невербальных компонентов на формирование имиджа политического лидера.

Методы исследования: анализ научной литературы, анализ продуктов деятельности, обобщение изученной информации.

В первой части работы рассмотрены теоретические основы невербальных компонентов имиджа.

Во второй части проведен анализ невербальных проявлений политических лидеров (поподробней бы немного).

           При построении эффективного имиджа необходимо учитывать множество его аспектов. В том числе и невербальную коммуникацию. Особенно это характерно для имиджа политиков, когда за короткий период выступления необходимо донести большой объем информации. И именно невербальная коммуникация в данном случае дополняет сообщение, усиливая тем самым впечатление от него. При формировании эффективного визуального имиджа политика необходимо правильно выстраивать невербальную коммуникацию. Это должно происходить в соответствии с вербальными компонентами коммуникации и личностными характеристиками политика.

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Карьера политического деятеля, его взлеты и падения, успехи и  поражения являются совокупным результатом  многих факторов. И одно из ведущих  мест среди них принадлежит невербальному  поведению. Общеизвестно, какой мощью, мобилизующим воздействием обладает слово. Но в жизни политика нередки ситуации, когда поступки бывают красноречивее  всяких слов. В тех случаях, когда за короткий период выступления необходимо донести большой объем информации именно невербальная коммуникация в данном случае дополняет сообщение, усиливая тем самым впечатление от него.

По мнению западных политтехнологов, лишь на 7 % успех политического лидера зависит от того, что он говорит, а на 55 % - от того, какое он производит впечатление.

Большинство политических деятелей, независимо от статуса, искренне полагают, что их воспринимают и оценивают  по их словам и делам.  Поэтому  более или менее они уделяют  внимание своим устным или письменным речам, а так же словесному оформлению своих дел, речевому сопровождению  поступков. Однако, при этом большинство  политических лидеров оставляют  без внимания тот факт, что слушатели  не всегда улавливаю логику текста, не всегда принимают аргументацию, далеко не всегда способны к восприятию текста на понятийном уровне. Кроме  того, слушатель в основном берет  лишь верхний слой информации, причем подчиняя её своей логике и своим  представлениям о том, что пытается донести ему политик. Довольно часто  послание политического лидера и  вовсе не воспринимается, а его  образ строится по «осколкам» информации, полученной на эмоционально-чувственном  уровне. Таким образом, этот уровень  восприятия политических объектов является даже более важным, чем понятийный. Во всяком случае, у людей, у которых  сформирован негативный эмоционально-чувственный  образ политика, его практически  невозможно изменить за счет сообщений  на вербальном уровне и логической аргументации. Совокупность вышеперечисленных фактов и определяет актуальность выбранной темы исследования.

За рубежом, в  странах с давней демократической  традицией, в отличие от России, исследование этой проблемы имеет под собой  солидную базу. Однако и в нашей  стране за последнее десятилетие, в этом направлении достигнут значительный прогресс. И в целом современный теоретический и методологический уровень изучения проблемы невербальной коммуникации, где невербальное поведение рассматривается в качестве предмета анализа, предоставляет широкие возможности, как для теоретического осмысления, так и для практического использования имеющихся разработок. Этим и определяется актуальность выбранной темы исследования.

Цель работы: определить влияние невербальных компонентов на формирование имиджа политического лидера.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие  задачи:

  1. Изучить теоретические основы имиджа руководителя и его невербальных составляющих.
  2. Проанализировать невербальные проявления политических лидеров.

Теоретической базой научно-исследовательской работы являются положения и выводы из трудов российских и зарубежных исследователей в области политологии и психологии управления П. Экмана, А. А. Урбанович, Е. Кадацкого, Д.Грейсона, А.А. Татарникова, В.Н. Лавриненко, В. Цинёва, Э.Гоффмана.

Основными методами, использованными  в ходе исследования, являются: анализ научной литературы, анализ продуктов деятельности, обобщение изученной информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

 

    1. Определение понятия имидж и невербальная коммуникация в трудах отечественных и зарубежных авторов.

 

Имидж – это слово английского  происхождения, обозначающее образ, изображение, представление. В современном значении обозначает то впечатление, которое  человек производит на окружающих. Причем этот образ складывается из того, что и как человек говорит  и делает, каков его стиль поведения  и обращения с окружающими, какова его внешность, манера и одежда. Так же имидж складывается в ходе личных контактов, на основе мнений, высказываемых о нем окружающими.[1]

Вербальный имидж –  мнение, формируемое в процессе речевого общения (устного или письменного). Если существуют проблемы с речью, вызывающие барьеры в речевом общении (неумение ясно и четко излагать мысли в  беседе), следует избегать экспромтов в устной речи, тщательно готовиться к встрече с собеседником. На становление  позитивного вербального имиджа влияют темп, выразительность, четкость устной речи.

Невербальный, поведенческий  имидж создается на основе изучения и учета воздействия жестикуляции, мимики, положения тела в пространстве. Невербальное поведение политика во все времена привлекало к себе в обществе пристальное внимание. Источники такого интереса в самой  сущности невербального поведения  как одного из компонентов харизмы, в специфике коммуникативной  деятельности политика, в особенностях ментальности народа. Отсюда перед  создателями политического имиджа встает задача подбора такого методического  комплекса инструментов формирования и совершенствования экспрессивного аппарата политика, применение которого позволило бы максимально реализовать  стратегию политического лидера. [12]

Невербальные средства общения  чрезвычайно разнообразны. К основным из них относят визуальные, аудиальные, тактильные и ольфакторные.

Основные визуальные средства общения изучаются кинесикой. Она рассматривает отражение поведения, намерений человека в его невербальных проявлениях. К основным визуальным средствам общения относят:

  • движения мышц лица, обычно называемые мимикой;
  • движения рук, ног, то есть жесты;
  • движения туловища, особенности походки и др., обычно называемые пантомимикой;
  • пространственную и временную организацию общения (расстояния до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство и др.), называемую проксемикой;
  • выражение лица, выражение глаз;
  • позы, осанка, посадка головы;
  • направление взгляда, визуальные контакты;
  • кожные реакции — покраснение, бледность, потливость;
  • подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста, расы);
  • средства преобразования природного телосложения (одежда, прическа, косметика, очки, украшения, татуировки, усы, борода и др.)

Кинеcическое поведение  национально. Например, в отечественных  книгах по этикету поведения даны рекомендации: «Воспитанный человек должен уметь слушать собеседника, а потому должен смотреть на него не «пустыми» глазами, а внимательно и «заинтересованно».[2] В японских традициях этикета слушания нижестоящему нельзя смотреть в глаза вышестоящему. Это рассматривается как дерзость и непочтение. Интересно, что в течение часа общения финн совершает в среднем два жеста, француз — восемьдесят, итальянец — сто десять, мексиканец — более ста шестидесяти. Вот почему невербальный язык другой страны приходится учить так же, как и словесный.

К основным невербальным компонентам  имиджа политического лидера можно  отнести жесты, мимику и позу. [3] 

 

    1. Анализ продуктов деятельности политических лидеров

 

В выступлении политика из невербальных компонентов наиболее заметны верхние жесты человека, то есть жесты в области его головы и туловища. Они классифицируются на следующие: [8]

  1. Аттрактивные жесты, важны именно в построении межличностной коммуникации между политиком и электоратом, а также в публичном выступлении. Так, например, жест «православная щепоть» - большой палец, указательный и средний соединены подушечками. Щепоть при беседе демонстрируется оратором слушателям. Этот жест подчеркивает важность происходящего. Во время обращения к избирателям особенно часто этот жест применял николя Саркози.
  2. Негативные жесты. Среди используемых жестов в этой группе: указательный палец вертикально вверх по щеке, большой поддерживает подбородок. Негативная оценка происходящего. Или, например, прочищение уха, почесывание его, перегиб ушной раковины, полное закрытие уха ладонью. При этом ладонь опирается на эту ладонь. Жест подчеркивает негативное отношение слушателя к воспринимаемой информации. Этих жестов политик должен избегать, дабы не создавать образ человека, не интересующегося ни собеседником, ни темой беседы.
  3. Жесты - усилители общения. Эти жесты политик должен использовать в каждом своем публичном выступлении. Так, подушечки пальцев касаются друг друга, образуя пирамиду. Независимо от направленности вниз или вверх для оратора - это стремление лучше донести информацию до слушателя. А у слушателя такая позиция - стремление показать свою заинтересованность. Более эффективный жест - ладони обеих рук от ладонных бугров до подушечек пальцев плотно прижаты друг к другу. Жест предвещает передачу важной информации собеседникам. Применяется для усиления доверительности, открытости, достоверности информации, и, в общем, коммуникативной обстановки. Часто эти жесты используются В.В. Путиным. Несколько, из таких ситуаций показаны в презентации.
  4. Агрессивные жесты. Эта группа жестов ни в коем случае не должна доминировать в невербальной системе имиджа. Это может нанести серьезный вред политику, прежде всего, за счет разрушения его предыдущего имиджа, сформированного с помощью "позитивных" жестов. Следует избегать такого жеста, как: указательный палец, средний и безымянный пальцы поглаживают-почесывают суставы кулака второй руки. Иллюстрация готовности к агрессии. Или выпрямленный указательный палец. В зависимости от наклона применяется в двух значениях: или перст "указующий" (обвиняющий), или перст "считающий" (отчитывающий). Оба варианта не способствуют открытому общению. Ярким примером политика, чей имидж включает частое использование подобных жестов является президент Грузии М. Саакашвили.
  5. Жесты-иллюстраторы оценки ситуации. Политик, чтобы показать свою заинтересованность темой, может большой палец прижать к указательному; кончик указательного к височной впадине; средний, безымянный и мизинец прижаты к ладони и лежат на щеке. Жест формирует образ человека вдумчивого, заинтересованного в предмете общения. Особенно этот жест характерен для Д.А.Медведева.
  6. Жесты, иллюстрирующие неуверенность. Такие жесты, как: указательный палец подушечкой маятникообразно движется от края до края верхней губы, или ощупывание предметов собственной одежды подушечками пальцев - говорят о неуверенности человека и должны быть удалены из невербального словаря политика.
  7. Жесты-иллюстраторы закрытости человека. Большой палец вытянут вдоль щеки, остальные, сжатые в кулак, прикрывают рот - иллюстрирует растерянность, страх перед новой информацией, а если подушечка большого пальца прижата к углу рта, подушечки остальных четырех расположены по лицу от угла нижней челюсти до скулы, нижняя губа и подбородок закрыты ладонью, то это свидетельствует о том, что собеседник настроен критически, закрыт для общения. Такой жест типичен для В.Жириновского, иногда используется С. Кириенко, А. Чубайсом. [7]
  8. Жесты, социально опосредованные или ситуативно значимые. Из этих жестов наиболее применяемые в политической практике следующие: ладонь прикрывает область сердца, позиция может усиливаться второй рукой, которая крест-накрест, прикрывает первую. Позиция иллюстрирует полную откровенность, раскаяние. Основной невербальный лейтмотив президентской кампании 1999-2000 года [4].

Наряду с жестами и  позой важная роль среди элементов  невербального поведения отводится  физиогномике и мимике лица. Физиогномика - это экспрессия лица и фигуры человека, взятая безотносительно к выразительным  движениям и обусловленная самим  строением лица, черепа, туловища и  конечностей. Целостность и динамичность являются главными характеристиками мимики. Отдельные мимические зоны лба, глаз, рта действуют как звенья единой целостной системы [13]. Характерной особенностью мимики является следующая закономерность: "…изменение какого-либо компонента ансамбля следует рассматривать как изменение смысла всей структуры [8]. Во многих исследованиях экспериментальной психологии и в физиологии указывается, что опознание эмоций зависит от участия всех лицевых мышц.

Приведем константный  комплекс признака радости, который  характеризуется следующими признаками: «Рот закрыт. Уголки губ приподняты. Глаза прищурены или раскрыты. Глаза блестят. Брови подняты вверх. Внутренние уголки бровей подняты вверх. Горизонтальные складки на лбу. Лицо динамичное» [5]. Так, призывая голосовать за себя, политик сам, прежде всего, должен излучать чувство уверенности и радости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, невербальные компоненты поведения играют значительную роль в формировании имиджа политика. Являясь элементами неречевой структуры  речи, они обслуживают вербальные формы коммуникации, тесно вплетены в структуру коммуникативного акта и неразрывны с ним.

Подводя итоги данного исследования, можно сделать следующий вывод: невербальная коммуникация играет далеко не последнюю роль в формировании имиджа политического лидера. Средства невербальной коммуникации как своеобразный язык чувств являются таким же продуктом общественного развития, как и язык слов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Аллан Пиз. Язык телодвижений (как читать мысли по жестам)/ Пер. с англ. – Н. Новгород, 1994. – 107 с.
  2. Акишина А. А., Кано Х. "Национальная специфика коммуникации и словарь русских жестов" // Словари и лингвострановедение, М., 1982, С. 157-162
  3. Аминов, И.И. Психология делового общения.- М.: Омега-Л, 2006. – 304 с.
  4. Биркенбил, В. Язык интонации, мимики, жестов. - С.-П.: «Питер», 1997. – 176 c.
  5.   Бороздина, Г.В. Психология делового общения: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2000. – 224 с.
  6. Василик М.А. Основы теории коммуникации: Учебник/ Под ред. проф. М.А. Василика.- М.: Гардарики, 2003.- 615 с.
  7. Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. – М.: «Наука», 1980. – 238 с.
  8. Жинкин Н. И. «Мимика больного человека» // Вопросы психологии. 1968 № 3. С. 177-180
  9. Лабунская В. А. Невербальное поведение. – Ростов н/Д: «Феникс», 1988. – 246 с.
  10. Леонтьев А. А. Психология общения. – М.: «Смысл», 1999. – 365 с.
  11. Масюкевич Н.В. Психология эффективного общения/ Н.В. Масюкевич, Л.С. Кожуховская. – Минск : Соврем. шк., 2007. – 384 с.
  12. Морозов В. П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. – М.: ИП РАН, Центр «Искусство и наука», 1998. – 189 с/
  13. Сухаревский Л. М.. «Мимика как объективный фактор выражения личности» // Проблемы личности. М., 1969. С. 216 – 218
  14. Урунтаева, Г. А.Дошкольная психология/Г.А.Урунтаева – М.: Академия, 2009 – 256 с.

Информация о работе Невербальные компоненты имиджа политического лидера