Невербальные средства коммуникации. Мимика и взгляд. Сигналы «языка» глаз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 17:45, контрольная работа

Описание работы

Цель моей контрольной работы - познакомиться с невербальными средствами коммуникации, а именно с мимикой и взглядом.
Исходя из цели, формулирую задачи:
Ознакомиться с невербальными средствами коммуникации;
Рассмотреть мимику и взгляд;
Изучить сигналы «языка» глаз.

Содержание работы

Введение3
1. Невербальные средства коммуникации4
2. Мимика и взгляд7
3. Сигналы «языка» глаз12
Заключение19
Список литературы20

Файлы: 1 файл

реферат деловое общение.docx

— 193.99 Кб (Скачать файл)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования  УГЛТУ

Уральский государственный  лесотехнический университет

 

 

Кафедра менеджмента и  ВЭДП

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДЕЛОВОМУ ОБЩЕНИЮ

Невербальные средства коммуникации.

Мимика и взгляд. Сигналы  «языка» глаз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2012 г.

Оглавление

 

    Введение3

  1. Невербальные средства коммуникации4

  2. Мимика и взгляд7

  3. Сигналы «языка» глаз12

 Заключение19

  Список литературы20

 

 

Введение

В нашем внешнем поведении  проявляется то многое, что у нас  происходит и есть внутри. Только эти  проявления нужно уметь распознать. За отдельными, едва заметными проявлениями рук, глаз, можно увидеть настроение, желания, помыслы вашего партнера. Как  заметил однажды признанный знаток людей, легче изменить свое мировоззрение, чем свой в высшей степени индивидуальный способ подносить ложку ко рту.

В общение людей оказываются закономерно включены эмоции общающихся. Это эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует невербальный аспект обмена информацией – невербальную коммуникацию.

Невербальное общение - это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов, то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. 

Средства невербальной коммуникации как своеобразный язык чувств являются таким же продуктом общественного  развития, как и язык слов, и могут  не совпадать в разных национальных культурах.

Цель моей контрольной  работы - познакомиться с невербальными средствами коммуникации, а именно с мимикой и взглядом.

Исходя из цели, формулирую задачи:

  1. Ознакомиться с невербальными средствами коммуникации;
  2. Рассмотреть мимику и взгляд;
  3. Изучить сигналы «языка» глаз.

Для решения поставленных задач, я выбрала следующие пути решения:

1. Изучить литературу по данным вопросам

2. Обработать данные

3. Систематизировать полученную информацию.

 

 

1. Невербальные средства  коммуникации  

Невербальное общение  - общение посредством неречевых знаковых систем. Невербальная коммуникация обычно представляется следующими системами: визуальная, акустическая, тактильная, ольфакторная.

Визуальная система общения включает в себя:

  • жесты;
  • мимику, позы;
  • кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение);
  • пространственно-временную организацию общения;
  • контакт глазами (визуальный контакт);
  • вспомогательные средства общения, в т. ч.: подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста, расы), использование средств преобразования природного телосложения (одежда, прическа, косметика, очки, борода, мелкие предметы в руках) и пр.

Эта общая моторика различных  частей тела отражает эмоциональные  реакции человека, благодаря чему общение приобретает новые нюансы.

Акустическая система подразделяется на следующие аспекты:

  • паралингвистическая система (система вокализации, т. е. темп голоса, его диапазон, тональность);
  • экстралингвистическая система (включение в речь пауз, а также других средств, как-то: покашливание, смех, плач, темп речи).

 Тактильная система  - прикосновения, пожатие рук, объятия, поцелуи.

Ольфакторная система  - приятные и неприятные запахи окружающей среды, естественные и искусственные запахи человека.

Выделяют следующие основные функции невербального общения:

  • выражение межличностных отношений;
  • выражение чувств и эмоций;
  • управление процессами вербального общения (разговором);
  • обмен ритуалами;
  • регуляция самопредъявлений.

Особенностью невербального  языка является то, что его появление  обусловлено импульсами человеческого  подсознания, и человек, не владеющий  методикой контроля своих невербальных средств выражения, не может подделать  эти импульсы, что позволяет доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения. Считается, что подделывать или копировать жесты и другие невербальные знаки  практически невозможно, поскольку  в течение длительного времени  нельзя контролировать всю их совокупность и одновременно еще и произносимые слова.

Знание невербального  языка позволяет не только лучше  понимать собеседника, но и (что более  важно) предвидеть, какую реакцию  вызвало услышанное еще до того, как собеседник выскажется, почувствовать  необходимость изменений для  достижения желаемого результата. Невербальная коммуникация позволяет показать, что  вы понимаете посылаемые другими  сигналы и ответы на них; проверять  собственные предположения о  сигналах, подавляемых другими; подавать сигналы обратной связи.

Невербальные знаки, в  частности, жесты нельзя рассматривать  изолированно, поскольку у одного жеста может существовать несколько  значений; другой в данный момент может  вообще ничего не значить; третий —  быть обманным. Поэтому их необходимо читать в системе, где каждый дополняет, уточняет, координирует другие.

Невербальные знаки могут  соответствовать или не соответствовать  словам человека, которые они сопровождают. Если соответствие имеется, они усиливают  вербальную информацию, а если отсутствуют, ориентироваться нужно на невербальные знаки, поскольку их информативность  примерно в пять раз выше, чем  слов.

Можно сказать, что все системы невербальной коммуникации существенно дополняют речевое воздействие, как усиливая его, так и ослабляя. Кроме того, именно невербальные средства общения представляют более точную информацию о душевном состоянии, настроении собеседника, отношении к партнеру и к обсуждаемой проблеме, чем его слова, помогают выявить такой существенный параметр делового общения, как намерения его участников. 
 

 

2. Мимика  и взгляд 

Невербальное общение  человека связано с его психическими состояниями и служит средством  их выражения. На основе невербального  общения раскрывается внутренний мир  личности, осуществляется формирование психического содержания совместной деятельности людей. Люди быстро приспосабливают  свое вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но невербальное общение оказывается менее пластичным.

Учеными разработана классификация  невербальных средств общения (рис. 2.1.).

рис.2.1.

Рассмотрим содержание основных невербальных средств общения (кинесические, просодические, экстралингвистические и такесические).

Наиболее значимы кинесические средства — зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные средства движения, проявляющиеся в позе, жесте, мимике, походке, взгляде.

 Поза — это положение  человеческого тела, типичное для  данной культуры. Поза может свидетельствовать  либо о закрытости, либо об  открытости к общению. При закрытой  позе человек как-то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве. При открытой же позе стоящий человек руки раскрывает ладонями вверх, сидящий раскидывает руки, ноги вытягивает.

Жесты — это разнообразные  движения руками и головой, смысл  которых понятен для общающихся сторон.

 Жесты можно разделить  на:

  • коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т. д.);
  • жесты, выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, неудовлетворения, доверия и недоверия, растерянности и т. п.);
  • описательные жесты (имеют смысл только в контексте речевого высказывания).

Особая роль в передаче информации отводится мимике — движениям мышц лица.

В мимическом выражении шести  основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления  и презрения) все движения мышц лица скоординированы, что хорошо видно  из схемы мимических кодов эмоциональных  состояний, разработанной В.А. Лабунской (рис. 2.2).

Психологи установили, что  все люди независимо от национальности и культуры, в которой они выросли, с достаточной точностью и  согласованностью интерпретируют эти  мимические конфигурации как выражение  соответствующих эмоций. И хотя каждая мина является конфигурацией всего  лица, основную информативную нагрузку все-таки несут брови и рот. Легче  всего определяются эмоции радости, удивления, презрения, гнева, сложнее  — эмоции страдания и страха.

рис. 2.2.

   Лицо не случайно называют зеркалом души человека. Положение рта, бровей и глаз прекрасно передает эмоциональное состояние и такие чувства, как печаль, робость, злобу, враждебность и т. д. Посмотрите на нарисованные лица (рис. 2.3.). На каждом из них написано, какое чувство или состояние души это лицо выражает. Но помните, настроение человека нельзя определить только по отдельным признакам! Например, размер зрачка и положение глаз могут иметь много различных значений.

Походка человека - это стиль передвижения, который отражает его эмоциональное состояние. Исследования показали, что легко узнаются по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Причем, оказалось, что самая тяжелая походка при гневе, самая легкая - при радости, самая большая длина шага при гордости, вялая, угнетенная походка - при страдании.

рис. 2.3.

 С мимикой очень  тесно связан взгляд, или визуальный контакт, составляющий исключительно важную часть общения. Общаясь, люди стремятся к обоюдности и испытывают дискомфорт при ее отсутствии. Взгляд, как правило, связан с процессом формирования высказывания и трудностью этого процесса. Когда человек только формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону, когда мысль полностью готова - на собеседника. Если речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается - больше. Тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнера. Слушающий же больше смотрит в сторону говорящего и посылает ему сигналы обратной связи.

Визуальный контакт свидетельствует  о расположенности к общению. Если на нас смотрят мало, то мы полагаем, что к нам или к нашим  словам и действиям относятся  плохо, а если много, то это либо вызов, либо хорошее отношение.

Взгляд передает самую  точную информацию о состоянии человека, поскольку расширение и сужение  зрачков не контролируется человеком. Если человек возбужден или заинтересован  чем-то, находится в приподнятом  настроении, его зрачки расширяются  в четыре раза против нормального  состояния. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться.

Хотя лицо является главным  источником информации о психологическом  состоянии человека, оно во многих ситуациях гораздо менее информативно, чем его тело, так как мимические выражения лица сознательно контролируются во много раз лучше, чем движения тела. Если человек хочет скрыть свои чувства или передает заведомо ложную информацию, лицо становится малоинформационным, а тело главным источником информации для собеседника, так как жесты, позы, походка, стиль экспрессивного поведения говорят о многом.

Характеристики голоса относятся к просодическим и экстралингвистическим явлениям.

Просодика — это общее  название таких ритмико-интонационных  сторон речи, как высота, громкость  голосового тона, темп голоса, сила ударения.

Экстралингвистика — это включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздохов и т.д.

К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами. Среди них особую силу имеют статус партнеров, возраст, пол, степень их знакомства. Рукопожатия, например, делятся на три типа: доминирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз), покорное (рука снизу, ладонь развернута вверх) и равноправное. Такой такесический элемент, как похлопывание по плечу, возможен при условии близких отношений, равенства социального положения общающихся. 

 

3. Сигналы «языка» глаз

Визуальный контакт —  изменение ширины зрачков, степени  открытости глаз, направления и движения взгляда в процессе общения. Визуальный контакт занимает особое место среди  невербальных средств общения. В словах можно скрыть все, что угодно (горе, страдание, радость), но чтобы скрыть это во взгляде, требуется либо огромная сила воли, либо специальная тренировка. Поэтому взгляд наиболее адекватно выражает эмоциональное состояние партнера. Для того чтобы установить хорошие отношения с другим человеком, следует смотреть на него от 60 до 70 % всего разговора. Неудивительно, что нервным, застенчивым людям, которые смотрят в глаза менее одной трети времени разговора, очень редко доверяют.

Информация о работе Невербальные средства коммуникации. Мимика и взгляд. Сигналы «языка» глаз