Норма психического здоровья и развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 08:28, реферат

Описание работы

Шизофрения входит в «группу психотических расстройств, характеризуемых грубыми искажениями реальности; отказом от социальных интеракций и дезорганизацией восприятия, мышления и эмоций». Некоторые теории, касающиеся причин шизофрении, отдают приоритет биологическим факторам (например, избыточному содержанию допамина или иным биохимическим нарушениям). Другие теории делают акцент на семейную динамику (к примеру, проявление враждебности к больному человеку). Модель шизофрении «диатез-стресс» предполагает, что у индивидов с биологической предрасположенностью к расстройству (диатез) последнее может возникнуть после воздействия стрессоров среды.

Файлы: 1 файл

К аномальным.docx

— 26.10 Кб (Скачать файл)

РАСКРОЙТЕ СОДЕРЖАНИЕ И НЕДОСТАТКИ КРОСС-КУЛЬТУРНОГО  ПОДХОДА К ОПРЕДЕЛЕНИЮ НОРМЫ  ПСИХИЧЕКОГО ЗДОРОВЬЯ И РАЗВИТИЯ.

 

Проводившиеся в течение долгих лет кросс-культурные исследования дали обилие фактов, показывающих, что аномальное поведение и психопатология имеют как универсальные, так и культурно-специфические аспекты. В этом разделе мы рассмотрим шизофрению, депрессию, соматизацию и ряд явно культурно-специфических расстройств.

ШИЗОФРЕНИЯ

Шизофрения входит в «группу психотических расстройств, характеризуемых грубыми искажениями реальности; отказом от социальных интеракций и дезорганизацией восприятия, мышления и эмоций». Некоторые теории, касающиеся причин шизофрении, отдают приоритет биологическим факторам (например, избыточному содержанию допамина или иным биохимическим нарушениям). Другие теории делают акцент на семейную динамику (к примеру, проявление враждебности к больному человеку). Модель шизофрении «диатез-стресс» предполагает, что у индивидов с биологической предрасположенностью к расстройству (диатез) последнее может возникнуть после воздействия стрессоров среды.

Международное опытное исследование шизофрении

 

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) выступила спонсором Международного опытного исследования шизофрении , которое сравнило распространение и течение расстройства в Колумбии, Чехословакии, Дании, Англии, Индии, Нигерии, СССР, Тайване и США. После тщательного обучения использованию оценочных средств психиатры в каждой из этих стран достигли хорошей надежности в диагностике шизофрении у пациентов, включенных в исследование. В результате исследователи ВОЗ смогли идентифицировать группу симптомов, наличествующих во всех культурах в выборках шизофреников. К этим симптомам относятся отсутствие инсайта, слуховые и вербальные галлюцинации, а также идеи отношения (предполагающие, что человек является объектом всеобщего внимания).

Межкультурные различия в течении болезни 

Исследования ВОЗ широко цитируют, чтобы подкрепить доводы в пользу универсальности шизофрении. Но выявились также некоторые важные межкультурные различия. Один результат, удививший исследователей, показал, что болезнь протекает у пациентов из развивающихся стран легче, чем у тех, кто живет в высокоиндустриализованных странах. Пациенты в Колумбии, Индии и Нигерии выздоравливали быстрее, чем больные в Англии, СССР или США. Эти различия были приписаны таким культурным факторам, как большое количество родственников и тенденция возвращаться на прежнюю работу в развивающихся странах.

Проявление симптомов шизофрении в разных культурах

Исследователи также обнаружили отличия в проявлении симптомов в разных культурах. Пациенты в Соединенных Штатах реже демонстрировали отсутствие инсайта и слуховые галлюцинации, чем датские или нигерийские больные. Эти данные могут быть обусловлены культурными различиями в ценностях, связанных с инсайтом и самосознанием, которые высоко котируются в США, но имеют меньшее значение в других странах. Кроме того, культуры могут различаться по своей терпимости к конкретным симптомам; нигерийская культура в целом относится более приемлемо к наличию голосов. Однако нигерийские и датские пациенты чаще демонстрировали кататонию (крайнюю степень отчужденности или возбуждения). Шизофрения протекает у пациентов из развивающихся стран легче, чем у тех, кто живет в  высокоиндустриализованных странах. Пациенты в Колумбии, Индии и Нигерии выздоравливают быстрее, чем больные в Англии, СССР или США.

Кляйнман и Лефф рассмотрели некоторые из методологических проблем, которые осложняли исследования ВОЗ - среди них оценочные средства, которые были не способны выявить культурно уникальный опыт и проявления расстройства. Кляйнман также отметил, что выборки оказались искусственно гомогенными из-за критериев отбора. Он утверждал, что показатели межкультурных различий могли быть еще большими, не будь снижена гетерогенность выборки.

В одном раннем исследовании психиатрических пациентов в Нью-Йорке Оплер и Сингер установили, что американские шизофреники ирландского происхождения чаще страдают параноидным бредом, чем американские пациенты итальянского происхождения. Авторы объясняют это отличие культурными различиями в воспитании детей. Исследование японских шизофреников показало, что они чаще, чем евроамериканцы, проявляют отчужденность и пассивность, подстраиваясь под культурные ценности.

Распространенность шизофрении и возникновение рецидивов .Другие межкультурные сравнения шизофрении обнаружили культурные вариации в распространенности и симптоматологии.  Мерфи установил, что уровень госпитализации по поводу шизофрении в Ирландии в 4 раза выше, чем в Англии и Уэльсе, а это предполагает, что некоторые особенности ирландской культуры (например, острый ум, двойственное отношение к индивидуальности) могут влиять на возникновение шизофрении.

Недавние исследования шизофреников подтвердили теорию, согласно которой проявленные эмоции -  семейная коммуникация, характеризуемая враждебностью и сверхучастием, - повышает вероятность рецидива. Конструкт проявленных эмоций важен, поскольку он предполагает, что семейные и социальные интеракции влияют на течение шизофрении. На эти интеракции, в свою очередь, влияют культурные ценности. Исследования свидетельствуют, что в западных выборках проявленные эмоции становятся предвестником рецидивов. Однако Кляйнман указывает на различия при использовании этого конструкта в других культурах, особенно в тех, которые делают упор на невербальную коммуникацию. Карно с коллегами сообщает, что проявленные эмоции также предвещают рецидивы среди американцев мексиканского происхождения, но Кляйнман задает вопрос, валидны ли для других культур средства оценки проявленных эмоций, разработанные в контексте какой-то одной культуры.

Различия в частоте постановки диагноза

Сообщения о культурных различиях в диагнозе также поднимают вопросы в отношении валидности оценочных приемов, используемых в межкультурных сравнениях шизофрении и других расстройств. При повторном анализе некоторых ранних данных ВОЗ Лефф обнаружил, что американские психиатры чаще ставят диагноз шизофрении, чем психиатры в Англии, и реже диагноз депрессии. Абебимпе, а также Томас и Силлен установили, что афроамериканцам чаще, чем евроамериканцам, ставят диагноз шизофрении в сравнении с депрессией, даже когда картина симптомов одинакова. По-видимому, паттерн различий частично объясняется расовой предубежденностью, а кроме того, могут быть важны культурные различия в проявлении симптоматологии.

Одним словом, исследования ВОЗ приносят достаточно свидетельств об универсальном наборе ключевых симптомов, которые могут быть связаны с шизофренией. Однако другие исследования помогают умерить эту интерпретацию, регистрируя специфические культурные различия в конкретных проявлениях, опыте и диагнозе шизофрении в разных культурных контекстах.

 

ДАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АНОМАЛЬНОГО (ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ) РАЗВИТИЯ И ДЕФЕКТА.

      К аномальным (от греч. anomalos - неправильный) относятся дети, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушению общего развития. Дефект (лат. defectus - недостаток) одной из функций нарушает развитие ребенка только при определенных обстоятельствах. Наличие того или иного дефекта еще не предопределяет аномального развития. Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к дефекту развития, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы. Дефекты такого рода не нарушают общения с окружающими, не мешают овладению учебным материалом и обучению в массовой школе. Следовательно, эти дефекты не являются причиной аномального развития.Дизонтогенез (disontogenesis) - это нарушение развития организма на каком-либо этапе онтогенеза. (Онтогенез - постепенное, протекающее этапами в виде количественных и качественных сдвигов изменение организма от менее к более совершенному его строению и функционированию. Онтогенез по существу этого понятия должен быть отнесен ко всему периоду жизни человека от рождения до смерти)

Одной из важнейших задач современной практической психологии является психологическая диагностика и коррекция отклонений детского поведения и вневрачебная помощь трудным детям. При исследовании ребенка с отклонениями в развитии в центре внимания психолога обычно стоит вопрос о психологической квалификации основных психических расстройств, их структуры и степени выраженности. Оценка нарушений развития у детей учитывает также и отклонения от стадии возрастного развития, на которой находится ребенок, то есть особенности дизонтогенеза, вызванного болезненным процессом, его последствиями.

В детском возрасте чувствительность отдельных сторон психики к вредоносным воздействиям определяется не столько их характером, сколько особенностями той возрастной стадии развития, на которой находится ребенок. Чем меньше ребенок, тем больше на первый план выступают признаки нарушения развития — дизонтогенеза. Чем раньше произошло поражение мозга, тем чаще в картине дизонтогенеза появляется компонент психического недоразвития. Помимо общего недоразвития в условиях болезни процесс онтогенеза характеризуется явлениями неустойчивости, асинхронии, при которых своевременно не возникают необходимые взаимодействия между отдельными системами. В этой связи вероятно появление признаков изоляции, патологической акселерации, регресса ряда психических функций. Эти изменения задерживают формирование новых психических процессов, затрудняют прогрессивные перестройки, необходимые для нормального развития.

К основным направлениям деятельности психолога при работе с аномальными детьми относятся в первую очередь следующие.

1. Выявление и систематизация патологической симптоматики и ее психологическая квалификация.

2. Осуществление структурного анализа расстройств, выявление первичных симптомов, связанных с болезнью, а также вторичных симптомов, обусловленных аномальным развитием в условиях болезни.

3. Разработка программы психокоррекционных мероприятий в зависимости от характера, происхождения и конкретного механизма нарушений, направленной на их предупреждение, уменьшение или устранение.

4. Проведение восстановительного обучения детей с нарушениями высших психических функций, таких как речь, мышление, чтение, счет, письмо, конструктивная деятельность, имеющих место при локальных поражениях мозга.

Психология аномального ребенка в смежных дисциплинах. Изучение закономерностей аномалий развития психики сосредоточено в сфере детской патопсихологии, дефектологии (специальной психологии и специальной педагогики) и детской психиатрии. Дефектология как область знания сложилась в результате развития и интеграции отдельных ее отраслей: сурдопедагогики (воспитание и обучение детей с недостатками слуха); тифлопедагогики (воспитание и обучение детей с дефектами зрения); олигофренопедагогики (воспитание и обучение умственно отсталых детей); логопедии (изучение и коррекция недостатков речи), а также выявления общих закономерностей развития, обучения и воспитания аномальных детей. Адекватным в этих условиях является комплексный подход к изучению аномальных детей различными специалистами (педагогами, врачами, дефектологами, психологами, физиологами).

 

Определите задачи нейропсихологической диагностики и наиболее частые причины нарушения деятельности мозга у детей.

 

 

Познавательные психические процесы сложны по своему генезу и строению. Структура каждого из них имеет несколько уровней, внутри которых, в свою очередь, можно выделить отдельные звенья. Например, структура понимания устной речи имеет психологический и лингвистический уровни, и такие звенья как звукоразличение, объём восприятия, понимание смысла грамматических конструкций и т.д. Внешне трудности двух неуспевающих школьников могут выглядеть одинаково, в то время как причины и механизмы их проблем совершенно различны, поскольку связаны с несформированностью разных звеньев психической функции. 
           Правильное формирование и протекание познавательных процессов зависят от качества взаимодействия разных уровней в структуре психической функции и от характера её связи с другими процессами. Поэтому главной задачей нейропсихологической диагностики когнитивной сферы является не изолированное исследование неблагополучия той или иной психической функции, а понимание содержания указанных взаимоотношений. 
           При обследовании детей, особенно младших школьников, необходимо использовать диагностический материал, удовлетворяющим следующим критериям: 
            - доступность для понимания; 
            - знание тематики, с которой связан стимульный материал (сказок, стихов, мультфильмов); 
            - перцептивная яркость и привлекательность; 
            - гибкое предъявления стимульного материала в зависимости от способностей школьника; 
            - возможность проведения методики в форме обучающего эксперимента. Обучающий эксперимент - форма проведения психодиагностической методики, которая характеризуется тем, что изучение тех или иных психических процессов происходит при их целенаправленном формировании. При этом выявляется не столько наличное состояние знаний, умений, навыков, сколько особенности их становления. Испытуемому сначала предлагается самостоятельно овладеть новым действием или знанием, а затем, в случае неудачи, ему оказывается строго регламентированная и индивидуализированная помощь. 
            - полифункциональность – оценка сразу нескольких показателей состояния и характеристик деятельности школьника; 
             - охват большого возрастного диапазона. 
      При исследовании младших школьников не должен применяться буквенный и цифровой материал, если у ребёнка не автоматизированы процессы чтения и счёта. Для получения более точной информации о состоянии того или иного параметра психической деятельности необходимо включать в обследование сенсибилизированные, то есть усложнённые, условия выполнения задания. К этому приёму исследователь прибегает в том случае, если стандартная процедура обследования не вызывает у испытуемого абсолютно никаких затруднений. 
        К сенсибилизированным условиям проведения методик относятся: 
       - увеличение скорости выполнения задания; 
       - увеличение времени выполнения задания; 
       - исключение зрительного самоконтроля (выполнение задания с закрытыми глазами); 
       - исключение речевого самоконтроля (выполнение задания с зажатым между зубами языком). 
        Успешность выполнения задания в сенсибилизированных условиях в первую очередь свидетельствует о том, что изучаемый процесс у ребёнка автоматизирован, и, следовательно, может быть опорой для ведения коррекционных мероприятий. 
        Во всех заданиях, требующих участия правой и левой руки, не следует оговаривать, какой именно рукой начинать выполнение методики. Спонтанная активность той или иной руки даёт психологу дополнительную информацию о степени сформированности у ребёнка мануальных предпочтений, т.е. асимметричного использования рук. Помимо мануальной асимметрии, следует учитывать функциональную асимметрию в сенсорной сфере, определяющую индивидуальные особенности зрительного и слухового восприятия.  
         Помимо нейропсихологического обследования, нейропсихолог анализирует ошибки ребёнка, допускаемые им в школьных тетрадях или в любой деятельности, связанной с письмом, счётом, рисованием и т.д. Нейропсихолог относит выявленные ошибки к тому или иному типу, исходя из связи психических функций с определёнными зонами мозга. 
            Можно условно выделить несколько основных типов: 
 - пространственные – связаны с неверной ориентацией в пространстве букв и цифр, неправильным восприятием разрядного строения числа (например, вместо «111» ребёнок записывает «10011»), перестановкой букв и слогов в слов (допустим, вместо «пакет» ребёнок пишет «капет»). 
- вербальные – связаны с неверным произношением слов или употреблением слов и проявляются, соответственно, в виде литеральных или вербальных парафазий; 
- перцептивные - допускаются ребёнком вследствие неточностей зрительного, слухового и тактильного восприятия, - например, неправильного синтеза деталей изображения в целостный образ; 
- моторные - связаны с неточностью воспроизведения двигательных компонентов тех или иных операций; 
- семантические – возникают из-за непонимания или непрочного усвоения учебного материала; 
- регуляторные – ошибки, связанные с недостаточностью произвольной регуляции и контроля за собственной деятельностью, к которым относятся недописывание слов, пропуски букв и слов, описки, «потеря» математического знака и т.д. Наиболее грубыми ошибками являются персеверации - то есть многократное повторение одних и тех же элементов при письме, воспроизведении стимульного ряда и т.д. 
- нейродинамические – к ним можно отнести любые ошибки, аналогичные описанным выше, но возникающие по причине утомления или кратковременного снижения работоспособности, например, большое количество исправлений и пропусков букв в конце классной работы; 
- связанные с недостаточностью межполушарного взаимодействия - сюда относятся синкинезии (например, высовывание языка или движения ногой при письме), поочерёдные движения при выполнении пробы на реципрокную координацию. 
 
       Детский нейропсихолог занимается поиском закономерностей в появлении тех или иных ошибок и определяет наиболее часто встречающийся тип. Например, если у школьника в тетрадях по русскому языку присутствует неправильная пространственная ориентация букв, в тетрадях по математике заметны трудности в определении разрядного строения чисел, а в работах по окружающему миру перепутаны стороны света, значит, большинство ошибок можно отнести к пространственному типу. В сложных случаях имеет смысл устанавливать иерархическую связь между ошибками, определяя, какие из них являются основными, а какие – лишь следствием первых.


 

Определите и перечислите плюсы и минусы дифференцированного и интегрированного обучения.

Современная школа находится в интенсивных поисках и нового, оптимального содержания и технологии обучения, и новой методики развития языковой личности. Об этом свидетельствуют и большое количество научных и научно-практических конференций, состоявшихся в течение последних нескольких лет в различных институтах и университетах страны 
По ряду многих причин Дифференцированное обучение необходимо в этом веке преподавания.   Дифференцированным обучением называют динамичную систему классной групповой и индивидуальной работы с учащимися. Но чтобы результативно использовать такую систему в повседневной работе, необходимо хорошо знать психологические особенности каждого ученика.  Встала новая задача – выяснить уровень работоспособности и обучаемости классов. Если уровень работоспособности определить легко (эту информацию дает анализ объема и качества работы, выполняемой детьми в классе), то выявить уровень обучаемости оказалось сложнее. И выявление проходило в три этапа – на трех смежных уроках. На первом уроке в течение 15 минут дается объяснение темы. Затем выясняется, все ли понятно детям (ответ обычно положительный). После этого учащимся предлагается письменная проверочная работа – результат тоже типичный: большинство детей с заданием не справилось. На следующем уроке в доброжелательной форме детям сообщаются результаты проверки их работ, и предлагается прослушать этот же материал еще раз. Снова дается письменное задание. Обычный результат на этом этапе – с заданием справилась большая часть учащихся. На третьем уроке вновь анализируются полученные результаты, еще раз объясняется тот же материал и снова письменно закрепляется. Теперь виден итог такой работы: с заданием справились почти все, а за скобками остались те, кому нужен сугубо индивидуальный подход. 
Прежде всего пришлось изменить привычную, стандартную структуру урока и отказаться от работы детей у доски. Во-первых, во время объяснения учителем материала на доску выносилась необходимая справочная информация, которая должна была оставаться перед глазами детей на протяжении всего урока. Во-вторых, так как материалы с индивидуальными заданиями содержали и ключи-ответы, отпала необходимость в текущей проверке работы детей с высоким и средним уровнями обучаемости, и на первый план вышла такая форма контроля, как самоконтроль. Кроме того, необходимо было определить форму предъявления индивидуальных заданий группам, поскольку привычные карточки задачу не решали. И остановились на такой форме: при помощи компьютерной техники задания распечатываются на листы бумаги формата А-4, ключи печатаются на обратной стороне этих же листов. Каждый лист вкладывается в полиэтиленовый файл и уже в таком виде предъявляется учащимся. После использования на уроке все файлы с заданиями скрепляются в одной файловой папке – то есть одновременно идет накопление дидактического материала по темам.  
Обобщенный алгоритм действий учителя и учеников на уроках при дифференцированном обучении можно сформулировать таким образом: 
1.    Фронтальное повторение сведений, необходимых для полноценного восприятия детьми нового материала. 
2.    Объяснение учителем материала всему классу. 
3.    Предъявление творческих заданий группе учащихся с высоким уровнем восприятия. Выполнение детьми заданий. 
4.    Повторное объяснение материала детям со средним и низким уровнем восприятия. 
5.    Предъявление группе учащихся со средним уровнем восприятия заданий с элементами творчества. Выполнение детьми заданий. 
6.    Повторное объяснение материала детям с низким уровнем восприятия и требующим индивидуального подхода. 
7.    Выполнение вместе с детьми последних групп упражнений тренировочного характера. 
8.    На следующем уроке – контроль усвоения материала. 
Как и любой другой, этот метод имеет и свои “плюсы”, и свои “минусы”. К несомненным плюсам следует отнести тот факт, что практически все дети (каждый на доступном ему уровне) усваивают материал. При этом у детей первых двух групп развивается навык самостоятельной работы. Минусом этого метода  считают то, что такие уроки требуют от учителя много сил и времени для подготовки, так как ему приходится приносить в класс большой объем дидактического материала для предъявления его разным группам учащихся. Последняя проблема очень актуальна для сельских учителей, работающих одновременно в нескольких параллелях и чаще всего не имеющих возможности приобретать в нужном количестве готовые дидактические сборники. Но этот минус с лихвой перекрывается чувством удовлетворения от того, что результаты работы сказываются довольно быстро, дети на таких уроках работают активно, повышается интерес к предмету, а самое главное – снимается масса психологических проблем, которые мешают детям успешно справляться с программным материалом.

Информация о работе Норма психического здоровья и развития