Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 23:28, лекция
В научный обиход последних лет вошел термин социальное воспитание, как воспитание осуществляющееся с целью потребности общества. Социальное воспитание- одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам социума, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С. Ю. ВИТТЕ
Факультет: «Управления»
Дисциплина: «Нормативно-правовые и этические основы деятельности социального педагога»
Кейс задание 2
Москва 2014
Вариант 2
Ситуация 1.
1) Я бы посоветовала маме этого ребенка приучать его к самостоятельности и вере в себя. Мама должна поощрять ребенка, когда поступок достоин похвалы. А если ребенок ошибся в действии, сделал что-то неправильно, маме не стоит обвинять его, нужно сесть и спокойно обсудить ситуацию. Ни в коем случае не использовать в сложных ситуациях любые неосторожные и критичные фразы, которые развивают у ребенка неуверенность в себе.
Мама должна позволить ребенку самому выбирать себе одежду, игрушки, самому раскладывать одежду и игрушки в комнате, планировать свой день и т.д. То есть приучать ребенка к самостоятельности, самому принимать решения, чтобы ребенок поверил в себя.
Я бы посоветовала маме найти для ребенка увлекательное занятие, спортивную или творческую секцию, где дети общаются по интересам, работают к команде и помогают друг другу, это будет способствовать развитию общению со сверстниками, ребенок будет все меньше и меньше замыкаться на людях.
Маме не стоит сравнивать ребенка со сверстниками не в его пользу. Мама должна давать положительную оценку действиям ребенка при других людях. Мама должна исключить у ребенка сомнения в его умениях.
Мама должна помнить, что ее ребенок всегда ждет от нее поддержки и положительной оценки.
2) Сложилась непростая ситуация, ребенок замыкается на людях, не разговаривает. Ребенок не чувствует в себе должной уверенности, у него нет необходимого социального опыта.
У ребенка понижена
самооценка, у него страх того,
что его не поймут или осудят,
таким образом зарождаются
Ребенок боится не оправдать ожиданий мамы и папы. У ребенка формируется чувство вины, что если у него что-то не получилось один раз, то и в следующий раз тоже не получится.
Допустим, если ребенок выступал на празднике, пел песенки и читал стихи, маме не очень понравилось, как он выступил и она его обвинила в этом. В данной ситуации ребенок больше не захочет выступать и говорить на публике, он побоится разочаровать маму.
Возможно ребенок боится, что его обидят, боится проявления неуверенности в себе.
Если мама сравнивала ребенка со сверстниками не в его пользу, то в будущем он будет стараться не подвергаться сравнению и останется в одиночестве.
Социальный педагог в данной ситуации должен помочь родителям создать условия для социализации личности, совместно с мамой помочь ребенку решить сложившуюся проблему.
Социальный педагог должен выяснить причины проблемы путем беседы с мамой и с ребенком, обеспечить профилактику всякого рода негативных явлений, дать советы родителям как помочь ребенку.
Социальный педагог должен оказать поддержку ребенку в этой ситуации.
Социальный педагог должен оценить состояние проблемы ребенка, контролировать выполнение рекомендаций, данных маме, оказывать поддержку маме.
Ситуация 2.
Из предложенных вариантов я бы выбрала №5: «Мне интересно знать, почему ты так думаешь».
Я бы выслушала мнение учащегося, обсудила данную проблему. Я считаю, что обсуждение проблемы, диалог с учащимися, поможет устранить затруднения в данной ситуации. Социальный педагог в таком случае сможет установить контакт с учащимся, выделить и обсудить разногласия, понять особенности учащегося, особенности его поведения, что поможет социальному педагогу в выборе общих норм поведения и взаимодействия.
Ситуация 3.
1) Понятие воспитание является основой педагогической науки, поэтому понятие воспитание трактуется по-разному. С древних времен слово воспитание означало вскармливание, питание ребенка. Но формирующемуся человеку важна не только материальная пища, но и духовная.
В зависимости от времени, развития общества менялись и понятия воспитание и социальное воспитание.
До 19 века ученые считали, что воспитание должно ориентироваться на формирование привычек, навыков по добыванию, способам человеку выжить.
Долгое время воспитание на Руси понималось, как помощь человеку в овладении христианскими добродетелями.
В 19 веке К. Д. Ушинский указывал на нравственные основы воспитания. В 20 веке осуществлялось коммунистическое воспитание, целью которого было всестороннее гармоничное развитие личности.
Н.И. Болдырев дает следующее понятие воспитания – это целенаправленная и взаимосвязанная деятельность воспитателей и воспитанников, их отношения в процессе этой деятельности, способствующей формированию и развитию личности и коллективов.
В.А. Сухомлинский определил воспитание как многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления.
Л.Н. Толстой определи воспитание как воздействие на сердце тех, кого воспитываем, с целью заставить усвоить известные нравственные привычки.
Иммануил Кант рассматривал воспитание как, что в воспитание кроится великая тайна совершенства человеческой природы.
Н. Нойцер рассматривал воспитание, как усвоение общезначимого социального опыта.
Х.Й. Лийметс определял воспитание, как целенаправленное управление процессом развития личности.
В 90-е годы 20 века воспитание уже рассматривалось как педагогическое управление процессом развития личности.
В начале 21 века воспитание определяется, как относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется.
В современной теории воспитания существует два подхода: объективный и субъективный.
Объективный подход рассматривает ребенка как объект педагогического процесса. Главной силой для формирования ребенка здесь является внешнее воздействие.
Субъективный подход ориентирует взгляд на ребенка как субъекта воспитания. Ребенок здесь признается как главная высшая ценность в педагогическом процессе, признается его право на самоопределение.
На сегодняшний день воспитание является одной из основных категорий педагогики, и до сих пор не имеет общепринятого определения. Воспитание, как явление определяющее развитие личности, можно рассматривать с различных точек зрения.
Социальное воспитание тоже одно из важных сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал.
А.В. Мудрик рассматривал социальное воспитание как включение подростка в социальные связи при активной самостоятельности выбора цели и способов самоутверждения, определения приоритетов.
Л.Я. Дорфман, В.Ю. Хотинец определяют социальное воспитание как социально-психологическую адаптацию, связанную с вхождением личности в другое условно-смысловое поле.
Л.В. Мардахаев считает, рассматривает социальное воспитание, как процесс активного приспособление индивида к условиям социальной среды путем усвоения целей, ценностей, норм и стиля поведения, принятых в данном социальном обществе.
В широком смысле слова социальное воспитание включает в себя все виды воспитания – нравственное, трудовое, физическое и др.
В научный обиход последних лет вошел термин социальное воспитание, как воспитание осуществляющееся с целью потребности общества. Социальное воспитание- одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам социума, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.
2) Ключевые характеристики
понятия воспитание –
Ключевые характеристики понятия социальное воспитание - процесс становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам социума.
Список литературы
И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков Воспитательная деятельность педагога, М.:2005 г.
Педагогический энциклопедический словарь. М.: 2003 г.
Сумина Т.Г., Рублева И.В. Общая и профессиональная педагогика. Екатеринбург, 2007 г.
Андреева Г.М. Социальная психология, М.:2001 г.
Информация о работе Нормативно-правовые и этические основы деятельности социального педагога