Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 18:09, реферат
Нравственное развитие личности ребенка определяется следующим: знанием норм, привычками поведения, эмоциональным отношением к нравственным нормам и внутренней позицией самого ребенка.
Огромное значение для развития ребенка как социального существа имеет знание нормативов поведения. На протяжении раннего и дошкольного возраста ребенок, общаясь с окружающими его людьми (взрослыми, сверстниками и детьми других возрастов), усваивает социальные нормы поведения. Усвоение норм предполагает следующее:
Формирование нравственных качеств личности дошкольника
Нравственное развитие
Огромное значение для развития ребенка
как социального существа имеет знание
нормативов поведения. На протяжении раннего
и дошкольного возраста ребенок, общаясь
с окружающими его людьми (взрослыми, сверстниками
и детьми других возрастов), усваивает
социальные нормы поведения. Усвоение
норм предполагает следующее:
1. Ребенок постепенно начинает понимать
и осмысливать их значение.
2. У ребенка в практике общения с другими
людьми вырабатываются привычки поведения.
В привычке представлена эмоционально
переживаемая побудительная сила: когда
ребенок действует, нарушая привычное
поведение, это вызывает у него ощущение
дискомфорта.
3. Ребенок проникается определенным эмоциональным
отношениям к этим нормам.
4. Отношение к нравственным нормам и к
их выполнению развивается у ребенка через
общение со взрослыми. Взрослый помогает
ребенку осмыслить правильность и необходимость
определенного нравственного поступка.
На фоне эмоциональной зависимости от
взрослого у ребенка развивается притязание
на признание.
Притязание на признание – одна из самых
значимых человеческих потребностей.
Она основана на стремлении ребенка получить
высокую оценку своих достижений, отвечающих
социальным требованиям общества.
Нереализованное притязание на признание
может привести к различным нежелательным
формам поведения, когда ребенок начинает
придумывать неправду или хвастать.
Потребность в реализации притязания
на признание проявляется в том, что дети
начинают обращаться к взрослым за оценкой
результатов деятельности и личных достижений.
В этом случае очень важно поддержать
ребенка. Взрослый должен с уважением
и вниманием относиться к достижениям
ребенка. Ни в коем случае нельзя говорить:
«Ты не сможешь этого сделать», «Ты не
знаешь этого», «У тебя не получится»,
и т.п. Подобные неуважительные реплики
взрослого могут привести ребенка к потере
уверенности в своих возможностях, у него
может выработаться комплекс неполноценности,
ощущение своей несостоятельности.
Развитие детей в общении с другими людьми
будет неполным, если ребенком не движет
потребность быть признанным. Но часто
такие негативные образования, как, например,
ложь – искажение истины в корыстных целях,
или зависть – чувство досады, вызванное
благополучием, успехом другого.
Одной из причин возникновения негативных
личностных образований является неудовлетворение
потребности в признании у социально незрелого
индивида.
Жизнь постоянно сталкивает ребенка с
разнообразными ситуациями, одни из которых
он легко решает в соответствии с моральными
нормами поведения, другие же – при нарушении
этих правил. Это происходит в силу несовпадения
моральных норм и импульсивных желаний
ребенка. При решении жизненных ситуаций
ребенок может поступить следующим образом:
1/ выполнить правило;
2/ удовлетворить свою потребность и нарушить
правило, но не скрывать этого от взрослых;
3/ реализовать свою потребность и нарушить
правило, скрыть реальное поведение, чтобы
избежать порицания.
Третий тип поведения подразумевает возникновение
лжи. Ложь возникает как компенсация недостаточности
волевого (произвольного) поведения.
В реальной практике борьба с такими отрицательными
явлениями, как ложь, часто сводится УК
тому, что взрослые пытаются снизить уровень
притязания ребенка тем, что уличают его
во лжи. Такая реакция взрослого не приведет
к положительным результатам. Взрослый
должен суметь оказать ребенку доверие
и выразить уверенность в том, что он не
будет впредь унижать себя ложью. В воспитании
ребенка акцент должен делаться не на
снижении притязания на признание, а на
придании правильного направления развитию
этой потребности. Нужно найти пути к снятию
негативных образований, сопутствующих
притязаниям ребенка.
Возникнув в процессе общения со взрослым,
потребность в признании в дальнейшем
переносится и на отношения со сверстниками.
Здесь потребность в признании получает
развитие на принципиально новых основаниях:
если взрослый стремится поддержать ребенка
в его достижениях, то сверстники вступают
в сложные отношения, в которых могут переплетаться
моменты взаимной поддержки и соревнования.
Так как в дошкольном возрасте ведущей
деятельностью является игра, то притязания
в первую очередь отрабатываются в самой
игре и в реальных отношениях по поводу
игры.
В игре потребность в признании проявляется
в двух планах: с одной стороны, ребенок
хочет «быть, как все», а с другой – «лучше,
чем все». Дети ориентируются на достижения
и формы поведения своих сверстников.
Стремление «быть, как все» в определенной
степени стимулирует развитие ребенка
и подтягивает его до общего среднего
уровня.
Нравственное развитие самого ребенка
также зависит от того, насколько у него
развита способность соотносить свои
действия с этическими эталонами.
В детской психологии существуют эффективные
методы формирования нравственных качеств
личности ребенка. Психологи советуют
использовать метод, когда ребенок становится
в такие условия, где он вынужден сопоставлять
свои реальные действия с этическими эталонами.
Развитие положительных личностных качеств
через соотнесение реальных поступков
ребенка с нравственными эталонами будет
эффективным, если взрослый общается с
ребенком в доверительном и доброжелательном
тоне, выражая уверенность в том, что данный
ребенок не может не соответствовать положительной
модели поведения. Если взрослый приравнивает
будущее поведение ребенка к положительному
эталону поведения, то это дает желаемый
сдвиг в дальнейшем развитии личности
ребенка.
У ребенка потребность соответствовать
положительному эталону поведения возникает
лишь в том случае, когда для него тот или
иной поступок или те или иные формы поведения
приобретают определенный личностный
смысл.
Если ребенок недоволен собой, то в этом
уже есть основа к перестройке его поведения.
Если же ребенок с отрицательным поведением
относится к себе любовнро0-снисходительно,
то перевоспитать его очень сложно.
Эмоционально выразительные образцы
эталонного поведения выступают для ребенка
в произведениях искусства. Через общение
с героями художественных (литературных,
графических и живописных и др.) произведений
ребенок старается быть похожим на них.
Сила заражения такова, что ребенок может
эмоционально идентифицироваться с тем
эталонным образом, который произвел на
него большое впечатление своей художественной
выразительностью независимо от нравственной
позиции героя.
Как бы критично не оценивал ребенок свое
поведение, все равно в основе его оценки
лежит возникшая еще в раннем детстве
эмоционально положительная оценка самого
себя.
Теперь немного остановимся на условии
развития навыков вежливости. Большинство
дошкольников, начиная с четырехлетнего
возраста, хорошо знают вежливые формы
общения, могут понять нравственный смысл
вежливости. Но существует одна особенность:
вежливость как элемент сюжетно-ролевой
игры преобладает над проявлениями вежливости
в реальных взаимоотношениях детей.
Вежливость и сопереживание у детей дошкольного
возраста в случае неуспеха партнера по
игре, по общему делу часто уступают место
злости и грубости. Воспитание у ребенка
потребности в вежливом, бережливом отношении
к другому будет успешным, если взрослый
не только будет объяснять нравственный
смысл ве6жлитвости ребенку, но и постоянно
общаться с ним в соответствии с нормами
вежливости. Только в этом случае вежливость
перейдет в прочный навык.