Нравственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 18:09, реферат

Описание работы

Нравственное развитие личности ребенка определяется следующим: знанием норм, привычками поведения, эмоциональным отношением к нравственным нормам и внутренней позицией самого ребенка.
Огромное значение для развития ребенка как социального существа имеет знание нормативов поведения. На протяжении раннего и дошкольного возраста ребенок, общаясь с окружающими его людьми (взрослыми, сверстниками и детьми других возрастов), усваивает социальные нормы поведения. Усвоение норм предполагает следующее:

Файлы: 1 файл

Формирование нравственных качеств личности дошкольника.docx

— 15.94 Кб (Скачать файл)

Формирование нравственных качеств личности дошкольника   

 
     Нравственное развитие личности  ребенка определяется следующим:  знанием норм, привычками поведения,  эмоциональным отношением к нравственным  нормам и внутренней позицией  самого ребенка. 
     Огромное значение для развития ребенка как социального существа имеет знание нормативов поведения. На протяжении раннего и дошкольного возраста ребенок, общаясь с окружающими его людьми (взрослыми, сверстниками и детьми других возрастов), усваивает социальные нормы поведения. Усвоение норм предполагает следующее: 
1.  Ребенок постепенно начинает понимать и осмысливать их значение. 
2. У ребенка в практике общения с другими людьми вырабатываются привычки поведения. В привычке представлена эмоционально переживаемая побудительная сила: когда ребенок действует, нарушая привычное поведение, это вызывает у него ощущение дискомфорта. 
3. Ребенок проникается определенным эмоциональным отношениям к этим нормам. 
4. Отношение к нравственным нормам и к их выполнению развивается у ребенка через общение со взрослыми. Взрослый помогает ребенку осмыслить правильность и необходимость определенного нравственного поступка. На фоне эмоциональной зависимости от взрослого у ребенка развивается притязание на признание. 
     Притязание на признание – одна из самых значимых человеческих потребностей. Она основана на стремлении ребенка получить высокую оценку своих достижений, отвечающих социальным требованиям общества. 
     Нереализованное притязание на признание может привести к различным нежелательным формам поведения, когда ребенок начинает придумывать неправду или хвастать. 
     Потребность в реализации притязания на признание проявляется в том, что дети начинают обращаться к взрослым за оценкой результатов деятельности и личных достижений. В этом случае очень важно поддержать ребенка. Взрослый должен с уважением и вниманием относиться к достижениям ребенка. Ни в коем случае нельзя говорить: «Ты не сможешь этого сделать», «Ты не знаешь этого», «У тебя не получится», и т.п. Подобные неуважительные реплики взрослого могут привести ребенка к потере уверенности в своих возможностях, у него может выработаться комплекс неполноценности, ощущение своей несостоятельности. 
      Развитие детей в общении с другими людьми будет неполным, если ребенком не движет потребность быть признанным. Но часто такие негативные образования, как, например, ложь – искажение истины в корыстных целях, или зависть – чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого. 
      Одной из причин возникновения негативных личностных образований является неудовлетворение потребности в признании у социально незрелого индивида. 
       Жизнь постоянно сталкивает ребенка с разнообразными ситуациями, одни из которых он легко решает в соответствии с моральными нормами поведения, другие же – при нарушении этих правил. Это происходит в силу несовпадения моральных норм и импульсивных желаний ребенка. При решении жизненных ситуаций ребенок может поступить следующим образом: 
            1/ выполнить правило; 
            2/ удовлетворить свою потребность и нарушить правило, но не скрывать этого от взрослых; 
            3/ реализовать свою потребность и нарушить правило, скрыть реальное поведение, чтобы избежать порицания. 
      Третий тип поведения подразумевает возникновение лжи. Ложь возникает как компенсация недостаточности волевого (произвольного) поведения. 
      В реальной практике борьба с такими отрицательными явлениями, как ложь, часто сводится УК тому, что взрослые пытаются снизить уровень притязания ребенка тем, что уличают его во лжи. Такая реакция взрослого не приведет к положительным результатам. Взрослый должен суметь оказать ребенку доверие и выразить уверенность в том, что он не  будет впредь унижать себя ложью. В воспитании ребенка акцент должен делаться не на снижении притязания на признание, а на придании правильного направления развитию этой потребности. Нужно найти пути к снятию негативных образований, сопутствующих притязаниям ребенка. 
      Возникнув в процессе общения со взрослым, потребность  в признании в дальнейшем переносится и на отношения со сверстниками. Здесь потребность в признании получает развитие на принципиально новых основаниях: если взрослый стремится поддержать ребенка в его достижениях, то сверстники вступают в сложные отношения, в которых могут переплетаться моменты взаимной поддержки и соревнования. Так как в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то притязания в первую очередь отрабатываются в самой игре и в реальных отношениях  по поводу игры. 
        В игре потребность в признании проявляется в двух планах: с одной стороны, ребенок хочет «быть, как все», а с другой – «лучше, чем все». Дети ориентируются на достижения и формы поведения своих сверстников. Стремление «быть, как все» в определенной степени стимулирует развитие ребенка и подтягивает его до общего среднего уровня. 
       Нравственное развитие самого ребенка также зависит от того, насколько у него развита способность соотносить свои действия с этическими эталонами. 
       В детской психологии существуют эффективные методы формирования нравственных качеств личности ребенка. Психологи советуют использовать метод, когда ребенок становится в такие условия, где он вынужден сопоставлять свои реальные действия с этическими эталонами. 
       Развитие положительных личностных качеств через соотнесение реальных поступков ребенка с нравственными эталонами будет эффективным, если взрослый общается с ребенком в доверительном и доброжелательном тоне, выражая уверенность в том, что данный ребенок не может не соответствовать положительной модели поведения. Если взрослый приравнивает будущее поведение ребенка к положительному эталону поведения, то это дает желаемый сдвиг в дальнейшем развитии личности ребенка. 
       У ребенка потребность соответствовать положительному эталону поведения возникает лишь в том случае, когда для него тот или иной поступок или те или иные формы поведения приобретают определенный личностный смысл. 
      Если ребенок недоволен собой, то в этом уже есть основа к перестройке его поведения. Если же ребенок с отрицательным поведением относится к себе любовнро0-снисходительно, то перевоспитать его очень сложно. 
      Эмоционально выразительные образцы эталонного поведения выступают для ребенка в произведениях искусства. Через общение с героями художественных (литературных, графических и живописных и др.) произведений ребенок старается быть похожим на них. Сила заражения такова, что ребенок может эмоционально идентифицироваться с тем эталонным образом, который произвел на него большое впечатление своей художественной выразительностью независимо от нравственной позиции героя. 
       Как бы критично не оценивал ребенок  свое поведение, все равно в основе его оценки лежит возникшая еще в раннем детстве эмоционально положительная оценка самого себя. 
    Теперь немного остановимся на условии развития навыков вежливости. Большинство дошкольников, начиная с четырехлетнего возраста, хорошо знают вежливые формы общения, могут понять нравственный смысл вежливости. Но существует одна особенность: вежливость как элемент сюжетно-ролевой  игры преобладает над проявлениями вежливости в реальных взаимоотношениях детей. 
      Вежливость и сопереживание у детей дошкольного возраста в случае неуспеха партнера по игре, по общему делу часто уступают место злости и грубости. Воспитание у ребенка потребности в вежливом, бережливом отношении к другому будет успешным, если взрослый не только будет объяснять нравственный смысл ве6жлитвости ребенку, но и постоянно общаться с ним в соответствии с нормами вежливости. Только в этом случае вежливость перейдет в прочный навык.


Информация о работе Нравственность