Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 10:12, контрольная работа
Малыш провел над листом бумаги с карандашами в руках несколько минут – картинка готова. Как много важного для него самого и для родителей скрыто в этом рисунке! Вот ребенок изобразил себя, но поза неустойчива, и нет лица. Он вооружен до зубов. Ему требуется защита. Может быть, кто-то обидел его? Вот малыш в кроватке – прилег отдохнуть. Он устал? А может быть, болен?
О чем говорит детский рисунок?
Вглядевшись внимательнее в любой детский рисунок, можно увидеть все, что творится в душе малыша, и чего он не сумеет объяснить взрослым, даже в самой доверительной беседе.
Малыш провел над листом бумаги с карандашами в руках несколько минут – картинка готова. Как много важного для него самого и для родителей скрыто в этом рисунке! Вот ребенок изобразил себя, но поза неустойчива, и нет лица. Он вооружен до зубов. Ему требуется защита. Может быть, кто-то обидел его? Вот малыш в кроватке – прилег отдохнуть. Он устал? А может быть, болен?
Особенности возраста
Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. До трех лет – это только черточки, линии, круги. Малыш «пробует» карандаш или кисть, экспериментирует. К четырем годам у картинок появляется замысел. Маленького художника «вдохновляет» главным образом человек – мама, папа, сам малыш. Люди на рисунках чаще всего выглядят как «головоноги»: существа, тело и голова которых представляют собой единый «пузырь» с ножками.
Анализировать рисунок можно начинать с 4-5 лет. Человечек на рисунке уже состоит из двух овалов с ручками и ножками – палочками. Появляется интерес к различным занятиям, предметам, окружению главного героя. К семи годам «живописцы» уже не упускают из виду такие детали человеческого образа, как шея, волосы (или шапка), одежда (хотя бы в схематическом виде), а руки и ноги изображают двойными линиями. Это указывает на гармоничное развитие ребенка.
Структура рисунка
Предложите ребенку нарисовать его семью. Причем, так, чтобы все были заняты каким-нибудь делом. Пусть у него будет выбор цветных карандашей и достаточно бумаги – обычный альбомный лист (формат А4) вполне подойдет. Не стоит торопить малыша или комментировать его рисунок в процессе рисования. А когда он закончит семейный портрет, самое время обратиться с вопросами: кого именно он нарисовал и чем заняты все эти персонажи.
Для верного прочтения детского рисунка необходимо довериться своим впечатлениям. Какие эмоции он вызывает? Чтобы точнее определить это, для описания рисунка используйте понятия: «светлый» – «темный», «яркий» – «тусклый», «спокойный» – «тревожный», «агрессивный» – «доброжелательный», «богатый» – «бедный» и так далее. Например, грустный – на котором члены семьи разобщены, находятся в разных частях листа, лица у них безрадостны или вовсе отсутствуют. Агрессивный – с угрожающей мимикой, позами, возможно, с оружием.
Если самим вам сложновато, то можно найти таких же заинтересованных родителей и обменяться с ними творениями малышей. А затем поделиться друг с другом ощущениями от рисунков в качестве «независимых экспертов». Все слова, которыми можно описать рисунок, имеют отношение к тому, как сейчас чувствует себя ребенок.
Если негативных оценок слишком много, то это может говорить о психологическом неблагополучии ребенка. Однако не стоит делать поспешных выводов по одному-единственному рисунку. Возможно, ребенок просто обижен.
Совпадает ли количество членов семьи на бумаге реальному? Первым и самым крупным, как правило, изображается наиболее значимый в понимании ребенка член семьи. Себя дети обычно рисуют рядом с теми, к кому испытывают наибольшую привязанность. А дальше всех на рисунке располагается самый несимпатичный малышу родственник. Изображение в профиль или спиной также свидетельствует о негативе, отмечает журнал «Мама и малыш».
Не забывайте, однако, что дети живут сиюминутными переживаниями. К примеру, малыш не рисует отца, который уделяет ему мало внимания и бывает груб. А его отсутствие на рисунке объясняет тем, что «папа уехал в командировку». А младшей сестренки на рисунке нет, потому что она «спит в другой комнате». Ребенок не может примириться с тем, что мама из-за сестры не уделяет ему столько же внимания, как прежде. Подобные «коррективы» в состав семьи вносят дети, неудовлетворенные своим эмоциональным положением. Им требуется больше доброжелательного внимания взрослых, а лучше – игр в компании таких же малышей.
Важные детали
- Члены семьи объединены каким-
- Ребенок нарисовал себя отдельно от остальных - «сигнал» о своей изолированности в семье. Родные отделены друг от друга перегородками – возможный признак проблемах в общении.
- Младшего по возрасту брата или сестру малыш рисует крупнее себя – он «занимает много места в их жизни».
- На рисунке
нет самого маленького
Манера письма
- Частые
самоисправления – первый
- Рисунок состоит из отдельных мелких штрихов – малыш как бы опасается провести решительную линию – также признак опаски.
- Преувеличенно
большие глаза с густо
- Многочисленные украшения, множество деталей в костюме – желание быть замеченным, тяга к внешним эффектам.
- Слабый
нажим на карандаш, не по возрасту
слабая детальность рисунка –
ребенок склонен к быстрому
утомлению, эмоционально
- Линии не доводятся до конца, рисунок размашистый, небрежный – его автор импульсивен. Стоит обратить внимание на сильный нажим и грубые нарушения симметрии. Иногда рисунок «не помещается» на листе – признак энергии, бьющей через край, даже агрессии.
- Все фигуры
изображены очень мелко,
- Символы
агрессии – большие
Палитра – зеркало души
Обычно
в рисунке дети используют 5-6 цветов.
Более широкая палитра
- Темно-синий
– сосредоточенность на
- зеленый
– уравновешенность, независимость,
упрямство, стремление к
- красный – сила воли, эксцентричность, агрессия, возбудимость;
- желтый – положительные эмоции, любознательность, оптимизм;
- фиолетовый – фантазия, интуиция;
- коричневый – медлительность, физический дискомфорт, часто – отрицательные эмоции;
- черный – подавленность, протест, настоятельная потребность в изменениях;
- серый – безразличие,
Психология детского рисунка
Известно, что детский рисунок может о многом рассказать. Пусть в творениях ребенка будет раскрыт не весь внутренний мир, но вы сможете увидеть, каковы его отношения с родителями, сверстниками и окружающими. Через рисунок можно понять эмоциональный настрой, поскольку цвета красок передают чувства и переживания ребенка. По банальному сюжету «дом, семья, дети» можно увидеть, насколько открыт или закрыт ребенок к миру, и что его тревожит.
Важны все детали рисунка, например, если дом занимает существенную часть листа – это свидетельствует о том, что ребенок вполне общителен, подчеркивает коммуникабельность и наличие открытых дверей у этого дома. Однако, если двери маленькие – признак неуверенности, отсутствие дверей указывает на проблемы, в частности, ребенку не хватает душевного общения с родителями, а если двери изображены сбоку или на них вообще замок – ребенок чувствует себя одиноким или замыкается, отгораживается от окружающих.
Дом олицетворяет основу, фундамент,
который закладывается при
О многом могут поведать и окна. Дом с большим количеством окон говорит об открытости ребенка к отношениям с детьми, однако шторы, занавешивающие окна, уже сигнализируют о трудностях в общении, а зарешеченные оконные проемы - признак внутренних конфликтов и комплексов.
Выявить эмоциональную скудность в общении с родителями поможет, как ни странно, нарисованная у дома труба. Если из нее едва струится жидкий дымок – так и есть: не достает общения с родителями, а спрятанная за крышей труба означает, что ребенок вообще избегает эмоционального общения. Ну а густой дым – тяжесть на душе.
Цвета в детском рисунке
Благоприятными считаются
Изображение родителей в рисунке ребенка
Обратите внимание на то, как изображены люди в рисунке ребенка. Часто дети изображают себя, и это может быть человек с большими глазами (что является признаком негласной потребности в поддержке), маленькие глазки – олицетворение боязни и страха. Руки – конкретный признак деятельности, таким образом, если они отведены в стороны – ребенок деятельный, если опущены вниз и весьма длинные – ему требуется помощь и поддержка. Также вы можете судить и о том, насколько твердо стоит на ногах ваш ребенок, так как это видно по персонажу его рисунка. Если кажется, что нарисованный прототип в шатком положении – так и есть, ребенку требуется внимание и ваша помощь, и он не ощущает опоры в своей жизни.
Хорошо, если в рисунке про семью есть все члены семьи. Если же кто-то отсутствует (в том числе и сам ребенок) значит, связь с этим человеком в семье утрачена, либо он отдален настолько, что ему нет места в окружении близких. Кто самый высокий на рисунке – тому, по мнению ребенка, принадлежит авторитет в семье. Ну и расстояние между персонажами тоже свидетельствует о сближении или удалении членов семьи друг от друга в глазах малыша.
Тест: "О чем говорит детский рисунок"
Иногда взрослым очень хочется распознать, что же означает та или иная деталь детского рисунка. В такие моменты нами движет желание поближе узнать своего ребенка, а возможно и предупредить некоторые возможные отклонения в развитии.
Рисунок может в этом очень помочь!
Существует определенный шаблон, по которому « хорошими» цветами считаются: зеленый, оранжевый, синий, желтый, голубой и розовый. Если в рисунке преобладает черный цвет – это признак подавленности. Красный – предупреждает о скрытой агрессивности.
Типичной ошибкой многих родителей является то, что они начинают воспринимать предложенный шаблон за аксиому. Необходимо понимать, что об общем психическом развитии ребенка можно судить лишь по результатам нескольких тестов, а ни одного.
К тому же существует личностный фактор. Черный карандаш может просто нравиться ребенку, потому, что он новый. А от розового цвета малыш может просто устал, так как все детство вокруг преобладали розовые оттенки. Малыш может нарисовать страшного монстра под впечатлением от недавно просмотренного мультфильма. Угаснут впечатления, изменится сюжет рисунков.
Дети действительно часто
Стоит обратить внимание и понаблюдать за ребенком если:
• В рисунках часто используется черный и красный цвет.
• Линии рисунка слишком четкие, нарисованные с большим нажимом или рисунок занимает очень большое пространство. Такой ребенок из за неуверенности в себе демонстративно пытается увеличить свою значимость на бумаге.
• Едва заметные линии, слишком слабый нажим и маленький размер рисунка говорит о застенчивости и нерешительности. Ребенок как бы прячется в уголок, считая, что он не достоин большего пространства.
• Присутствуют так называемые « тревожные» линии – это когда ребенок уже нарисованную деталь обводит несколько раз. Обычно такое поведение говорит о том, что малыша, что-то тревожит, он раздражен. Опять же, если только это не стиль его рисования.
• Настораживает сюжет рисунка. Всегда стоит расспросить малыша о смысле его рисунка ( Кого ты нарисовал? Что он делает? Почему?). Протестируйте сон ребенка и у вас уже будет комплекс выводов.
Все вышесказанное относиться к деткам, которые уже обладают твердыми навыками рисования и могут, к примеру, рассчитать силу нажима.
Анализируйте несколько
Искренне надеемся, что наши советы помогут вам понять о чем же говорит детский рисунок.
Психология цвета.