О соотношении сознания и бессознательного в психике человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 16:10, контрольная работа

Описание работы

Проблема сознания и бессознательного давно и интенсивно разрабатывается во всём мире. И в настоящее время возникают различные точки зрения на сущность и структуру сознания, на происхождение бессознательного и его взаимодействие с сознанием [6].
Существенное отличие человека от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивать его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя планы и программы. Все это связано со сферой человеческого сознания.
Целью данной работы является анализ сознательных и бессознательных компонентов человеческой психики.

Содержание работы

I. Сознание, как высший уровень психического отражения объективной реальности.
II. Бессознательное проявление в психике и поведении человека.

Файлы: 1 файл

контрольная по психологии.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

Сеченов прямо выступил против концепций, отожествлявшее психическое и сознательное. Павлов связывал явление бессознательного с исследованием тех участков мозга, которые обладают минимальной возбудимостью.

Все бессознательные психические процессы принято разделять на три класса: бессознательные механизмы сознательных действий, бессознательные побудители сознательных действий и “надсознательные” процессы.

В свою очередь, в первый класс – бессознательных механизмов сознательных действий – входят три класса: бессознательные автоматизмы, бессознательные установки, бессознательные сопровождения сознательных действий.

Под бессознательными автоматизмами подразумевают обычно действия или акты, которые совершаются без участия сознания, как бы “сами собой”. Они имеют двоякую природу. Одни процессы составляют группу первичных автоматизмов. В данную группу входят врождённые или сформированные в первый год жизни действия: сосательные движения, мигание и конвергенция глаз, схватывание предметов, ходьба и многое другое. Другие называются навыками. К этой группе действий относятся те, которые вначале были осознаваемы, но затем в результате многократного повторения и совершенствования их выполнение перестало требовать участия сознания, они стали исполняться автоматически. Например, обучение игре на музыкальных инструментах [5].

Установка – это готовность организма или субъекта к совершению определённого действия или реагирования в определённом направлении [ 11 ].

Под бессознательными сопровождениями сознательных действий понимают непроизвольные движения, тоническое напряжение, мимику и пантомимику, а так же большой класс вегетативных движений, сопровождающих действия и состояния человека. Например, человек, слушающий музыку, в такт покачивает головой.

Во второй класс – бессознательных побудителей сознательных действий – входят: сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы. Такое деление исходило из теории З. Фрейда [12].

Третий класс бессознательных процессов образуют “надсознательные” процессы. К этой категории относятся процессы образования некоего интегрального продукта в результате большой сознательной (как правило, интеллектуальной) работы. Например, мы пытаемся решить какую–то сложную проблему, но нам это не удаётся. И вдруг, неожиданно, как-то само собой, а, иногда используя какой-то незначительный повод, мы приходим к решению данной проблемы [5].

Из вышеизложенных фактов следует, что проблема бессознательного требует детального и глубокого исследования и это бесспорно. Исследователи в области бессознательного концентрировались вокруг центральной фигуры – Зигмунда Фрейда. Именно этот австрийский психиатр более всего настаивал на необходимости исследования сферы бессознательного, его места и роли в поведении человека, особенно в протекании разного рода душевных заболеваний.

Область бессознательного, по Фрейду, обладает совершенно другими свойствами. Первое свойство заключается в том, что содержание этой области, не сознаётся, но оказывает чрезвычайно существенное влияние на наше поведение. Область бессознательного действенна. Второе свойство заключается в том, что информация, находящаяся в области бессознательного, с трудом переходит в сознание. Объясняется это работой двух механизмов: вытеснения и сопротивления [12].

По мнению Фрейда, психическая жизнь человека определяется его влечениями, главное из которых – сексуальное (либидо). Оно есть уже у младенца, но из-за существования множества запретов сексуальные переживания вытесняются из сознания и живут в сфере бессознательного. Они (влечения) имеют большой энергетический заряд, однако в сознание не пропускаются, поскольку сознание оказывает им сопротивление. Тем не менее, они периодически прорываются в сознательную жизнь человека, принимая искажённую или символическую форму.

В своей теории Фрейд выделял три основные формы проявления бессознательного: Сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы. Для исследования проявлений бессознательного в рамках теории психоанализа были разработаны методы их изучения – метод свободных ассоциаций, где проявляются скрытые переживания и метод анализа сновидений. Необходимость анализа снов, по мнению Фрейда, связанна с тем, что во время сна снижается уровень контроля сознания и перед человеком предстают сновидения, обусловленные частичным прорывом в сферу сознания его влечений, которые блокируются сознанием в состоянии бодрствования [7].

В теории З. Фрейда можно выявить несколько недостатков:

1) представление бессознательного как самого психического начала, которое живет в душе человека отдельно, обособлено и постоянно враждует с сознательным;

2) преувеличенная роль бессознательного вообще и сексуальных влечений в частности. Ошибка Фрейда заключается не в постановке проблем, а в способе их решения;

3) научная несостоятельность фрейдизма проявляется в принижении роли разума и биологизации социальных явлений. Согласно учению Фрейда вытекает то, что слепые инстинкты и примитивные влечения стоят впереди логики, идеалов и разума. Влечение, а не внешние воздействия являются подлинными двигателями индивидуального и социального прогресса; они – ведущие стимулы деятельности, подчиненной принципу наслаждения.

Тем не менее, концепция Фрейда, не смотря на свою противоречивость, оказала огромное, решающее влияние на раскрытие и развитие проблемы бессознательного.

Карл Густав Юнг был одним из учеников Фрейда, который критически относился к идее пансексуализма и создал свою систему, которую назвал “аналитической психологией” [5].

По Юнгу, психика человека включает три уровня: сознание, личное бессознательное, коллективное бессознательное. Определяющую роль в структуре личности человека играет коллективное бессознательное, образующееся из следов памяти, оставленных всем прошлым человечества. Коллективное бессознательное носит всеобщий характер. Оно определяется национальным, расовым и общечеловеческим наследием. Т. о., по определению Юнга, коллективное бессознательное – это разум наших древних предков, способ, которым они думали и чувствовали.

Коллективное бессознательное проявляется у отдельных людей в виде архетипов. Это некие общие формы мысленных представлений, включающие в себя значительный элемент эмоциональности и даже персептивные образы [13].

Кроме коллективного бессознательного, существует, по мнению Юнга, личное бессознательное, но оно не отделено от сознания. Личностное бессознательное состоит от переживаний, бывших когда – то осознанными, а за тем забытых или вытесненных из сознания. Они при известных условиях становятся осознанными [13].

Обобщения Юнга зачастую не опираются на достаточные логические основания, хотя основному доказательству, ориентированному на науку, он уделяет внимание.

Таким образом, психика человека чрезвычайно сложна и включает в себя не только сознание, но и процессы, которые не контролируются субъектом, так называемые бессознательные. Бессознательное – это нечто таящееся в скрытых глубинах психики, нечто противостоящее сознанию и живущее по своим особым, своеобразным, не характерным для сознания законам.

Итак, анализ литературы по проблеме сознания и бессознательного в психике показал, что психика – это сложное явление, которое имеет иерархическое строение, а именно основных 4 уровня: раздражимость, чувствительность (ощущения), поведение высших животных (внешне обусловленное), сознание человека (самодетерменированное поведение). Сознание – это высший уровень развития психического отражения, связанный с использованием речи, присуще только человеку.

Но в психике человека не только сознательные процессы, но и процессы которые не контролируются субъектом, так называемые бессознательные. Они противостоят сознанию, но в то же время находятся в неотрывной связи с ним.

Обобщая проанализированные в данной работе литературные данные, можно сделать следующие выводы.

Сущность сознания, как высшей формы развития психики, психического отражения принято видеть в способности человека к абстрактному вербальному мышлению, орудием и средством которого является возникший в человеческом обществе язык, к познанию на этой основе законов природы и общества.

Необходимо учитывать значительное, часто решающее влияние бессознательного на принятие решения, при совершении определенных действий. Сознание находится в неотрывной связи с бессознательным.


Список литературы

1. Бассин Ф.В. “Проблема бессознательного”., Москва, 1968.

2. Выготский Л.С. “Раннее детство”,Собрание сочинений. Т.4.,Москва, 1984

3. Зинченко В. П. “Миры сознания и структура сознания”, вопросы психологии, №2, 1991.

4. Леонтьев А.Н. “Деятельность, сознание, личность”, Москва, 1975.

5. Маклаков А.Г. “Общая психология”, Санкт-Петербург , 2002.

6. Немов Р.С. “Психология”, книга 1, Москва, 1998.

7. “Общая психология” Курс лекций, Москва, 1995.

8. Петровский А.В. “Введение в общую психологию”, Москва, 1996.

9. Рубинштейн С. Л. “Бытие и сознание”, Москва, 1957.

10. Спиркин А. Г. “Сознание и самосознание”, Москва, 1972.

11. Узнадзе Д. Н. “Основные положения теории установки”, Труды, Т.6, Тбилиси, 1977.

12. Фрейд З. “Психология бессознательного”, Сб. произведений, Москва, 1990.

13. Юнг К. Г. “Сознание и бессознательное”, Санкт-Петербург, 1997.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru/


«Креативность. Особенность творческого мышления. Механизмы творческой деятельности»

План:

  1. Креативность.
  2. Особенность творческого мышления.
  3. Механизмы творческой деятельности.

 

В процессе приближения к цели встали следующие задачи:

1. Охарактеризовать понятие креативности, как личностная способность к творчеству.

2. Рассмотреть понятие творческого мышления.

3. Проанализировать этапы и механизмы творческой деятельности.

 

I. «Креативность» (от английского слова «creativity») — уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Креативность — это способность творить, создавать, привносить что-то новое в этот мир. В последние годы этот термин получил в отечественной психологии широкое распространение. И для того, чтобы как можно лучше в нём разобраться следует дать понятия и ещё нескольким терминам:

«Личность» — это человек, как носитель каких-либо свойств. Личность — результат процесса воспитания и самовоспитания. « Личностью не рождаются, а становятся», — писал А.Н. Леонтьев. Личность — это человек, осознающий свою уникальность, неповторимость, индивидуальность (индивидуальность — особенности характера и психического склада, отличающие одного индивидуума (индивидуум — отдельный живой организм, особь) от другого). Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, определяющие повседневное поведение.

«Способности» — в толковом словаре В. Даля «способный» определяется как годный к чему-либо или склонный, ловкий, пригодный, удобный; в толковом словаре С. Ожегова «способность» это природная одарённость, талантливость. Однако считать способности врожденными, данными от природы является ошибкой — врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т. е. задатки, которые лежат в основе развития способностей. Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе жизнедеятельности человека, вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым кинорежиссёром, актёром, журналистом, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью. На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости от характера деятельности, от условий жизни, окружающих людей и многих других факторов и нюансов отдельной личности. Способности — это индивидуально-психологические особенности личности.

«Творчество» — процесс создания новых по замыслу культурных и материальных ценностей.

«Творческая личность» — это личность с определенным набором нравственных, эмоциональных и волевых качеств, а также задатков, способностей и талантов. Существуют две основные точки зрения на творческую личность:

1. «Креативность» (творческая способность) свойственна каждому нормальному человеку. Она так же неотъемлема от человека, как способность мыслить, говорить и чувствовать. При этом ценность результата творческой деятельности не имеет особенного значения, главное, чтобы результат был новым и значимым для самого «творца». Самостоятельное, оригинальное решение школьником задачи, имеющей ответ, будет творческим актом, а самого его следует оценивать как творческую личность.

2. Согласно второй точке зрения, не всякого человека следует считать творческой личностью. Так как, определяющим фактором творческого акта является ценность нового результата, он должен быть общезначим, являться непременно культурной, технологической или какой-либо другой ценностью для человечества в целом.

Как видите, общего мнения нет, поэтому решать для себя кто действительно является творческой личностью, вам придётся самим.

Ну вот, всё ещё больше запуталось, давайте обобщим. Итак, в настоящее время многие исследователи креативности приходят к  противоречивым выводам. Поэтому Ф. Баррон и Д. Харрингтон, подводя итоги исследований в этой области, сделали следующие обобщения того, что известно о креативности:

«Креативность — это способность реагировать на необходимость новых подходов и новых продуктов. Создание нового творческого продукта во многом зависит от личности творца и силы его внутренней мотивации.

Информация о работе О соотношении сознания и бессознательного в психике человека