Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 18:34, реферат
Психология- наука о душе, история ее, как изучение души человека, его психического мира методом самонаблюдения (интроспекции) и самоанализа.
Психика — общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых в психологии.
Объект и предмет психологии. Структура психики
Психология- наука о душе, история ее, как изучение души человека, его психического мира методом самонаблюдения (интроспекции) и самоанализа.
Психика — общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых в психологии.
Методы психологии:
Эксперимент- выявление причинно-следственной зависимости между определенными свойствами психических явлений. Выявление этой зависимости способствует создание экспериментальных условий, при которых можно получать больше нужных сведений об изучаемом психическом явлении. Метод может применяться в лабораторных и естественных условиях.
Тест- это стандартизированный метод, используемый для измерения различных характеристик отдельных лиц, служащих объектами исследования. Тесты позволяют оценивать уровень развития интеллектуальных или перцептивных способностей, личностных особенностей, характер, темперамент и т. д.
Опрос- опирается на возможность человека сознательно оценивать себя и свои поступки. Они обрабатываются по определенным ключам, а затем интерпретируются в зависимости от полученных данных
Психология индивидуальности. Психический мир человека
Бессознательное- воспринимаемый мир сливается с переживаниями человека, его отношением к этому миру, что делает невозможным контроль действий и оценку их результатов. В бессознательном прошлое, настоящее и будущее могут причудливо переплетаться (например, в сновидении).
Темперамент
Темперамент- означает «надлежащее смещение черт». В современной психологии этим термином обозначают динамические особенности психики человека, т. е. только темп, ритм, интенсивность протекания психических процессов, но не их содержание. Черты темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению. Темперамент определяет стиль поведения человека, способы, которыми человек пользуется для организации своей деятельности
чувствительность — тонкость восприятия внешнего мира;
сангвиник — это сильный тип нервной системы (т. е. нервные процессы обладают силой и продолжительностью, что выражается, например, в большой работоспособности людей этого типа, способности дольше выдерживать различные нагрузки; у этих людей более высокая устойчивость к инфекциям и сопротивляемость стрессам и т. д.); высокая активность, эмоциональность, экспрессивность (выразительность) поведения.
Для холерического типа характерны также высокая активность с преобладанием возбуждения, резкость, возбудимость, яркость эмоциональных переживаний. Подвижность его выражается в легкости перехода от гнева к веселью, возбудимость — в неуравновешенности, вспыльчивости, сильных эмоциональных переживаниях.
Активность флегматика во внешней деятельности снижена, но выносливость, работоспособность достаточно высоки, так как он обладает сильным типом нервной системы; просто вследствие инертности, низкой подвижности нервной системы флегматика трудно побудить к действию, нужно найти мотив, заинтересовать его.
Слабый тип нервной системы мел
Характер
Характер-есть совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливающих типичные для нее способы поведения. Те особенности личности, которые относятся к характеру, называют чертами характера.
Способности
Способности- во-первых, это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; во-вторых, это лишь такие индивидуальные особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности; в-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, умениям и навыкам, которые выработаны у данного человека, а является как бы благоприятной предпосылкой для их формирования.
Интеллект и познавательные процессы
интеллект — это система психических процессов, обеспечивающих реализацию способности человека оценивать ситуацию, принимать решение и в соответствии с этим регулировать свое поведение.
Психические познавательные процессы
Восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.
Мышление
Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности
— оперирование идеями, выстраиваемыми в иерархические сочетания
Память
Память — один из важнейших психических процессов. Она лежит в основе формирования индивидуального опыта человека, его речи, мышления, эмоций, двигательных навыков. Память необходима для накопления знаний, успешной и продуктивной работы и является непременным условием обучения и развития индивида, становления его как личности.
Направленность, мотивация, самоактуализация
Многие психологи считают
Сознание
Сознание — это высшая (интегрирующая) форма развития и проявления психики человека. Сознание определяет мысленное построение действий, контроль и управление человека, его способности отдавать себе отчет в том, что происходит в нем самом и окружающем мире.
Самосознание предполагает осознание своего «Я» во всем многообразии индивидуальных особенностей, выделение себя из окружающего мира и представление о себе в сопоставлении с другими людьми. Самосознание помогает человеку сохранить себя и свое «Я», а также регулировать всю сложную систему внутреннего психического мира.
Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей. Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной (нормальной).
Творчество в развитии индивидуальности
Творчество определяется в психологии как деятельность, порождающая новые материальные и духовные ценности. Отличительными чертами творческой деятельности являются неповторимость, оригинальность и общественно-историческая уникальность. В творчестве выражается глубокое личностное начало, без которого немыслим предмет творчества
Деятельность это целесообразная жизнедеятельность высокоорганизованных форм жизни, это универсальная активность, условие удовлетворение потребностей. Она осуществляется с затратой энергии. В процессе деятельности человек совершает работу, иначе, — прикладывает усилия по преодолению сил внешней и внутренней среды.
Мотивы — это осознанные потребности, вербализованные, достаточно аргументированные и объяснимые. Мотивы питаются желаниями и неосознанными потребностями, которые зачастую выступают в виде трудно объяснимых влечений.
Воля есть не только сила — это механизм управления психикой, который может обещать и угрожать, приказывать и закрывать пути к отступлению
Эмоции (от лат. emovea — потрясаю, волную) — это переживание человеком своего личного отношения к тем или иным явлениям окружающей действительности, а также субъективное состояние, которое возникает в процессе взаимодействия с окружающей средой или при удовлетворении своих потребностей. Эмоции представляют собой своеобразную форму отражения реального процесса взаимодействия человека с окружающей средой.
Задатки — предпосылки к развитию способностей. Могут быть врожденными и приобретенными.
Индивид — отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных и психологических
Индивидуальность — своеобразное сочетание индивидных (см. индивид)
свойств человека, отличающее его от других людей.
Внимание — состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте.
Потребность — состояние нужды индивида, личности в чем-то, необходимом для его нормального существования.
Воображение — способность представлять отсутствующий или реально не существующий предмет, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.
Информация о работе Объект и предмет психологии. Структура психики