Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 09:21, доклад
Человек как существо социальное немыслим без взаимосвязи с окружающим его миром, с социумом, с другими людьми. Его внутренний мир обусловлен его социальными связями, в отрыве от «других» он перестает быть носителем ряда функций — как позитивных, так и негативных,- определяющих его бытие. Современные мировые интеграционные и глобализационные процессы, с одной стороны, ведут к объединению людей, стиранию границ между государствами и актуализации роли коллектива, но с другой стороны, отдельный индивид в этом глобальном мире остается наедине со своими проблемами, а следовательно, становится все более одиноким.
Введение
Для своего реферата я выбрала именно
эту тему, потому что считаю, что тема одиночества будет актуальна
всегда. Одиночество – это одна из самых
сложных и трудноразрешимых социальных
проблем человечества на современном
этапе его развития. Оно является неотъемлемой
частью человеческого существования.
Одиночество — не только необходимое
условие любого процесса мышления и, соответственно,
творчества, но и тяжкий деструктивный
фактор, отвергающий другое творческое
начало — коммуникацию,— и замыкающий
индивида в тесном собственном мирке.
Одиночество является сложным и актуальным
социальным феноменом, находящемся на
стыке изучения самых разных наук: философской
Человек как существо социальное немыслим
без взаимосвязи с окружающим его миром,
с социумом, с другими людьми. Его внутренний
мир обусловлен его социальными связями,
в отрыве от «других» он перестает быть
носителем ряда функций — как позитивных,
так и негативных,- определяющих его бытие.
Современные мировые интеграционные и
глобализационные процессы, с одной стороны,
ведут к объединению людей, стиранию границ
между государствами и актуализации роли
коллектива, но с другой стороны, отдельный
индивид в этом глобальном мире остается
наедине со своими проблемами, а следовательно,
становится все более одиноким. Проблема
одиночества возникла не сегодня, но в
условиях современного постиндустриального
общества она стала одной из наиболее
актуальных для человечества в глобальном
масштабе.
Одиночество может быть классифицировано на основании объективных и субъективных факторов. Можно выделить четыре типа одиночества: одиночество-уединение (отрыв личности от социума, в результате которого «Я» обретает новые связующие его нити с социумом), одиночество-изоляция (принудительное дистанцирование субъекта со стороны «другого» или социума в целом), одиночество-самоизоляция (отчуждение «Я» от других людей, невозможность контакта с ними людьми и замыкание в своем собственном мире) и абсолютное одиночество (состояние тотальной внутренней дисгармонии, причиной которой, по мнению «Я», является не он сам, а неполноценное, враждебное ему мироздание, в которое он заброшен помимо собственной воли, характеризующееся неспособностью субъекта разобраться в себе самом и своем собственном отношении к миру, а также в своих взаимоотношениях с миром).
Таким образом, объективные модели одиночества являются временным - добровольным или объективно-вынужденным - неконфликтным (уединение) или конфликтным (изоляция) типом одиночества, в то время как субъективные модели одиночества лежат в плоскости индивидуального мировосприятия «Я» и характеризуются устойчивым и экстремально выраженным конфликтом с «другим». Мир и окружающее - это объективная действительность, преломленная о сознание воспринимающего ее субъекта. Одиночество приводит к фрустрации и искажению субъективного представления о мире. Следовательно, восприятие мира исключительно через призму субъективного мироотношения является однобоким и неполноценным, и изначально обречено на негативное восприятие объективной реальности, а как следствие - на противопоставление себя миру «других».
Для актуализации проблемы одиночества в современном обществе, автором было проведено исследование особенностей восприятия одиночества такой специфической социально-профессиональной группой, как студенты вуза (на примере Сибирской академии государственной службы). Результаты показали, что причины одиночества современного человека видятся в изменившихся условиях жизни, в ускоренной динамике постиндустриального общества, в выпадении субъекта из социальной и профессиональной среды в силу неспособности или невозможности приспособиться к новым обстоятельствам. Среди других причин одиночества назывались страх перед общением с другими людьми, социальные и индивидуальные комплексы, а также непонимание и отторжение индивида со стороны общества. Одиночество, по мнению респондентов, зависит и от среды обитания. Жители крупных городов острее чувствуют свое одиночество, поскольку человек в толпе большого города оторван от «других», лишен полноценного коммуникативного взаимодействия. В мелких населенных пунктах общественный интерес постоянно нарушает границы внутреннего мира субъекта, поэтому одиночество является способом «Я» сохранить свою внутреннюю самость и индивидуальность.
Феномен одиночества немыслим без осмысления
условий и особенностей коммуникативного
взаимодействия личности с окружающими
людьми. Это обусловило необходимость
изучения коммуникации с социально-философских
позиций в ее взаимосвязи и взаимозависимости
с феноменом одиночества. Межличностное
общение представляет собой основу социального
взаимодействия, а его отсутствие — прямая
причина одиночества субъекта. Коммуникация
между «Я» и «другим» дает возможность
выхода из состояния одиночества. Хотя
«другие» делают существование личности
невыносимым и «Я» пытается оторваться
от них, погрузиться в одиночество для
достижения «подлинного существования», экзистенции,
однако в оторванности от «других» индивид
не способен полностью познать себя. Выходом
из одиночества является понимание того,
что индивидуальность выявляет себя, обособляясь
от других индивидуальностей, но личность
выявляет себя, вступая в отношение с другими
личностями. Таким образом, одиночество
позиционируется как необходимая и позитивная
категория, но абсолютизация одиночества
превращает его в деструктивный фактор,
мешающий коммуникации.
Коммуникация как социально-философская
категория включает в себя три структурных
компонента: субъект, объект и адресат,
связанные целесообразностью, функциональностью,
устойчивостью, полноценностью, взаимозаменяемостью
субъекта и адресата и наличием смысловой
составляющей объекта межсубъектного
взаимодействия. Отсутствие какого-либо
из структурных компонентов в конкретной
ситуации общения приводит к нарушению
подлинной коммуникации, вплоть до ее
полного разрушения - декоммуникации,
являющейся одним из основных истоков
одиночества. При этом в парной антиномии
«коммуникация - декоммуникация» в настоящей
работе вводится промежуточное понятие
- квазикоммуникация (псевдокоммуникация),
которая приравнивается к неподлинному
Наиболее ярким видом псевдокоммуникации является виртуальное общение, в котором происходит нарушение коммуникативной схемы и ее принципов: субъекты виртуальной коммуникации являются неактуализированными, т.е. «Я» взаимодействует не с подлинным адресатом, а со своим представлением о нем, наделяя его признаками и качествами, которыми он может и не обладать. Это порождает мистификацию подлинного коммуникативного акта. Но в состоянии оторванности от других виртуальное общение воспринимается как способ избавления от одиночества, таковым на самом деле не являясь. В то же время, если рассматривать виртуальную коммуникацию как инструмент (средство), а не как самоцель - тогда мы можем говорить о позитивном начале виртуального общения в качестве элемента, предшествующего полноценному реальному межличностному общению.
Таким образом, феномен одиночества нельзя интерпретировать только как негативное или позитивное явление, нельзя соотносить с индивидуализмом и противопоставлять коллективному. В философии понятия коллективное и индивидуальное всегда рассматривались как оппозиционные. Анализ феномена одиночества в настоящей работе доказывает, что они должны сочетаться, а не противопоставляться, поскольку приоритет одного перед другим приводит к однобокой и необъективной интерпретации действительности.
Проблема одиночества с социально-
Одиночество представляет собой динамический социально-психологический феномен, приобретающий особую значимость в эпоху современности в связи с развивающимся процессом индивидуализации и имеющий определённую специфику на разных этапах этого процесса.
1) Одиночество имеет
2) Широкое распространение
модернизации, в первую очередь, западных обществ и получившие позже распространение и за их пределами.
К культурным предпосылкам следует отнести специфическое антропоцентрическое мировоззрение, выразившееся, в частности, в западной философии, особенно в экзистенциализме.
К социальным предпосылкам следует отнести структурные изменения общества, связанные с развитием капиталистической экономики, индустриализацией, урбанизацией, формированием массового общества.
3) В традиционных обществах
Одиночество как динамический социокультурный и психологический феномен,
приобретает особую значимость и широкое распространение
в эпоху современности в связи с развивающимся процессом
4) Анализ развития проблематики западной философии
Таким образом, экзистенциальная проблема современного человека,
обусловленная специфической ситуацией эпохи,
превращается философами-экзистенциалистами
в антропологическую
Информация о работе Объективные и субъективные типы одиночества