МВД
РОССИИ
Управление Министерства внутренних
дел
России по Ханты-Мансийскому
автономного
округу –Югре
ПЛАН-КОНСПЕКТ ИНСТРУКТАЖА
СОТРУДНИКОВ, ЗАСТУПАЮЩИХ
НА СЛУЖБУ В ООП В ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ
КУБКА МИРА ПО ШАХМАТАМ
№ 1 от « 23 » АВГУСТА
2011 года
УТВЕРЖДАЮ
Врио заместителя начальника
УРЛС УМВД России
по ХМАО-Югре
майор вн. службы
________А.В. Шуплецов
« 23 » августа 2011 года
ПЛАН-КОНСПЕКТ
инструктажа по психологической
подготовке сотрудников, заступающих
в ООП в период проведения Кубка
мира по шахматам
Тема: «Обеспечение личной безопасности
сотрудников ОВД при проведении массовых
мероприятий».
Место проведения: конференц-зал УВД по округу
23.08.2011г. 15 часов
Цель занятия: Изучение психологии личной
безопасности сотрудников.
Задачи занятия:
- Изучить экстремальные морально- и профессионально-психологические факторы деятельности сотрудников ОВД, осуществляющих охрану общественного порядка.
- ознакомить сотрудников ОВД основами личной безопасности и методами обеспечения личной безопасности».
Вопросы:
- Актуальность проблемы. Экстремальные морально- и профессионально-психологические факторы,
- Что такое личная профессиональная безопасность.
- Общие принципы обеспечения личной профессиональной безопасности.
- Условия и приёмы повышения уровня профессионально-нравственной безопасности.
- Что важно знать для обеспечения личной безопасности.
- условия обеспечения личной безопасности;
- динамика опасности;
- психологические приёмы, помогающие ослабить стресс в экстремальной ситуации.
- Условия и приёмы обеспечения личной физической безопасности при решении профессиональных задач.
- Установки сотрудника, важные для обеспечения его безопасности в ситуации риска.
- Психология толпы.
- Алгоритм действий населения в случае угрозы или совершения террористических актов.
- Занятие разработала: старший психолог ООПР УРЛС УМВД России по ХМАО-Югре Мокрушникова Е.А.
1. Деятельность
сотрудников ОВД нередко протекает
в напряжённых оперативно-служебных
и служебно-боевых условиях, конфликтных ситуациях, опасных для
жизни обстоятельствах, связанных с применением
оружия. В последнее десятилетие наблюдается
тенденция учащения таких ситуаций и обстоятельств.
Особо трудны чрезвычайные обстоятельства,
вызываемые явлениями и факторами природного,
техногенного и социального характера,
нарушающие нормальную жизнь населения,
общественную безопасность и порядок
на конкретной территории.
Подобные ситуации
оказывают на всех, в том числе
и сотрудников ОВД, сильное психологическое
воздействие и именуются обычно экстремальными
(особыми, исключительными, чрезвычайными).
В экстремальных
ситуациях на сотрудников ОВД
оказывают влияние следующие морально психологические
факторы:
- наблюдаемое и осознаваемое нарушение общественного порядка, понимание своего долга в пресечении нарушения и восстановления порядка;
- наблюдаемые человеческие потери, лишения, гибель людей, трупы, жертвы, страдания, призывы о помощи и др.;
- общая дезорганизация жизни на территории, необычное поведение граждан (паника, толпы, беженцы, истерия, агрессивность);
- резкая активизация криминального элемента;
- опасность для жизни и здоровья граждан, находящихся в зоне экстремальных событий, а также своих коллег и себя лично;
- посулы, подкуп со стороны криминальных элементов, что ставит сотрудника перед моральным выбором профессионального предательства или верности долгу;
- необходимость действовать совместно, согласованно со своими сослуживцами и взаимодействующими подразделениями, не подводить друг друга, следовать примеру других и самому показывать пример.
Эта группа факторов
требует от сотрудников высокой
морально-психологической подготовленности,
мобилизованности, стойкости.
Экстремальные
профессионально-психологические факторы отличаются общим воздействием
на психику, затрудняющим реализацию обычных,
отработанных ранее действий, успешно
выполняемых в спокойных рабочих условиях.
К ним относятся:
- новизна, необычность, требующие действовать не шаблонно, а гибко и находчиво;
- внезапность, стремительность, дефицит времени;
- высокие нагрузки, длительные нагрузки;
- неопределённость (нехватка информации, обилие неточной противоречивой информации);
- риск (- срыва решения служебных задач, - нарушения установленных сроков исполнения, - ухода преступника от ответственности, - получения взыскания, освобождения от должности, - риск для своего авторитета и морального престижа, - риск стать объектом шантажа, провокаций, - риск получения физического повреждения, - риск для жизни).
Всё это связано
с риском психологическим
– возможностью получения психологической
травмы, психологической дестабилизацией
личности под влиянием стрессов и эмоционально-психических
перегрузок, связанных с профессиональной
деятельностью.
2. Таким образом, личная профессиональная
безопасность сотрудника ОВД – это не
только физическая безопасность, это система
правовых, специальных защитных, тактических,
педагогических и психологических мер,
позволяющих обеспечить сохранение жизни,
физического и психического здоровья
сотрудников ОВД при условии поддержания
высокого уровня эффективности профессиональных
действий.
Личная профессиональная
безопасность сотрудника ОВД включает
в себя три взаимосвязанных начала:
- физическую безопасность,
- психологическую безопасность,
- профессионально-нравственную безопасность.
Соответственно,
действия сотрудника по обеспечению
личной безопасности включает
владение тактикой и приёмами обеспечения
безопасности по всем трём направлениям.
3. Есть, однако, общие принципы
обеспечения личной профессиональной
безопасности, которые можно сформулировать
в виде обращения к сотруднику ОВД
“Каждый сотрудник
ОВД знает, что служба связана с риском,
но многие начинают в это верить, когда
рядом свистят пули. Чтобы не было поздно,
поверь сейчас – это может произойти именно
с тобой.
Каждый
сотрудник ОВД знает, что в
критической ситуации немало зависит от него самого,
но многие начинают в это верить, лишь
выполнив задачу и оставшись в живых. Поверь
сейчас – не всегда можно уйти от опасности,
но всегда можно уменьшить её. И это надо
уметь”
Риск стать
жертвой физического насилия, провокаций,
шантажа будет значительно меньше, если
сотрудник придерживается следующих принципов безопасности:
- Ожидай неожиданного.
- Руководствуйся здравым смыслом.
- Владей: собой, информацией, оружием.
- Ключ к успеху – подготовка. В критической ситуации будешь действовать так, как научишься.
- Необычное может стать сигналом опасности.
- Прежде чем войти, знай где выход.
- Имей план, особенно – на худший вариант.
- Знай, что о тебе знают.
- Не “разжигай” противника, “гаси” его.
- Избегай шаблона, будь непредсказуем.
- Не “замерзай” - действуй!
- Ищи ложку меда в бочке дёгтя: используй свою неудачу.
- Сделай стресс своим союзником.
- Избегай “туннельного” видения.
- Не расслабляйся слишком быстро.
- Плохо – переоценить противника, хуже – недооценить его.
- Верь себе – работай в команде: первыми погибают в одиночку.
“Удачи тебе!
Но помни – удача любит умелых”
4. Условия
и приёмы повышения уровня
профессионально-нравственной безопасности.
Важно подчеркнуть,
что первой жертвой не только шантажа
и провокаций, но и физического
насилия может стать сотрудник:
- злоупотребляющий спиртными напитками,
- склонный к авантюризму, сомнительным связям,
- стремящийся использовать служебное положение в личных, особенно корыстных целях,
- не обладающий должным уровнем интеллектуального развития и профессиональной подготовки,
- страдающий крайним эгоизмом, самолюбием и самомнением, или болезненной неуверенностью в себе, “параличом воли”
Для
обеспечения своей профессионально-нравственной
безопасности, важно ответить, как
минимум, на три
вопроса:
- У кого больше шансов поддаться на провокацию?
- Каковы условия эффективного противодействия провокации?
- Какие приёмы могут помочь противодействовать провокации?
Портрет
жертвы провокации
(черты личности, наиболее часто
встречающиеся у сотрудников,
поддавшихся на провокацию):
- Завышенная самооценка;
- Стандартное мышление;
- Несдержанность в общении, рассказах о себе;
- Неумение контролировать свои эмоции и чувства;
- Излишняя доверчивость;
- Неумение предвидеть последствия своих поступков;
- Внушаемость;
- Подозрительность;
- Неспособность понимать людей;
- Неспособность понимать ситуацию;
- Неверие в то, что он (она) может стать объектом провокации.
Условия
эффективного противодействия провокациям
можно свести к трем словам:
- Информированность.
- Бдительность.
- Здравый смысл.
Условий, естественно
больше. Это и профессиональная подготовленность,
и психологическая устойчивость, и практический
опыт, и в первую очередь – строгое
соблюдение закона. Именно легкомысленные
взаимоотношения сотрудника ОВД с законом
являются частой причиной, по которой
провокационные действия по отношению
к нему могут дать результат.
Тактика и приемы
противодействия провокациям:
1. Будь бдителен
к случайной удаче.
- Провокатор, делая свое дело, редко бывает абсолютно спокоен.
- Шантаж провоцирует, угроза провокации - шантажирует.
- Пусть хоть один человек знает, где ты в этот момент.
- Мелочей не существует
- "Гаси партнера!" Не позволяй другому спровоцировать самого себя на действия против тебя.
- Прежде, чем войти – найди, где выход.
- Действуй! Перехвати инициативу!
- Если тебе кажется, что тебя провоцируют, подумай – может это тебе кажется?
- Стремись даже в самой трудной ситуации извлечь пользу.
- На чем бы ты сам стал провоцировать себя?
- Провокация – тоже информация.
- Если кто-то чужой проявляет к тебе интерес – почему?
- Знай, что о тебе знают другие.
- Умей видеть признаки неадекватности ситуации и неадекватности поведения других.
- Спроси: "Нужно ли мне, то, что хочет он (она)?"
- Если по-другому провокации не избежать – уйди.
- Не забудь спросить себя: "А что потом?"
- Больше информации – меньше шансов провокации.
- Разберись со своими чувствами? Всегда помни – кто наездник, а кто лошадь.
- Создавай условия, при которых провокатору будет трудно.
- Ожидай неожиданное. Будь неожиданным.
- Провокатор не любит, когда его называют провокатор.
- Думай! Думай! Думай!
5. Что важно
знать для обеспечения личной безопасности.
Отечественный
и зарубежный опыт показывает, что
важными условиями обеспечения
личной психологической безопасности
(особенно - в ситуации риска) являются:
- Знания о психофизиологических процессах, происходящих в организме человека в ситуации опасности;
- Усвоение определенной "модели поведения" в ситуации опасности, позволяющей выполнить профессиональную задачу и не пострадать лично;
- Владение приемами саморегуляции, применимыми непосредственно перед ситуацией опасности, в ситуации опасности и сразу после нее.