Общая характеристика арт-терапевтического метода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 19:30, реферат

Описание работы

В образовательной среде арт-терапевтические методы применяются как средство гармонизации внутренних процессов, активизации процесса рефлексии, как инструмент для развития и саморазвития личности, как путь к разрешению социальных конфликтов, налаживанию и выстраиванию отношений в группе и др. Направления Арт-терапии:
-индивидуальная работа по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы:
-групповые развивающие занятия: по развитию коммуникативных навыков, группы личностного роста, социальной адаптации, снятия напряжения;
-психологическое консультирование;
-семейное консультирование.

Файлы: 1 файл

Общая характеристика арт-терапевтического метода..docx

— 17.21 Кб (Скачать файл)

Общая характеристика арт-терапевтического метода.

"Арт-терапия - (буквально: терапия искусством) направление психотерапии, основанное на решении психологических проблем личности путем вовлечения человека в разыгрывание несвойственной ему роли." (Определение предоставлено проектом Глоссарий.ru)

 

(Арттерапия возникла в 30-е годы 20-го века. Термин «арттерапия» ввел в употребление Адриан Хилл (1938) при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях.)

 

В образовательной среде  арт-терапевтические методы применяются  как средство гармонизации внутренних процессов, активизации процесса рефлексии, как инструмент для развития и  саморазвития личности, как путь к  разрешению социальных конфликтов, налаживанию  и выстраиванию отношений в группе и др. Направления Арт-терапии:

-индивидуальная работа  по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы:

-групповые развивающие  занятия: по развитию коммуникативных  навыков, группы личностного роста,  социальной адаптации, снятия напряжения;

-психологическое консультирование;

-семейное консультирование.

 

Арт-терапевтические методы предполагают широкий выбор различных  материалов: наряду с красками, карандашами, восковыми мелками или пастелью, часто используются журналы, цветная  бумага, фольга, текстиль, глина, пластилин  и др. При этом выбор материала  имеет большое значение: он способствует выявлению области внутреннего  конфликта и влияет на степень  готовности к эмоциональному самовыражению, т.к. адресуясь через эмоции и  мышление к сущностным психологическим  силам, особенности материала помогают вывести эти силы из пассивного состояния.

 

Основными этапами  арт-терапевтического метода являются:

1.Свободная активность перед творческим процессом.

2.Процесс творческой работы.

3.Интуитивное познание: процесс рассматривания.

4.Процедура “Что ты  видишь?”: описание, исследование, взаимосвязь  компонентов, связывание и интеграция.  Данный этап работы является  очень важным (кульминационным) моментом: - задавая вопрос: “Что ты видишь?”, -  психолог приглашает ребенка описать то, что тот увидел на своей картине, т.е. вводит его во внутренний мир; - другой аспект касается чувств ребенка - то, что его слушают, означает начало доверия;

 

Арт-терапевтический метод  обладает рядом преимуществ перед вербальными методами работы:

1.Занятие творческой деятельностью  (рисование, лепка, игра и др.) - естественное занятие для любого  ребенка, поэтому арт-терапия  не имеет ограничений в использовании.

2.Арт-терапия - преимущественно  невербальный метод общения. Это  делает ее особенно ценной  для тех, кто недостаточно хорошо  владеет речью и затрудняется  в словесном описании своих  переживаний. Символическая речь  является одной из основ изобразительного  искусства, она позволяет ребенку  зачастую более точно выразить  свои переживания, по-новому взглянуть  на проблему и найти благодаря этому путь к решению.

3.Изобразительная деятельность  дает возможность для исследования  бессознательных процессов и  актуализации тех идей, состояний  и форм поведения, которые находятся  в “вытесненном” состоянии, либо  слабо проявлены в повседневной  жизни. Она является средством,  активизирующим процессы рефлексии.

4.Арт-терапия является  мощным средством сближения людей,  это очень ценно в ситуациях  взаимного отчуждения, при трудностях  в налаживании контактов в  группе и конфликтных ситуациях.

5.Арт-терапия является  средством свободного самовыражения  и самопознания.

 

Цели арт-терапии:

Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности  самовыражения и самопознания.

1.Дать социально приемлемый  выход агрессивности и другим  негативным чувствам (работа над  рисунками, картинами, скульптурами  является безопасным способом  выпустить «пар» и разрядить напряжение).

2.Облегчить процесс лечения.  Неосознаваемые внутренние конфликты  и переживания часто бывает  легче выразить с помощью зрительных  образов, чем высказать их в  процессе вербальной коррекции.  Невербальное общение легче ускользает от цензуры сознания.

3.Получить материал для  интерпретации и диагностических  заключений. Продукты художественного  творчества относительно долговечны, и клиент не может отрицать  факт их существования. Содержание  и стиль художественных работ  дают возможность получить информацию  о клиенте, который может помогать  в интерпретации своих произведений.

4.Проработать мысли и  чувства, которые клиент привык  подавлять. Иногда невербальные  средства являются единственно  возможными для выражения и  прояснения сильных переживаний и убеждений.

5.Наладить отношения между  психологом и клиентом. Совместное  участие в художественной деятельности  может способствовать созданию  отношений эмпатии и взаимного принятия.

6.Развить чувство внутреннего  контроля. Работа над рисунками,  картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.

7.Сконцентрировать внимание  на ощущениях и чувствах. Занятия  изобразительным искусством создают  богатые возможности для экспериментирования  с кинестетическими и зрительными  ощущениями и развития способности  к их восприятию


Информация о работе Общая характеристика арт-терапевтического метода