Общая характеристика глубинной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 14:36, реферат

Описание работы

В современной психологии выделяют семь основных подходов к изучению личности. Каждый подход имеет свою теорию, свои представления о свойствах и структуре личности, свои методы их измерения. Таким образом, личность – это многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека.

Содержание работы

Введение 2
Общая характеристика глубинной психологии 3
Теория Фрейда 6
Аналитическая психология Юнга 9
Индивидуальная психология Адлера 15
Заключение 21
Список использованной литературы 22

Файлы: 1 файл

Реферат психология.docx

— 44.69 Кб (Скачать файл)

В случае сверхкомпенсации такие люди стараются обратить свои знания и умения на пользу людям, их стремление к превосходству не превращается в агрессию против людей. Примером такой сверхкомпенсации превосходства при социальном жизненном стиле для Адлера служили Демосфен, преодолевший свое заикание, Ф. Рузвельт, преодолевший свою физическую слабость, многие другие замечательные люди, не обязательно широко известные, но приносящие пользу окружающим.

 

В то же время при неразвитом чувстве общности у ребенка начинают уже в раннем детстве формироваться  различные невротические комплексы, которые приводят к отклонениям  в развитии его личности. Так, неполная компенсация способствует возникновению  комплекса неполноценности, который  делает неадекватной схему апперцепции, изменяет жизненный стиль, делая  ребенка тревожным, неуверенным  в себе, завистливым, конформным и  напряженным. Невозможность преодолеть свои дефекты, в особенности физические, часто приводит и к мнимой компенсации, и ребенок, так же как позднее  уже взрослый человек, начинает спекулировать  своим недостатком, стараясь извлечь  привилегии из внимания и сочувствия, которыми его окружают. Однако такой  вид компенсации несовершенен, так  как он останавливает личностный рост и формирует неадекватную, завистливую, эгоистическую личность.

 

В случае сверхкомпенсации у детей с неразвитым чувством общности стремление к самосовершенствованию трансформируется в невротический комплекс власти, доминирования и господства. Такие люди используют свои знания для приобретения власти над людьми, для порабощения их, думая не о пользе для общества, а о своих выгодах. При этом также формируется неадекватная схема апперцепции, изменяющая стиль жизни. Подобные люди - тираны и агрессоры, они подозревают окружающих в желании отнять у них власть и потому становятся подозрительными, жестокими, мстительными, не щадят даже своих близких. Для Адлера примерами такого стиля жизни были Нерон, Наполеон, Гитлер и другие авторитарные правители и тираны, не обязательно в масштабах страны, но и в рамках своей семьи, близких. При этом, с точки зрения Адлера, наиболее авторитарными и жестокими становятся дети избалованные, в то время как отверженным детям в большей степени присущи комплексы вины и неполноценности.

 

Таким образом, одним из главных  качеств личности, которое помогает ей устоять в жизненных невзгодах, преодолеть трудности и достичь  совершенства, является умение сотрудничать с другими. Только в сотрудничестве человек может преодолеть свое чувство  неполноценности, привнести ценный вклад в развитие общества. Адлер  писал, что, если человек умеет сотрудничать с другими, он никогда не станет невротиком, в то время как недостаток кооперации есть корень невротических и плохо  приспособленных стилей жизни.

 

Заключение.

 

Психоанализ представляет собой  не только мир, но и философию. Она  далеко от оптимизма. Мы обладаем такой, а не иной физической и психической  организацией и мало что способны изменить в своем положении. Реальность не подчиняется нашим желаниям и  не подвластна мольбам. С нею можно  примириться, как и со своей судьбой. Психоанализ – это урок скромности для человека, поскольку ему следует отучиться принимать иллюзорное за самоочевидное, а желаемое за действительное. Обнаружив себя рабом собственных влечений, человек способен уменьшить зависимость, но от цепей ему не избавиться, как и от смерти. Освобождение от иллюзий, от сновидений дает познание необходимости. Такая философия не утешает, она помогает одному бесстрашному принятию судьбы.

Фрейд дал импульс многим направлениям науки, обеспечил прорыв в невиданные глубины нашей психики, помог понять многое, что считалось  таинственным. И самое ценное то, что психоанализ до сих пор  вызывает неутихающую полемику. Развитие, идущее через борьбу мнений, дискуссий, это и есть подлинный прогресс знания.

Заслуги Фрейда перед наукой позволяют поставить его имя  в один ряд с именами Н. Коперника, Ч. Дарвина, А. Эйнштейна.

 

Список использованной литературы:

 

  1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М-, 1995.
  2. Ждан А. Н. История психологии: от античности к современности. - М-, 1999.
  3. История зарубежной психологии: Тексты. - М., 1986.
  4. Каннабих Ю. История психиатрии. - М-, 1994.
  5. Овчаренко В. И. Психоаналитический глоссарий. - Минск, 1994.
  6. Уэллс Г. К. Павлов и Фрейд. - М., 1989.
  7. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы личности. - М., 1993,
  8. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. - М., 1991.
  9. Фрейд З.«Я»и«ОНО».-Тбилиси, 1991.-Т. 1,2.
  10. Фромм Э. Иметь или быть. - М., 1990.
  11. Фромм Э. Душа человека. ~ М., 1992.
  12. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. - М., 1993.
  13. Хрестоматия по истории психологии. - М., 1980.
  14. Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис- - М., 1996-
  15. ЭриксонЭ. Детство иобщество. -СПб., 1996.
  16. Юнг К. Психологические типы. - М., 1995.
  17. Юнг К. Архетип или символ. - М., 1991.
  18. Ярошевский М. Г. История психологии. - М., 1996.




Информация о работе Общая характеристика глубинной психологии