Общая характеристика общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 16:28, реферат

Описание работы

В то же время актуальным, в частности в связи с решением задач воспитания подрастающего поколения, является другой ракурс рассмотрения проблемы общения – формирования личности в нем. Как показывают результаты психолого-педагогических исследований, именно в общении, и, прежде всего в непосредственном общении со значимыми другими (родителями, педагогами, сверстниками и т.д.) приходит становление человеческой личности, формирование важнейших её свойств, нравственной сферы, мировоззрения.

Файлы: 1 файл

Общая характеристика общения.docx

— 93.59 Кб (Скачать файл)

Первый вопрос, который хотелось бы обсудить, следующий: всегда ли уровню своего психологического и поведенческого развития личность отстает от коллектива и нуждается в воспитательных воздействиях с его стороны? Думается, что далеко не всегда. Нередко высокоразвитая, самостоятельная, интеллектуально одаренная личность намного превосходит свой реальный коллектив и по уровню развития стоит выше большинства его членов. В своё время В.М. Бехтерев совместно с М.В. Ланге провели серию экспериментов, в которых показали, что влияние группы, средний реальный коллектив, на индивида не всегда и не во всем только положительные. В экспериментах Бехтерева и Ланге обнаружено, что такой коллектив может подавлять особо творческую, одаренную личность, невольно препятствуя её развитию, не принимая из-за непонимания, завести, и нездоровых агрессивных тенденций даже активно отвергая её творения.

Не так уж редки в нашей сегодняшней действительности случаи, когда кто-либо из детей, опережая в развитии своих товарищей по коллективу, попадает в ситуацию беспринципного и даже аморального давления со стороны сверстников по коллективу. Например, многие отличники в школе, добросовестные и трудолюбивые дети, превосходящие по уровню своего развития товарищей по классу, оказываются отвергнутыми ими только по тому, что отличаются от них. К таким детям нередко относятся даже хуже, чем явным лентяям и нарушителям дисциплины. Реальный коллектив, как показывает жизненная практика, в отличие от идеального, изображаемого в теории и на страницах педагогических книг, не всегда есть безусловное благо для личности и её развития.

Здесь могут возразить: А.С. Макаренко, многие его современные последователи, отстаивающие принципы коллективистского воспитания, имели в виду высоко развитые детские и педагогические коллективы. Это правильно. Но где же в современной жизни встречаются такие коллективы? Большинство существующих детских групп и объединений относятся или к средним или к слабо развитым социальным общностям и никак не могут претендовать на то, чтобы называться коллективами в теоретическом, макареновском смысле этого слова. Как же при этих условиях сохранить даже в теории как верное положение о том, что коллектив выполняет главную роль в формировании и развитии личности и что без него ребёнка как личность воспитать нельзя? Средне – и слаборазвитые в социально психологическом отношении коллективы, т.е. такие, которые в жизни составляют абсолютное большинство, влияют на психологию и поведение личности: и положительно, и отрицательно. Следовательно, теоретически правильный тезис о положительном воздействии высокоразвитого коллектива на личность не работает по отношению к абсолютному большинству реально существующих средне – и слаборазвитых коллективов.

Попробуем теперь подойти к оценки этого тезиса с другой стороны. Личность – это всегда индивидуальность, и воспитывать личность психологически означает формировать самостоятельного, независимого, не похожего на других людей человека. Коллектив же, как правило, унифицирует личностей своим влиянием, одинаково действует на всех составляющих его индивидов, предъявляя к ним единые требования. Хорошо это или плохо?

Человек психологически формируется, личностно развивается не только под воздействием коллектива, но и под влиянием других социальных факторов. Но сказанное не отрицает ценности коллектива для становления человека как личности. Высокоразвитые коллективы во многом полезны для формирования личности. Коллектив способен оказать на личность разное, не только положительное воздействие. Рассмотрим в обобщенном виде основные факты, свидетельствующие о положительном влиянии группы на индивида.

1. В группе индивид встречается  с людьми, которые являются для  него основным источником духовной  культуры.

2. Отношения между людьми, складывающиеся в группах, несут  в себе позитивные социальные  нормы и ценностные ориентации, которые усваиваются личностью, включенных в систему групповых  взаимоотношений.

3. Группа является таким  местом, где индивид отрабатывает  свои коммуникативные умения  и навыки.

4. От участников группы индивид получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя, сохранять и укреплять все положительное в своей личности, избавляться от отрицательного и недостатков.

5. Группа снабжает индивида  системой положительных эмоциональных  подкреплений, необходимых для его  развития.

 Лишь постоянное общение  индивида с долее развитыми, чем  он сам, личностями, обладающими  ценными знаниями, умениями и  навыками, обеспечивают ему возможность  приближения к соответствующим  духовным ценностям (родители, учитель). Только через прямое общение  и личные контакты в группах  одни люди передают другим  свой индивидуальный опыт. Этот  опыт включает практически все  человеческое, что есть в современном  человеке, от элементарных гигиенических  навыков и пользование речью  до нравственных ценностей и  способностей к различным видам  деятельности. Чем больше разнообразных  групп, активным участником которых  становится индивид в процессе  его жизни, тем больше у него  возможностей для развития, приобретения  разнообразных ценных человеческих  качеств. В особенности это касается  высшей духовной культуры, которая  передаётся от человека к человеку  только в результате обучения  и воспитания, через межличностное  групповое общение.

На психологию индивида группа влияет через систему складывающихся в ней отношений, в частности – через отношения данного индивида с остальными участниками группы. Мы уже знаем что, при разных отношениях индивиды проявляют себя с различной, положительной или отрицательной стороны, поэтому для обеспечения преимущественно положительного влияния группы на личность важно добиться того, чтобы межличностные отношения в ней были благоприятны. Нигде, кроме группы, человек не в состоянии усвоить речь и научиться пользоваться ею. Ребёнок учится разговаривать только благодаря тому, что все в семье, где он родился, говорят на родном языке. И не просто говорят, а постоянно, чуть ли не с первых дней рождения общаются к нему на языке, требуют ответной реакции и всячески её поощряют. Важным фактором индивидуального психологического развития являются его знания о самом себе. Иначе, как от других людей, в процессе непосредственного общения в процессе непосредственного общения с ними, он эти знания получать не может. Группа и составляющие её люди являются для индивида своеобразным зеркалом, в котором выражается своеобразное «Я».

Точность и глубина отражения личности в группе прямо зависит от открытости, интенсивности и разносторонности общения данной личности с остальными членами группы.

Таким образом, для развития индивида как личности группа представляется незаменимой. В жизни и деятельности отдельного человека он играет не заменимую роль, положительную. Однако свою положительную роль в развитии личности коллектив реализует лишь тогда, когда не происходит его и её (этой роли) идеологического искажения.

В школьные годы круг друзей ребёнка начинает быстро расти, а личные привязанности становятся более постоянными. Общение на качественно высокий уровень, так как дети начинают понимать мотивы поступков сверстников, что способствует установлению хороших взаимоотношений с ними. В начальный период обучения в школе, в возрасте от 6 до 8 лет, впервые образовываются неформальные группы детей с определёнными правилами поведения в них. Однако эти группы существуют недолго и обычно недостаточно стабильны по своему составу.

Дети младшего школьного возраста по-прежнему проводят много времени в различных играх, но их партнерами по игре всё чаще становятся не взрослые люди, а сверстники. В детских группах во время игры устанавливаются свои специфические взаимоотношения .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Развитие общения детей  дошкольного возраста, является  одной из актуальных задач, стоящих  перед воспитателем в детском  саду.

 Актуальность данной  работы заключается в том, что  работа по развитию игровой  деятельности имеет огромное  значение в становлении межличностных  отношений дошкольников, в формировании  психики ребенка, его личности  в целом и не всегда на  практике учитывается данная  проблема.

 Цель дипломной работы - теоретически обосновать и экспериментально  выявить влияние дидактических  игр дошкольников на межличностное  общение.

 Объект - развитие общения  детей старшего дошкольного возраста.

 Предмет исследования - влияние дидактических игр дошкольников  на межличностное общение.

 Гипотеза - развитие игровой  деятельности с помощью дидактических  игр создает условия для благоприятного  развития межличностного общения  в коллективе дошкольников.

 Для достижения цели  и подтверждения гипотезы мы  определили следующие задачи:

1. Теоретически рассмотреть  основные аспекты развития игровой  деятельности детей старшего  дошкольного возраста;

2. Выявить уровень межличностного  общения в коллективе дошкольников;

3. Экспериментально подтвердить  гипотезу.

 В работе были использованы  следующие методы:

- Анализ теоретических  источников по изучаемой проблеме;

- Эксперимент (методики, занятия, социометрия, беседа) ;

- Методы статистической  обработки информации.

 Экспериментально-практическое  исследование проходило на базе  ДОУ 5п. Смидович.

 Практическую значимость  исследования составляет выявление  особенностей развития игровой  деятельности дошкольников, влияющей  на межличностное общение. Результаты  исследования могут быть использованы  в практической деятельности  воспитателей.

 Дипломная работа состоит  из введения, 2 глав, заключения и  списка литературы, приложений.

 Во введении определены  цель, предмет, объект и задачи  исследования, выдвинута гипотеза, требующая доказательства.

 В первой главе "Теоретические  аспекты влияния дидактических  игр дошкольников на межличностное  общение" дан анализ теоретических  источников по изучаемой проблеме.

 Во второй главе "Экспериментальное  исследование влияния дидактических  игр на развитие общения детей  старшего дошкольного возраста" представлен материал экспериментального  изучения влияния игровой деятельности  на развитие межличностного общения  детей старшего дошкольного возраста.

 В заключении подведены  итоги работы.

 

 

 

 

Развитие личности в дошкольном возрасте

Краткое содержание

 

Усвоение нравственных норм. Три этапа личностного возрастного развития в дошкольном детстве, их связь с формированием различных сторон личности ка. Роль общения в развитии личности ребенка-дошкольника. Усвоение дошкольниками норм и форм поведения. Значение сюжетно-ролевых игр с правилами личностного развития детей. Возникновение нравственной саморегуляции поведения. Переход к автоматизированным формам нравственного поведения.

 

Эмоционально-мотивацнонная регуляция поведения. Развитие мотивации поведения в дошкольном возрасте. Включение в общение мотивов, связанных с учетом трудом. Появление социальных мотивов, стремление к самоутверждению, ориентация на мнения окружающих людей, одобрение, похвалу. Различение ребенком труднорешаемых задач, развитие способности правильно оценивать успехи и неудачи. Появление определенных эмоциональных реакций ребенка на неудачу и соотнесение успехов и неудач с возможностями и способностями. Осознание ком того, что его успех зависит не только от способностей, но и от усилий. Становление потребности в достижении успехов. Возникновение сопутствующих мотивов и их волевой регуляции.

 

Формирование основных личностных качеств у ребенка-дошкольника. Поц зовых качеств личности ребенка, их происхождение. Связь начала развития личностных качеств с ранним возрастом. Возникновение <внутренней позиции> ребенка-дошкольника. Появление самосознания в форме адекватной оцен' ственных личностных качеств, развитие на этой основе многих других поле честв личности. Подражание и его значение для развития личности дошк Влияние родителей на формирование личностных качеств у мальчиков и де>

 

Психологические новообразования .дошкольного возраста. Возникноте разного и внутреннего символического плана действий. Объединение вн и внешних операций в познавательных процессах восприятия, внимания, ф мышления. Соединение воображения, мышления и речи, возникновение вщ речи. Завершение формирования речи как средства общения. Использовав как средства мышления. Становление внутренней нравственной саморегуляци ков. Развитие мотивации общения с людьми. Выявление индивидуальности.

Усвоение нравственных норм

 

Дошкольный возраст, занимая по шкале физического развития ребенка период времени от трех до шести лет, вносит большой вклад в психическое развитие ребенка. За эти годы ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его личность и последующее интеллектуальное развитие. 1

 

С точки зрения формирования ребенка как личности школьный возраст можно разделить на три части. Первая относится к возрасту три-четыре года и преимущественно с укреплением эмоциональной саморегуляции. Вторая охватывает возраст от четырех до пяти лет и касается нравственной самореализации, а третья относится к возрасту около шести лет и включает формирование деловых личностных качеств ребенка.

 

В дошкольном возрасте дети начинают руководствоваться в своем поведении, в оценках, даваемых себе и другим людям, определенными нравственными нормами. У них формируются более или менее устойчивые моральные представления, а также способность к нравственной саморегуляции.

Информация о работе Общая характеристика общения