Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 19:02, реферат
В этой работе мы рассмотрим вопросы, касающиеся сущности психоаналитического направления в психологии, рассмотрим своеобразие трех подходов к изучению теории личности в психоанализе и их представителях: З. Фрейде, К.Г. Юнге, А. Адлере. Таким образом, мы постараемся выявить основные черты психоаналитической теории личности.
Введение
1 Общая характеристика психоаналитического направления в психологии
2 Классический психоанализ Зигмунда Фрейда
3 Аналитическая психология Карла Густава Юнга
4 Социально-психологическая концепция Альфреда Адлера
Заключение
Суперэго подразделяется
на две подсистемы: совесть и эго-идеал.
Совесть приобретается
Фрейдом была предложена гипотеза о четырех стадиях развития личности: оральной, анальной, фаллической и генитальной. При рассмотрении этих стадий надо учитывать еще несколько факторов, введенных Фрейдом: фрустрация, сверхзаботливость, регрессия и фиксация. В случае фрустации психосексуальные потребности ребенка пресекаются родителями или воспитателями, поэтому не находят оптимального удовлетворения. При сверхзаботливости ребенок не имеет возможности сам управлять своими внутренними функциями, что в зрелые годы может привести к “остаточному” поведению, связанного с той стадией, на которую пришлась фрустрация или регрессия. Регрессия – это возврат в наиболее раннюю стадию и проявление ребяческого поведения, характерного для этого периода. Наконец, фиксацией называется задержка или остановка развития на определенной стадии.
В связи с тем, что как уже описывалось, согласно 3.Фрейду, в человеческой психике происходит постоянный конфликт между уровнями личности, для смягчения вызываемой этим конфликтом чувства напряженности и вины человеческая психика выработала ряд защитных механизмов, призванных бессознательно подавлять или не допускать в сознание ту информацию, которая противоречит требованиям цензуры "Сверх-Я" и может травмировать личность. Прежде всего - это вытеснение. Под этим понятием предполагается механизм подавления и последующего исключения, изгнания из сознания импульса, стимулирующего у индивида чувство напряжения, беспокойства и тревоги. Следующий защитный механизм - это образование противоположной реакции. Здесь имеется в виду изменение неприемлемой, непереносимой для сознания тенденции на противоположную.Проекция представляет собой процесс, посредством которого индивидуум приписывает собственные неприемлемые мысли чувства и поведение другим людям. Проекцией объясняется социальные предрассудки и явления типа “козла отпущения”, поскольку этнические и расовые стереотипы представляют собой удобную мишень для ее проявления. Замещение происходит, когда проявление инстинктивного импульса переадресовывается от более угрожающего объекта к менее угрожающему. Рационализация – это способ справиться с фрустрацией и тревогой путём искажения реальности. Рационализация имеет отношение к ложной аргументации, благодаря которой иррациональное поведение представляется таким образом, что выглядит разумным. Реактивное образование действует в две стадии: неприемлемый импульс подавляется, далее в сознании проявляется противоположенный. Фрейд писал, что многие мужчины, высмеивающие гомосексуалистов, на самом деле защищаются от собственных гомосексуальных побуждений. Регрессия – когда происходит возврат к ребяческим, детским моделям поведения. Это способ смягчения тревоги путем возврата к раннему периоду жизни, более безопасному и приятному. Отрицание включается, когда человек отказывается признать, что произошло неприятное событие. Отрицание наиболее типично для маленьких детей и индивидуумов более старшего возраста со сниженным интеллектом. Наконец, сублимациякак механизм защиты даёт возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы таким образом, что их можно было выражать посредством социально приемлемых мыслей и действий. Сублимация рассматривается как единственная конструктивная стратегия обуздания нежелательных инстинктов.
Исходя из своего психоаналитического учения о душе, К.Юнг создал типологию личности, в которой выделил два основных типа: экстравертов и интровертов. Эти психологические типы сосуществуют в каждом человеке, в его душе. Превалированием одной из сторон определяется конкретный психологический тип личности – экстраверт или интроверт. В том случае, если соотношение экстраверсии и интроверсии у человека примерно одинаковое, его относят к амбивертам.
Юнг утверждал, что душа (в
теории Юнга термин, аналогичный личности)
состоит из трех отдельных, но взаимодействующих
структур: эго, личного бессознательного
и коллективного
Эго является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент psyche, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Эго служит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.
Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Таким образом, юнговская концепция личного бессознательного в чем-то похожа на таковую у Фрейда. Однако Юнг пошел дальше Фрейда, сделав упор на том, что личное бессознательное содержит в себе комплексы, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта. Согласно представлениям Юнга, эти комплексы, скомпонованные вокруг самых обычных тем, могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение индивидуума. Например, человек с комплексом власти может расходовать значительное количество психической энергии на деятельность, прямо или символически связанную с темой власти. То же самое может быть верным и в отношении человека, находящегося под сильным влиянием матери, отца или под властью денег, секса или какой-нибудь другой разновидности комплексов. Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного у каждого из нас уникален и, как правило, доступен для осознания. В результате компоненты комплекса или даже весь комплекс могут осознаваться и оказывать чрезмерно сильное влияние на жизнь индивидуума. [2]
И наконец, Юнг высказал мысль
о существовании более
4. Социально-психологическая концепция Альфреда Адлера
Индивидуальная психология Альфреда Адлера имеет несколько ключевых принципов и исходя из них описывает человека. Эти основные принципы:
Согласно Адлеру, люди стараются
компенсировать чувство собственной
неполноценности, которое они испытывали
в детстве, и переживая неполноценность,
в течение жизни борются за
превосходство. Каждый человек вырабатывает
свой уникальный стиль жизни, в рамках
которого стремится к достижению
фиктивных целей, ориентированных
на превосходство или
Адлер полагал, что
стиль жизни создаётся
Также в индивидуальной психологии упор делается на так называемый социальный интерес – а именно внутреннюю тенденцию человека к участию в создании идеального общества.
Центральным понятием всей теории Альфреда Адлера является творческое “Я”. В этом понятии воплощается активный принцип человеческой жизни; то, что придаёт ей значимость; то, под чьим влиянием формируется стиль жизни. Эта творческая сила отвечает за цель жизни человека и способствует развитию социального интереса.
Заключение
Ключевыми для психоаналитической теории личности являются две понятийные структурные схемы. Первая связана с уровнями сознания – бессознательное, предсознательное и сознательное. Вторая имеет отношение к различным аспектам функционирования человека, выраженным в понятиях Оно, или ид (Id), или Эго (Ego), и Сверх-Я, или супер-эго (Super-Ego) и направляемым, соответственно влечениями, ориентацией на реальность и ориентацией на моральные ценности.В теории психоанализа человек рассматривается как энергетическая система, а источник энергии помещается в инстинктах жизни и смерти или в сексуальных и агрессивных инстинктах.
Центральными для описания динамики психологического функционирования являются понятия тревоги и защитных механизмов. Согласно психоаналитической теории, человек проходит через определенные стадии развития.Психоанализ подчеркивает важную роль раннего опыта, особенно в первые пять лет жизни, для последующего развития личности.
В результате построения психоаналитических и других теорий личности психология обогатилась огромным числом понятий, продуктивных исследовательских методик и тестов.
Им она обязана обращением
к области бессознательного, возможностями
осуществления широкомасштабной психотерапевтической
практики, усилением связей между
психологией и психиатрией и
другими значительными
В процессе жизнедеятельности
люди зачастую проявляются как социальные
индивиды, подчиняясь определенной технологии
общества, тем правилам и нормам,
которые к ним предъявляются.
Информация о работе Общая характеристика психоаналитического направления в психологии