Общая характеристика психоаналитического направления в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 19:02, реферат

Описание работы

В этой работе мы рассмотрим вопросы, касающиеся сущности психоаналитического направления в психологии, рассмотрим своеобразие трех подходов к изучению теории личности в психоанализе и их представителях: З. Фрейде, К.Г. Юнге, А. Адлере. Таким образом, мы постараемся выявить основные черты психоаналитической теории личности.

Содержание работы

Введение
1 Общая характеристика психоаналитического направления в психологии
2 Классический психоанализ Зигмунда Фрейда
3 Аналитическая психология Карла Густава Юнга
4 Социально-психологическая концепция Альфреда Адлера
Заключение

Файлы: 1 файл

реферат психология1.docx

— 39.35 Кб (Скачать файл)

Суперэго подразделяется на две подсистемы: совесть и эго-идеал. Совесть приобретается посредством  родительских наказаний. Она включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и  возникновение чувства вины у  ребенка. Поощрительный аспект супереэго – эго-идеал. Он формируется из положительных оценок родителей и ведет индивидуума к установлению у себя высоких стандартов. Суперэго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется на самоконтроль. Важно отметить – принцип самоконтроля не служит принципу реальности: суперэго направляет человека к совершенству в мыслях, словах и поступках, пытаясь убедить эго в преимуществе идеалистических идей над реалистическими.

Фрейдом была предложена гипотеза о четырех стадиях развития личности: оральной, анальной, фаллической  и генитальной. При рассмотрении этих стадий надо учитывать еще несколько факторов, введенных Фрейдом: фрустрация, сверхзаботливость, регрессия и фиксация. В случае фрустации психосексуальные потребности ребенка пресекаются родителями или воспитателями, поэтому не находят оптимального удовлетворения. При сверхзаботливости ребенок не имеет возможности сам управлять своими внутренними функциями, что в зрелые годы может привести к “остаточному” поведению, связанного с той стадией, на которую пришлась фрустрация или регрессия. Регрессия – это возврат в наиболее раннюю стадию и проявление ребяческого поведения, характерного для этого периода. Наконец, фиксацией называется задержка или остановка развития на определенной стадии.

В связи с тем, что как  уже описывалось, согласно 3.Фрейду, в человеческой психике происходит постоянный конфликт между уровнями личности, для смягчения вызываемой этим конфликтом чувства напряженности  и вины человеческая психика выработала ряд защитных механизмов, призванных бессознательно подавлять или не допускать в сознание ту информацию, которая противоречит требованиям цензуры "Сверх-Я" и может травмировать личность. Прежде всего - это вытеснение. Под этим понятием предполагается механизм подавления и последующего исключения, изгнания из сознания импульса, стимулирующего у индивида чувство напряжения, беспокойства и тревоги. Следующий защитный механизм - это образование противоположной реакции. Здесь имеется в виду изменение неприемлемой, непереносимой для сознания тенденции на противоположную.Проекция представляет собой процесс, посредством которого индивидуум приписывает собственные неприемлемые мысли чувства и поведение другим людям. Проекцией объясняется социальные предрассудки и явления типа “козла отпущения”, поскольку этнические и расовые стереотипы представляют собой удобную мишень для ее проявления. Замещение происходит, когда проявление инстинктивного импульса переадресовывается от более угрожающего объекта к менее угрожающему. Рационализация – это способ справиться с фрустрацией и тревогой путём искажения реальности. Рационализация имеет отношение к ложной аргументации, благодаря которой иррациональное поведение представляется таким образом, что выглядит разумным. Реактивное образование действует в две стадии: неприемлемый импульс подавляется, далее в сознании проявляется противоположенный. Фрейд писал, что многие мужчины, высмеивающие гомосексуалистов, на самом деле защищаются от собственных гомосексуальных побуждений. Регрессия – когда происходит возврат к ребяческим, детским моделям поведения. Это способ смягчения тревоги путем возврата к  раннему периоду жизни, более безопасному и приятному. Отрицание включается, когда человек отказывается признать, что произошло неприятное событие. Отрицание  наиболее типично для маленьких детей и индивидуумов более старшего возраста со сниженным интеллектом. Наконец, сублимациякак механизм защиты даёт возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы таким образом, что их можно было выражать посредством социально приемлемых мыслей и действий. Сублимация рассматривается как единственная конструктивная стратегия обуздания нежелательных инстинктов.

  1. Аналитическая психология Карла Густава Юнга.

 

Исходя из своего психоаналитического  учения о душе, К.Юнг создал типологию  личности, в которой выделил два основных типа: экстравертов и интровертов. Эти психологические типы сосуществуют в каждом человеке, в его душе. Превалированием одной из сторон определяется конкретный психологический тип личности – экстраверт или интроверт. В том случае, если соотношение экстраверсии и интроверсии у человека примерно одинаковое, его относят к амбивертам.

Юнг утверждал, что душа (в  теории Юнга термин, аналогичный личности) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих  структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного.

Эго является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент psyche, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Эго служит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.

Личное бессознательное  вмещает в себя конфликты и  воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Таким образом, юнговская концепция личного бессознательного в чем-то похожа на таковую у Фрейда. Однако Юнг пошел дальше Фрейда, сделав упор на том, что личное бессознательное содержит в себе комплексы, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта. Согласно представлениям Юнга, эти комплексы, скомпонованные вокруг самых обычных тем, могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение индивидуума. Например, человек с комплексом власти мо­жет расходовать значительное количество психической энергии на деятельность, прямо или символически связанную с темой власти. То же самое может быть верным и в отношении человека, находящегося под сильным влиянием матери, отца или под властью денег, секса или какой-нибудь другой разновидности комплексов. Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного у каждого из нас уникален и, как правило, доступен для осознания. В результате компоненты комплекса или даже весь комплекс могут осознаваться и оказывать чрезмерно сильное влияние на жизнь индивидуума. [2]

И наконец, Юнг высказал мысль  о существовании более глубокого  слоя в структуре личности, который  он назвал коллективным бессознательным. Коллективное бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг, «в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума». Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества. Важно отметить, что концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождений между Юнгом и Фрейдом. [4]

 

4.  Социально-психологическая концепция Альфреда Адлера

Индивидуальная психология Альфреда Адлера имеет несколько  ключевых принципов и исходя из них описывает человека. Эти основные принципы:

  1. человек является единым, самосогласующимся и целостным;
  2. человеческая жизнь – это динамическое стремление к превосходству;
  3. индивидуум – есть творческая и самоопределяющаяся сущность;
  4. социальная принадлежность индивидуума.

Согласно Адлеру, люди стараются  компенсировать чувство собственной  неполноценности, которое они испытывали в детстве, и переживая неполноценность, в течение жизни борются за превосходство. Каждый человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни, в рамках которого стремится к достижению фиктивных целей, ориентированных  на превосходство или совершенство. (С этим связано понятие “фикционный финализм” – идея о том, что поведение человека подчинено им самим намеченным целям в отношении будущего). Согласно Адлеру, стиль жизни особенно ясно проявляется в установках личности и её поведении, направленном на решение трёх основных жизненных задач: работа, дружба и любовь. Основываясь на оценке степени выраженности социального интереса и степени активности по отношению к этим трём задачам, Адлер различал четыре типа установки, сопутствующих стилю жизни: управляющий (самоуверенность, напористость, незначительный социальный интерес, установка превосходства над внешним миром) берущий (паразитизм в отношении внешнего мира, отсутствие социального интереса, низкая степень активности), избегающий (отсутствие активности и социального интереса, опасение нуда, бегство от решения жизненных задач) и социально-полезный (сочетание высокой степени социального интереса с высокой активностью, забота о других и заинтересованность в общении, осознание важности сотрудничества, личного мужества и готовности вносить вклад в благоденствие других).

Адлер полагал, что  стиль жизни создаётся благодаря  творческой силе индивидуума, однако определённое влияние на него оказывается порядком рождения (первенец, единственный ребёнок, средний или последний ребёнок).

Также в индивидуальной психологии упор делается на так называемый социальный интерес – а именно внутреннюю тенденцию человека к участию в создании идеального общества.

Центральным понятием всей теории Альфреда Адлера является творческое “Я”. В этом понятии воплощается активный принцип человеческой жизни; то, что придаёт ей значимость; то, под чьим влиянием формируется стиль жизни. Эта творческая сила отвечает за цель жизни человека и способствует развитию социального интереса.

 

Заключение

Ключевыми для психоаналитической теории личности являются две понятийные структурные схемы. Первая связана  с уровнями сознания – бессознательное, предсознательное и сознательное. Вторая имеет отношение к различным  аспектам функционирования человека, выраженным в понятиях Оно, или ид (Id), или Эго (Ego), и Сверх-Я, или супер-эго (Super-Ego) и направляемым, соответственно влечениями, ориентацией на реальность и ориентацией на моральные ценности.В теории психоанализа человек рассматривается как энергетическая система, а источник энергии помещается в инстинктах жизни и смерти или в сексуальных и агрессивных инстинктах.

Центральными для описания динамики психологического функционирования являются понятия тревоги и защитных механизмов. Согласно психоаналитической теории, человек проходит через определенные стадии развития.Психоанализ подчеркивает важную роль раннего опыта, особенно в первые пять лет жизни, для последующего развития личности.

В результате построения психоаналитических и других теорий личности психология обогатилась огромным числом понятий, продуктивных исследовательских методик  и тестов.

Им она обязана обращением к области бессознательного, возможностями  осуществления широкомасштабной психотерапевтической практики, усилением связей между  психологией и психиатрией и  другими значительными продвижениями, обновившими облик современной  психологии.

В процессе жизнедеятельности  люди зачастую проявляются как социальные индивиды, подчиняясь определенной технологии общества, тем правилам и нормам, которые к ним предъявляются. Но система предписаний не может предусмотреть всех конкретных вариантов ситуаций или жизненных случаев, и человек вынужден выбирать. Свобода выбора и ответственность за него и являются критериями личностного уровня самосознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Общая характеристика психоаналитического направления в психологии