Общая характеристика психологии как науки: предмет, объект, задачи и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть психологию как науку, выявить ее предмет, объект, задачи и методы исследований
Задачи работы:
-Охарактеризовать объект, предмет, задачи психологии
-рассмотреть виды психологических исследований;
- выявить направления методов психологического исследования;

Содержание работы

Введение 1
1. Предмет, объект, задачи психологии 3
1.1. Понятие и предмет психологии как науки 3
1.2. Задачи ᴨсихоᴫогии 7
2. Меᴛоды ᴨсихоᴫогии как науки 12
2.1. Виды ᴨсихоᴫогического иссᴫедования 12
2.2. Наᴨравᴫения меᴛодов ᴨсихоᴫогического иссᴫедования 14
2.3. Основные меᴛоды ᴨсихоᴫогических иссᴫедований 18
2.4. Практика применения психологических методик на примере оценки стиля руководства 24
Заключение 33
Список использованной литературы 36

Файлы: 1 файл

1641.docx

— 122.89 Кб (Скачать файл)

Также в этом методе производилась оценка с помощью специальных тестов. Было предложено два теста: “Эффективный руководитель” и “Неэффективный руководитель”.

Оценка  первого теста производилась  следующим образом:

Поскольку вопросы являлись критериями успешного  руководства, все 40 вопросов предполагали ответ “да”. 40 “да”- результат идеального, наивысшего управленческого потенциала. Слабые места в ответах “нет”.

Хороший управленческий потенциал характеризуют  более 33-х ответов “да”.

Оценка  второго теста производилась  следующим образом:

Высокий управленческий потенциал предполагает ответы  “нет” на все вопросы. Слабые места в ответах “да”. Управление считается достаточно эффективным, если дано не менее 15 ответов “нет”. Ниже представлены результаты тестирования:

Таблица 2.2

Результаты тестирования эффективности  руководителей ООО «Энеро»

Оцениваемый персонал

Результаты 1 теста: дано ответов “да”

Результаты 2 теста: дано ответов “нет”

Ген. директор

32

16

Зам. ген. дир. по производству

25

8

Зам. ген.дир. по общ. вопросам

32

11

Начальник сервисного центра

30

8

Старший менеджер

35

12

Начальник call-center

36

15

Интернет-менеджер

28

5

Начальник юридического отдела

35

13

Начальник службы охраны

32

14

Начальник отдела выходного контроля

32

9

Начальник складской службы

35

14


 

Анализы оценки, применяемых форм и типов  власти:

Итак, лидер: Генеральный директор – мужчина 40 лет, образование среднее профессиональное, типовая роль – организатор, по результатам  оценки  высокая эффективность  руководства, наравне с властью  по должности имеет личную власть, форма власти – власть примера, является руководителем компромиссного стиля, слабые места в управлении:

Заместитель генерального директора по производству - мужчина 57 лет, образование среднее  техническое, типовая роль – связной, по результатам оценки низкая эффективность  руководства, форма власти – власть принуждения, является руководителем  авторитарного стиля, слабые места  в управлении

Заместитель генерального директора по общим  вопросам – мужчина 29 лет, образование  высшее, типовая роль – организатор, по результатам оценки очень высокая  эффективность руководства, форма  власти – власть связей, является руководителем  организаторского стиля, слабые места  в управлении:

Начальник сервисного центра - мужчина 46 лет, образование  среднее общее, типовая роль –  исполнитель, по результатам оценки низкая эффективность руководства, форма власти – власть вознаграждения, является руководителем демократического стиля, слабые места в управлении:

Старший менеджер - мужчина 52 лет, образование  высшее, типовая роль – исполнитель, по результатам оценки средняя эффективность  руководства, форма власти – власть вознаграждения, является руководителем  компромиссного стиля, слабые места  в управлении:

Начальник call-center - мужчина 36 лет, образование  среднее техническое, типовая роль – генератор идей, по результатам  оценки высокая эффективность руководства, форма власти – экспертная власть, является руководителем организаторского стиля, слабые места в управлении:

Интернет-менеджер - мужчина 45 лет, образование среднее  профессиональное, типовая роль –  связной, по результатам оценки крайне низкая эффективность руководства, форма власти – власть вознаграждения, является руководителем либерального стиля, слабые места в управлении:

Начальник юридического отдела - мужчина 30 лет, образование  высшее профессиональное, типовая роль – критик, по результатам оценки высокая эффективность руководства, форма власти – власть вознаграждения, является руководителем компромиссного стиля, слабые места в управлении:

Начальник службы охраны - мужчина 38 лет, образование  высшее, типовая роль – исполнитель, по результатам оценки средняя эффективность  руководства, форма власти – власть вознаграждения, является руководителем  демократического стиля, слабые места  в управлении:

Начальник отдела выходного контроля - мужчина 41 года, образование среднее профессиональное, типовая роль – исполнитель, по результатам  оценки средняя эффективность руководства, форма власти – экспертная власть, является руководителем компромиссного стиля, слабые места в управлении:

Начальник складской службы - женщина 54 лет, образование  среднее общее, типовая роль –  эксперт, по результатам оценки высокая  эффективность руководства, форма  власти – экспертная власть, является руководителем организаторского стиля, слабые места в управлении:

Власть  генерального директора очень высока и на уровне с властью по должности  имеет личную власть. Форма используемой власти – власть примера, влияние с помощью харизмы оправданна и является на данном предприятии эффективной.

Власть  заместителя генерального директора  по производству неэффективна и ущербна. Форма используемой власти - власть принуждения, влияние через страх  эффективна только при условии, что  она подкрепляется отличной системой контроля, которая, как правило, требует  больших затрат.

Можно порекомендовать руководителю ООО  «Энеро» быть вежливее и терпимее к подчинённым, и рассмотреть  другие инструменты управления, которые  руководитель использует для влияния  на исполнителя.

Власть  заместителя генерального директора  по общим вопросам высоко эффективна и не требует значительных преобразований.

Власть  начальника сервисного центра неэффективна и слаба.

Форма используемой власти - власть вознаграждения, влияние через положительное  подкрепление конечно более предпочтительна, чем страх, потому что оно даёт положительные стимулы для более  качественного выполнения работы, но иногда трудно определить какая награда  будет иметь эффект. Можно порекомендовать  данному руководителю быть более  твёрдым и решительным в отношениях с подчинёнными.

Власть  старшего менеджера ООО «Энеро»  в большей мере эффективна.

Форма используемой власти - власть вознаграждения, влияние через положительное  подкрепление, но в данном случае сильно операющиюся на традиционную власть, он знает, что и кому надо. Можно  порекомендовать данному руководителю прислушиваться иногда к молодым  специалистам, чтобы идти в ногу со временем.

Власть  начальника call-center высоко эффективна и  применяемая им власть эксперта в  данном  случае оправдана.

Власть  Интернет-менеджера ООО «Энеро»  крайне неэффективна и практически  отсутствует. Избранная им форма  власти – власти вознаграждения, в  сочетании с либеральным стилем управления и абсолютной некомпетентностью  ущербна не только для него, но для  предприятия. Можно порекомендовать  данному руководителю в корне  пересмотреть свой подход к управлению персоналом и отношению к работе.

Власть  начальника юридического отдела высоко эффективна и результативна, он умеет  найти подход к людям.

Власть  начальника службы охраны не очень  эффективна из-за демократического стиля  руководства. Можно порекомендовать  данному руководителю быть более  твёрдым и решительным в отношениях с подчинёнными.

Власть  начальника отдела выходного контроля в целом эффективна.

Применяемая им форма власти – власти эксперта оправдана.

Власть  начальника складской службы высоко эффективна и результативна. Форма  используемой власти – власть эксперта, влияния через разумную веру эффективна благодаря высокой сложности  и запутанности в этой службе.

Проанализируем  теперь эффективность принятия управленческих решений лидером – Генеральным  директором ООО «Энеро».

В зависимости от характера проблемы, состава группы и желаний и  намерений директора, роль, которую  группа играет в процессе принятия решения, может быть разной. Директор ООО «Энеро» обычно определяет подход к принятию решений.

В ООО «Энеро» директор может принять  решение следующим образом:

Принимает самостоятельное решение, основываясь  на имеющейся у него информации.

Получает  весь объем необходимой информации от подчиненных, потом самостоятельно принимаете решение. Директор может  сообщать или не сообщать своим подчиненным  о цели задаваемых вопросов, а также  давать или не давать им информацию о проблеме и о решении, над  которым  работает. Их вклад, несомненно, обусловлен просьбой директора фирмы  о получении конкретной информации. Они не играют никакой роли в определении  проблемы или в нахождении и оценке альтернативных решений.

Директор  может вести индивидуальные беседы о проблеме с  избранным кругом подчиненных, чтобы узнать их идеи и предложения, однако не объединяет их в группу при этом. Затем директор принимает решение. Это решение может отражать, а может и не отражать мнение  подчиненных.

Директор  может обсуждать проблему с подчиненными на совещании. Во время совещания  он знакомит с их идеями и предложениями. Затем директор принимает решение, которое может отражать, а может  и не отражать точку зрения  подчиненных.

Директор  может обсуждать проблему с группой  подчиненных. Вместе с ними разрабатывать  и оценивать альтернативные пути ее решения и пытаться достичь  консенсуса. Директор в данном случае выступает в роли председателя собрания, который направляет дискуссию, не дает собравшимся уклониться от темы, следит за тем, чтобы наиболее важные моменты  не были оставлены без внимания. Директор может поделиться с группой  имеющимися  идеями и информацией, но не пытаетесь оказывать на них  давление, чтобы они приняли «его»  решение, и готов принять и  осуществить любое решение, пользующееся поддержкой всех членов группы.

Иными словами, директор ООО «Энеро» всегда принимает окончательное решение  сам, единолично.

 

Заключение

 

Занимая важное место в системе наук о  человеке, психология тесно взаимосвязана  с другими науками.

Согласно  классификации А. Кедрова психология занимает центральное источник объяснения их формирования и развития. Занимая центральное место среди общественных, естественных и технических наук, психология интегрирует все эти науки и влияет на них, становясь общей моделью человекознания.

Так, долгое время, являясь одним из разделов философии, психология неизбежно взяла  из этой науки принципиально важные теоретические положения, определяющие подход к решению проблем. Таким  образом, философия является методологической основой психологии.

Очевидна  связь психологии с естественными науками - биологией,

Структура современной психологии включает широкий  круг отраслей психологической науки.

Особое  место среди психологических  дисциплин занимает общая психология, которая изучает принципиальные теоретические вопросы, встающие перед психологической наукой в целом: что такое психика; по каким законам она развивается; каковы критерии развития психики и пр.

Основные  вопросы, изучаемые общей психологией, конкретизируются в частных отраслях психологической науки.

Так, взаимосвязь мозга и психики изучается в психофизиологии и

нейропсихологии. Проблемы развития психики от животных до человека рассматриваются сравнительной психологией и зоопсихологией, развитие психики человека изучает возрастная психология, отклонения в психическом развитии — специальная психология.

Влияние социума на психическое развитие личности, закономерности формирования и развития общности людей являются предметом социальной психологии.

Психология труда  изучает психологические закономерности трудовой деятельности. Каждая из этих отраслей включает ряд более частных дисциплин. Например, психология труда служит основой для развития отраслей психологического знания, имеющих отношение к конкретным видам деятельности человека, - инженерной психологии, медицинской психологии, юридической психологии и др.

На  базе этих отраслей строится практическая психология, к сфере деятельности которой относятся разработка рекомендаций и непосредственная работа с людьми и группами на основе психологической диагностики их проблем.

Психология, как и каждая наука, пользуется целой системой различных  частных методов, или методик. Основными методами научного исследования являются: наблюдение, эксперимент. Выбор методов исследования обусловлен особенностями объекта и предмета исследования и поставленными целями.

Каждый из этих общих методов  научного исследования выступает в  психологии в различных и более  или менее специфических формах; существуют разные виды и наблюдения и эксперимента. Наблюдение в психологии может быть самонаблюдением или внешним наблюдением, обычно в отличие от самонаблюдения именуемым объективным. Внешнее, так называемое объективное, наблюдение может в свою очередь подразделяться на прямое и косвенное. Точно так же существуют различные формы или виды эксперимента. Разновидностью эксперимента является так называемый естественный эксперимент, являющийся формой промежуточной между экспериментом и простым наблюдением.

Информация о работе Общая характеристика психологии как науки: предмет, объект, задачи и методы