Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 01:36, курсовая работа
Эта курсовая работа закрывает курс «Общая психология». Задача курса была познакомить нас с основными понятиями и проблемами общей психологии. Изучая предмет «Общая психология» я коснулся также немного ее истории, в той мере, в какой это было необходимо для раскрытия некоторых фундаментальных проблем, например, проблемы предмета и метода. Я познакомимся с именами некоторых выдающихся ученых далекого прошлого и настоящего, их вкладами в развитие психологии.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Исторические предпосылки возникновения понятия “психика”. Представление о душе ……………………………………………………………………5
2. Предмет и объекты психологии, основные формы психических явлений....8
3. Задачи структура и методы современной психологии………………………14
4. Место психологии в системе наук…………………………………………….23
Заключение………………………………………………………………………..26
Глоссарий…………………………………………………………………... ……28
Список использованных источников……………………...……………………30
Приложение………………………………………………………………………31
Версия шаблона |
1.1 |
Филиал |
Благовещенский |
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Общая психология |
Тема |
Общая характеристика психологии как науки: предмет, объект, задачи и методы |
Фамилия студента |
Панасенко |
Имя студента |
Николай |
Отчество студента |
Николаевич |
№ контракта |
07840070701196 |
Введение…………………………………………………………
1.Исторические предпосылки
2. Предмет и объекты психологии, основные формы психических явлений....8
3. Задачи структура и методы
современной психологии……………………
4. Место психологии в системе наук…………………………………………….23
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список использованных источников……………………...……………………
Приложение……………………………………………………
Эта курсовая работа закрывает курс «Общая психология». Задача курса была познакомить нас с основными понятиями и проблемами общей психологии. Изучая предмет «Общая психология» я коснулся также немного ее истории, в той мере, в какой это было необходимо для раскрытия некоторых фундаментальных проблем, например, проблемы предмета и метода. Я познакомимся с именами некоторых выдающихся ученых далекого прошлого и настоящего, их вкладами в развитие психологии.
Слово «психология» в переводе на русский язык буквально означает «наука о душе». В наше время вместо понятия «душа» используется понятие «психика» и с лингвистической точки зрения это - одно и тоже. С развитием культуры и науки значения этих понятий разошлись, хотя в языке до сих пор сохранилось много слов и выражений, производимых от первоначального корня: одушевленный, душевный, бездушный, родство душ, задушевный разговор и т.д. Психология - и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она, тем не менее, вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает столетие, но можно с уверенностью сказать, что основная проблематика занимает человеческую мысль с тех самых пор, когда человек начал задумываться о тайнах окружающего его мира и познавать их. Известный психолог конца XIX - начала XX в. Г. Эббингауз сумел сказать о психологии очень лаконично и точно: у психологии огромная предыстория и очень короткая история. Под историей имеется в виду тот период в изучении психики, который ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными науками и организацией собственного экспериментального метода. Это произошло в последней четверти XIX в., однако истоки психологии теряются в глубине веков.
1 Исторические
предпосылки возникновения
Каждая конкретная наука имеет свои особенности, которые отличают ее от других дисциплин. Издавна явления, изучаемые психологией, выделялись и отграничивались от других проявлений жизни как особые явления. Их особый характер усматривался в принадлежности к внутреннему миру человека, который существенно отличается от внешней действительности, от того, что человека окружает. Эти явления группировались под названиями «восприятие», «память», «мышление», «воля», «эмоции» и другими, в совокупности образуя то, что и именуется психикой, т.е. внутренним миром человека, его душевной жизнью. Изучение и описание закономерностей этого внутреннего мира человека и относится к ведению психологии как научной дисциплины.
Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. Официальное оформление научная психология получила сравнительно недавно – в 1879 году, когда немецкий психолог Вильгельм Вундт открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии и стал выпускать специальный психологический журнал. До этого, а это почти 2,5 тысячи лет, психологические знания развивались в рамках философских учений о душе.
Своим названием психология обязана греческой мифологии, а именно мифу о любви смертной земной женщины Психеи и Эрота, сына богини Афродиты. Психея обрела бессмертие и стала равной богам, стойко выдержав все испытания, которым подвергла ее разгневанная Афродита. Для греков этот миф был образцом истинной любви, высшей реализацией человеческой души. Поэтому Психей – смертный человек, обретший бессмертие, - стала символом души, ищущий свой идеал. Однако житейские психологические знания очень приблизительны, расплывчаты и во многом отличаются от научных знаний. В чем состоит это отличие?
Во-первых, житейские психологические знания конкретны, привязаны к конкретным ситуациям, людям, задачам.
Во-вторых, житейские психологические знания носят интуитивный характер. Это обусловлено способом их получения – случайным опытом и его субъективным анализом на бессознательном уровне.
В-третьих, существуют различия в способах передачи знаний. Как правило, знания житейской психологии передаются с большим трудом, а часто эта передача просто невозможна. Как пишет Ю.Б.Гиппенрейтер, «вечная проблема «отцов и детей» состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов».
В-четвертых, научная психология располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем объеме ни одному носителю житейской психологии. Психология возникла на стыке естественных наук и философии, поэтому до сих пор точно не определено, считать ли психологию естественной наукой или гуманитарной. В целом психология относится к естественным наукам, хотя многие исследователи полагают, что психология должна занимать особое место в системе наук. Ей отводится особое место также и потому, что психика, как свойство самой высокоорганизованной материи мозга, самое сложное, что пока известно человечеству. Кроме того, в психологии, в отличии от других наук, как бы сливаются объект и субъект познания. Те же психические функции и способности, которые служат нам для познания и освоения внешнего мира, образуются на познании самого себя, своего «Я», и сами они становятся предметом осознания и осмысления. Следует также отметить, что, исследуя самого себя, человек не только познает себя, но и изменяет себя. Можно даже сказать, что психология – это наука не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.
Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» («психэ» – душа, «логос» - понятие, учение). Согласно очень распространенному представлению, первые психологические воззрения связаны с религиозными представлениями. В действительности же, как свидетельствует подлинная история науки, уже ранние представления древнегреческих философов возникают в процессе практического познания человека, в тесной связи с накоплением первых знаний и развиваются в борьбе зарождающейся научной мысли против религии с ее мифологическими представлениями о мире вообще, о душе в частности. Изучение, объяснение души и является первым этапом в становлении предмета психологии. В научном употреблении термин «сихология» впервые появился в XVIII веке. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением душевных, или психических явлений, то есть таких, которые человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения.
Позднее, в 17-19 вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления. Однако выяснение специфики явлений, которые изучает психология, весьма затруднено, а их понимание во многом зависит от мировоззрения исследователя.
Душа (психея, психика) – сложное информационно-энергетическое единство сознательного и несознательного в человеке. Мысль о независимости души от тела и ее нематериальном происхождении возникла в древности. Наши предки предполагали, что в теле человека заключено другое невидимое существо («тень»), занятое расшифровкой того, что поступает в органы чувств. Эту «тень», или «душу», наделяли способностью выходить на волю и жить собственной жизнью во время сна, а также после смерти человека.
Прошлые цивилизации придумали себе богов и богинь, которые вмешиваются в жизнь людей, заставляя их влюбляться, злиться или быть смелыми. Душой наделялся и окружающий мир – анимизм (от лат. Anima – «душа»). В 6 веке до н.э. греческие философы уже сознавали, что все эти представления основаны на мифах. Тем не менее, они были убеждены, что в каждом человеке есть нечто, позволяющее ему думать, волноваться. Понятие «анимизм» обозначает не какую-то научную или религиозную доктрину, а рассматривается как определенный исторический тип мировоззрения.
2 Предмет, объект и методы психологии, основные формы психических явлений
Психика человека – субъективное отражение объективного мира, являющееся свойством высокоорганизованной материи (мозга). Психика проявляется во внешнем поведении и практической деятельности людей, поэтому поведение и деятельность человека выступают в качестве основных объектов психологии.
Предметом психологии является изучение закономерностей развития психики, т.е. психического явления. Психические явления обычно понимаются как факты нашего внутреннего (субъективного) опыта. Их легко обнаружить у самого себя, стоит только обратить взор “внутрь себя”.
Субъективные психические
- Психические процессы – ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, эмоции и др.;
- Психические состояния – активность, бодрость, пассивность, усталость, тревожность, радость и др.;
- Психические свойства личности – характер, темперамент, способности и др.
Так, аффект может рассматриваться и как психический процесс, поскольку в нем выражена динамика чувств, и как психическое состояние, так как он характеризует психику в данный момент, и как проявление психических свойств личности – вспыльчивости, гневливости. Взаимосвязь психических явлений знакома каждому человеку, поскольку он повседневно встречается с умом, чувствами, характером и другими психическими особенностями окружающих его людей. Каждый из нас может отдавать себе отчет и о своих личных психологических качествах – внимании, памяти, способностях или речи.
На схеме (см. Приложение А) я показал взаимодействия психических процессов, состояний и свойств личности человека.
Психология как
наука обладает особыми
Для того чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность. В свою очередь, психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Общение и деятельность составляют предмет современных психологических исследований. Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека. В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется множество отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Их в свою очередь можно разделить на:
- фундаментальные и прикладные;
- общие и специальные.
Общая психология исследует
индивида, выделяя при этом два
основных направления - психологию познавательных
процессов и психологию личности. Познавательные
процессы охватывают ощущения, восприятие,
внимание, память, воображение, мышление
и речь. С помощью этих процессов человек
получает и перерабатывает информацию
о мире, они же участвуют в формировании
и преобразовании знаний. Личность обладает
свойствами, которые определяют дела и
поступки человека. Это - эмоции, способности,
диспозиции, установки, мотивация, темперамент,
характер и воля. Изучение психологических
наук начинается с общей психологии, так
как без достаточно глубокого знания основных
понятий, вводимых в курсе общей психологии,
невозможно будет разобраться в том материале,
который содержится в специальных разделах
предлагаемого курса. Ведь трудно, наверное,
представить себе школьника, пытающегося
постичь основы высшей математики, но
не изучившего еще таблицу умножения,
не научившегося складывать и вычитать
числа. Понимание предмета психологии
на протяжении всей истории существования
этой науки менялось. Различные мыслители,
представители различных школ и течений
в зависимости от статуса, занимаемого
психологией в системе знаний, от объяснительного
принципа, которым руководствовались
мыслители, школы и течения, используемых
методов познания высказывают различное
понимание предмета психологии. Какими
бы сложными путями ни продвигалась на
протяжении столетий психологическая
мысль, в настоящее время можно выделить
признаки, которые характеризуют собственный
предмет психологии, отличающий ее от
других наук.
Информация о работе Общая характеристика психологии как науки: предмет, объект, задачи и методы