Общая характеристика психологии как науки: предмет, объект, задачи и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 01:36, курсовая работа

Описание работы

Эта курсовая работа закрывает курс «Общая психология». Задача курса была познакомить нас с основными понятиями и проблемами общей психологии. Изучая предмет «Общая психология» я коснулся также немного ее истории, в той мере, в какой это было необходимо для раскрытия некоторых фундаментальных проблем, например, проблемы предмета и метода. Я познакомимся с именами некоторых выдающихся ученых далекого прошлого и настоящего, их вкладами в развитие психологии.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Исторические предпосылки возникновения понятия “психика”. Представление о душе ……………………………………………………………………5
2. Предмет и объекты психологии, основные формы психических явлений....8
3. Задачи структура и методы современной психологии………………………14
4. Место психологии в системе наук…………………………………………….23
Заключение………………………………………………………………………..26
Глоссарий…………………………………………………………………... ……28
Список использованных источников……………………...……………………30
Приложение………………………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

Панасенко НН, КР Общая психология.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

1.1

Филиал

Благовещенский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Общая психология

Тема

Общая характеристика психологии как науки: предмет, объект, задачи и  методы

Фамилия студента

Панасенко

Имя студента

Николай

Отчество студента

Николаевич

№ контракта

07840070701196


 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Исторические предпосылки возникновения  понятия “психика”. Представление  о душе ……………………………………………………………………5

2. Предмет и объекты психологии, основные формы психических явлений....8

3. Задачи структура и методы  современной психологии………………………14

4. Место психологии в системе  наук…………………………………………….23

Заключение………………………………………………………………………..26

Глоссарий…………………………………………………………………... ……28

Список использованных источников……………………...……………………30

Приложение………………………………………………………………………31

Введение

Эта курсовая работа закрывает курс «Общая психология». Задача курса была познакомить нас с основными понятиями и проблемами общей психологии. Изучая предмет «Общая психология» я коснулся также немного ее истории, в той мере, в какой это было необходимо для раскрытия некоторых фундаментальных проблем, например, проблемы предмета и метода. Я познакомимся с именами некоторых выдающихся ученых далекого прошлого и настоящего, их вкладами в развитие психологии.

Слово «психология» в переводе на русский язык буквально означает «наука о душе». В наше время вместо понятия «душа» используется понятие «психика» и с лингвистической точки зрения это - одно и тоже.  С развитием культуры и науки значения этих понятий разошлись, хотя в языке до сих пор сохранилось много слов и выражений, производимых от первоначального корня:  одушевленный, душевный, бездушный, родство душ, задушевный разговор и т.д. Психология - и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она, тем не менее, вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает столетие, но можно с уверенностью сказать, что основная проблематика занимает человеческую мысль с тех самых пор, когда человек начал задумываться о тайнах окружающего его мира и познавать их. Известный психолог конца XIX - начала XX в. Г. Эббингауз сумел сказать о психологии очень лаконично и точно: у психологии огромная предыстория и очень короткая история. Под историей имеется в виду тот период в изучении психики, который ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными науками и организацией собственного экспериментального метода. Это произошло в последней четверти XIX в., однако истоки психологии теряются в глубине веков.

Основная часть

1 Исторические  предпосылки возникновения понятия «психика». Представление о душе

Каждая конкретная наука  имеет свои особенности, которые  отличают ее от других дисциплин. Издавна  явления, изучаемые психологией, выделялись и отграничивались от других проявлений жизни как особые явления. Их особый характер усматривался в принадлежности к внутреннему миру человека, который существенно отличается от внешней действительности, от того, что человека окружает. Эти явления группировались под названиями «восприятие», «память», «мышление», «воля», «эмоции» и другими, в совокупности образуя то, что и именуется психикой, т.е. внутренним миром человека, его душевной жизнью. Изучение и описание закономерностей этого внутреннего мира человека и относится к ведению психологии как научной дисциплины.

Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. Официальное оформление научная психология получила сравнительно недавно – в 1879 году, когда немецкий психолог Вильгельм Вундт открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии и стал выпускать специальный психологический журнал. До этого, а это почти 2,5 тысячи лет, психологические знания развивались в рамках философских учений о душе.

Своим названием психология обязана греческой мифологии, а именно мифу о любви смертной земной женщины Психеи и Эрота, сына богини Афродиты. Психея обрела бессмертие и стала равной богам, стойко выдержав все испытания, которым подвергла ее разгневанная Афродита. Для греков этот миф был образцом истинной любви, высшей реализацией человеческой души. Поэтому Психей – смертный человек, обретший бессмертие, - стала символом души, ищущий свой идеал. Однако житейские психологические знания очень приблизительны, расплывчаты и во многом отличаются от научных знаний. В чем состоит это отличие?

Во-первых, житейские  психологические знания конкретны, привязаны к конкретным ситуациям, людям, задачам.

Во-вторых, житейские  психологические знания носят интуитивный  характер. Это обусловлено способом их получения – случайным опытом и его субъективным анализом на бессознательном уровне.

В-третьих, существуют различия в способах передачи знаний. Как  правило, знания житейской психологии передаются с большим трудом, а  часто эта передача просто невозможна. Как пишет Ю.Б.Гиппенрейтер, «вечная проблема «отцов и детей» состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов».

В-четвертых, научная  психология располагает обширным, разнообразным  и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем объеме ни одному носителю житейской психологии. Психология возникла на стыке естественных наук и философии, поэтому до сих пор точно не определено, считать ли психологию естественной наукой или гуманитарной. В целом психология относится к естественным наукам, хотя многие исследователи полагают, что психология должна занимать особое место в системе наук. Ей отводится особое место также и потому, что психика, как свойство самой высокоорганизованной материи мозга, самое сложное, что пока известно человечеству. Кроме того, в психологии, в отличии от других наук, как бы сливаются объект и субъект познания. Те же психические функции и способности, которые служат нам для познания и освоения внешнего мира, образуются на познании самого себя, своего «Я», и сами они становятся предметом осознания и осмысления. Следует также отметить, что, исследуя самого себя, человек не только познает себя, но и изменяет себя. Можно даже сказать, что психология – это наука не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.

Слово «психология» в  переводе с древнегреческого буквально  означает «наука о душе» («психэ»  – душа, «логос» - понятие, учение). Согласно очень распространенному представлению, первые психологические воззрения связаны с религиозными представлениями. В действительности же, как свидетельствует подлинная история науки, уже ранние представления древнегреческих философов возникают в процессе практического познания человека, в тесной связи с накоплением первых знаний и развиваются в борьбе зарождающейся научной мысли против религии с ее мифологическими представлениями о мире вообще, о душе в частности. Изучение, объяснение души и является первым этапом в становлении предмета психологии. В научном употреблении термин «сихология» впервые появился в XVIII веке.      Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением душевных, или психических явлений, то есть таких, которые человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения.

Позднее, в 17-19 вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления. Однако выяснение специфики явлений, которые изучает психология, весьма затруднено, а их понимание во многом зависит от мировоззрения исследователя.

Душа (психея, психика) – сложное информационно-энергетическое единство сознательного и несознательного в человеке. Мысль о независимости души от тела и ее нематериальном происхождении возникла в древности. Наши предки предполагали, что в теле человека заключено другое невидимое существо («тень»), занятое расшифровкой того, что поступает в органы чувств. Эту «тень», или «душу», наделяли способностью выходить на волю и жить собственной жизнью во время сна, а также после смерти человека.

Прошлые цивилизации  придумали себе богов и богинь, которые вмешиваются в жизнь  людей, заставляя их влюбляться, злиться  или быть смелыми. Душой наделялся  и окружающий мир – анимизм (от лат. Anima – «душа»). В 6 веке до н.э. греческие философы уже сознавали, что все эти представления основаны на мифах. Тем не менее, они были убеждены, что в каждом человеке есть нечто, позволяющее ему думать, волноваться.  Понятие «анимизм» обозначает не какую-то научную или религиозную доктрину, а рассматривается как определенный исторический тип мировоззрения.

 

2 Предмет,  объект и методы психологии, основные формы психических явлений

Психика человека – субъективное отражение объективного мира, являющееся свойством высокоорганизованной материи (мозга). Психика проявляется во внешнем поведении и практической деятельности людей, поэтому поведение и деятельность человека выступают в качестве основных объектов психологии.

Предметом психологии является изучение закономерностей развития психики, т.е. психического явления. Психические явления обычно понимаются как факты нашего внутреннего (субъективного) опыта. Их легко обнаружить у самого себя, стоит только обратить взор “внутрь себя”.

Субъективные психические явления, как проявления целостной личности, не являются чем-то самостоятельным и изолированным. Однако в психологии из методологических соображений и для удобства изучения их принято подразделять на три основных группы:

- Психические процессы  – ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, эмоции и др.;

- Психические состояния – активность, бодрость, пассивность, усталость, тревожность, радость и др.;

- Психические свойства  личности – характер, темперамент,  способности и др.

Так, аффект может рассматриваться  и как психический процесс, поскольку  в нем выражена динамика чувств, и как психическое состояние, так как он характеризует психику в данный момент, и как проявление психических свойств личности – вспыльчивости, гневливости. Взаимосвязь психических явлений знакома каждому человеку, поскольку он повседневно встречается с умом, чувствами, характером и другими психическими особенностями окружающих его людей. Каждый из нас может отдавать себе отчет и о своих личных психологических качествах – внимании, памяти, способностях или речи.

На схеме (см. Приложение  А) я показал взаимодействия психических процессов, состояний и свойств личности человека.

 Психология как  наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других  научных дисциплин. Как систему  проверенных знаний психологию  знают немногие, в основном только  те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений, психология знакома каждому человеку. Она представлена нам в виде собственных ощущений: образов, представлений явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей. Предметом изучения психологии является, прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности:  потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и в свою очередь зависимость формирования и развития психических явлений от них.  Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки.

Для того чтобы понять и объяснить  человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность. В свою очередь, психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Общение и деятельность  составляют предмет современных психологических исследований. Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека. В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется множество отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Их в свою очередь можно разделить на:

- фундаментальные и  прикладные;

- общие и специальные.

Общая психология исследует  индивида, выделяя при этом два  основных направления - психологию познавательных процессов и психологию личности. Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний. Личность обладает свойствами, которые определяют дела и поступки человека. Это - эмоции, способности, диспозиции, установки, мотивация, темперамент, характер и воля. Изучение психологических наук начинается с общей психологии, так как без достаточно глубокого знания основных понятий, вводимых в курсе общей психологии, невозможно будет разобраться в том материале, который содержится в специальных разделах предлагаемого курса. Ведь трудно, наверное, представить себе школьника, пытающегося постичь основы высшей математики, но не изучившего еще таблицу умножения, не научившегося складывать и вычитать числа. Понимание предмета психологии на протяжении всей истории существования этой науки менялось. Различные мыслители, представители различных школ и течений в зависимости от статуса, занимаемого психологией в системе знаний, от объяснительного принципа, которым руководствовались мыслители, школы и течения, используемых методов познания  высказывают различное понимание предмета психологии. Какими бы сложными путями ни продвигалась на протяжении столетий психологическая мысль, в настоящее время можно выделить признаки, которые характеризуют собственный предмет психологии, отличающий ее от других наук.                                                                                Предметом психологии, под которым подразумевается система понятий, объясняющих закономерности развития и функционирования психики как формы психического отражения действительности, являются собственно психические процессы, а также психические свойства и состояния личности. Это общий предмет для всех психологических наук и отраслей, уточняющийся в каждом из направлений психологии.

Информация о работе Общая характеристика психологии как науки: предмет, объект, задачи и методы