Содержание
Введение..........................................................................................................3
1. Общая характеристика взаимодействия...................................................4
1.1 Структура взаимодействия......................................................................4
1.3 Виды взаимодействия..............................................................................5
2. Влияние людей друг
на друга...................................................................6
Заключение....................................................................................................11
Список литературы.......................................................................................12
Введение
Человек, как существо социальное,
никак не может без взаимодействия
с другими людьми, без этого он не сможет
реализовать себя и свои возможности.
И сущность взаимодействия заключается
в самореализации человека в социальной
среде обитания, и именно взаимодействие
является важным способом социализации
человека и имеет большое значение для
его существования в целом.
Во взаимодействии реализуется
отношение человека к другому человеку
как к субъекту, у которого есть свой собственный
мир. Взаимодействие человека с человеком
в обществе – это взаимодействие их внутренних
миров, обмен мыслями, идеями, образами,
влияние на цели и потребности, воздействие
на оценки другого индивида, его эмоциональное
состояние.
1.Общая
характеристика взаимодействия
Взаимодействие – это процесс непосредственного
или опосредованного влияния объектов
(субъектов) друг на друга, порождающий
взаимную обусловленность и связь.
Именно причинная обусловленность
составляет главную особенность взаимодействия,
когда каждая из взаимодействующих сторон
выступает как причина другой и как следствие
одновременного обратного влияния противоположной
стороны, что определяет развитие объектов
и их структур. Если при взаимодействии
обнаруживается противоречие, то оно выступает
источником самодвижения и саморазвития
явлений и процессов.
Под взаимодействием в социальной
психологии, кроме того, обычно понимается
не только влияние людей друг на друга,
но и непосредственная организация их
совместных действий, позволяющая группе
реализовать общую для ее членов деятельность.
Само взаимодействие в этом случае выступает
как систематическое, постоянное осуществление
действий, имеющих целью вызвать соответствующую
реакцию со стороны других людей.
Совместная жизнь и деятельность
в отличие от индивидуальной имеет вместе
с тем более жесткие ограничения любых
проявлений активности – пассивности
индивидов. Это вынуждает людей строить
и согласовывать образы «я – он», «мы –
они», координировать усилия между ними.
В ходе реального взаимодействия формируются
также адекватные представления человека
о себе, других людях, их группах. Взаимодействие
людей выступает ведущим фактором в регуляции
их самооценок и поведения в обществе.
- Структура взаимодействия
В очень упрощенном виде взаимодействие
можно представить как процесс, который
складывается из:
– физического контакта;
– перемещения в пространстве;
– восприятия и отношений его
участников;
– духовного вербального контакта;
– невербального информационного
контакта;
– совместной групповой деятельности.
В структуру взаимодействия
обычно входят:
– субъекты взаимодействия;
– взаимная связь его субъектов;
– взаимное воздействие друг
на друга;
– взаимные изменения субъектов
взаимодействия.
Обычно различают внутриличностные,
межличностные, личностно-групповые, личностно-массовые,
межгрупповые, массовогрупповые взаимодействия.
Но принципиальное значение при их анализе
имеют два вида взаимодействия: межличностное
и межгрупповое.
1.3 Виды взаимодействия
Межличностное
взаимодействие – это случайные или преднамеренные,
частные или публичные, длительные или
кратковременные, вербальные или невербальные
контакты и связи двух и более человек,
вызывающие взаимные изменения их поведения,
деятельности, отношений и переживаний.
Основными признаками такого
взаимодействия выступают:
• наличие внешней по отношению
ко взаимодействующим индивидам цели
(объекта), достижение которой предполагает
взаимные усилия;
• эксплицированность (доступность)
для наблюдения со стороны и регистрации
другими людьми;
• ситуативность – достаточно
жесткая регламентация конкретными условиями
деятельности, нормами, правилами и интенсивностью
отношений, в силу чего взаимодействие
становится достаточно изменчивым феноменом;
• рефлексивная многозначность
– зависимость его восприятия от условий
осуществления и оценок его участников.
Межгрупповое
взаимодействие представляет собой процесс
непосредственного или опосредованного
воздействия множественных субъектов
(объектов) друг на друга, порождающий
их взаимную обусловленность и своеобразный
характер отношений. Обычно оно имеет
место между целыми группами (а также их
частями) и выступает как интегрирующий
(или дестабилизирующий) фактор развития
общества.
Взаимодействуя, представители
различных групп общества, с одной стороны,
изменяют свои собственные черты и качества,
делая их несколько иными, не похожими
на прежние, а с другой – превращают некоторые
уникальные особенности каждого из них
в нечто общее, в совместное достояние.
Выявление принадлежности данных особенностей
только представителям одной общности
со временем становится проблематичным.
- Влияние
людей друг на друга
Влияние людей друг
на друга - это искусство, которому можно
научиться. Влияние может быть разным:
пагубным для здоровья и психики человека
или наоборот положительным, благотворным.
Влияние может быть реальным или скрытым, и может
происходить в любое время дня и ночи.
В любой ситуации влияние людей друг на
друга есть звеном одной цепочки под названием
– общение.
В общении важными
есть личностные качества человека, которые
могут притягивать к нему людей или наоборот,
отталкивать. Среди этих качеств главную
роль играют – уверенность в себе, коммуникабельность
и харизматичность. Кроме личностных качеств
человека существуют и психологические
приёмы, техники использование которых
позволяет повысить эффект влияния. психологическое влияние
осуществляется ради достижения следующих
основных целей:
1. Для удовлетворения
своих потребностей с помощью
других людей;
2. Для подтверждения
ощущения собственной значимости
и превосходства;
3. Для преодоления
пространственно-временных ограничений
собственного существования.
При этом если посмотреть
на все три пункта внимательно, может показаться,
что первая цель содержит в себе вторую
и третью. Однако это не так, и все три цели
имеют ряд существенных отличий друг от
друга:
Первая цель отличается
от второй тем, что ощущение собственной
значимости является нашей потребностью
само по себе и является настолько специфичным,
что его можно отделить от всех прочих
потребностей, составляющих первую группу
целей влияния.
Вторая цель является
обособленной потому, что ее достижение
является доказательством человека самому
себе, что он есть, существует в этом мире
и чего-то стоит, раз другие люди повинуются
его воле.
Эта цель довольно
близко связана с понятием власти и потребностью
властвовать над другими людьми.
В третьей цели влияние
само по себе является потребностью, потому
что обеспечивает преодоление пространственно-временных
ограничений на пути нашего существования
в окружающем мире.
А теперь рассмотрим
все три цели влияния более подробно.
Психология влияния
как средства удовлетворения потребностей
Не многие люди сознательно
обращают внимание на цели своего влияния
на других. Однако когда это все же происходит,
каждый из нас находит оправдание или
рациональное объяснение своим поступкам.
Такое объяснение может
выглядеть как стремление отстоять интересы
общества, культурного развития. Это происходит
потому, что мы привыкли тщательно скрывать
свои истинные потребности, интересы и
цели.
Но такая привычка
приводит к тому, что личные цели просто
не осознаются!
Поэтому оказывая влияние
на других людей, убеждая или манипулируя
ими, мы пытаемся обставить дело так, что
бы ни малейшего лучика внимания не было
направлено на наши истинные интересы.
Психология влияния,
как способа ощутить значимость своего
существования
Разработчик концепции
индивидуальной теории личности, австрийский
психолог и философ Альфред Адлер, в своих
работах подчеркивал, что вновь родившийся
человек, делая первые шаги в этом мире,
ощущает свою меньшую значимость по сравнению
со своими родителями и окружающим его
миром.
Он объяснял это ощущение
собственной незначительности теми зависимыми
условиями, в которых оказывается вновь
родившийся человек.
Иначе говоря, Адлер
наделил всякого родившегося человека
сильным чувством собственной несостоятельности,
вынуждающем искать способы его нейтрализации.
Поэтому по Адлеру каждый человек испытывает
потребность ощущать собственную значимость,
нужность в этом мире, ощущать ценность
собственного существования.
Способность влиять
на других людей становится для нас несомненным
атрибутом собственной значимости. Особенно
ярко и отчетливо собственная значимость
ощущается, когда мы пользуемся таким
видами влияния как побуждение, внушение,
манипулирование или убеждение.
К подтверждению собственной
ценности и значимости мы можем придти
так же и обратным путем, сопротивляясь
чужому влиянию. Вспомним одно из определений,
которое взрослые дают непослушным детям
– ”неуправляемый”.
Популярная в последнее
время во всех отраслях человеческой жизни
техника НЛП или нейролингвистического
программирования основанная на Эриксоновском
гипнозе. Используется с целью изменения
человеческого поведения и мышления. НЛП
основывается на идее, что язык, сознание
и тело человека формирует картину его
модели мира, которую можно изменять с
помощью определённых методик.
Техника
манипулирования значением или семантическое
манипулирование. Суть техники заключается
в тщательном отборе слов, фраз, словосочетаний
с помощью которых в сознании человека
вызываются определённые положительные
или отрицательные образы, ассоциации.
Техника влияет на стереотипность человеческого
мышления. Умелое использование этой техники
позволяет удачно манипулировать группами
людей.
Техника
дезинформации или фальсификации данных. В этой технике используется
старомодный, но актуальный и сегодня
приём манипуляции информацией в моменты
принятия важных решений. Вдруг, по какой-то
непонятной случайности появляется «правда,
которая долго замалчивалась», общественность
в поисках истины переключает своё внимание
на очередную фальшивку, тем самым отвлекаясь
от реальной проблемы. Главное в этой технике
есть то, что источнику, распространяющему
неправдивую информацию должны доверять
и не ставить под сомнение правдивость
его высказываний. Опровержение дезинформации
происходит в большинстве случаев незаметно
и уже никак не может повлиять на сформировавшуюся
ложную социально-психологическую установку.
Техника
использования слухов заключается в распространении
слухов. Передаётся информация,
которая даёт возможность пофантазировать
над продолжением сюжетной линии. Подобная
информация основывается на ложных сведениях
и есть результатом дефицита информации.
Техника
анонимной информации. Совершенно секретно,
по знакомству передаётся информация,
полученная из «анонимных источников».
Техника
обесценивания – самый грубый приём
влияния. Приём «поливания грязью» состоит
в формировании отношения к определённой
теме или человеку. Такой приём применяется
в контрпропаганде.
Техника
апеллирования. Эффект «социального
доказательства» ещё известен как «народ
против…». Суть этого приёма – это обращение
к эмоциям человека, использование эмоции
страха. Эта техника очень популярна в
СМИ и в политике.
Техника
превращения. На мнение или точку
зрения, которая кого-то не устраивает
нужно влиять постепенно. За основу берутся
некоторые моменты с которыми все согласны
и постепенно белое становится чёрным,
а чёрное – белым. По этому поводу высказывался
ещё сам Вовенар: «…не надо осмеивать
общественное мнение. Вы этим только оскорбляете
людей, но не убеждаете их…».
Техника
подмены фактов. В одном сообщении
подаются различные факты: правдоподобные,
неправдоподобные, выдуманные правдоподобные.
«Полуправда опаснее лжи; ложь легче распознать,
чем полуправду, которая обычно маскируется,
чтобы обманывать вдвойне»: Т.Гиппель.
Техника
дефрагментации, приём потока сознания. Вся информация подаётся
одним потоком, поэтому воспринять такое
количество фактов и аргументов практически
невозможно. Невозможно также сделать
анализ и сортировку этой информации.
Техника отвлечения.
Эмоционально окрашенная второстепенная
информация может отвлечь внимание от
важной, но не желательной информации.
Эта техника ещё называется приёмом «копченой
селёдки» - чтобы сбить собаку со следа,
необходимо по следу протащить копченую
селёдку.
Заключение:
Подводя итоги по реферату,
отметим:
1. Испытывая потребности
влиять и противостоять чужому
влиянию, люди могли бы придти
к цивилизованным формам позитивного
влияния друг на друга.
Вместо этого люди
препятствуют друг другу, опасаясь того,
что ответное влияние на них будет разрушительным.
Возможно, люди перестанут противиться
чужому влиянию, когда все вместе придут
к цивилизованным видам влияния, таким как убеждение, самопродвижение
и конструктивная критика.
2. Лишь осознавая
свои цели, можно решить для
себя, насколько они достойны
того, чтобы стремиться реализовать
их, применяя тот или иной вид
влияния. А затем найти цивилизованные
способы их достижения.