Общее представление о внимании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 20:54, реферат

Описание работы

Внимание — один из познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………..…….3
1. Общее представление о внимании…………………………………..…4
2. Виды внимания и невнимания и их характеристика……………….…6
2.1. Виды внимания……………………………………………………..…..6
2.2. Виды невнимания………………………………………………………9
3. Основные свойства внимания и их характеристика……………….…..12
4. Внимание в профессиональной деятельности юриста………………...15
Заключение……………………………………………………………………...20
Список литературы……………………………………………………….….....21

Файлы: 1 файл

Внимание реферат.docx

— 51.91 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение …………………………………………………………………..…….3

  1. Общее представление о внимании…………………………………..…4
  2. Виды внимания и невнимания и их характеристика……………….…6

2.1. Виды внимания……………………………………………………..…..6

2.2. Виды невнимания………………………………………………………9

3. Основные свойства внимания и их характеристика……………….…..12

4. Внимание в профессиональной деятельности юриста………………...15

Заключение……………………………………………………………………...20

Список литературы……………………………………………………….….....21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Внимание — один из познавательных процессов человека, в отношении  сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов.

Действительно, в системе  психологических феноменов внимание занимает особое положение, едва ли не центральное место. Оно включено во все остальные психические  процессы, выступает как их необходимый  момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде не представляется возможным. С явлениями внимания мы имеем дело лишь тогда, когда рассматривается  динамика познавательных процессов  и особенности различных психических  состояний человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

        1.  Общее представление о внимании

        Внимание – это психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах.  
   Феномен внимания появился у животных в процессе эволюции как настороженность, бдительность, готовность к действию по первому сигналу, мобилизованность на восприятие этого сигнала в интересах действия, как временная заторможенность, которая служит для подготовки к действию.  
   Развитие внимания на протяжении эволюции тесно связано с развитием тонической рефлекторной иннервации. Тоническая иннервация обеспечивает способность быстро переходить в состояние активного покоя, необходимого для внимательного наблюдения за объектом.  
   По мере развития человека разумного внимание начинает выражаться в заторможенности посторонней внешней деятельности и сосредоточенности на созерцании объекта, углубленности и собранности на предмете размышления.  
   Все познавательные (когнитивные) процессы, например восприятие или мышление, направлены на тот или иной объект, который в них отражается: мы воспринимаем что - то, думаем о чем - то, что - то себе представляем или воображаем. Внимание - это сквозной процесс, обеспечивающий переключение с одного такого объекта на другой.  
   Поэтому в каждом из изученных нами до сих пор процессов всегда имеется какое - то отношение личности к миру, субъекта к объекту, сознания к предмету.  
   Управляющим для внимания является отношение личности к миру, субъекта деятельности к самой деятельности и к объекту деятельности, сознания - к предметам, с помощью которых оно отражает и регулирует действительность.  
   Внимание, в отличие от других процессов, не имеет собственного содержания, оно проявляется внутри восприятия, мышления, представления, речи и других психических процессов.  
   Внимание как свойство субъекта деятельности - это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена. Внимание - это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность. Изменение отношения субъекта к объекту выражается во внимании - в изменении образа этого объекта, в его данности сознания: он становится более ясным и отчетливым, как бы более выпуклым. Изменения в процессе внимания выражаются в изменениях ясности и отчетливости содержания, на котором сосредоточена познавательная деятельность.  
   Поскольку внимание выражает взаимоотношение сознания или психической деятельности индивида и объекта, в нем наблюдается и известная двусторонность: с одной стороны, внимание направляется на объект, с другой - объект привлекает внимание. Именно это обстоятельство и позволяет ввести понятия произвольного и непроизвольного внимания.  
   Причины повышенного внимания к объекту кроются не только в субъекте, но и в объекте, при определенных обстоятельствах - прежде всего в нем, в его свойствах и качествах. Точнее, они в объекте, взятом в его отношении к субъекту, и в субъекте, взятом в его отношении к объекту.  
   Внимание - это внутренняя деятельность под покровом внешнего покоя. Если выражением внимания, направленного на подвижный внешний объект, связанным с действием, является устремленный во вне взгляд, зорко следящий за объектом и перемещающийся вслед за ним, то при внимании, связанном с внутренней деятельностью, внешним выражением внимания служит неподвижный, устремленный в одну точку, не замечающий ничего постороннего взор человека.  
   Внимание - это динамическая связь сознания с объектом, более или менее тесная, цепкая; в действии, в деятельности она и крепится. Лишь совершая мысленно какую - нибудь деятельность, направленную на объект, можно поддержать сосредоточенность на нем своего внимания.  
   К.С. Станиславский писал: "Внимание к объекту вызывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же еще больше сосредоточивает внимание на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь с действием и взаимопереплетаясь, создает крепкую связь с объектом". 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Виды  внимания и невнимания и их характеристика

      2.1.Виды  внимания     

Существует  несколько разных классификаций  видов внимания по различным основаниям - функциям и эффектам, генезу и механизмам, причинам, условиям и свойствам, объектам и сопутствующим переживаниям. Наиболее традиционной является классификация по признаку произвольности. Разделение внимания на произвольное и непроизвольное находят уже у Аристотеля, а полное и всестороннее описание этих видов внимания было создано в XVIII веке.      

Наиболее  простое и генетически исходное это непроизвольное внимание (пассивное). Непроизвольное внимание связано с рефлекторными установками. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. Свойства действующих на него раздражителей, их интенсивность или новизна, эмоциональная окрашенность, связь с влечениями, потребностями или интересами приводит к тому, что определенные предметы, явления или лица завладевают нашим вниманием и приковывают его на время к себе. Это первичная форма внимания. Она является непосредственным и непроизвольным продуктом интереса. Почему же человек помимо своего желания и воли направляет внимание на что-либо? Это объясняет ряд причин:

1) характер  и качество раздражителя;

2) соответствие  раздражителей внутреннему состоянию;

3) направленность  личности.      

К первой группе причин относятся характер и качество раздражителя, прежде всего его сила или интенсивность. Всякое достаточно сильное раздражение: громкие звуки, яркий свет, сильный толчок, резкий запах невольно привлекают наше внимание. Важную роль при этом играет не столько абсолютная, сколько относительная сила раздражителя. Поэтому если днем шаги в коридоре не привлекут внимания, то те же шаги ночью в полной тишине заставят нас прислушаться. Особое значение имеет контраст между раздражителями. То же самое относится к длительности раздражителя, а также к пространственной величин и форме предмета. В ту же группу причин следует отнести и такое качество раздражителя, как его новизна, необычность. При этом под “новизной” понимают не только появление ранее отсутствовавшего раздражителя, но и изменение физических свойств действующих раздражителей, ослабление или прекращение их действий, отсутствие знакомых раздражителей, перемещение раздражителей в пространстве.     

Ко  второй группе причин, вызывающих непроизвольное внимание, относятся те внешние раздражители, которые соответствуют внутреннему состоянию человека, и прежде всего имеющимся у него потребностям. Так, сытый и голодный человек будут по-разному реагировать на разговор о пище.     

Третья  группа причин связана с общей  направленностью личности. Именно по этому, идя по одной и той же улице, дворник обратит внимание на мусор, архитектор или художник - на красоту здания. Направленность личности тесно связана с ее прежним опытом и чувствами, поэтому их также включают в эту группу причин. То, что интересно нам, что вызывает у нас определенную эмоциональную реакцию, является важнейшей причиной непроизвольного внимания.     

На  основании этих причин некоторые  авторы выделяют три разновидности  непроизвольного внимания. Первая разновидность  вынужденное внимание, втораяневольное внимание и третья называется привычным вниманием.       

Произвольное (активное) внимание управляется сознательной целью, подчинено волевому усилию. Так называемое "произвольное внимание" – это сознательно направляемое и регулируемое внимание, в котором субъект сознательно избирает объект, на который оно направляется. Оно имеет место там, где предмет, на который направляется внимание, сам по себе его не привлекает [7 c.390].      

Произвольное  внимание имеет ряд черт:

носит всегда опосредованный характер; оно активное; оно –  волевая операция.

Сознательное  регулирование является самым существенным "произвольном" внимании.     

Произвольное  внимание необходимо для активного  регулирования психических процессов.      

Причины произвольного внимания по своему происхождению  не биологические, а социальные: оно не созревает в организме, а формируется у ребенка при его общении со взрослыми. На ранних фазах развития функция произвольного внимания разделена между двумя людьми - взрослым и ребенком. Первый выделяет объект из Среды, указывая на него и называя словом, ребенок отвечает на этот сигнал, прослеживая жест, схватывая предмет или повторяя слово. Таким образом, данный предмет выделяется для ребенка из внешнего поля. Впоследствии дети начинают ставить цели самостоятельно. Следует отметить тесную связь произвольного внимания с речью. Развитие произвольного внимания у ребенка проявляется вначале в подчинении своего поведения речевой инструкции взрослых, а затем, по мере овладения речью,- в подчинении своего поведения собственной речевой инструкции.      

Несмотря  на качественное отличие от непроизвольного внимания, произвольное также связано с чувствами, с интересами, с прежним опытом человека. Однако влияние этих факторов косвенное. Интересы выступают как интересы цели, как интересы результата деятельности. Сама деятельность может непосредственно не занимать нас, но так ее выполнение необходимо для решения поставленной нами задачи, то и она становится интересной в связи с этой целью.     

Различая  произвольное и непроизвольное внимание, не нужно, однако, отрывать одно от другого и внешне противопоставлять их друг другу. Не подлежит сомнению, что произвольное внимание развивается из непроизвольного. С другой стороны, произвольное внимание переходит в непроизвольное. Непроизвольное внимание обычно обусловлено непосредственным интересом. Произвольное внимание требуется там, где такой непосредственной заинтересованности нет и мы сознательным усилием направляем наше внимание в соответствии с задачами, которые перед нами встают, с целями, которые мы себе ставим. По мере того как работа, которой мы занялись и на которую мы сначала произвольно направили наше внимание, приобретает для нас непосредственный интерес, произвольное внимание переходит в непроизвольное. Титченер выделял в этом переходе третью стадию развития, которая знаменует переход от произвольного снова к непроизвольному первичному вниманию. "Когда мы решаем, например, геометрическую задачу, мы постепенно заинтересовываемся ею и совершенно отдаемся ей, и в скором времени проблема приобретает такую же власть над нашим вниманием, какую имел удар грома в момент его появления в сознании"[8 c.187].     

Некоторые авторы выделяют еще послепроизвольное внимание. Оно требует первоначальных усилий, но затем человек включается в работу, заинтересовывается и ему уже не нужно заставлять себя концентрировать внимание усилием воли. Оно весьма экономично, сохраняет энергетический запас человека и нет необходимости во внешнем контроле.      

Выделяют  также индивидуальное и коллективное внимание. И хотя коллективное внимание слагается из сосредоточения самостоятельно работающих отдельных людей, оно не всегда подчиняется законам индивидуального внимания. В коллективном внимании проявляются многие феномены групповой психологии: психическое заряжение, групповое внушение, соревнование и другие, влияние которых на внимание группы людей исключительно велико.     

У. Джеймс, опираясь на взгляды предшественников и результаты самонаблюдения, различает  виды внимания по трем основаниям, каждое из которых он находит в содержаниях  опыта сознания. По своему объекту внимание может быть чувственным (сенсорным) и умственным (интеллектуальным). Объектами явственного внимания являются содержания сознания, получаемые при помощи органов чувств — ощущения и восприятия. Внимание интеллектуальное направлено на процессы или продукты мышления, памяти и воображения.     

Существуют  также типы внимания в зависимости от его основных свойств:

1) широкое и узкое;

2) хорошо и плохо распределяемое;

3) быстро и медленно  переключаемое;

4) концентрированное и  флюктуирующее;

5) устойчивое и неустойчивое.

 

    1. Виды  невнимания

 

 

     К явлениям невнимания относятся, прежде всего, состояния рассеянности. Они  различаются как по своему характеру, так и по причинам, которые, предположительно, их вызывают. Рассеянность в обычном смысле слова обусловлена двумя различными механизмами – сильной отвлекаемостью и слабой переключаемостью. Рассеянность в житейском смысле слова является по преимуществу плохой переключаемостью.

Рассеянность  бывает подлинной и мнимой.      

Рассеянность  первого вида может быть результатом  усталости, бессонницы, головной боли, монотонной и однообразной деятельности. При этом виде рассеянности сознание затопляется случайными неконтролируемыми восприятиями и воспоминаниями обрывочного характера. Субъект как бы отключен от тех аспектов внешнего окружения, которые могут иметь значение для выполнения каких-либо планов или намерений. Более того, сами эти намерения у него в данный момент отсутствуют. Дж. Сёлли называет подобное состояние сонливостью или отупением и отмечает: "Характерными признаками истинного невнимания или умственного безразличия служит уменьшение напряжения и появление, вместо преобладания известных восприятий или представлений, неясного ряда смутных ощущений и мыслей".      

Равнодушие  к значимым аспектам ситуации характерно также для состояния субъективно прямо противоположного рассеянности первого вида. Здесь рассеянность выступает как оборотная сторона, медали или негативное следствие глубокой внутренней концентрации на значимом объекте. Поэтому такую рассеянность называют мнимой. Иногда, дополнительно, различают две ее разновидности — рассеянность поэтическую и рассеянность профессорскую.      

О поэтической рассеянности говорят в тех случаях, когда человек находится в состоянии мечтательности или грез наяву. Он погружен, не замечая ничего вокруг, в неконтролируемый поток приятных мыслей и ярких образов.     

В состоянии профессорской рассеянности контролируемый и эмоционально нейтральный ход мыслей логически упорядочен и строго направлен на достижение идеальной и отдаленной цели или на поиск решения сложной задачи. Рассеянность ученых является выражением максимальной собранности и сосредоточенности; но только сосредоточены они на основном предмете своих мыслей. Поэтому при столкновении с рядом житейских мелочей они могут оказаться в смешном положении. Для того чтобы описать наличие сосредоточенности у "рассеянного" ученого, достаточно сравнить его внимание с вниманием ребенка, который выпускает из рук только что привлекшую его игрушку, когда ему показывают другую; каждое новое впечатление отвлекает его внимание от предыдущего; удержать в поле своего сознания оба он не в состоянии.     

Информация о работе Общее представление о внимании