Общение и деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 12:37, реферат

Описание работы

Общение следует рассматривать и как сторону любой совместной деятельности (поскольку сама деятельность есть не только труд, но и общение в процессе труда), и как особую деятельность.
В общении можно выделить три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Коммуникативная сторона состоит в обмене информацией. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Файлы: 1 файл

психология.doc

— 212.00 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, для социальной психологии весьма значимым является исследование не только кооперативной формы взаимодействия.

 

Кроме того, при абсолютном принятии лишь одного типа взаимодействий снимается  принципиально важная проблема содержания деятельности, в рамках которой даны те или иные виды взаимодействия. А это содержание деятельности может быть весьма различным. Можно констатировать кооперативную форму взаимодействия не только в условиях производства, но, например, и при осуществлении каких-либо асоциальных, противоправных поступков — совместного ограбления, кражи и т. д. Поэтому кооперация в социально-негативной деятельности не обязательно та форма, которую необходимо стимулировать; напротив, деятельность, конфликтная в условиях асоциальной деятельности, может оцениваться позитивно. Кооперация и конкуренция лишь формы «психологического рисунка» взаимодействия, содержание же и в том и в другом случаях задается более широкой системой деятельности, куда кооперация или конкуренция включены. Поэтому, не оспаривая важности исследования кооперативных форм взаимодействия, вряд ли правильно игнорировать и другую форму, а самое главное, вряд ли правильно рассматривать их обе вне социального контекста деятельности.

 

Заключение 

 

Таким образом, в данной работе нами была рассмотрена проблема общения  в социальной психологии. Как нами было показано- общение связано и с общественными. и с личными отношениями человека.

 

Оба ряда отношений человека, и  общественные, и личные реализуются  именно в общении. Таким образом, общение и есть реализация всей системы  отношений человека. В нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному миру всегда опосредованы его отношением к людям, к обществу, то есть включены в общение.

 

Кроме того, общение неразрывно связано  с человеческой деятельностью. Само общение между людьми происходит непосредственно в процессе деятельности, по поводу этой деятельности.

 

Общение, являясь сложным психологическим  явлением, имеет свою структуру. В  межличностном общении могут  быть выделены три стороны.

 

1. Коммуникативная сторона общения связана с обменом информацией, обогащением друг друга за счет накопления каждым запаса знаний.

 

2. Интерактивная сторона общения  служит практическому взаимодействию  людей между собой в процессе  совместной деятельности. Здесь  проявляется их способность сотрудничать, помогать друг другу, координировать свои действия, согласовывать их. Отсутствие навыков и умений общения или недостаточная их сформированность отрицательно сказываются на развитии личности.

 

3. Перцептивная сторона общения  характеризует процесс восприятия людьми других людей, процесс познания их индивидуальных свойств и качеств. Основными механизмами восприятия и познания друг друга в процессах общения являются идентификация, рефлексия и стереотипизация.

 

Коммуникативная, интерактивная и  перцептивная стороны общения в  их единстве определяют его содержание, формы и роль в жизнедеятельности  людей.

 

Список  литературы

 

Андреева Г.М. Социальная психология. М., МГУ, 1988.

 

Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии / Методологические проблемы социальной психики. М., 1976. С.130.

 

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1987.

 

Выготский Л.С. Избранные психологические  исследования. М., 1956.

 

Бодалев А.А. Восприятие и понимание  человека человеком. М., 1982. С.5.

 

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 289.

 

        1.2. Межличностные  отношения

 

      Межличностные отношения  являются  составной  частью  взаимодействия  и

рассматриваются в его контексте. Межличностные отношения  —  это  объективно

переживаемые, в разной степени  осознаваемые взаимосвязи между  людьми.  В  их

основе лежат разнообразные  эмоциональные состояния  взаимодействующих  людей

и  их  психологические  особенности.  В   отличие   от   деловых   отношений

межличностные связи иногда называют экспрессивными, эмоциональными.

      Развитие межличностных   отношений  обусловливается   полом,  возрастом,

национальностью  и  многими  другими  факторами.  У  женщин   круг   общения

значительно меньше, чем у мужчин. В  межличностном  общении  они  испытывают

потребность в самораскрытии, передаче другим личностной информации  о  себе.

Они чаще жалуются на одиночество (И.  С.  Кон).  Для  женщин  более  значимы

особенности, проявляющиеся  в  межличностных  отношениях,  а  для  мужчин  —

деловые качества. В  разных  национальных  общностях  межперсональные  связи

строятся с учетом положения  человека в  обществе,  половозрастных  статусов,

принадлежности к различным  социальным слоям и др.1

      Процесс развития  межличностных отношений  включает  в  себя  динамику,

механизм регулирования межперсональных  отношений и условия их развития.

      Межличностные   отношения  развиваются  в   динамике:  они  зарождаются,

закрепляются, достигают определенной зрелости, после чего  могут  постепенно

ослабляться, Динамика развития межличностных  отношений  проходит  несколько

этапов:  знакомство,  приятельские,  товарищеские  и  дружеские   отношения.

Знакомства осуществляются в зависимости  от  социокультурных  норм  общества.

Приятельские  отношения  формируют   готовность   к   дальнейшему   развитию

межличностных  отношений.  На  этапе   товарищеских   отношений   происходит

сближение  взглядов  и  оказание  поддержки  друг  другу  (недаром   говорят

«поступить по-товарищески», «товарищ по оружию»). Дружеские отношения  имеют

общее предметное содержание — общность интересов, целей  деятельности  и  т.

д. Можно  выделить  утилитарную  (инструментально-деловую)  и  эмоционально-

экспрессивную (эмоционально-исповедальную) дружбу (И. С. Кон).

      Механизмом развития межличностных отношений является эмпатия —  отклик

одной личности на переживания другой. Эмпатия имеет  несколько  уровней  (Н.

Н. Обозов). Первый уровень включает  когнитивную  эмпатию,  проявляющуюся  в

виде  понимания  психического  состояния  другого  человека  (без  изменения

своего состояния). Второй уровень  предполагает эмпатию  в  форме  не  только

понимания состояния объекта, но и  сопереживания  ему,  т.  е.  эмоциональную

эмпатию. Третий уровень  включает  когнитивные,  эмоциональные  и,  главное,

поведенческие  компоненты.   Данный   уровень   предполагает   межличностную

идентификацию, которая является  мысленной  (воспринимаемой  и  понимаемой),

чувственной (сопереживаемой)  и  действенной.  Между  этими  тремя  уровнями

эмпатии  существуют   сложные   иерархически   организованные   взаимосвязи.

Различные формы эмпатии и ее интенсивности могут быть присущи  как  субъекту,

так  и  объекту  общения.   Высокий   уровень   эмпатийности   обусловливает

эмоциональность, отзывчивость и др.

      Условия развития  межличностных  отношений   существенно  влияют  на  их

динамику и формы проявления. В городских условиях, по сравнению  с  сельской

местностью, межличностные контакты более многочисленны, быстро  заводятся  и

так  же  быстро  прерываются.  Влияние   временного   фактора   различно   в

зависимости  от   этнической   среды:   в   восточных   культурах   развитие

межличностных отношений  как  бы  растянуто  во  времени,  а  в  западных  —

спрессовано, динамично.

 

 

 

реферат Общение

Содержание

 

Введение    2

1. Общение  в системе межличностных отношений  2

2. Связь  общения и деятельности   4

3. Структура  общения   8

3.1. Коммуникативная  сторона общения   10

3.2. Интерактивная  сторона общения     17

3.3. Перцептивная  сторона общения 19

Заключение  22

Библиографический список    24

Введение

 

Анализ межличностных отношений  как отношений, складывающихся не где- то  вне

общественных  отношений,  а  внутри  них,  позволяет  расставить  акценты  в

вопросе о месте общения во всей сложной системе связей  человека  с  внешним

миром.

Оба ряда отношений человека, и общественные, и личные реализуются именно в

общении. Таким образом, общение  и есть реализация всей системы отношений

человека.

       Целью данной  работы является рассмотрение  вопроса о проблеме общения

в социальной психологии. Вся эта проблема является  специфической  проблемой

социальной психологии.

В первой главе дается описание общения  в системе межличностных отношений.

Вторая глава посвящена рассмотрению двух взаимосвязанных компонентов  –

общения и деятельности. Наконец, в  заключительной главе дается структура

общения; здесь же рассмотрены три  его взаимосвязанных аспекта:

коммуникативный, интерактивный и  перцептивный. В частности, в этой главе

содержатся основные положения  соответствующих теорий отечественных  и

зарубежных психологов.

Следует отметить, что рассматриваемая  проблема хорошо освещена как в

отечественной психологической литературе, так  и в специализированной

периодике.

 

                1. Общение в системе межличностных  отношений

 

  В реальном общении даны не только межличностные отношения людей, то есть

  выявляются не только их  эмоциональные привязанности, неприязнь  и прочее,

  но в ткань общения воплощаются  и общественные, то есть безличные  по своей

    природе, отношения. Многообразные отношения человека не охватываются

    только межличностным  контактом: положение человека  за узкими рамками

   межличностных связей, в  более широкой социальной системе,  где его место

     определяется не ожиданиями  взаимодействующих с ним индивидов,  также

   требует определенного «построения»  системы его связей, а этот  процесс и

     может быть реализован  тоже только в общении. Вне  общения просто не

      мыслимо человеческое  общество. Общение выступает в  нем как способ

   цементирования индивидов  и вместе с тем как способ развития самих этих

  индивидов. Именно отсюда  и вытекает существование общения  одновременно и

    как реальности общественных  отношений, и как реальности  межличностных

  отношений. По- видимому, это  и дало возможность Сент- Экзюпери нарисовать

     поэтический образ  общения как «единственной роскоши,  которая есть у

                                человека».[1]

Естественно, что каждый ряд отношений  реализуется в специфических  формах

общения. Общение как реализация межличностных отношений- процесс, более

изученный в социальной психологии. Иногда существует тенденция

отождествлять общение и межличностные  отношения. Но, хотя эти два процесса

и связаны между собой, вряд ли можно  согласиться с идеей их отождествления.

Общение, в том числе в системе межличностных отношений, вынуждено

совместной жизнедеятельностью людей, поэтому оно необходимо осуществляется

при самых разнообразных межличностных  отношениях, то есть дано и в случае

положительного, и в случае отрицательного отношения одного человека к

другому. Тип межличностных отношений  не безразличен к тому, как будет

построено общение, но оно осуществляется в специфических формах, даже когда

отношения крайне обострены. То же относится  и к характеристике общения на

макроуровне как реализации общественных отношений. И в этом случае,

общаются ли между собой группы или индивиды как представители  социальных

групп, акт общения должен состояться, вынужден состояться, даже если группы

антогонистичны. Необходимость такого двойственного понимания общения- в

широком и узком смысле слова- вытекает из самой логики понимания связей

между межличностными и общественными  отношениями.

 

2. Связь общения и деятельности

 

При любом подходе принципиальным является вопрос о связи общения  с

деятельностью. Существуют различные точки зрения на эту проблему.

В ряде психологических концепций  существует тенденция к противопоставлению

общения и деятельности. Так, например, к такой постановке проблемы в

конечном счете пришел Э.Дюркгейм, который обращал особое внимание не на

динамику общественных явлений, а на их статику.

В отечественной психологии принимается  идея единства общения и

деятельности. Такой вывод логически  вытекает из понимания общения как

реальности человеческих отношений, предполагающего, что любые формы  общения

есть специфические формы совместной деятельности людей: люди не просто

«общаются» в процессе выполнения ими различных общественных функций, но они

всегда общаются в некоторой  деятельности, «по поводу» нее. Таким  образом,

общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается

с деятельностью других людей. Но именно это пересечение деятельностей  и

создает определенные отношения этого  деятельностного человека не только к

предмету своей деятельности, но и к другим людям. Именно общение  формирует

общность индивидов, выполняющих  совместную деятельность. Таким образом,

факт связи общения с деятельностью  констатируется всеми исследователями,

Информация о работе Общение и деятельность