Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 18:54, контрольная работа
В психологии отсутствует общепринятое определение общения. Как правило, дается описательное определение, указывающее на основные функции или стороны общения. Социологи, философы, психологи по-разному трактуют этот термин (А.А.Леонтьев, В.Н.Панферов, Л.С.Выготский, А.С.Золотнякова, Парыгин Б.Д., А. И. Волкова и др.). Одни авторы определяют общение как коммуникацию, коммуникативный процесс (Р.А. Максимова, Б.А. Родимов, Н. Виннер и др.) или обмен информацией (Осгуда). Другие исследователи (А.А. Леонтьев и др.) считают общение одним из видов деятельности.
Общение и поведение.
Введение. В психологии отсутствует общепринятое
определение общения. Как правило, дается
описательное определение, указывающее
на основные функции или стороны общения.
Социологи, философы, психологи по-разному
трактуют этот термин (А.А.Леонтьев, В.Н.Панферов,
Л.С.Выготский, А.С.Золотнякова, Парыгин
Б.Д., А. И. Волкова и др.). Одни авторы определяют
общение как коммуникацию, коммуникативный
процесс (Р.А. Максимова, Б.А. Родимов, Н.
Виннер и др.) или обмен информацией (Осгуда).
Другие исследователи (А.А. Леонтьев и
др.) считают общение одним из видов деятельности.
Относительно ее они отыскивают все компоненты,
свойственные деятельности вообще. Третьи
полагают, что общение может существовать
в различный формах: в своей исходной форме,
в форме совместной деятельности, в форме
общения речевого или мысленного (А.Н.
Леонтьев, Г.М. Андреева и др.). Из всего
обилия трактовок общения можно выделить
главное: 1) общение – это вид самостоятельной
человеческой деятельности; 2) общение
– атрибут других видов человеческой деятельности;
3) общение – взаимодействие субъектов.
1.Подходы
к пониманию общения в психологии 1. Информационный подход – сформирован в 40-х годах: главный
акцент делается на термин «коммуникация».
Общение всегда взаимно, а коммуникация
может быть как односторонней, так и двусторонней. Основные положения:
содержание информации передаётся в различных
символах (слова, жесты, знаки, телодвижения
и т.д.). Человек рассматривается как некий
экран на котором проявляется полученная
информация. По теории систем Шеннона:
любая информация может измеряться. Единицы
измерения информации: само сообщение;
источник информации, передатчик информации,
получатель информации, обратная связь,
шум при передаче. 2. интеракционистский
подход: начинается с работ Джона Мида
– общение как система взаимноориентированных
акций и реакций, развёрнутых во времени.
Бейлз разработал схему анализа общения
как взаимодействия. Пример: «равновесная
модель» - в общении люди стремятся к балансу:
вопрос-ответ; «модель социального навыка»
- взаимные акции и реакции - ответные реакции;
«лингвистическая модель» - анализ отдельных
звуков, то, как они интегрируются в слова
и т.д. 3. реляционный подход: наиболее разработанный. Начал
формироваться в 50-е годы. Суть общения
это взаимные отношения, оценки. Социальный
контекст: ребёнок включается в межличностные
отношения с самого рождения, посредством
общения. 2.Общение
как обмен информацией. Обмен между собой различными
представлениями, идеями, установками,
интересами, настроениями, чувствами и
т.д. – все эти процессы коммуникации можно
рассматривать как обмен информацией.
Общение нельзя рассматривать лишь как
отправление информации какой-то передающей
системой или как прием ее другой системой
потому, что в отличии от простого движения
информации между двумя устройствами,
здесь мы имеем дело с отношением двух
индивидов, каждый из которых является
активным субъектом: взаимное информирование
их предполагает налаживание совместной
деятельности .Это значит, что каждый участник
коммуникативного процесса предполагает
активность также и в партнёре. Иными словами,
обмен такой информацией обязательно
предполагает воздействие на поведение
партнера, то есть знак изменяет состояние
участников коммуникативного процесса.
Это означает, что при обмене информацией
происходит изменение самого типа отношений,
который сложился между участниками коммуникации.
Коммуникативное влияние как результат
обмена информацией возможно лишь тогда,
когда человек, направляющий информацию
(коммуникатор), и человек, принимающий
ее (реципиент), обладают единой или сходной
системой кодификации и декодификации.
Это особенно важно потому, что коммуникатор
и реципиент в коммуникативном процессе
постоянно меняются местами. В условиях
человеческой коммуникации могут возникать
совершенно специфические коммуникативные
барьеры. С другой стороны, барьеры при
коммуникации могут носить более чисто
выраженный психологический характер:
застенчивость, неприязнь и отторжение.
Сама по себе информация, исходящая от
коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и
констатирующая. Побудительная
информация выражается в приказе,
совете, просьбе. Она рассчитана на то,
чтобы стимулировать какое-либо действие:
А) Активация – побуждение к действию
в заданном направлении, Б) Интердикция
– не допуск к какому-то действию. Констатирующая
информация выступает в форме сообщения,
она имеет место в различных образовательных
системах и не предполагает непосредственного
изменения поведения, хотя косвенно способствует
этому.3. Общение как
взаимодействие. В истории социальной
психологии существовало несколько попыток
описать структуру взаимодействия. Основной
идеей осуществления такого описания
– было фиксирование некоторых компонентов
взаимодействия: люди, их связь, взаимодействия
друг на друга и, как следствие, их изменения.
Задача всегда формулировалась как поиск
доминирующих факторов мотивации действий
во взаимодействии. Примером того, как
реализовывалась эта идея, может служить
теория Парсонса, в которой была предпринята
попытка, наметить общий категориальный
аппарат для описания структуры социального
действия. В основе социальной деятельности
лежат межличностные взаимодействия,
на них строится человеческая деятельность
в ее широком проявлении, она – результат
единичных действий. Единичное действие
есть некоторый элементарный акт; из них
впоследствии складываются системы действий.
Каждый акт берется сам по себе, изолированно,
с точки зрения абстрактной схемы, в качестве
элементов которой выступают: 1. Деятель.
2. «Другой» (объект, на который направлено
действие). 3. Нормы (по которым организуется
взаимодействие). 4. Ценности (которые принимает
каждый участник). 5. Ситуация (в которой
совершается действие). Деятель мотивирован
тем, что его действие направлено на реализацию
его установок (потребностей). В отношении
другого, деятель развивает систему ориентаций
и ожиданий, которые определены как стремлением
к достижению цели, так и учетом вероятных
реакций другого. Другая попытка построить
структуру взаимодействия, связана с описанием
ступеней его развития. При этом взаимодействие
расчленяется не на элементарные акты,
а на стадии, которое оно проходит (Щепаньский).
Центральным понятием при описании социального
поведения является понятие социальной
связи. Она может быть представлена как
последовательное осуществление: 1. Пространственного
контакта. 2. Психического контакта (взаимная
заинтересованность). 3. социального контакта
(совместная деятельность). 4. взаимодействия
(что определяется, как «систематическое,
постоянное осуществление действий, имеющих
целью вызвать соответствующую реакцию
со стороны партнера»). 5. социального отношения
(взаимно сопряженных систем действий).
Однако и данная схема не снимает предшествующей
погрешности. Наконец, еще один подход
к структурному описанию взаимодействия
представлен в транзактном анализе–направлении,
предлагающего регулирование действий
участников взаимодействия через регулирование
их позиций, а также учет характера ситуации
и стиля взаимодействия. С точки зрения
транзактного анализа каждый участник
взаимодействия в принципе может занимать
одну из трех позиций, которые условно
можно обозначить как Родитель, Взрослый,
Ребенок. Позиция Ребенок может быть определена
как позиция «Хочу!», позиция Родителя
как «Надо!», позиция Взрослого – объединение
«Хочу» и «Надо». Взаимодействие эффективно
тогда, когда транзакции носят «дополнительный»
характер, то есть совпадают: если партнер
обращается к другому как Взрослый, то
и тот отвечает с такой же позиции. Если
же один из участников взаимодействия
адресуется к другому с позиции Взрослого,
а тот отвечает ему с позиции Родителя,
то взаимодействие нарушается и может
вообще прекратиться. 4. Общение
как взаимопонимание. Межличностная
перцепция - процесс взаимопознания
субъектами общения друг друга как основа
для их взаимопонимания. В основе понимания
человека человеком лежит целый ряд механизмов.
Механизмы взаимопонимания в общении
обычно таковы: 1) Идентификация – это
способ понимания другого человека через
осознанное или бессознательное уподобление
его самому себе; 2) Стереотипизация –
это классификация форм поведения и интерпретация
их причин путём отнесения к уже известным
или кажущимися известными явлениям, социальным
стереотипам; 3) Рефлексия – это осмысление
субъектом того, какими средствами, почему
он произвёл то или иное впечатление на
партнёра по общению; 4) Обратная связь
– это получение адресатом информации
о том, какое воздействие он оказал на
адресата, и корректировка на этой основе
дальнейшей стратегии общения. Установлена
тесная связь между идентификацией и другим близким по содержанию
явлением — эмпатией. Эмпатия также определяется
как особый способ восприятия другого
человека. Только здесь имеется в виду
не рациональное осмысление проблем другого
человека, как это имеет место при взаимопонимании,
а стремление эмоционально откликнуться
на его проблемы. Эмпатия — способность
эмоционально воспринять другого человека,
проникнуть в его внутренний мир, принять
его со всеми его мыслями и чувствами. 5.Трактовка
общения как специфической деятельности
человека в русле психологической теории
деятельности. При психологическом подходе, общение определяется
как специфическая форма деятельности
и как самостоятельный процесс взаимодействия,
необходимый для реализации других видов
деятельности личности. Общение выдвигается
как важнейшая социальная потребность,
без реализации которой замедляется, а
иногда и прекращается формирование личности.
Принцип единства сознания и деятельности
(впервые сформулирован Рубинштейном
в 1933 г.): психическое отражение, сознание
связано с активной деятельностью, исходит
из нее, в ней осуществляется, ею определяется.
Согласно этому принципу, сознание вторично,
оно проистекает из деятельности. Этот
принцип развивался в трудах и А. Н. Леонтьева,
а также в трудах других представителей
теории деятельности. Эта теория начала
разрабатываться в 20-30-е годы ХХ века. Авторы
теории деятельности взяли на вооружение
философию К. Маркса, и, прежде всего, ее
главный тезис о том, что не сознание определяет
бытие, деятельность, а наоборот, бытие,
деятельность человека определяет его
сознание. Деятельность — те специфические
процессы, которые осуществляют то или
иное жизненное, т.е. активное, отношение
субъекта к действительности. Деятельность
Можно рассматривать иерархию и как ряд перечней: X - это перечень, содержащий два пункта - А и В; А - перечень, содержащий два пункта - а и b; В - перечень, содержащий три пункта - с, d, e. Иерархию можно рассматривать и как ряд правил, на основании которых происходят допустимые замены: там, где встречается X, мы можем заменить его АВ; А можно заменить ab и т. Д. Каждый из этих способов изображения иерархии имеет в особых условиях свои преимущества. Иерархическая теория, предложенная в 40-е годы психологом Абрахамом Маслоу, утверждает, что пять основных типов потребностей образуют иерархическую структуру, которая во многом определяет поведение человека. На рисунке изображена пирамида потребностей: нижние ее ступени образуют первичные потребности (базовые). Потребности третьей, четвертой и пятой ступеней являются высшими.
Основной закон поведения — закон стимула — реакции; поэтому мы не можем овладевать нашим поведением иначе, как через соответствующую стимуляцию. Ключ к овладению поведением дает овладение стимулами.
11.
Факты поведения. Это, во-первых, все внешние проявления физиологических
процессов, связанных с состоянием, деятельностью,
общением людей: поза, мимика, интонации,
взгляды, блеск глаз, покраснение, побледнение,
дрожь, прерывистое или сдерживаемое дыхание,
мышечное напряжение и др.
во-вторых, отдельные движения и жесты,
такие как поклон, кивок, подталкивание,
сжимание руки, стук кулаком и т. п.
в-третьих, действия как более крупные
акты поведения, имеющие определенный
смысл. Наконец, это поступки - еще более
крупные акты поведения, которые имеют,
как правило, общественное, или социальное
звучание и связаны с нормами поведения,
отношениями, самооценкой и т.д. Исходя
из указанных критериев выделено 16 типов
поведения.
Перцептивное поведение
– стремление совладать с информационной
перегрузкой за счет перцептивной категоризации. Защитное поведение
– любые действия психологической защиты
(отвергание, замещение, проекция, регрессия),
которые позволяют создать, сохранить
позитивный образ "Я". Индуктивное поведение
– восприятие и оценка людьми самих себя. Привычное поведение
–создает большую вероятность воспроизведения
знакомых вариантов поведения в соответствующих
ситуациях. Утилитарное поведение
– стремление человека решить практическую
проблему с максимальным достижением
.Ролевое поведение,
которое вынуждают человека к каким-то
действиям .Сценарное поведение
– человек является исполнителем множества
правил допустимого "приличного"
поведения. Моделирующее поведение
– варианты поведения людей в малых и
больших группах. Уравновешивающее
поведение – когда человек имеет одновременно
противоречащие друг другу мнения, оценки,
установки и пытается их "примирить". Освобождающее поведение
– избегать возможных неудач, отказ от
сред непривлекательных целей, уступчивость. Атрибутивное поведение
– устранение когнитивного диссонанса
между желаниями, мыслями и реальными
действиями. Экспрессивное поведение
–сохранении стабильно высокой самооценки,
постоянное воспроизведение которой является
основным регулятором повседневного социального
поведения. Автономное поведение
–создает готовность человека преодолевать
любые барьеры на пути достижения цели. Утверждающее поведение
– переживание своих действий как свершения
своих планов при максимальном использовании
внутренних собственных условий. Исследовательское
поведение – стремление к новизне
физического и социального окружения. Эмпатическое поведение
–способность чувствовать и понимать
эмоциональное и душевное состояние другого
человека. 12.Связь
поведения и деятельности сознания. Поведение –
это сложный комплекс реакций живого организма
на воздействие внешней среды. Самое сложное
поведение наблюдается у человека, который
в отличие от животных обладает не только
способностью реагировать на изменения
внешней среды, но и способностью формировать
мотивированное (осознанное) и целенаправленное
поведение. Возможность осуществления
столь сложного поведения обусловлена
наличием у человека сознания. Психика
человека, его сознание – это система
его психической саморегуляции, основанная
на социально сформированных категориях
и ценностных ориентациях. 13.Проявление
в поведении индивидуальных и личностных
особенностей человека; особая роль поступка. Выдающиеся
представители отечественной психологии
Б.М. Теплов, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн,
А.Н. Леонтьев рассматривали человека
как личность и индивидуальность со всеми
присущими ей особенностями, включенную
в активную созидательную деятельность.
Через индивидуальность раскрываются:
своеобразие личности, ее способности,
предпочтительная сфера деятельности.
В индивидуальности личности выделяются
базовые свойства - ее самооценка, тип
личности, темперамент, способности человека.
Самооценка может быть заниженной, завышенной
и адекватной (нормальной). В одинаковой
ситуации люди с разной самооценкой будут
вести себя совершенно по-разному, предпримут
разные действия, тем самым по-разному
будут воздействовать на развитие событий.
Поступок – это всегда действие, имеющее
определенный социальный смысл. Мясоед
П.А. рассматривает поступок как особого
рода активность, присущую личности. Братусь
Б.С. также отмечает, что личность проявляет
себя в поступках. Поступки -
еще более крупные акты поведения, которые
имеют, как правило, общественное, или
социальное, звучание и связаны с нормами
поведения, отношениями, самооценкой и
т. д. Итак, внешние телесные реакции, жесты,
движения, действия, поступки - вот перечень
явлений, относимых к поведению. Все они
объекты психологического интереса, поскольку
непосредственно отражают субъективные
состояния содержания сознания, свойства
личности. Какой-либо поступок
человека может быть: результатом
ответной реакции на внешнее воздействие
(реактивное поведение) либо проявлением
какого-то внутреннего источника активности,
внутренней потребности, желания (активное
поведение). Целью поступка человека
может быть: сохранение привычного,
адаптивного состояния (стабильность)
либо приобретение нового качества, новых
результатов (развитие). Закончиться поступок
может при достижении: желательного
внутреннего эффекта (мнение, оценка, чувство,
настроение) либо желательного внешнего
эффекта, внешнего результата (достижения
согласия, понимания, желаемого результата
и т.п.). Поступок человека
включает три компонента: само действие,
мысль, чувства, испытываемые при выполнении
определенного действия. Внешне похожие
поступки могут быть разные, так как мысли
и чувства были иными. 14.Подходы
к изучению поведения в основных направлениях
психологии. Биологический
подход. Сторонники
такого подхода стремятся определить,
какие нейробиологические процессы лежат
в основе поведения и психической активности. Бихевиористский
подход. Уделяет основное внимание
наблюдаемым стимулам и реакциям. Не принимает
во внимание психические процессы индивидуума. Когнитивный подход.
Современное когнитивное исследование
сосредоточено на психических процессах,
таких как восприятие, запоминание, мышление,
решение задач и принятие решений. Исходит
из следующих главных положений: а) только
изучая умственные процессы, мы сможем
полностью понять, что делают организмы;
б) объективно изучать умственные процессы
можно на примере конкретных типов поведения
(как, собственно, и делали бихевиористы). Психоаналитический
подход. (Зигмунд Фрейд) В человеческом
поведении многое возникает из бессознательных
процессов: убеждения, страхи и желания,
не осознаваемые человеком и тем не менее
влияющие на его поведение. Феноменологический
подход. Практически полностью сосредоточен
на субъективном опыте. Изучает то, как
человек лично переживает события. Больше
интересует описание внутренней жизни
и переживаний человека, нежели разработка
теорий и предсказание поведения. Бихевиоризм,
когнитивный подход, психоанализ и феноменология
— все эти подходы находятся на одном
уровне: они основаны на чисто психологических
законах и понятиях («подкрепление», «восприятие»,
«бессознательное», «самоактуализация»).
Хотя эти подходы иногда конкурируют,
по-разному объясняя одно и то же явление,
но все они согласны в том, что объяснение
должно находиться на психологическом
уровне.15. Заключение. Человек — социальное
существо, его жизнь и развитие невозможно
без общения и взаимодействия с людьми. Общение — это “сложный и многогранный
процесс, который может выступать в одно
и то же время и как процесс взаимодействия
индивидов, и как информационный процесс,
и как отношение людей друг к другу, и как
процесс взаимовлияния друг на друга,
и как процесс сопереживания и взаимного
понимания друг друга”» (Б.Д.Парыгин).
Список использованной литературы: 1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. Изд-во "МЫСЛЬ". Москва. 2006.
10. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию:курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер, - М.: «Астрель», 2008. – С. 432 - 486.