Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 18:45, сочинение
Почти все психологи, которые пытаются дать классификацию потребностей (needs), включают сюда и потребность в общении. Известная классификация Гилфорда относит ее к социальным потребностям. Р. Кеттел говорит о «инстинкт общения». Потребность общаться в концепции А. Маслоу трактуется как основная, фундаментальная потребность человека. В Маккола потребность в общении также врожденная и трактуется как стремление к взаимодействию. Кроме того, О.Г. Ковалев, классифицируя потребности на материальные, духовные и социальные, относит потребность в общении к числу последних. А.В. Петровский считает ее духовной потребностью (по происхождению - культурной).
Общение как потребность.
В связи с вышеупомянутым по-новому видится проблема генезиса общения как потребности человека. И первый вопрос - существует ли вообще такая необходимость?
Почти все психологи, которые пытаются дать классификацию потребностей (needs), включают сюда и потребность в общении. Известная классификация Гилфорда относит ее к социальным потребностям. Р. Кеттел говорит о «инстинкт общения». Потребность общаться в концепции А. Маслоу трактуется как основная, фундаментальная потребность человека. В Маккола потребность в общении также врожденная и трактуется как стремление к взаимодействию. Кроме того, О.Г. Ковалев, классифицируя потребности на материальные, духовные и социальные, относит потребность в общении к числу последних. А.В. Петровский считает ее духовной потребностью (по происхождению - культурной).
Потребность в общении присуща не только человеку, но и многим животным, которые появляются на свет беспомощными и нуждаются в уходе. Сначала эта потребность в маленького ребенка, возможно, имеет некоторое сходство с животными. Но быстро приобретает черты человеческого характера. То есть первоначально потребность в общении «животная», т.е. не является социальной - в действительности это другая потребность. Становясь человеческой, она перестает быть только потребностью в общении, но с самого начала становится связующим звеном между личностью ребенка и окружающим миром. Ребенок вступает в кооперацию с взрослым для достижения тех или иных целей.
Общение необходимо человеку, чтобы поделиться с другими чувствами и переживаниями, следовательно, чтобы почувствовать себя человеком. Фрустрация этой базовой потребности приводит к тяжелым стрессам. Понятно, что речь идет об особой ценности общения для человека, которое нельзя свести к совместной деятельности.
На почве потребности в общении - первой социальной потребности ребенка - возникают все другие социальные нужды:
1) афилиация (соединение, связь) - это потребность в эмоциональном контакте, дружбе, любви. Афилиация проявляется в стремлении быть в общении с другими людьми, взаимодействовать с окружающими, давать кому помощь и поддержку и принимать ее от другого;
2) социальная поддержка - это чувство, что тебя поддерживают другие.Социальная поддержка включает четыре компонента: во-первых, это эмоциональная поддержка (уверенность в том, что о тебе кто заботится, любит и заботится), во-вторых, это оценочная поддержка (социальное сравнение и ответ на вопрос, правильно ли я отношусь к тому или иного явления), в-третьих, это информационная поддержка (информация о том, как воспринимать явления), в-четвертых, это инструментальная поддержка (получение конкретной действенной помощи).
Одним из наиболее явных и очевидных признаков дефицита общения является одиночество. Одиночество - это совокупность эмоций, которые возникли в ответ на прочувствованный дефицит в количестве и качестве социальных связей.
Одиночество может проявляться так:
- Отчаяние (панический ужас, немощность, ощущение покинутости);
- Депрессия
(чувство горя, подавленности, опустошенности,
жалости к себе и
- Невыносимая
скука (чувство несовершенства, нетерпение,
скуки, невозможность сосредоточиться)
- Нелюбовь
к себе (ощущение собственной
непривлекательности, неразумности
и постоянное ощущение
Непривлечение в различные взаимоотношения не только приводит к одиночеству, а может иметь серьезные последствия для здоровья человека;
3) аттракция
(привлекать) означает положительные
чувства по отношению к
4) дружба
- форма межличностного
5) любовь
- интимные чувства людей, которые
сопровождаются эмоциями
Все эти потребности не являются врожденными. Они как социальные нужды состоят, как правило, в детстве, ранней юности, формируя характер и накладываясь на соответствующие задатки.
Сформулируем специфические особенности процесса коммуникации, которые будут подробно рассматриваться в следующих разделах:
1. Наличие
отношений двух индивидов, каждый
из которых является активным
участником общения. При этом
взаимное информирование
2. Специфика
человеческого обмена
3. Возможность
взаимного влияния партнеров
друг на друга с помощью
системы знаков. Иными словами, обмен
информацией в данном случае
предполагает воздействие на
поведение партнера и
4. Коммуникативное
воздействие имеет место
5. Возможность возникновения коммуникативных барьеров. В этом случае четко показываются связь, которая существует между общением и отношением.