Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 19:46, реферат
Обще́ние — процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга. Вне общения невозможна человеческая деятельность. Психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества, изучается в рамках психологии общения; использование общения в деятельности изучается социологией.
ТЕМА:
«Общение как социальное явление»
ПОНЯТИЕ ОБЩЕНИЯ
Обще́ние — процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга. Вне общения невозможна человеческая деятельность. Психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества, изучается в рамках психологии общения; использование общения в деятельности изучается социологией.
Непосредственное общение — это
прямое естественное общение лицом к лицу,
когда субъекты взаимодействия находятся
рядом и происходит не только речевое
общение, но и общение с помощью невербальных
средств. Непосредственное общение является
наиболее полноценным видом взаимодействия,
потому что индивиды получают максимальную
информацию.
Непосредственное общение может быть
формальным и межличностным. Оно может
также осуществляться между субъектами
и одновременно между несколькими субъектами
в группе. Однако непосредственное общение
реально только для малой группы, т. е.
такой, в которой все субъекты взаимодействия
лично знают друг друга.
Прямое непосредственное общение является двусторонним и характеризуется полной и оперативной обратной связью.
Опосредованное или косвенное общение происходит в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием, например, если субъекты разговаривают по телефону или пишут письма друг другу.
К особому
виду общения относится массовое общение, определяющее социальные
коммуникативные процессы. Массовое общение
представляет собой множественные контакты
незнакомых людей, а также коммуникацию,
опосредованную различными видами массовой
информации.
Функций общения определяются по различным
критериям:
1. эмоциональному, информационному, социализирующему, связующему, самопознания (А. В. Мудрик);
2. установления общности, инструментальному, осознания, самоопределения (А. Б. Добрович);
3. сплочения, инструментальному, трансляционному, самовыражения (А. А. Брудный);
4. контактному, информационному, побудительному, координационному, понимания, эмотивному, установления отношений, оказания влияния (Л. А. Карпенко) и др.
УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ
Дар речи — одна из самых удивительных и самых человеческих способностей. Мы настолько привыкли постоянно пользоваться этим чудесным даром природы, что даже не замечаем, насколько он совершенен, сложен и загадочен. У человека рождается мысль. Чтобы передать ее другому, он произносит слова. Не удивительно ли, что акустическая волна, рожденная голосом человека, несет в себе все оттенки его мыслей и чувств, достигает слуха другого человека и тотчас все эти мысли и чувства становятся доступными этому человеку, он постигает их потаенный смысл и значение.
ЗНАЧЕНИЕ ОБЩЕНИЯ
Общение для человека - среда его обитания. Без общения, как без воздуха, человек не может существовать. Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их. Способность общаться с другими людьми позволила человеку достичь высокой цивилизации, прорваться в космос, опуститься на дно океана, проникнуть в недра земли. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, образование, развитие интеллекта.
Несколько лет тому назад в одной из молодежных газет появилась статья с заглавием "Поговори со мной". В этом призыве слышится такое одиночество, такое желание кому-то рассказать о самом сокровенном, наболевшем, встретить сочувствие, услышать совет, получить поддержку. Как мы иногда нуждаемся в понимании, сопереживании, в общении!
Талантливый педагог В.А. Сухомлинский писал:
Слово - тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи... Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное - приносит беду, словом можно убить - и оживить, ранить - и излечить, посеять смятение и безнадежность - и одухотворить, рассеять сомнения - и повергнуть в уныние, сотворить улыбку - и вызвать слезы, породить веру в человека - и заронить недоверие, вдохновить на труд - и привести в оцепенение силы души.
ОБЩЕНИЕ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ.
Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.
Известны "писаные" и "неписаные" нормы поведения в той или иной ситуации официального контакта. Принятый порядок и форма обхождения на службе называется деловым этикетом. Его основная функция - формирование правил, способствующих взаимопониманию людей. Второй по значению является функция удобства, т. е. целесообразность и практичность.
Общим требованием
считается приветливое и
Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество.
Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:
1. Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку;
2. Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы;
3. Обсуждение интересующей проблемы;
4. Решение проблемы.
5. Завершение контакта (выход из него).
Служебные контакты должны строиться на партнерских началах, исходить из взаимных запросов и потребностей, из интересов дела. Бесспорно, такое сотрудничество повышает трудовую и творческую активность, является важным фактором технологического процесса производства, бизнеса.
модуль №2