Общение как восприятие человека человеком. Формирование первого впечатления и самоподача сотрудника правоохранительных органов (МОБ) в п

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 22:21, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является выявление и описание факторов, влияющих на восприятие и понимание человека человеком. Задачи исследования:
- определить понятие «общение»;
- охарактеризовать стороны общения и процесс восприятия человека человеком;
- описать факторы первого впечатления;
- проанализировать общение, как основной процесс воприятия человека человеком в деятельности сотрудников правоохранительных органов (МОБ).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……… ………………………………………………………………...3
I. ОБЩЕНИЕ, КАК ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ……….………4
1.1 Определение понятия «Общение»………………………………………..……4
1.2.Человек, как объект восприятия………………………………………………..5
1.3. Профессиональные особенности восприятия человека человеком………...8
II. ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ И САМОПОДАЧА СОТРУДНИКА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ (МОБ) В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ……………………………………………………………...…………..10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…….……………………………………………………………….17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…..……………..…….………18

Файлы: 1 файл

ОСНОВА.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Тема: «Общение как восприятие человека человеком. Формирование первого впечатления и самоподача сотрудника правоохранительных органов (МОБ) в процессе общения»

 

CОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………  ………………………………………………………………...3

I. ОБЩЕНИЕ, КАК ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ……….………4

1.1 Определение понятия «Общение»………………………………………..……4

1.2.Человек, как объект восприятия………………………………………………..5

1.3. Профессиональные особенности восприятия человека человеком………...8

II. ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ И САМОПОДАЧА СОТРУДНИКА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ (МОБ) В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ……………………………………………………………...…………..10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…….……………………………………………………………….17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…..……………..…….………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В деятельности сотрудника правоохранительных органов общению принадлежит видная роль. Общение протекает в рамках самых разнообразных, профессиональных действий. Как общение с гражданином, обратившимся за помощью, профилактической беседе, административном разборе правонарушения, в ходе личного сыска, опроса, допроса и других оперативно-служебных действий.

Профессиональное общение сотрудника правоохранительных органов – это процесс установления и поддержания психологического контакта с гражданами и сослуживцами, позволяющий успешно решать оперативно-служебные задачи.

Таким образом, актуальность работы определяется тем, что знание механизмов восприятия и понимания людей друг другом приведет к более продуктивному общению, а практики получают дополнительные возможности для более эффективного руководства организацией взаимоотношений людей, оптимизации процесса их общения в сфере труда, учения, быта.

Целью работы является выявление и описание факторов, влияющих на восприятие и понимание человека человеком.

Задачи исследования:

- определить понятие «общение»;

- охарактеризовать стороны общения и процесс восприятия человека человеком;

- описать факторы первого  впечатления;

- проанализировать общение, как основной процесс воприятия человека человеком в деятельности сотрудников правоохранительных органов (МОБ).

 

 

 

 

    1. ОБЩЕНИЕ, КАК ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ

 

1.2.Определение понятия  «общение».

 

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека1.

На практике часто путают или отождествляют два понятия "общение" и "отношение". Эти понятия не совпадают. Общение есть процесс реализации тех или иных отношений.

Учитывая сложность понятия "общение", необходимо обозначить его структуру с тем, чтобы затем был возможен анализ каждого элемента. Характеризовать структуру общения можно путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания.

Различают два вида общения: вербальное и невербальное. Общение, осуществляемое с помощью слов, называется вербальным (от лат.§ verbalis — словесный). При невербальном общении средством передачи информации являются невербальные (несловесные) знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, территориальное расположение и т.д.).

 

1.2. Человек, как объект восприятия

 

Каждый человек в основном постоянно находится в кругу людей, в процессе массового общения. В каждом из контактов он стремится разыграть определенную линию поведения, то есть цепь вербальных и невербальных поступков, которыми выражает собственное видение ситуации, а через нее – оценку участников и, в особенности, самого себя. Вне зависимости от того, собирался или нет человек избирать определенную линию, он обнаруживает, что фактически сделал это. Другие участники предполагают, что позиция занята им более или менее добровольно. Так что, если человеку придется иметь дело с их реакцией на него, ему необходимо принять во внимание сложившееся у них мнение о нем.2

Внешность человека воспринимается другим человеком, как некоторая «совокупность анатомических функциональных и социальных признаков человека, доступных конкретно-чувственному отражению». Важно то, что эти признаки даны в неразрывном единстве, но на первое место выступают те из них, которые наиболее важны для воспринимающего в данной ситуации.

Первый вопрос, который возникает при встречи с незнакомым человеком: кто он? – относится, прежде всего, к его социальному положению. Отчасти об этом можно судить по его физическому облику, в котором отложились особенности образа жизни, включая вид труда, питание, режим отдыха и т.д., характерные для определенной социальной группы. Не меньшее значение имеет его манера держаться, специфические обороты речи. По тому, настолько костюм, прическа и тому подобное соответствуют принятым образцам, можно судить как об имущественном положении человека, так и о его отношении к принятым нормам. В ситуациях, где важно исполнение определенных функций, для облегчения ролевого восприятия вводится специальная форма одежды, знаки различия и другие символы.

Во взаимодействии между людьми каждому важно понять субъективную позицию партнера, его отношение к предполагаемому взаимодействию, склонность к сотрудничеству проявляется в стремлении приблизить партнера, сопровождается оживлением, улыбкой, приветливостью и другими знаками расположения. И, наоборот, холодность, напряженность, резкость свидетельствуют о намерении отделить того, кто претендует на сотрудничество, и поставить его на место. О том, как представляется человеку «соотношение сил» (социальных возможностей) в предстоящем взаимодействии, свидетельствует его мимика – соматическая «пристройка» к партнеру. Если человеку кажется, что успех его начинания зависит от другого (он хочет, чтоб его поняли, согласились с ним, поверили ему), он старается заглянуть другому в глаза, угадать его отношение к своим действием, поскорее поправить, если что получилось «не так». «Пристройка снизу» проявляется в расточительности мелких движений, беспорядочности жестикуляции, излишках мышечного напряжения, в лихорадочных поисках средств воздействия, вплоть до попыток продемонстрировать отсутствующую независимость. Некоторые индивиды прилагают значительные усилия для того, чтобы ввести в заблуждение партнера или хотя бы скрыть свои внутренние переживания в процессе взаимодействия.3

Современная жизнь стремительна, контакты между людьми многочисленны и неизбежны, а также относительно кратковременны. В большинстве случаев впечатление о другом человеке создается на основе далеко не полной информации о нем. Здесь на помощь индивиду приходит коллективный исторический опыт.

В ходе общественно-исторической практики предшествующие поколения накопили громадный опыт деятельности и человеческих взаимоотношений. Отложившиеся в культуре « социальные схемы» представляют собой как бы шаблоны, которые общество предлагает человеку для решения определенных задач. Обычай гостеприимства, например, подсказывает, как следует вести себя с человеком, посетившим ваш дом. Другие шаблоны предопределяют способ выражения чувств: благодарности, удовлетворения, симпатии и т.д. Соответственно, восприятие так же оказывается в зависимости от этих эталонов. И хотя человеческие биографии неповторимы, и каждый человек усваивает социальные схемы по-своему и применяет их, исходя из своего личного опыта и соответственно структуре своей личности, их влияние на поведение людей огромно.

Примером может служить «социальный стереотип» – схематический, стандартный образ человека как представителя определенной социальной (профессиональной, национальной и т.п.) группы. Многие люди считают само собой разумеющимся, что профессор рассеян, близорук и не приспособлен в повседневной жизни, что студент всегда остроумен, полон оптимизма и никогда не готов к экзамену, что все англичане худощавы, надменны и хладнокровны, а французы только и думают, что о любви. Встречая нового человека, человек сразу относит его к определенной категории и строит свое поведение в соответствии с имеющимся стереотипом.

Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что процесс восприятия человека человеком выступает, как обязательная составная часть общения и означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.

В восприятии одного человека другим важны как первые, так и последующие впечатления, а линия поведения человека выражает его видение ситуации и (через нее) оценку участников и, в особенности, самого себя.

Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком – партнером по общению – также как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.

Таким образом, восприятие – это действительно активный творческий процесс. Важное влияние на точность восприятия и глубину понимания другого человека имеет жизненный опыт. Значительное влияние на восприятие другого человека оказывает также самооценка воспринимающего. Кроме того, процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии, а идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека.

 

1.3. Профессиональные особенности воприятия человека человеком

 

Непременным условием превращения каждого человека в субъекте познания других людей является деятельность, включаясь в которую человек оказывается связанным с этими людьми множеством определенных отношений.

Обычно в ситуациях непосредственного взаимодействия людей всегда решается какая-то определенная задача. И для каждого из участников взаимодействия в других партнерах по деятельности важны, прежде всего, те компоненты их облика и поведения, которые наиболее значимы для решения задачи деятельности. Отражение этих компонентов в облике и поведении друг друга участниками деятельности включает два взаимосвязанных момента: во-первых, непосредственное различение и опознание их среди других компонентов облика и в общей картине поведения и, во-вторых, интерпретацию того психологического содержания, которое, как кажется участникам деятельности, заключено в этих компонентах-сигналах и имеет отношение к решаемой задаче. Понятно, что индивид может получать информацию о другом человеке не только путем непосредственного восприятия его внешнего облика и поведения, но и через речь. В этом случае слова выступают как код реальных признаков внешнего облика другого человека, переживаемых им состояний, его действий, намерений, мнения.

Поскольку в каждом конкретном виде непосредственного взаимодействия людей для решения задачи деятельности имеют значение определенные компоненты облика и поведения, у общающихся лиц создается установка на отражение и осмысливание в другом человеке, прежде всего этих компонентов.

Таким образом, восприятие людьми друг друга, выполняя в деятельности, которая их объединяет, осведомительную и регулятивную роль, вместе с тем само оказывается под сильным влиянием этой деятельности: факт влияния профессиональной установки на формирование у человека образа восприятия другой личности отчетливо дает себя знать и тогда, когда люди взаимодействуют в иных, чем эта деятельность, условиях. Создавая устойчивый образ и фиксируя изменения в этом человеке и его поведении в связи с определенными причинами, восприятие дает личности возможность действовать в общении целесообразно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ И САМОПОДАЧА СОТРУДНИКА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ (МОБ) В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ

 

Процесс общения сотрудника правоохранительных органов при всей своей многогранности имеет ряд особенностей:

- профессиональное общение сотрудника правоохранительных органов всегда имеет цель, которая решается через конкретные задачи (получение показаний, установление истины, изменение поведения гражданина, пресечение и профилактика правонарушений и т.д.);

- профессиональное общение сотрудника правоохранительных органов протекает в режиме права и правоотношений, т.е. общение милиционера с гражданами регламентируется, различными законодательными актами (закон «О Милиции», устав ППС, УПК, КоАП, кодекс чести);

- в профессиональном общении необходимо разделять деловые и личные взаимоотношения;

- профессиональное общение сотрудника правоохранительных органов, как правило, протекает с непростыми людьми в напряженной обстановке, зачастую в ситуации конфликта и противоборства, что требует от сотрудника высокого контроля над своими чувствами и эмоциями;

-экономия своего и чужого времени.

Психологами было обнаружено несколько типовых схем, по которым строится образ другого человека и которые в той или иной степени используются всеми людьми. Построение образа партнера по этим схемам иногда приводит к так называемым эффектам первого впечатления или систематическим ошибкам социального восприятия. Знание этих схем может способствовать пониманию того, как формируется первое впечатление о человеке.

Информация о работе Общение как восприятие человека человеком. Формирование первого впечатления и самоподача сотрудника правоохранительных органов (МОБ) в п