Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 21:24, практическая работа
Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающие в себя обмен информации, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимании человека другим человеком, осуществляемая знаковыми средствами и направленные на значительные изменения состоянии поведения и личностно-смысловых образованиях партнеров.
Общение одного из форм психической актуальности человека. Многоплановость общения
Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающие в себя обмен информации, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимании человека другим человеком, осуществляемая знаковыми средствами и направленные на значительные изменения состоянии поведения и личностно-смысловых образованиях партнеров.
В системе взаимодействия индивидов общение начинается с того, что человек испытывает определенную потребность в деятельности, предполагающей общение. Как производная от потребности возникает коммуникативная задача, решение которой включает в себя ряд этапов: ориентирование, планирование акта общения (содержательные и выразительные его компоненты), осуществление задач говорения и обратная связь.
Общение возможно при принятии «обобщенного другого», то есть определенного отвлечения от своего внутреннего психического мира.
Имеет смысл рассмотреть следующий подход процесса общения:
1 этап – импульс – побуждение к действию,
2 этап – перцепция – предыдущий социальный опыт,
3 этап – манипуляция – общение (социальный опыт плюс новый случай),
4 этап – консумация
– переоценка социального опыта на основе нового факта.
В
зависимости от личностно-вовлеченного
фактора имеет место три уровня общения:
- социально-волевой;
- деловой;
- интимно-личностный.
Общение предполагает умение слушать, слышать, понимать, говорить. Таким образом, сущность общения – это понять другого, понять себя и быть понятым.
Основными социально-
1. Потребность в человеческих связях.
2. Потребность самоутверждения.
3. Потребность в привязанностях.
4. Потребность в самосознании.
5. Потребность в ориентациях.
Характеристика
коммуникативной стороны
Коммуникативное общение — это процесс выработки новой информации, общей для общающихся людей и рождающей их общность.
Простейшей моделью межличностного общения являются два человека, которые связаны между собой, вступая в диалог.
Виды коммуникаций
Виды коммуникаций | |||||
Вербальное общение (речь) |
Невербальное общение | ||||
Внешняя речь |
Внутренняя речь |
Акустическое |
Оптико-кинестетическое | ||
Устная речь |
Письменная речь |
Визуальное |
Проксемическое | ||
Монолог. речь |
Диалог. речь |
Тактильное |
Ольфакторное |
Вербальное общение — общение, в котором в качестве знаковой системы используется речь человека. Речь является самым универсальным средством коммуникации.
В психологии речь разделяют на внутреннюю и внешнюю.
1. Внутренняя речь — речь, предназначенная для самого себя. Используется, прежде всего, как средство мышления.
2. Внешняя речь — речь, ориентированная на партнера по общению, на других людей. Внешняя речь может быть письменной и устной.
Невербальное общение —
Невербальные средства общения:
Акустические:
- паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность) - громкость, тембр, ритм, высота звука, фразовые и логические ударения и др.;
- экстралингвистические — речевые паузы, смех, плач, вздохи, покашливание и др.;
2. Оптико-кинестетические:
- кинесика — движения рук, головы, туловища, ног, походка;
- поза — осанка, манера держать себя;
- кожные реакции: покраснение, побледнение, вспотение;
- вспомогательные средства общения — подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста, расы); средства преобразования природного телосложения (одежда, прическа, косметика, очки, украшения, татуировки, усы, борода, мелкие предметы в руках).
3. Визуальные:
- выражение лица, выражение глаз;
- «контакт глазами» - знаки, представляемые движением глаз (имеет важное значение в работе педагога).
4. Проксемические (пространственная
и временная организация
5. Тактильные (такесика) — прикосновения, пожатие руки, объятие, поцелуи.
6. Ольфакторные:
- приятные и неприятные запахи окружающей среды;
- естественные и искусственные запахи человека.