Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 19:25, курсовая работа
Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. Мать, например, голосом или движением предупреждает детеныша об опасности: одни животные в стаде могут предупреждать других о том, что ими восприняты жизненно важные сигналы.
Введение………………………………………………………………...3
1 Сущность, понятия «общение»……………………………………...5
2 Стороны общения………………………………………..………….11
3 Функции общения…………………………………………………..12
Заключение…………………...……………………………………….23
Глоссарий……………………………………………………………...25
Список используемой литературы………………….……..……...…28
Приложение…………………………………………...………………30
Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения. Различают четыре основные функции общения:
- Инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия.
- Интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей.
- Функция самовыражения определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста.
- Трансляционная функция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т. д.
Среди других функций
общения можно назвать: экспрессивную
(функция взаимопонимания
Можно выделить ряд, ролевых функций общения
Общение есть условие формирования и существования человека. Филогенез человечества и онтогенез каждого человека в отдельности подтверждают, что формирование человека невозможно без общения, выступающего «уникальным условием человеческого бытия» (К. Ясперс).
Общение есть способ
самовыражения человеческого Я:
Общение — основное средство коммуникации, что проявляется в информативном характере общения, благодаря которому в процессе общения передаются накопленные знания и, тем самым, осуществляется социальное наследование. Одновременно коммуникативность общения проявляется и в генерировании новых идей, что выявляет его творческий характер, и в обмене идеями, что обусловливает праксеологическую ценность общения.
Общение выступает
основным средством управления
людьми. В настоящее время эта
функция используется
Общение есть жизненная потребность и условие человеческого счастья. Эта функция наиболее значима для самоощущения индивида, ибо она раскрывает интимный характер общения, выступающего внутренней, зачастую неосознаваемой потребностью каждого человека, скрытым мотивом его действий и поступков. При этом на первый план по значимости выступают такие черты общения, как избирательность и направленность на определенный объект, наличие обратной связи, взаимность выбора и взаимопонимание. Эта потребность полнее всего реализуется в таких высших формах человеческого общения, как дружба и любовь.
Общение чрезвычайно разнообразно по своим формам. Можно говорить о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредствованном, массовом и межличностном.
Современному специалисту сферы торговли и обслуживания приходится в своей повседневной деятельности наибольшее внимание уделять межличностному общению, а потому сталкиваться с определёнными проблемами как вербального, так и невербального характера.
В соответствии с установившейся традицией, в отечественной социальной психологии выделяют три типа межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог.
Императивное общение – это авторитарная, директивная форма воздействия на партнёра по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определённым действиям или решениям. В данном случае партнёр по общению рассматривается как объект воздействия, выступает пассивной, «страдательной» стороной. Особенность императива в том, что конечная цель общения – принуждение партнёра – не завуалирована. В качестве средств оказания влияния используются приказ, указания, предписания и требования.
Манипуляция – это распространённая форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнёра по общению с целью достижения своих скрытых намерений. Как и императив, манипулятивное общение предполагает объектное восприятие партнёра по общению, который используется манипулятором для достижения своих целей. Роднит их и то, что при манипулятивном общении также ставится цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Коренное отличие состоит в том, что партнёр не информируется об истинных целях общения; они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими.
Диалогическое общение – это общение, позволяющее перейти от эгоцентрической, фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнёра по общению13.
Общение богаче, чем коммуникативный процесс. Оно связывает людей не только передачей информации, но и практическими действиями, элементом взаимопонимания.
Информация в общении не просто передаётся от одного партнёра к другому (лицо, передающее информацию, принято называть коммуникатором, а получающего эту информацию – реципиентом), а именно обменивается.
Обратная связь – это информация, содержащая реакцию реципиента на поведение коммуникатора. Цель обратной связи – помощь партнёру по общению в понимании того, как воспринимаются его поступки, какие чувства они вызывают у других людей.
В процессе общения обмен
информацией между его
На основном, вербальном, уровне в качестве средства передачи информации используется человеческая речь. Именно речь, как проявление активности воли и сознания говорящего, является условием духовного преобразования личности.
К невербальной коммуникации относятся воспринимаемый внешний вид и выразительные движения человека – жесты, мимика, позы, походка и т. д. Они во многом являются зеркалом, проецирующим эмоциональные реакции человека, которые мы как бы «считываем» в процессе общения, пытаясь понять, как другой воспринимает происходящее.
Основа психологии общения - это способность выделять моменты эффективного проведения переговоров, бесед и применять его на практике, быть психологически грамотным при беседе, формирование системы знаний об эффективном, партнёрском общении.
Проблема проведения беседы неоднозначна, поэтому в наше время изучение психологии общения весьма актуально. За последние годы психология общения стала предметом изучения многих наук. Ею занимаются и философы, и социологи, и экономисты, и юристы, и педагоги.
В повседневной жизни между людьми зарождаются различного рода отношения, такие как любовь, дружба, партнерские отношения, и в основе всех этих отношений лежит психология общения. Процесс психологии отношений необходим человеку для приобретения собственной индивидуальности, признания в обществе и подтверждения своей значимости.
Общение - это сложнейший, многоуровневый процесс установления и развития отношений между людьми, который представляет собой обмен информацией, восприятие и понимание человеком другого человека. И помогает в этом процессе человеку знания основ психологии.
Однако проблемы общения как таковой не существует. Обычно человек, который говорит о том, что адекватно выразить себя в момент беседы с другим человеком или в группе людей, скованность мешают ему понимать партнера по этому процессу, наверняка имеет в своем подсознании отчетливое нежелание общаться с другими людьми. Причины такого подсознательного нежелания вступать в контакт с другими людьми могут быть самыми разными: детская психологическая травма, неуверенность в себе и т.д. Каждая из этих причин достаточно для того, чтобы создать человеку препятствия для адекватного общения - не только с посторонними, но и с самыми близкими людьми.
Анализ общения как
сложного, многостороннего процесса
показывает, что его конкретные формы
могут быть весьма различными. Вычленить
«чистые» образцы (модели) общения, конечно,
можно в ситуациях
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1. |
Общение |
Процесс взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, осуществляемый с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующий цель достижения изменений в познавательной, мотивационной, эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц. |
2. |
Цель общения |
Это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определённым действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. У человека количество целей увеличивается. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других. |
3. |
Содержание общения |
Это информация, которая в межиндивидуальных контактах передаётся от одного живого существа к другому. |
4. |
Коммуникативная сторона общения |
Это обмен информацией между партнёрами по общению, передаче и приёме знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации и общения является речь, с помощью которой не только предаётся информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности. Выделяют два типа информации – побудительную и констатирующую. |
5. |
Интерактивная сторона общения |
Это обмен действиями, то есть организации межличностного взаимодействия, позволяющего общающимся реализовать для них некоторую общую деятельность. |
6. |
Перцептивная сторона общения |
Процесс воспитания, познания и понимания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определённых межличностных отношений и означает, таким образом, процесс восприятия "социальных объектов". В реальном общении люди могут познавать друг друга с целью дальнейшего совместного действия, а может быть, напротив, люди, включенные в совместную деятельность, познают друг друга. |
7. |
Обратная связь |
Это информация, содержащая реакцию реципиента на поведение коммуникатора. Цель обратной связи - помощь партнёру по общению в понимании того, как воспринимаются его поступки, какие чувства они вызывают у других людей. |
8. |
Деловое общение |
Общение, которое обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир. |
9. |
Личностное общение |
Общение, которое сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека; поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг разрешения какого-либо внутреннего конфликта. |
10. |
Инструментальное общение |
Общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения. |
1. |
Алтунина И.Р. Социальная психология. Учебник. 2-е издание. - М.: Юнити-Дана, 2011 |
2. |
Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для ВУЗов. - М.: Аспект-Пресс, 2010 |
3. |
Гавра Д.П. Основные теории коммуникации. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. - Спб.: Питер, 2011 |
4. |
Дризе Т.М. Язык и социальная психология. Дризе - М.: Либроком, 2009 |
5. |
Ефимова Н.С. Социальная психология. Учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2012 |
6. |
Коломинский Я.Л. Основы психологии. Учебник. - М.: АСТ, 2010 |
7. |
Коноваленко М.Ю. Теория коммуникации. Учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2012 |
8. |
Макарова И.В. Общая психология. Краткий курс лекций.- М.: Юрайт, 2010 |
9. |
Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для ВУЗов. - Спб.: Питер, 2010 |
10. |
Немов Р.С. Психология. Учебное пособие. - М.: Юнити-Дана, 2012 |
11. |
Почебут Л.Г. Социальная психология. - СПб.: Питер, 2010 |
12. |
Рогов Е.И. Общая психология. Учебное пособие. - М.: Феникс, 2010 |
13. |
Соснин В.А. Социальная психология. Учебник. М.:Инфра-М, 2010 |
14. |
Столяренко Л.Д. Социальная психология. Краткий курс лекций. 4-е издание, дополненное и переработанное. - М.: Юрайт, 2012 |
Схема общения |
|
1 Андреева Г.М. Социальная психология // Учебник для ВУЗов. М.: Аспект-Пресс, 2010 – С. 53
2 Андреева Г.М. Социальная психология. //Учебник для ВУЗов. М.: Аспект-Пресс, 2010 – С. 47
3 Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций //В.Г. Крысько. - М.: Омега-Л, 2006- С. 23
4 Столяренко Л.Д. Социальная психология. //Краткий курс лекций. 4-е издание, дополненное и переработанное. М.: Юрайт, 2012 – С. 38
5 Андреева Г.М. Социальная психология. //Учебник для ВУЗов. М.: Аспект-Пресс, 2010 – С. 51
6 Дридзе Т.М. //Язык и социальная психология. М.: Либроком, 2009- С. 20
7 Гавра Д.П. Основные теории коммуникации. //Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Спб: Питер, 2011- С. 41
8 Коноваленко М.Ю., Коноваленко М.А. Теория коммуникации. //Учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2012- С.30