Общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. Мать, например, голосом или движением предупреждает детеныша об опасности: одни животные в стаде могут предупреждать других о том, что ими восприняты жизненно важные сигналы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...3
1 Сущность, понятия «общение»……………………………………...5
2 Стороны общения………………………………………..………….11
3 Функции общения…………………………………………………..12
Заключение…………………...……………………………………….23
Глоссарий……………………………………………………………...25
Список используемой литературы………………….……..……...…28
Приложение…………………………………………...………………30

Файлы: 1 файл

Общение .doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием  общения. Различают четыре основные функции общения:

- Инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия.

- Интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей.

- Функция самовыражения определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста.

- Трансляционная функция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т. д.

Среди других функций  общения можно назвать: экспрессивную (функция взаимопонимания переживаний  и эмоциональных состояний), социального  контроля (регламентации поведения  и деятельности), социализации (формирования навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.

Можно выделить ряд, ролевых  функций общения 

 Общение есть условие  формирования и существования  человека. Филогенез человечества  и онтогенез каждого человека в отдельности подтверждают, что формирование человека невозможно без общения, выступающего «уникальным условием человеческого бытия» (К. Ясперс).

 Общение есть способ  самовыражения человеческого Я:  человеческая сущность проявляется  лишь в общении, которое дает возможность человеку выявить все грани своей личности, сделать их значимыми для других, самоутвердиться в собственной ценности. «Дефицит» общения порождает различные комплексы, сомнения, делает жизнь неполноценной.

 Общение — основное средство коммуникации, что проявляется в информативном характере общения, благодаря которому в процессе общения передаются накопленные знания и, тем самым, осуществляется социальное наследование. Одновременно коммуникативность общения проявляется и в генерировании новых идей, что выявляет его творческий характер, и в обмене идеями, что обусловливает праксеологическую ценность общения.

 Общение выступает  основным средством управления  людьми. В настоящее время эта  функция используется целенаправленно  как средство манипуляции сознанием и действиями людей, причем как в негативном, так и в позитивном плане, что явственно прослеживается как в публичных сферах – в экономике и политике, так и в сфере личных взаимоотношений.

 Общение есть жизненная  потребность и условие человеческого счастья. Эта функция наиболее значима для самоощущения индивида, ибо она раскрывает интимный характер общения, выступающего внутренней, зачастую неосознаваемой потребностью каждого человека, скрытым мотивом его действий и поступков. При этом на первый план по значимости выступают такие черты общения, как избирательность и направленность на определенный объект, наличие обратной связи, взаимность выбора и взаимопонимание. Эта потребность полнее всего реализуется в таких высших формах человеческого общения, как дружба и любовь.

Общение чрезвычайно  разнообразно по своим формам. Можно  говорить о прямом и косвенном  общении, непосредственном и опосредствованном, массовом и межличностном.

Современному специалисту  сферы торговли и обслуживания приходится в своей повседневной деятельности наибольшее внимание уделять межличностному общению, а потому сталкиваться с определёнными проблемами как вербального, так и невербального характера.

В соответствии с установившейся традицией, в отечественной социальной психологии выделяют три типа межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог.

Императивное общение  – это авторитарная, директивная  форма воздействия на партнёра по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними  установками, принуждения к определённым действиям или решениям. В данном случае партнёр по общению рассматривается как объект воздействия, выступает пассивной, «страдательной» стороной. Особенность императива в том, что конечная цель общения – принуждение партнёра – не завуалирована. В качестве средств оказания влияния используются приказ, указания, предписания и требования.

Манипуляция – это  распространённая форма межличностного общения, предполагающая воздействие  на партнёра по общению с целью  достижения своих скрытых намерений. Как и императив, манипулятивное общение предполагает объектное восприятие партнёра по общению, который используется манипулятором для достижения своих целей. Роднит их и то, что при манипулятивном общении также ставится цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Коренное отличие состоит в том, что партнёр не информируется об истинных целях общения; они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими.

Диалогическое общение  – это общение, позволяющее перейти  от эгоцентрической, фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнёра по общению13.

Общение богаче, чем коммуникативный  процесс. Оно связывает людей  не только передачей информации, но и практическими действиями, элементом  взаимопонимания.

Информация в общении  не просто передаётся от одного партнёра к другому (лицо, передающее информацию, принято называть коммуникатором, а  получающего эту информацию –  реципиентом), а именно обменивается.

Обратная связь –  это информация, содержащая реакцию реципиента на поведение коммуникатора. Цель обратной связи – помощь партнёру по общению в понимании того, как воспринимаются его поступки, какие чувства они вызывают у других людей.

В процессе общения обмен  информацией между его участниками  осуществляется как на вербальном, так и невербальном (неречевом) уровне.

На основном, вербальном, уровне в качестве средства передачи информации используется человеческая речь. Именно речь, как проявление активности воли и сознания говорящего, является условием духовного преобразования личности.

К невербальной коммуникации относятся воспринимаемый внешний  вид и выразительные движения человека – жесты, мимика, позы, походка  и т. д. Они во многом являются зеркалом, проецирующим эмоциональные реакции  человека, которые мы как бы «считываем» в процессе общения, пытаясь понять, как другой воспринимает происходящее.

Заключение

 

Основа психологии общения - это способность выделять моменты  эффективного проведения переговоров, бесед и применять его на практике, быть психологически грамотным при беседе, формирование системы знаний об эффективном, партнёрском общении.

Проблема проведения беседы неоднозначна, поэтому в наше время изучение психологии общения  весьма актуально. За последние годы психология общения стала предметом изучения многих наук. Ею занимаются и философы, и социологи, и экономисты, и юристы, и педагоги.

В повседневной жизни  между людьми зарождаются различного рода отношения, такие как любовь, дружба, партнерские отношения, и  в основе всех этих отношений лежит психология общения. Процесс психологии отношений необходим человеку для приобретения собственной индивидуальности, признания в обществе и подтверждения своей значимости.

Общение - это сложнейший, многоуровневый процесс установления и развития отношений между людьми, который представляет собой обмен информацией, восприятие и понимание человеком другого человека. И помогает в этом процессе человеку знания основ психологии.

Однако проблемы общения  как таковой не существует. Обычно человек, который говорит о том, что адекватно выразить себя в момент беседы с другим человеком или в группе людей, скованность мешают ему понимать партнера по этому процессу, наверняка имеет в своем подсознании отчетливое нежелание общаться с другими людьми. Причины такого подсознательного нежелания вступать в контакт с другими людьми могут быть самыми разными: детская психологическая травма, неуверенность в себе и т.д. Каждая из этих причин достаточно для того, чтобы создать человеку препятствия для адекватного общения - не только с посторонними, но и с самыми близкими людьми.

Анализ общения как  сложного, многостороннего процесса показывает, что его конкретные формы  могут быть весьма различными. Вычленить  «чистые» образцы (модели) общения, конечно, можно в ситуациях лабораторного  эксперимента, особенно в таких простых случаях, когда оно имеет место между двумя людьми. Определенное значение таких исследований бесспорно, но также бесспорна и их ограниченность. Они вскрывают лишь механизм, то есть форму, в которой организуется этот процесс. Вся традиционная социальная психология уделяла преимущественное внимание именно этому аспекту. Ее методические приемы, технические средства анализа были подчинены этой задаче. Между тем содержательные аспекты общения оставались по существу за бортом интереса исследователей. Механизм же работает различно в зависимости от того, с каким «материалом» имеет дело. Типы групп, в которые объединены люди и в которых совершаются процессы общения, настолько многообразны, что одни и те же формальные характеристики этих процессов приобретают совершенно различное значение. Кроме того, те два плана общения, которые были выделены в начале нашего анализа, специфически соотносятся в каждом отдельном случае. Для того чтобы понять, как личность включена в эти процессы, что она вносит в них, надо проследить, как конкретно раскрываются процессы общения в различных группах, то есть в условиях различной по содержанию деятельности. Принцип единства общения и деятельности требует логического перехода от общих характеристик процесса общения к изучению его в контексте конкретных групп.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1.

Общение

Процесс взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, осуществляемый с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующий цель достижения изменений в познавательной, мотивационной, эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц.

2.

Цель общения 

Это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определённым действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. У человека количество целей увеличивается. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

3.

Содержание  общения

Это информация, которая в межиндивидуальных контактах передаётся от одного живого существа к другому.

4.

Коммуникативная сторона общения

Это обмен информацией между партнёрами по общению, передаче и приёме знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации и общения является речь, с помощью которой не только предаётся информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности. Выделяют два типа информации – побудительную и констатирующую.

5.

Интерактивная сторона общения

Это обмен действиями, то есть организации межличностного взаимодействия, позволяющего общающимся реализовать для них некоторую общую деятельность.

6.

Перцептивная  сторона общения

Процесс воспитания, познания и понимания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определённых межличностных отношений и означает, таким образом, процесс восприятия "социальных объектов". В реальном общении люди могут познавать друг друга с целью дальнейшего совместного действия, а может быть, напротив, люди, включенные в совместную деятельность, познают друг друга.

7.

Обратная связь

Это информация, содержащая реакцию реципиента на поведение коммуникатора. Цель обратной связи - помощь партнёру по общению в понимании того, как воспринимаются его поступки, какие чувства они вызывают у других людей.

8.

Деловое общение 

Общение, которое обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения  качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.

9.

Личностное  общение

Общение, которое сосредоточено  в основном вокруг психологических  проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека; поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг разрешения какого-либо внутреннего конфликта.

10.

Инструментальное  общение

Общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.


 

Список используемой литературы

1.

Алтунина  И.Р. Социальная психология. Учебник. 2-е издание. - М.: Юнити-Дана, 2011

2.

Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для ВУЗов. - М.: Аспект-Пресс, 2010

3.

Гавра Д.П. Основные теории коммуникации. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. - Спб.: Питер, 2011

4.

Дризе Т.М. Язык и социальная психология. Дризе - М.: Либроком, 2009

5.

Ефимова Н.С. Социальная психология. Учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2012

6.

Коломинский Я.Л. Основы психологии. Учебник. - М.: АСТ, 2010

7.

Коноваленко М.Ю. Теория коммуникации. Учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2012

8.

Макарова И.В. Общая психология. Краткий курс лекций.- М.: Юрайт, 2010

9.

Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для ВУЗов. - Спб.: Питер, 2010

10.

Немов Р.С. Психология. Учебное пособие. - М.: Юнити-Дана, 2012

11.

Почебут Л.Г. Социальная психология. - СПб.: Питер, 2010

12.

Рогов Е.И. Общая психология. Учебное  пособие. - М.: Феникс, 2010

13.

Соснин В.А. Социальная психология. Учебник. М.:Инфра-М, 2010

14.

Столяренко Л.Д. Социальная психология. Краткий курс лекций. 4-е издание, дополненное и переработанное. - М.: Юрайт, 2012


 

Приложения

Схема общения


 

1 Андреева Г.М. Социальная психология // Учебник для ВУЗов. М.: Аспект-Пресс, 2010 – С. 53

2 Андреева Г.М. Социальная психология. //Учебник для ВУЗов. М.: Аспект-Пресс, 2010 – С. 47

3 Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций //В.Г. Крысько. - М.: Омега-Л, 2006- С. 23

4 Столяренко Л.Д. Социальная психология. //Краткий курс лекций. 4-е издание, дополненное и переработанное.  М.: Юрайт, 2012 – С. 38

5 Андреева Г.М. Социальная психология. //Учебник для ВУЗов. М.: Аспект-Пресс, 2010 – С. 51

6 Дридзе Т.М. //Язык и социальная психология. М.: Либроком, 2009- С. 20

7 Гавра Д.П. Основные теории коммуникации. //Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Спб: Питер, 2011- С. 41

8 Коноваленко М.Ю., Коноваленко М.А. Теория коммуникации. //Учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2012- С.30

Информация о работе Общение