Общие основы Ибн аль-Хайсама

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 15:14, реферат

Описание работы

Работы арабоязычных мыслителей формировали интерес к человеку и его психическому миру, утверждали в европейской научной мысли идеалы опытного познания, послужили толчком к дальнейшему более глубокому изучению психологии.

Содержание работы

Введение 3
1. Общие основы Ибн аль-Хайсама 5
2. Психологические воззрения Альгазена 7
Заключение 10
Список использованной литературы 11

Файлы: 1 файл

история психологии.docx

— 29.73 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 3

1. Общие основы Ибн аль-Хайсама 5

2. Психологические воззрения Альгазена 7

Заключение 10

Список использованной литературы 11

 

Введение

 

В средние века наблюдался активный выход арабских племен на арену исторического процесса. Они  распространились на огромные территории – от Аравийского полуострова до берегов Атлантики, с одной стороны, и до Индонезии – с другой. Образуется ряд арабских народностей, создавших свои государства.

Западная Европа в эпоху  раннего средневековья представляла унылую картину. Редкие деревушки и  еще более редкие помещичьи усадьбы  были отдельными мирками, слабо связанными между собой, феодал получал все  необходимое от своих крепостных, съестные припасы, одежду, обувь, оружие. Не было городов, подобных древнему Риму, Афинам, Александрии, оживленных гаваней, шумных рынков, театров и цирков. Мир средневекового человека ограничивался  узкими рамками его деревушки  и усадьбы. Немудрено, что и мировоззрение  этого человека было столь же ограниченным и сильно уступало мировоззрению  образованного афинянина или  александрийца. Вся духовная жизнь  средневековья, просвещение, искусство, наука – была подчинена церкви.

В средние века арабоязычный Восток начинает играть вновь передовую роль в развитии мировой истории. Здесь раньше, чем на Западе, складывается феодализм, являющийся более прогрессивным строем сравнительно с рабовладением, быстро развивается культура. На определенном отрезке времени, пока сложившиеся феодальные отношения не стали тормозом общественного развития, Восток, и прежде всего арабо-язычные страны, стали носителем передовой философско-психологической мысли. Они первыми восприняли и продолжили изучение Аристотеля, обеспечив его преемственное исследование и перенеся позже его идеи на почву европейской культуры.

Характеристика арабской средневековой психологии оказалась бы далеко не полной без упоминания двух других видных арабских ученых Средневековья – Ибн аль-Хайсама, или Альгазена (965 – 1038), и Ибн Рушда, известного под именем Аверроэса (1126 – 1198).

Крупнейшими представителями  арабоязычной культуры являются Авиценна (Ибн-Сина), Альгазен (Ибн-аль-Хайсам), Аверроэс (Ибн-Рушд). В трудах этих ученых проводится мысль об обусловленности психических качеств естественными причинами, о зависимости психики от условий жизни, воспитания. Отвергается бессмертие индивидуальной души.

Ибн Сина и Ибн Рушд, под влиянием освоения и творческого переосмысления Аристотеля создали два наиболее ярких философских учения. В них были сконцентрированы и получили интегрированное выражение главные достижения ученых арабского мира в разных областях знания, преимущественно в естественных науках.

Работы арабоязычных мыслителей формировали интерес к человеку и его психическому миру, утверждали в европейской научной мысли идеалы опытного познания, послужили толчком к дальнейшему более глубокому изучению психологии.

 

  1. Общие основы Ибн аль-Хайсама

 

Ибн аль-Хайсам, Альгазен (965, Басра, – около 1039), арабский учёный, работал в Каире. Посвятил анализу «Начал» Евклида два трактата, где рассмотрены определения, аксиомы и постулаты, теория параллельных. Ему принадлежат работы в области физики (наиболее полное изложение оптики того времени), медицины (данные о строении глаза, приближающиеся к современным) и философии.

Большую часть жизни прожил в Каире. Альгазен получил широкую известность, оказал большое влияние на развитие науки (особенно оптики) как в арабском мире, так и в Европе. Однако в жизни Альгазена не все складывалось благополучно. Неудачными были его взаимоотношения с халифом ал-Хакимом, страдавшим умственным расстройством. Однажды Альгазен необдуманно заявил, что он способен регулировать разлив Нила, и после этого был вынужден симулировать сумасшествие (чтобы избежать казни) вплоть до смерти халифа в 1021 г.

Альгазен написал около 100 работ. Он является автором основательных и точных компилятивных трудов по астрологии. Назывался вторым Птолемеем. Вычислив угол погружения Солнца под горизонт в начале утренних сумерек, определил высоту земной атмосферы в 52 тысячи шагов. Дополнил Птолемея, внеся в астрономические наблюдения поправку на рефракцию. В Европе эпохи позднего Средневековья был известен ряд астрологических работ Альгазена в латинских переводах (в том числе «De aspectibus» - «Об аспектах»).

Под влиянием освоения и  творческого переосмысления Аристотеля в арабоязычной культуре сложились два наиболее ярких философских учения - Ибн Сины и Ибн Рушда. В них были сконцентрированы и получили интегрированное выражение главные достижения ученых арабского мира в разных областях знания, преимущественно в естественных науках.

Учения Авиценны и Аверроэса  были чрезвычайно популярны и  оказали огромное воздействие на развитие прогрессивной европейской научной мысли. Знаменитый «Канон» Ибн Сины властвовал на протяжении многих веков во всех медицинских школах Европы. Ибн Рушд стоял у истоков интеллектуального движения, подточившего европейскую схоластику и создавшего новую картину мира и человека.

Обобщив труды астрономов, географов, химиков, врачей Востока, накопленные  наукой данные опытного познания, Ибн  Сина и Ибн Рушд создали учения, в основе которых лежали следующие постулаты:

Природа вечна (со-вечна) божеству и ее законы не меняются произвольно.

Душа обусловлена деятельностью  тела. Индивидуальная душа не обладает бессмертием.

Психические качества человека детерминированы естественными  причинами, условиями жизни, воспитания.

 

  1. Психологические воззрения Альгазена

 

Aльгaзену принaдлежит зaслугa в выдвижении новой точки зрения нa мехaнизм ощущений и восприятий, мехaнизм построения зрительного обрaзa. Aльгaзен впервые, опирaясь нa эксперимент, покaзaл, что глaз предстaвляет собой точнейший оптический прибор и что причиной возникновения чувственного обрaзa являются зaконы отрaжения и преломления светa. Aльгaзеном были изучены тaкие вaжные феномены, кaк бинокулярное зрение, смешение цветов, контрaст и т. д.

Схемa Aльгaзенa рaзрушaлa прежние несовершенные теории зрения и вводилa новое объяснительное нaчaло. Исходнaя сенсорнaя структурa зрительного восприятия рaссмaтривaлaсь кaк производное от имеющих опытное и мaтемaтическое основaние зaконов оптики и от свойств нервной системы.

Изучением функций глaзa зaнимaлся и другой ученый той эпохи – Aверроэс. Он устaновил, что чувствующей чaстью оргaнa зрения является не хрустaлик, a сетчaтaя оболочкa.

Зa рaботой по изучению оптических функций глaзa стояли решaющие сдвиги теоретико-методологического хaрaктерa. Рaссмотрение глaзa кaк оптического приборa несло с собой новое понимaние природы психических процессов вообще. Объяснение процессa построения психического изобрaжения в терминaх оптики ознaчaло рaспрострaнение физических зaконов нa психические явления, что способствовaло преодолению телеологической интерпретaции психики.

Опыты, проведенные aрaбскими учеными, покaзaли, что нет необходимости объяснять рaботу глaзa учaстием души кaк упрaвляющей по отношению к нему силы или способности. Зрение есть естественный процесс преломления светa в физической среде. Это был первый поворотный шaг к тому, чтобы подчинить физическим зaконaм природы и другие психические явления.

Aверроэс тaкже известен тем, что перевел с сирийского и объяснил сочинения Aристотеля с превосходным знанием предмета. Но нельзя не зaметить в его рaботaх, кaк и у большинства aрaбских философов, влияния aлексaндрийских взглядов, положенных в основaние комментaриев Aммония, Фемистия и др.

В своем труде «Оптика» Альгазен рассматривает глаз как тончайший оптический прибор, математически и экспериментально обосновывает законы отражения и преломления света, определяя их в качестве причины возникновения чувственного образа. Он вскрывает роль умственных актов как важной предпосылки осуществления акта восприятия, позволяющей воспринимать форму и объем предметов, находить в них сходство и различия.

Не ограничиваясь общими соображениями о зависимости  явлений от физических (оптических) факторов и законов, Ибн аль-Хайсам экспериментально изучил такие важные явления, как бинокулярное зрение, смешение цветов и наблюдаемые при этом эффекты, явление контраста и др. Он убедительно доказывал, что для полноценного восприятия объектов необходимо движение глаз - перемещение зрительных осей.

Благодаря этому организм автоматически производит операции, которые представляют своего рода суждения о местонахождении воспринимаемых вещей, их отдаленности от человека, их соотношении между собой. Впервые  он ставит вопрос о длительности психических  актов, утверждая, что между раздражением зрительного органа и субъективным ощущением существует определенный промежуток времени, необходимый для  передачи возбуждения по нервам.

В том случае, если воздействие  предметов было кратковременным, глаз успевает правильно воспринять только уже знакомые человеку объекты, оставившие следы в нервной системе. Если же следы былых впечатлений еще  не накопились, то законов оптики недостаточно для того, чтобы объяснить, как  возникают впечатления об окружающем мире.

Схема Ибн-аль-Хайсама не только разрушала теории зрения, доставшиеся в наследство от античных авторов, но и вводила новое объяснительное начало. Исходная сенсорная структура зрительного восприятия рассматривалась как производное от законов оп тики, имеющих опытное и математическое основание, и от свойств нервной системы.

 

Заключение

 

В целом арабоязычные мыслители способствовали восстановлению психобиологии и отчасти утверждению господства аристотелевской психологии, ставшего с XIII в. абсолютным.

Почти во всех областях научного исследования — астрономии, математике, медицине и оптике — арабские ученые занимали ведущее положение. На протяжении более чем шести веков арабы  в техническом и научном отношении  превосходили Запад.

Арабские ученые внесли выдающийся вклад во многие области знания. Уникальное в этом отношении место  занимает Ибн аль-Хайсан, или аль-Газен. Его главный труд по оптике Сокровище оптики (Kitah al-manazir, или Opticae thesaurus Alhazeni) во многих отношениях представлял собой прорыв в этой науке.

Ибн аль-Газен добился большого успеха в изучении линз, сферических и параболических зеркал. Более того, он был выдающимся представителем экспериментального подхода к изучению оптических явлений и сделал точный для своего времени анализ строения и функционирования глаза. Вопреки Аристотелю он утверждал, что луч света исходит от наблюдаемого объекта, а не из глаза.

Сегодня Ибн аль-Газен рассматривается как крупнейший физик арабского мира. Он оказал сильное влияние на западную науку, в том числе на Роджера Бэкона, Кеплера и Ньютона.

Таким образом, прогрессивная арабоязычная культура вернула в культуру Европы античные интеллектуальные ценности, существенно их обогатив. Она привнесла новые антропологические идеи, наносящие серьезный удар по идеологии феодального общества. Работы арабоязычных мыслителей формировали интерес к человеку и его психическому миру, утверждали в европейской научной мысли идеалы опытного познания.

 

Список использованной литературы

 

  1. Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический Проект, 2004.– 576 с.
  2. Кольцова В.А., Олейник Ю.Н. История психологии: мультимедийный учебно-методический комплекс – М.: ИНФРА-М, 2004. – 358 с.
  3. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 544 с.
  4. Фролов И.Т, Гуревич П.С. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения – М.: Политиздат, 2008. – 422 с.
  5. Ярошевский М.Г. История психологии от Античности до середины XX в. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2006. – 416 с.

Информация о работе Общие основы Ибн аль-Хайсама