Общие принципы возрастного психического развития. Сенситивные периоды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 21:04, реферат

Описание работы

Актуальность. Каждый человек имеет уникальные вариации генетических программ и уникальные обстоятельства, в которых эти программы реализуются. Таким образом, в развитии человека можно рассматривать универсальные и индивидуальные закономерности жизненного цикла, формирования психических способностей и становления психики в целом. Одной из закономерностей развития человека является его цикличность. Периодизация психического развития - это попытка выделить общие закономерности, которым подчиняется жизненный цикл человека.

Файлы: 1 файл

МАРИНА_ПОДРОСТОК.docx

— 41.60 Кб (Скачать файл)

3. Акселерация  физического и психического развития

В последние десятилетия повсеместно на нашей планете наблюдается пиление прогрессирующего ускорения физического и психического развития детей и подростков. Это явление названо акселерацией (от латинского слова «ускорение»). Дети и подростки в последнее время растут и развиваются в физическом и психическом отношении быстрее и достигают более высокого уровня развития, чем несколько десятилетий назад. Все показатели физического развития (рост, вес, объем грудной клетки, начало полового созревания, степень окостенения скелета) сдвигаются в более ранний возраст. Например, если взять мальчиков 15 лет, жителей средней полосы нашей страны, то с начала XX в. средний рост их увеличился на 20—22 см, вес — на 15—16 кг, а половое созревание начинается на 2,5 года ранее. И в интеллектуальном отношении дети стали значительно более развитыми, больше знают и понимают. [6]

Ученые считают, что акселерация зависит от целого комплек¬са причин, как биологических (влияние радиоволн, слабых доз ионизирующих излучений, резкое увеличение применения в сельском хозяйстве и медицине биологически активных веществ — стимуляторов роста и развития, повышение в рационе человека удельного веса животно-белковой пищи и т. д.), так и социальных (убыстрение темпа жизни, что повышает жизненный тонус, влия¬ние огромного потока информации, который через телевидение, радио, кино с раннего возраста обрушивается на ребенка и подростка и т. д.). Акселерация существенным образом изменяет наши представления о возрастных особенностях детей и требует соответствующей перестройки всей учебно-воспитательной работы.

Учителю, воспитателю совершенно необходимо хорошее знание возрастных и индивидуальных особенностей детей. Оно открывает возможность применения такого рода педагогических форм, методов и средств, которые соответствовали бы особенностям, интересам, запросам и возможностям данного возраста и данной индивидуальности. Среди основных причин акселерации выделяются: общие темпы ускорения жизни, улучшение материальных условий, повышение качества питания и медицинского обслуживания, улучшение ухода за детьми в раннем возрасте, искоренение многих тяжелых детских недугов. Указываются и другие причины: радиоактивное загрязнение среды обитания человека, ведущее на первых порах к ускорению роста, а со временем, как показывают опыты с растениями и животными, к ослаблению генофонда; уменьшение количества кислорода в атмосфере, что влечет за собой расширение грудной клетки, а затем и рост всего организма. Вероятнее всего, акселерация обусловлена комплексным воздействием многих факторов.[6]

С середины 80-х гг. акселерация во всем мире пошла на убыль, темпы физиологического развития несколько упали.

Параллельно с акселерацией отмечается другое явление ретрадации — отставания детей в физическом развитии, которое обусловливается нарушением генетического механизма наследственности, негативным влиянием на процесс развития, начиная с момента зарождения, канцерогенных веществ, неблагоприятной экологической среды в целом и превышения радиационного фона в частности. Наблюдаются отставания не только в физическом, но и в психическом развитии.

 

 

Заключение

Итак, процессы роста и развития протекают непрерывно и носят поступательный характер. Однако их темп не представляет собой линейную зависимость от возраста. Наиболее интенсивны эти процессы в первые годы жизни; в период между 7-10 годами их темп замедляется, а к 12-14 годам ускоряется.

Подростковый возраст характеризуется резкими качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития. Даже нормально протекающему подростковому периоду свойственны асинхронность, скачкообразность, дисгармоничность развития. Наблюдается интериндивиндуальная неравномерность (несовпадение времени развития разных сторон психики у подростков одного хронологического возраста, временные различия у мальчиков и девочек, акселерация и ретардация) и интраиндивидуальная неравномерность (например, интеллектуальная сторона развития может достигать высокого уровня, а уровень произвольности сравнительно низок).

Переходность психики подростка состоит в сосуществовании, одновременном присутствии в ней черт детскости и взрослости: так, при использовании пробы «Золотой возраст» Б. Заззо, где испытуемого просят на вертикальной прямой первоначально указать свой настоящий возраст, а затем - желаемый возраст, 12-14-летние подростки часто делают двойной выбор, то есть хотят быть одновременно маленькими и большими.

 

Список литературы

  1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М.  Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/gamez. - последнее посещение 14.03.2014г.
  2. Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с.
  3. Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1997. - С. 341-345. 
  4. Рабочая книга школьного психолога/И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. – Электронный ресурс. – режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/2/0070/2_0070-1.shtml. - последнее посещение 14.03.2014г.
  5. Сандомирский М.Е., Белогородский Л.С., Еникеев Д.А. Gериодизация психического развития с точки зрения онтогенеза функциональной асимметрии полушарий / В сб.: Современные проблемы физиологии и медицины. Уфа: Башкирский Гос.мед.университет, 1997 – 129 с. – С. 44-63.
  6. Хилько М. и др. Возрастная психология: конспект лекций. . – Электронный ресурс. – режим доступа: http://lib.rus.ec/b/204008/read. - последнее посещение 14.03.2014г.

 


Информация о работе Общие принципы возрастного психического развития. Сенситивные периоды