Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 18:08, статья
Статья посвящена описанию использования принципов мотивационной работы в амбулаторной наркологической практике. Проведен анализ потребности в обучении определенным техникам. Выявлена необходимость в формировании навыков мотивационного консультирования у врачей на этапе первичной наркологической помощи.
Оценка применения элементов мотивационной работы в практике врачей-наркологов амбулаторного звена
Статья посвящена описанию использования принципов мотивационной работы в амбулаторной наркологической практике. Проведен анализ потребности в обучении определенным техникам. Выявлена необходимость в формировании навыков мотивационного консультирования у врачей на этапе первичной наркологической помощи.
Мотивационная работа с зависимыми от ПАВ является неотъемлемой частью всей системы медико-социальной реабилитации (МСР), которая имеет огромный клинический, психологический и социальный потенциал. [1, 3, 6]
Данная система работы (одна из немногих психолого-психотерапевтических методик) имеет отчетливую, выверенную методологическую и феноменологическую базу, что делает ее доступной для любого специалиста ментальной сферы. Прежде всего, она субстратспецифична, то есть, призвана влиять на отдельную сферу психической деятельности человека – поведенчески-волевую. Мотивация в данном случае выступает как вполне определенное, измеряемое психическое образование, входящее в континуум осуществления потребностного цикла. [2, 5]
Мотивация — это система стимулов (мотивов), побуждающих человека к действию или бездействию. Мотив — это побуждение совершить какое-то действие или бездействие. Мотивы объясняют, почему человек начинает действовать, почему он делает именно это, а не что-то другое, и почему он воздерживается от некоторых действий. В качестве мотивов действия или бездействия могут выступать потребности и интересы, влечения и эмоции, установки и идеалы. [5]
Интересен подход, который при внешнем намеренном упрощении все же объясняет роль мотивов в общей системе психических процессов (Букашов Т.С.,2006). Так, цепь последовательных операций от начального установочного восприятия информации до возникновения эмоционального (подсознательного) отношения и, наконец, на этой основе поступков и действий составляют завершенный блок, который в процессе жизнедеятельности личности постоянно повторяется, происходит верификация поступающей информации, совершенствуются знания, умения и навыки, а также формируются и совершенствуются ценностные ориентации, потребности, установки, которые потом определяют мотивы поведения, направленность, в конечном счете, суть человека как личности. [6]
Если рассматривать болезни зависимости, как расстройства психической сферы, то нельзя не признать тот факт, что мотивационная сфера пациента страдает наравне с эмоциональной, когнитивной. Соответственно, факт выстраивания работы с зависимыми больными с момента их первого обращения за медицинской помощью не выражает сомнений. [4, 7, 8]
Однако на практике
этот вопрос является довольно противоречивым,
так как чаще всего на уровне первичной
наркологической помощи работа выстраивается
в стиле классического
Имея общее представление
о недостаточной подготовке медицинского
персонала в области
Для оценки использовалась группа врачей-наркологов (n=36), осуществляющих прием в амбулаторных условиях (диспансерное наблюдение, направление на госпитализацию, судебно-наркологическая экспертиза). Специалисты работали в 2 медицинских организациях областного значения, осуществлявших как минимум 3 из 5 этапов МСР, в том числе элементы психотерапевтической реабилитации.
Среди функциональных
обязанностей клиницистов, сводившихся
главным образом к
Следующий блок вопросов касался профессиональной подготовки специалистов, а именно пунктов «общей подготовки в сфере психотерапии и психологии», «подготовка к проведению мотивационной работы». Результаты представлены на следующих диаграммах (Рисунок 1,2) Так, четверть специалистов не проходили обучения в течение профессиональной жизни и, соответственно, не имеют представления о принципах и элементах психотерапевтической работы. 41,7% врачей, пройдя обучение, не смогли указать тематику пройденного обучения. Только 30,6% респондентов знали специфику пройденных циклов обучения. 1 врач ответил, что имеет смежную специальность по психотерапии (2,8%). (Рисунок 1)
Рисунок
1. Общая подготовка специалистов
в области
Рисунок 2. Профессиональная подготовка к проведению мотивационной работы
41,6% врачей не
проходили обучения методам
В дальнейшем, среди 21 специалиста проводился опрос о применении полученных знаний по мотивационной работе на практике. Данный блок выявлял факт применения мотивационных технологий, уточнял объемы их применения. (Рисунок 3)
Рисунок 3. Ведение мотивационной работы на практике
38,1% не применяют
полученных знаний на практике,
не встраивая мотивационные
В качестве причин, объясняющих уклонение 8 специалистов от мотивационной работы, назывались «отсутствие времени при ведении приема пациента», «отсутствие подходящей внешней обстановки в кабинете приема», «неуверенность в эффективности мотивационных методик».
Среди 13 специалистов (36%), применявших элементы мотивационных техник в своей практике, детализировался предмет их работы. В частности было выявлено, что принципы мотивационного консультирования использовались всеми 13 врачами-наркологами. При этом они уточняли, что принципы клиент-центрированного подхода потенциируют результаты предыдущей работы с пациентом и ускоряют его продвижение в принятии решения о продолжении лечения.
В дальнейшем специалисту предлагалось провести самооценку владения базовыми техниками мотивационного интервью, по каждому вопросу было необходимо провести градацию от 1 до 5 баллов (по принципу нарастания степени овладения). Наименьший средний балл группы регистрировался в техниках задавания вопросов и формулировании отражающего утверждения (3,6-3,8 баллов), наивысший – в поощрении и поддержке (4,8 баллов). (Рисунок 4)
Рисунок 4. Самооценка уровня владения техниками мотивационного интервью
В заключительном блоке регистрировались трудности при проведении мотивационной работы, в частности «сопротивление клиентов». 100% респондентов ответили, что, так или иначе, сталкивались с противодействием со стороны пациента. В качестве выражения конфронтационных моделей использовались следующие описания:
При этом только 1 специалист в качестве собственной стратегии поведения на сопротивление клиента указал конкретные техники, используемые в таких случаях: простое отражение, двустороннее отражение, усиленное отражение, рефрейминг.
Подавляющее большинство специалистов призналось, что сопротивление клиентов либо блокирует проведение мотивационной работы, либо вызывает отрицательные эмоции в самом специалисте, порой ведя к спорам и патерналистическим доказательствам со стороны последних.
Таким образом, при
проведении анкетирования
Все вышеуказанные факты
доказывают необходимость в обучении
специалистов принципам мотивационной
работы и в формировании навыков
и умений в данной области. В свою
очередь это позволит не только
интегрировать мотивационную
Список использованной литературы: