Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 16:17, контрольная работа
Само слово "одарённый" вызывает довольно противоречивое отношение. Воображение подсказывает образ интересного, яркого, талантливого человека и в противовес - обычного, бездарного, со стандартным развитием и стандартной жизнью. Когда речь заходит о детях, то просто не хочется вешать на них ярлык "одарённости" или "не одарённости ". Все дети талантливы. У каждого свой особенный дар, огромный потенциал, удивительная сила, которая заставляет их расти и развиваться. С каким упорством и отвагой ребёнок делает свои первые шаги, идёт, падает, снова встаёт.
5. Еще один тип одаренности,
который учителю сравнительно
легко увидеть, но очень и
очень нелегко принять именно
как вид одаренности, — это так называемая
лидерская, или социальная, одаренность. Синонимом
этого является выражение «организаторские
способности». Такая одаренность характеризуется
способностью понимать других людей, строить
с ними конструктивные отношения, руководить
ими. Лидерская одаренность, по мнению
многих исследователей, предполагает
достаточно высокий уровень интеллекта,
однако наряду с этим необходима и хорошо
развитая интуиция, понимание чувств и
потребностей других людей, способность
к сопереживанию, во многих случаях у людей
с этим типом одаренности наблюдается
и яркое чувство юмора, помогающее им нравиться другим людям.
Существует много вариантов лидерской
одаренности. Есть эмоциональные лидеры,
своего рода «жилетка» для каждого, с ними
советуются, их любят, их мнение является
во многих случаях решающим. Есть лидеры
действия — они умеют принимать решения,
которые важны для многих людей, определяют
цели и направление движения, ведут за
собой.
6. Вряд ли стоит надолго
Существуют одаренные дети, у которых при высоком умственном развитии нет резкого возрастного опережения. Их одаренность видна только квалифицированным профессионалам-психологам или внимательным учителям, много и серьезно работающим с ребенком. Видимо, к этому типу принадлежал великий математик Андрей Николаевич Колмогоров.
И, наконец, существует и своего рода
«антивундеркиндный» тип
· Одаренность проявляется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академических областях. Одаренность следует только как возможность достижений. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться (т. е. потенциальные).
· Одаренность и/или талант являются результатом взаимодействия многих факторов. В первую очередь это означает, что одаренность не равняется высокому коэффициенту интеллектуального развития (IQ), а следовательно, не определяется только исключительным интеллектом.
· Одаренность многообразна, проявляется на разных уровнях и во всех сферах жизнедеятельности. Социально значимые достижения невозможны без высоко развитой способности к творчеству (креативности) и лидерству, вследствие чего встает особая задача выявления и развития детей с творческой и лидерской одаренностями. Все виды одаренности имеют сложную структуру, в том числе и интеллектуальная одаренность.
· Выявление одаренности — это сложная процедура, требующая специальных знаний и умений, участия профессиональных психологов.
· Каждый одаренный — индивидуальность, требующая особого подхода. Содействие реализации одаренности чаще всего требует организации особой среды, включающей специальное образование, которое выходит за рамки обучения в обычной школе.
Библиографический список :
Лейтес Н. С Воспоминания,
размышления, беседы. // Психологический
журнал. № 1, 1992.
Юрий БЕЛЕХОВ,
кандидат медицинских наук, руководитель
окружного центра по работе с интеллектуально
одарёнными учащимися "Школа сильного
мышления"
Лариса ВОЛЬБЕРГ, детский психолог молодёжного центра "Творческое развитие личности"
В.С. Юркевич , «Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность»1998. Книга для учителей и родителей – взята с Интернета – с сайта www.parents.agava.ru
Информация о работе Одарённые дети в системе воспитания и обучения