Одиночество - психологическое заболевание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 01:01, курсовая работа

Описание работы

Одиночество - социально психологическое состояние, которое охарактеризовано отсутствием контактов с социумом, эмоциональной незаинтересованностью индивида, отчужденческим поведением. Одиночество можно считать социальной болезнью, которой подвержена масса индивидов, которые испытывают такое состояние.
По исследованиям были выявлены несколько типов одиноких людей.

Файлы: 1 файл

odinochestvo.docx

— 41.78 Кб (Скачать файл)

В.Н.Мясищев рассматривая трудности в общении с медицинской точки зрения, утверждал, что непродуктивное решение межличностных и внутриличностных конфликтов лежит в основе невроза.6

Ю.Б.Некрасова утверждает, что трудностями в общении обладают люди, которые страдают легоневрозами.7 У таких людей комплекс неполноценности, который начинается с неудовлетворённости притязаний в сфере коммуникаций.

 

 

 

 

Глава 2. Психологические трудности в общении и пути их преодоления.

2.1.Как жить в одиночестве?

Отчаяние, скука, самоунижение - эмоциональные состояния одинокого человека. Явление «психического моратория» (термин Эриксона) возникает на фоне сильного желания общения.

-желание отсрочить статус  взрослого, возвращение к детскому  уровню поведения

-состояние тревоги

-опустошенность, изоляция

-боязнь интимного общения  и невозможность эмоционального  воздействия на другой пол

-состояние, когда что-то  должно случиться, эмоциональное  воздействие и резкое изменение  жизни

-презрение к общественным  ролям

-презрение к национальному 

Зачастую, реакцией на одиночество является печальная пассивность. Это такая реакция, когда у человека появляется желание ничего не делать, поесть, поспать, напиться, полежать на диване, размышлять. Также существует активное уединение. Это когда человек начинает писать, ходит в кино, в театр, читает, занимается физическими упражнениями , слушает музыку и танцует.

От одиночества бежать не нужно, а нужно подумать о  том, что возможно сделать для его преодоления. Для этого необходимо напоминать себе, что у вас хорошие отношения с людьми, наличие в вас хороших качеств, нужно помнить, что одиночество не вечно, и дальше будет лучше. Нужно понимать, что большинство людей одиноки в какой-то определенный момент их жизни. Нужно искать пользу в своем нынешнем одиночестве.  Также нужно стараться улучшить свою жизнь, т.е. стараться проявлять больше дружелюбия к другим людям, делать что-то полезное для других, ищите новые способы встречи с новыми людьми.

 

 

2.2 Преодоление  одиночества с помощью тренинга

Одного успешного усвоения технологии общения недостаточно для того, чтобы у человека в действительности не возникало непреодолимых трудностей с общением. Необходимо, чтобы вместе с технологией стояло глубокое содержание той личности, которая ее использует.  Исходя из этого, необходимо корректировать гуманиторизацию образования и воспитания, которая была бы способна подготовить учащихся как субъектов и объектов общения, при этом не вызывая психологических трудностей.  В расширении нуждается специальная служба, которая помогает людям, которые испытывают психологические трудности в общении на работе, на учебе, в общежитии и т.д.  Коррекция общения должна быть построена на основе одновременной диагностики трудностей в его мотивации. Подготовка к общению должна учитывать центральную проблему общения и для каждого участника, а не всей группы, на основе индивидуально-групповых программ. Она должна иметь подвижный характер, и способна к изменению, соответствуя развитию личности как субъекта общения и появления новых трудностей.

Коррекционная работа по оптимизации общения должна учитывать возраст, вид труда, пола, индивидуальные особенности и спецификации социализации. В школьном возрасте достаточно обучить выслушивать товарища, взрослого, а также обучить адекватному пониманию переживаний и мотивов поступков людей, следя за их невербальным поведением. С взрослыми нужно пользоваться приемами, которые изменят базовые специальные установки их личности или ценностные ориентации. Работу необходимо направить, прежде всего, на коррекцию отношения к другим. Наиболее эффективно применяется самоанализ и групповой социально - психологический тренинг. Специалисты просистематизировали отдельные техники социально-психологического тренинга. Ролевую игру используют в поведенческом тренинге, групповую дискуссию зачастую в психокоррекционном тренинге.

Е. В .Кузнецова разработала программу для педагогов, которая позволяет осознавать важнейшие особенности индивидуально экспрессивного репертуара,  устойчивых невербальных партнеров, которое способны по каким-либо причинам создавать трудности в общении. Приемы и упражнения этой программы направлены на осознание различных форм невербальной активности, которые развивают чувства тела, для снятия напряжения в области «личностных зажимов» специальные техники самомассажа, упражнения, которые позволяют совершенствовать выразительные возможности мимики, жестикуляции, голоса и т.д.  При занятии формируется профессиональное мышление педагога, адекватное позитивному разрешению проблем. Способность осуществления процесса проблематизации в конфликтных ситуациях, рефлексивное мышление, рефлексивная позиция, навык в диалогическом общении-необходимые компоненты такого мышления.

 

 

 

Заключение

Одиночество-это переживание человеком его оторванности от других людей, природы, культуры, семьи. Наиболее остро одиночество ощущается человеком в ситуациях интенсивного принудительного общения, при ощущении разлада с самим собой, кризис собственного «Я», страдание и лишение смысла мира, оторванность. Представление о себе как о самоценности стирается под воздействием вынужденного общения.

Нужно отличать одиночество как продукт полного отчаяния от полного отчаяния. Человеку постоянно требуется разорвать рамки его одиночества, общаться с другими.

Одиночество является особой формой переживаний и осознания самого себе, как человека, которые чувствует покинутость, оторванность, обделенность, ненужность, потерянность. Это разрыв связей с внешним миром. Расколоться может, как и рефлексивное «Я», при этом появляется одиночество из-за отсутствия принадлежности к какой-либо определенной культуре, к эпохе, различным принципам, исчезнет связь с традиционными ценностями и нормативами, которые и строили представление о собственном «Я». Расколоться способно и океаническое «Я», при этом происходит появление космического одиночества, утеря связи с природой, космосом, Богом, своей судьбой и абсолютной идеей, собственными великими целями. Расколоться может и социальное и межличностное «Я», при этом появиться социальное одиночество, произойдет потеря связи с определенным социальным положением, с группой или отдельными людьми. Расколоться может и физическое «Я», при котором появляется физическое одиночество, потеря связи с определенными привычками, удобствами вещами, физическими раздражителями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           

 

 

 

 

 

 

                          

 

 

                           Список использованной литературы.

  1. А.А. Бодалев, Психология общения, Избранные психологические труды, Москва-Воронеж, 1996.
  2. М.И. Станкин, Психология общения, курс лекций, М.:, МГСУ, 1996.
  3. Ю. Крижанская, В. Третьяков, Грамматика общения 2-е издание, М.:, «Смысл», Академический проект, 1999.
  4. Л.К. Аверчнеко, Управление общением, Теория и практикумы для социального работника, Учебное пособие, Москва-Новосибирск, 1999.
  5. Словарь-справочник по социальной работе, под редакцией доктора исторических наук, профессора Е.И. Хлолостовой, М.: «Юристъ», 2000.
  6. Психология, словарь, издание 2-е, под общей ред. А.В. Петровского, М.: Издательство политической литературы, 1990.
  7. Ж. Годфруа, Что такое психология, в 2-х томах, том 2, Под общей ред. доктора психологических наук Г.Г. Аракелова, М.: « Мир», 1992.
  8. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение
  9. Иванова Т.В. Индивидуально-психологические особенности студентов, испытывающих трудности в общении // Психологические трудности общения: диагностика и коррекция. Ростов-на-Дону, 1990. - С.23-26
  10. Типы структур психологических трудностей общения // Психологические трудности общения, их диагностика и коррекция (тезисы докладов). Ростов-на-Дону, 1990

1 Улыбина, Е.В. Взаимосвязь инструментальных и мотивационных трудностей межличностного общения / Е.В. Улыбина // Психологические трудности общения: диагностика и коррекция. -Ростов н/Д. 1990

2 Типы структур психологических трудностей общения // Психологические трудности общения, их диагностика и коррекция (тезисы докладов). Ростов-на-Дону, 1990

3 Иванова Т.В. Индивидуально-психологические особенности студентов, испытывающих трудности в общении // Психологические трудности общения: диагностика и коррекция. Ростов-на-Дону, 1990.

4 Психология, словарь, издание 2-е, под общей ред. А.В. Петровского, М.: Издательство политической литературы, 1990

5 Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение)

6 А.А. Бодалев, Психология общения, Избранные психологические труды, Москва-Воронеж, 1996),

7 А.А. Бодалев, Психология общения, Избранные психологические труды, Москва-Воронеж, 1996)


Информация о работе Одиночество - психологическое заболевание