В.Н.Мясищев рассматривая трудности
в общении с медицинской точки зрения,
утверждал, что непродуктивное решение
межличностных и внутриличностных конфликтов
лежит в основе невроза.6
Ю.Б.Некрасова утверждает, что
трудностями в общении обладают люди,
которые страдают легоневрозами.7 У таких людей комплекс неполноценности,
который начинается с неудовлетворённости
притязаний в сфере коммуникаций.
Глава 2. Психологические
трудности в общении и пути их преодоления.
2.1.Как
жить в одиночестве?
Отчаяние, скука, самоунижение
- эмоциональные состояния одинокого человека.
Явление «психического моратория» (термин
Эриксона) возникает на фоне сильного
желания общения.
-желание отсрочить статус
взрослого, возвращение к детскому
уровню поведения
-состояние тревоги
-опустошенность, изоляция
-боязнь интимного общения
и невозможность эмоционального
воздействия на другой пол
-состояние, когда что-то
должно случиться, эмоциональное
воздействие и резкое изменение
жизни
-презрение к общественным
ролям
-презрение к национальному
Зачастую, реакцией на одиночество
является печальная пассивность. Это такая
реакция, когда у человека появляется
желание ничего не делать, поесть, поспать,
напиться, полежать на диване, размышлять.
Также существует активное уединение.
Это когда человек начинает писать, ходит
в кино, в театр, читает, занимается физическими
упражнениями , слушает музыку и танцует.
От одиночества бежать не нужно,
а нужно подумать о том, что возможно
сделать для его преодоления. Для этого
необходимо напоминать себе, что у вас
хорошие отношения с людьми, наличие в
вас хороших качеств, нужно помнить, что
одиночество не вечно, и дальше будет лучше.
Нужно понимать, что большинство людей
одиноки в какой-то определенный момент
их жизни. Нужно искать пользу в своем
нынешнем одиночестве. Также нужно
стараться улучшить свою жизнь, т.е. стараться
проявлять больше дружелюбия к другим
людям, делать что-то полезное для других,
ищите новые способы встречи с новыми
людьми.
2.2 Преодоление
одиночества с помощью тренинга
Одного успешного усвоения
технологии общения недостаточно для
того, чтобы у человека в действительности
не возникало непреодолимых трудностей
с общением. Необходимо, чтобы вместе с
технологией стояло глубокое содержание
той личности, которая ее использует.
Исходя из этого, необходимо корректировать
гуманиторизацию образования и воспитания,
которая была бы способна подготовить
учащихся как субъектов и объектов общения,
при этом не вызывая психологических трудностей.
В расширении нуждается специальная служба,
которая помогает людям, которые испытывают
психологические трудности в общении
на работе, на учебе, в общежитии и т.д.
Коррекция общения должна быть построена
на основе одновременной диагностики
трудностей в его мотивации. Подготовка
к общению должна учитывать центральную
проблему общения и для каждого участника,
а не всей группы, на основе индивидуально-групповых
программ. Она должна иметь подвижный
характер, и способна к изменению, соответствуя
развитию личности как субъекта общения
и появления новых трудностей.
Коррекционная работа по оптимизации
общения должна учитывать возраст, вид
труда, пола, индивидуальные особенности
и спецификации социализации. В школьном
возрасте достаточно обучить выслушивать
товарища, взрослого, а также обучить адекватному
пониманию переживаний и мотивов поступков
людей, следя за их невербальным поведением.
С взрослыми нужно пользоваться приемами,
которые изменят базовые специальные
установки их личности или ценностные
ориентации. Работу необходимо направить,
прежде всего, на коррекцию отношения
к другим. Наиболее эффективно применяется
самоанализ и групповой социально - психологический
тренинг. Специалисты просистематизировали
отдельные техники социально-психологического
тренинга. Ролевую игру используют в поведенческом
тренинге, групповую дискуссию зачастую
в психокоррекционном тренинге.
Е. В .Кузнецова разработала
программу для педагогов, которая позволяет
осознавать важнейшие особенности индивидуально
экспрессивного репертуара, устойчивых
невербальных партнеров, которое способны
по каким-либо причинам создавать трудности
в общении. Приемы и упражнения этой программы
направлены на осознание различных форм
невербальной активности, которые развивают
чувства тела, для снятия напряжения в
области «личностных зажимов» специальные
техники самомассажа, упражнения, которые
позволяют совершенствовать выразительные
возможности мимики, жестикуляции, голоса
и т.д. При занятии формируется профессиональное
мышление педагога, адекватное позитивному
разрешению проблем. Способность осуществления
процесса проблематизации в конфликтных
ситуациях, рефлексивное мышление, рефлексивная
позиция, навык в диалогическом общении-необходимые
компоненты такого мышления.
Заключение
Одиночество-это переживание
человеком его оторванности от других
людей, природы, культуры, семьи. Наиболее
остро одиночество ощущается человеком
в ситуациях интенсивного принудительного
общения, при ощущении разлада с самим
собой, кризис собственного «Я», страдание
и лишение смысла мира, оторванность. Представление
о себе как о самоценности стирается под
воздействием вынужденного общения.
Нужно отличать одиночество
как продукт полного отчаяния от полного
отчаяния. Человеку постоянно требуется
разорвать рамки его одиночества, общаться
с другими.
Одиночество является особой
формой переживаний и осознания самого
себе, как человека, которые чувствует
покинутость, оторванность, обделенность,
ненужность, потерянность. Это разрыв
связей с внешним миром. Расколоться может,
как и рефлексивное «Я», при этом появляется
одиночество из-за отсутствия принадлежности
к какой-либо определенной культуре, к
эпохе, различным принципам, исчезнет
связь с традиционными ценностями и нормативами,
которые и строили представление о собственном
«Я». Расколоться способно и океаническое
«Я», при этом происходит появление космического
одиночества, утеря связи с природой, космосом,
Богом, своей судьбой и абсолютной идеей,
собственными великими целями. Расколоться
может и социальное и межличностное «Я»,
при этом появиться социальное одиночество,
произойдет потеря связи с определенным
социальным положением, с группой или
отдельными людьми. Расколоться может
и физическое «Я», при котором появляется
физическое одиночество, потеря связи
с определенными привычками, удобствами
вещами, физическими раздражителями.
Список использованной
литературы.
- А.А. Бодалев, Психология общения,
Избранные психологические труды, Москва-Воронеж,
1996.
- М.И. Станкин, Психология общения, курс лекций, М.:, МГСУ, 1996.
- Ю. Крижанская, В. Третьяков, Грамматика общения 2-е издание, М.:, «Смысл», Академический проект, 1999.
- Л.К. Аверчнеко, Управление общением, Теория и практикумы для социального работника, Учебное пособие, Москва-Новосибирск, 1999.
- Словарь-справочник по социальной
работе, под редакцией доктора исторических
наук, профессора Е.И. Хлолостовой, М.: «Юристъ», 2000.
- Психология, словарь, издание
2-е, под общей ред. А.В. Петровского, М.: Издательство политической литературы, 1990.
- Ж. Годфруа, Что такое психология, в 2-х томах, том 2, Под общей ред. доктора психологических наук Г.Г. Аракелова, М.: « Мир», 1992.
- Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение
- Иванова Т.В. Индивидуально-психологические
особенности студентов, испытывающих
трудности в общении // Психологические
трудности общения: диагностика и коррекция.
Ростов-на-Дону, 1990. - С.23-26
- Типы структур психологических
трудностей общения // Психологические
трудности общения, их диагностика и коррекция
(тезисы докладов). Ростов-на-Дону, 1990
1 Улыбина, Е.В. Взаимосвязь инструментальных
и мотивационных трудностей межличностного
общения / Е.В. Улыбина // Психологические
трудности общения: диагностика и коррекция.
-Ростов н/Д. 1990
2 Типы структур психологических
трудностей общения // Психологические
трудности общения, их диагностика и коррекция
(тезисы докладов). Ростов-на-Дону, 1990
3 Иванова Т.В. Индивидуально-психологические
особенности студентов, испытывающих
трудности в общении // Психологические
трудности общения: диагностика и коррекция.
Ростов-на-Дону, 1990.
4 Психология, словарь, издание
2-е, под общей ред. А.В. Петровского, М.:
Издательство политической литературы,
1990
5 Куницына В.Н., Казаринова Н.В.,
Погольша В.М. Межличностное общение)
6 А.А. Бодалев, Психология общения,
Избранные психологические труды, Москва-Воронеж,
1996),
7 А.А. Бодалев, Психология общения,
Избранные психологические труды, Москва-Воронеж,
1996)