Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 17:03, реферат
На основе анализа психологической литературы по проблеме способностей можно выделить следующие признаки наличия способностей к какому-либо виду деятельности.
- Признаки наличия способностей к какому-либо виду деятельности. В отечественной психологии многие авторы давали ему развернутые определения. В частности, С.Л.Рубинштейн понимал под способностями «...сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются.
В психологии категория
Способности - это индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся.
На основе анализа психологической литературы по проблеме способностей можно выделить следующие признаки наличия способностей к какому-либо виду деятельности.
- Признаки наличия способностей
к какому-либо виду
В отличие от навыков, способности - результаты закрепления не способов действия, а психических процессов («деятельностей»), посредством которых действия и деятельности регулируются».
К.К.Платонов: «Качество личности,
определяющее успешность овладения
определенной деятельностью и
А.В.Петровский: «Это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений, навыков не сводятся».
В.Э.Чудновский: «Индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности».
Ю.Б.Гиппенрейтер: «Индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению».
Глубокий анализ проблемы способностей дан Б.М.Тепловым. Согласно развиваемой им и его сотрудниками концепции, врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей, называемые задатками.
Он выделил три признака способностей,
которые и легли в основу определения,
наиболее часто используемого
1) способности - это индивидуально-
2) только те особенности,
3) способности несводимы к
Тем самым область психологии способностей - это раздел психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии).
Естественно, успешность выполнения
деятельности определяют и мотивация,
и личностные особенности, что побудило
К.К.Платонова отнести к
Однако Б.М.Теплов идет дальше и указывает на то, что, помимо успеха в деятельности, способность детерминирует скорость и легкость овладения той или иной деятельностью, и это изменяет положение с определением: скорость обучения может зависеть от мотивации, но чувство легкости при обучении (иначе - «субъективная цена», переживание трудности) скорее обратно пропорционально мотивационному напряжению.
В связи с этим рассмотрим соотношение понятий: способности, задатки, гениальность и талант на основе общей структуры способностей .
- Общая структура способностей
Характеризуются способности качественным и количественным аспектами.
В качественном аспекте они
рассматриваются как
Количественная характеристика предполагает определение уровня способностей.
Понятие «способности» в
общей структуре
Сегодня изучение способностей ведется с разных сторон:
- в общепсихологическом
плане выявляется их
- изучается их развитие
в конкретных видах
- изучаются общие механизмы формирования способностей.
Б. М. Теплов указывает на некоторые условия
формирования способностей. Сами по себе
способности не могут быть врождёнными.
Врождёнными могут быть только задатки. Задатки Теплов понимал, как
некоторые анатомо-физиологические особенности.
Задатки лежат в основе развития способностей,
а способности являются результатом развития.
Если способность сама по себе не врождённая,
следовательно, она формируется в постнатальном онтогенезе (
Способности и склонности.
Ещё один термин, употребляемый Тепловым — склонности. Склонности представляют собой определённые отношения человека к деятельности. «…Способности не существуют вне определённых отношений человека к действительности, так же как и отношения реализуются не иначе как через определённые способности»[2] . Приведённая цитата свидетельствует о том, что склонности и способности тесно взаимосвязаны. Склонности представляют собой мотивационный компонент деятельности. Поэтому, без наличия склонности определённая деятельность может и не начаться, и способность, соответственно не сформируется. С другой стороны, если не будет успешной деятельности, склонности человека не будут опредмечены.
Способности и одарённость.
Одаренность — это комплексное явление. Оно связано с выполнением человеком определённой деятельности, то есть одарённость состоит из различных способностей. Одарённость — это «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности»[3]. Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха.
Рассмотрите соотношение
понятий «потребности» и «
С позиций психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева устанавливается различие между потребностями, мотивами и целями. Рассматривается положение о неоднозначном их соотношении. Обсуждаются наиболее известные классификации указанных образований. Ключевые слова: потребности, мотивы, цели, личностный смысл, психологическая теория деятельности. В психологической теории необходимо различать такие понятия, как потребность, мотив, цель. Именно эти конструкты используются современной психологией для обозначения причин человеческого поведения, и каждый из них имеет своё содержание, объём, специфическое значение. Понятие «потребность» используется в биологии и выражает объективную нужду организма в чем-то внешнем, во внешних условиях, которые служат как бы дополнением живых систем . Животное, которое нуждается в пище, будет проявлять поисковую активность. При нахождении предмета, способного удовлетворить потребность, при употреблении пищи напряжение, вызванное голодом, снижается, а далее «снимается». Данный механизм обеспечивает выживание животного мира. Это относится и к другим видам потребностей (например, потребность в воде, кислороде, уринации и т. д.), которые неустранимы и природосообразны. Многие потребности являются врожденными. В психологии имеются различные классификации потребностей. Так, Г.А. Меррей делит потребности на первичные (висцерогенные) – в воде, пище, уринации, сексуальной разрядке, избегании голода и т. д. Они базируются на органических процессах и возникают или циклично (еда), или в связи с необходимостью регуляции (избегание голода) и вторичные (психогенные), которые проду-цируются, порождаются теми или другими психическими состояниями или явлениями (представлениями, допустим) .Когда говорят о потребностях, с которыми рождается человек (и высшие животные), то к элементарным биологическим потребностям необходимо добавить еще две – потребность в контактах с себе подобными и познавательную потребность. Эти потребности рано проявляются в онтогенезе (так называемый комплекс оживления, который можно наблюдать в возрасте 1,5–2 месяцев: первые раздражители – голос матери, её лицо, прикосновение, на которые появляется положительная реакция ребенка), и от степени их удовлетворения зависит психическое развитие человека. Вышеуказанные потребности составляют необходимые условия формирования человека на всех ступенях его развития. Они необходимы ему так же, как и органические потребности. Но если эти последние только обеспечивают его существование как биологического существа, то контакт с людьми и познание мира оказываются необходимыми для становления его как человеческого существа . Если рассматривать потребности как психические явления, то следует различать их следующим образом. Во-первых, витальные, неустранимые потребности. Они обеспечивают существование организма (в кислороде, воде, пище и т. п.). Во-вторых, такие потребности, которые обеспечивают жизнь, деятельность, но не само существование, жизнь человека как личности (потребность поделиться, познавательная потребность и т. д.). А.Н. Леонтьев справедливо указывал на то, что человеческие потребности возникают в зависимости от культуры, в которой человек живет; в таком смысле они производятся культурой, обществом. Потребность – это испытываемая человеком нужда в том, что способно эту потребность удовлетворить. Это внутреннее состояние, обладающее динамикой, цикличностью .Соотношение между потребностями и мотивами устанавливает Леонтьев (2001). Он предлагает «повернуть» проблему потребностей в проблему содержания потребностей. Потребность необходимо конкретизировать, опредметить, выделить предмет, может быть, круг предметов, который(ые) эту потребность удовлетворяет(ют). Потребности становятся предметными. Что стоит взятое абстрактно чувство жажды? Пока это чувство не наполнено представлением о предмете, оно не побуждает действие. Только тогда, когда человек видит или представляет стакан воды, жажда «бросает» его к стакану, то есть нужно, чтобы потребность была представлена в предмете. Необходим путь от абстракции потребностей к содержательной их характеристике, то есть к мотивам. Этот путь и есть ключ к пониманию самих потребностей. Предмет потребности – это то объективное, ради чего совершается действие, разворачивается деятельность, направленная (и побуждаемая) предметом потребности –мотивом. Мотив (от лат. «moveo» – двигаю, т. е. двигатель; то, что двигает) как предмет потребности может быть идеальным, вещественным – воспринимаемым, воображаемым или мнимым. Данный как в восприятии, так и существующий только в воображении, мысли. Современная психология под мотивом понимает внутренние силы поведения; то, что активизирует, точнее, динамизирует движение, деятельность (внешнее поведение, внутренние психические процессы), а также то, что может породить фрустрацию – невозможность удовлетворения требований динамических и активизирующих сил. К мотивам относят различные динамические структуры –электрический раздражитель, эмоциональные переживания, зарплату, чувство долга, потребность самопожертвования и т. д. Таким образом, круг феноменов, относящихся к мотиву, достаточно широк. К примеру, имеется точка зрения (гедонизм как воззрение), что человек подчинен поиску удовольствий и соответственно избеганию неудовольствия; это и есть основной смысл человеческого существования. Об этом говорит философ, писатель Дж. С. Милль. Он подмечает, что нельзя стремиться к счастью, нельзя стремиться к удовольствию. Можно стремиться к некоторой цели, которая даст удовольствие или счастье [9]. Следует напомнить, что эмоциональные процессы выполняют функцию ориентиров реализации «ради чего?» (мотивов), в этом смысле они производны от мотивационной сферы (системы мотивов). Как указывает Ю.Б. Гиппенрейтер, в теории деятельности эмоции определяются как отражение отношения результата деятельности к её мотиву. Бесспорно, по мнению Леонтьева, динамические структуры существуют, но необходимо выделить среди этих динамических сил, в системе актуализирующих, активизирующих факторов, какойто особенный класс, класс собственно мотивов, мотивов не в широком, а в узком смысле этого слова. Мотив отвечает потребности (её раскрывает), то есть направляет на себя деятельность, удовлетворяющую эту потребность. Следовательно, сама деятельность может быть классифицирована в зависимости от мотивов, её побуждающих и направляющих. Деятельность в психологическом смысле может быть различной, в зависимости от того, каков мотив, её направляющий, лежащий в её основе. Например, трудовая деятельность может быть различной – деятельность рабская, из-под кнута; деятельность ради материальной выгоды, обогащения; деятельность ради пользы производству, обществу, стране. Таким образом, между потребностями и мотивами установлено различие, а не тождество. Но между этими образованиями, существует связь, соотношение. Причем соотношение неоднозначное: потребности может соответствовать целый класс мотивов, а мотив может входить в разные потребностные классы. Леонтьев указывает на то, что развитие потребностей связано с расширением круга предметов (мотивов) способных эти потребности удовлетворить. Следовательно, можно прогнозировать судьбу потребностей, влиять на них через мотивы их удовлетворяющие [4]. Диагностика мотивов и потребностей не тождественна, но взаимосвязана. Диагностика мотивов необходима для диагностики потребностей, но она недостаточна.А.Н. Леонтьев (2001) предложил несколько классификаций мотивов, используя различные основания. Если за деятельностью всегда стоит мотив, то за следующим, ниже лежащим уровне в макроструктуре человеческой деятельности – действием стоит цель (подробное раскрытие психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева смотрите в работе: [7. С. 59-61]). Действие – процесс, подчиненный представлению о том результате, который необходимо достигнуть, то есть цели. Действия – основные «составляющие» отдельных человеческих деятельностей, являются полимотивированными, то есть за ними, как правило, стоит множество мотивов, которые образуют иерархические отношения по принципу доминантности-подчиненности. По этому основанию различают доминирующие мотивы (собственно мотивы) и подчиненные мотивы (мотивы-стимулы). Первые занимают высшие позиции в иерархии, побуждают и направляют поведение, деятельность, выполняя функцию смыслообразования (ради чего осуществляется действие). Вторые определяют динамику действия: включение, поддержание, степень напряженности, то есть динамические характеристики (положительно или отрицательно стимулируют действие), и занимают нижние позиции в иерархии. Полимотивированность человеческих действий указывает на сложность мотивационной сферы, и это необходимо учитывать в юридической практике при классификации преступления (а значит, и степени ответственности), учитывать при этом иерархию мотивов в каждом конкретном случае, так как одним и тем же действием, поступком можно реализовать разную систему отношений. Обратимся к фактам и примерам. Библейский пример. Описание суда еврейского царя Соломона, касающееся справедливости судебной п человека в экстремальной ситуации. «Мудрость свою Соломон показал, прежде всего, на суде. Вскоре по воцарении его пришли к нему на суд две женщины. Они жили в одном доме и у каждой было по младенцу. Ночью одна из них своего младенца задавила и подложила его к другой женщине, а живого у той взяла себе. Утром женщины стали спорить: «живой ребенок мой, а мертвый твой», – говорила каждая. Так спорили они и перед царем. Выслушав их, Соломон сказал: «Принесите меч». И принесли меч к царю. Соломон сказал: «Рассеките живого ребенка пополам и отдайте половину одной и половину другой». Одна из женщин при этих словах воскликнула: «Отдайте лучше ей младенца, но не убивайте его!» Другая же напротив говорила: «Рубите, пусть не достанется ни ей, ни мне». Тогда Соломон сказал: «Не убивайте ребенка, а отдайте его первой женщине: она его мать»» [3. С. 220]. Другой пример. Касается он преподавателей, которые оценивают ответы учащихся на экзамене (На это еще в свое время указывал сам Леонтьев.) Это действие, связанное с возложенными на преподавателей правами и обязанностями, а также ответственностью, так как необходимо дать объективную оценку. Это и есть отношение к обществу и своим служебным обязанностям. Деятельность общественная, реализующая систему отношений «Я – общество», но преподаватель входит и в систему другого отношения – отношения к конкретному человеку – «Я – экзаменующийся». Оно может быть по-ложительным, доброжелательным в целом – не хочется ставить низкую оценку, лишать стипендии учащегося при слабом ответе. А ответ действительно оказывается слабым. Как быть? Двойная мотивация? Две разнонаправленные тенденции. Что победит? А победит то, что имеет большее значение для преподавателя, большую ценность [4]. Столкновение различных мотивов, их «конкуренция» за реализацию поведения и есть внутриличностный конфликт. Следующая классификация основана на отношении мотива к сознанию. Мотивы можно разделить на неосознаваемые, то есть мотивы, которые вообще не осознаются (большой класс), и сознаваемые ретроспективно, то есть актуально не осознаваемые, но осознаваемые вообще. Например, человек совершил поступок, сделал что-то, а затем, с течением времени, осознал мотивы собственного деяния (приписал им собственное значение иначе, значение для себя, личностный смысл). Личностный смысл в теории деятельности есть отражение в сознании отношения мотива деятельности к цели действия [4]. К примеру, человек ответил себе на вопрос: ради чего он совершил тот или иной поступок, осуществил конкретное действие. Далее идут мотивы, сознаваемые перспективно (заранее, актуально сознаваемые). Например, студент осознает, ради чего он целыми днями глубоко изучает математику. Или, к примеру, из биографических данных, академик А.Д. Сахаров всегда считал, что главное призвание его в жизни – это теоретическая физика [6].Имеется и еще одно различие мотивов, которое проводит А.Н. Леонтьев. Это мотивы потенциальные, мы их можем не знать, скрытые, но уже существующие, и мотивы актуальные (актуальнодействующие), позволяющие осуществить целеобразование, действие.
3. Приведите примеры
и охарактеризуйте такие виды
способностей как: общие,
Понятие способности используется
в быту для объяснения случаев, когда
разные люди в одинаковых условиях
добиваются разных успехов (особенно если
эти успехи очень сильно разнятся
между собой). В этой связи можно
сразу указать на тот феномен,
что люди вообще-то очень часто
склонны выдавать своё "не хочу"
за "не могу". Под этим "не хочу"
может скрываться безволие, лень, низкая
мотивация иные личностные особенности.
И за этим "не могу" (низкими способностями)
во многих случаях скрывается психологическая
защита. Размытость бытового понимания
феномена способностей оказало влияние
и на теоретическую психологию.
Слово "способность" имеет очень
широкое применение в самых различных
областях практики. Обычно способности
тесно привязаны к тому или иному виду
выполняемой деятельности: высокие способности
- качественная и эффективная деятельность,
низкие способности - некачественная и
неэффективная деятельность.
Объясняют феномен способности обычно
на основании одного из трёх представлений:
1) способности сводятся к всевозможным
психическим процессам и состояниям, вытекают
из их характерных особенностей у данного
человека,
2) способности сводятся к высокому уровню
развития общих и специальных знаний,
умений и навыков (ЗУНов), обеспечивающих
успешное выполнение человеком различных
видов деятельности,
3) способности это не ЗУНы, а то, что обеспечивает
их быстрое приобретение, закрепление
и эффективное использование на практике.
По последнему пункту надо сделать небольшое
пояснение. Действительно, часто можно
наблюдать, как два специалиста с одинаковым
уровнем подготовки, при прочих равных
(похожих) обстоятельствах добиваются
разных успехов. Конечно, большое значение
в жизни имеет случай. Однако для того,
чтобы реализовывать свои ЗУНы на практике,
тоже существуют условия: человек должен
обладать активной жизненной позицией,
быть волевым, целеустремлённым, рациональным
и т.д. Общие способности — индивидуально-психологические
свойства личности, являющиеся условиями
достижения, высокой эффективности во
многих видах деятельности. Включают интеллект,
обучаемость, креативность, рефлексивность,
активность, саморегуляцию. Какова же
зависимость продуктивной деятельности
индивида от уровня развития и от структуры
его общих способностей? Этот вопрос всегда
волновал психологов-практиков и является
ключевым для исследователей, занимающихся
выявлением структуры общих способностей.
Приступая к его обсуждению, еще раз оговоримся,
о каких сферах деятельности пойдет речь
и что подразумевается под термином «интеллект».
Айзенк в своей известной статье [1] разграничил
понятия «биологический интеллект», «психометрический
интеллект» и «социальный интеллект».
Здесь будем говорить о психометрическом
интеллекте, то есть о свойстве, измеряемом
с помощью некоторой системы тестовых
заданий. Психометрический интеллект
зависит от культуральных влияний, стиля
семейного воспитания, уровня образования
и социоэкономического статуса, но в большей
мере детерминирован генетически.
Структура психометрического
интеллекта, согласно результатам
факторного анализа,
Среди сфер человеческой активности в данной главе будут рассмотрены учебная, профессиональная деятельности и творчество. Творчество, строго говоря, несводимо к деятельности и его нельзя считать деятельностью в точном значении этого термина.
Предположим, что общий фактор «умственной энергии» (или же флюидный интеллект) лежит в основе креативности, кристаллизованного интеллекта и, возможно, обучаемости(рис. 53).
Деятельность (решение задач)
Учение творчество
Рис. 53. Связь общих способностей и сфер человеческой активности
Эти
три общие способности
Что касается пространственного, семантического (вербального) и числового факторов, то они присутствуют также и в составе креативности, интеллекта и, вероятно, обучаемости. Причем существуют положительные корреляции между вербальным интеллектом и креативностью, пространственным интеллектом и невербальной (изобразительной) креативностью и т. д.
Творчество - деятельность, порождающая
нечто качественно новое, никогда раньше
не бывшее. Творчество как деятельность
характеризуется неповторимостью, оригинальностью
и уникальностью. Определяющее значение
в творческом процессе имеет сознательная
деятельность человека, его целеустремленность. Творческий
процесс - не стихийный или бессознательный
акт. Он зависит от способностей, характера
и творческого темперамента человека,
его идейной направленности, культуры,
опыта и уровня знаний. Творчество требует
воображения, строгой критической мысли.
Оно тесно связано с социальной жизнью.
Общественная жизнь и ее различные стороны
создают дополнительное эмоциональное
напряжение, которое является необходимым
элементом творчества.
Природа творческого мышления.