Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:37, контрольная работа
1. Охарактеризуйте понятие «способности».
2.Рассмотрите соотношение понятий «потребности» и «мотивы».
3.Приведите примеры и охарактеризуйте такие виды способностей как: общие, творческие, учебные, природные.
Когда мы пытаемся
понять, почему разные люди, поставленные
в одинаковые условия жизни,
добиваются разных успехов, мы
пользуемся понятием «
Способности — это индивидуальные
свойства личности, являющиеся субъективными
условиями успешного
У человека имеется множество различных способностей, которые делятся на следующие основные группы: природно обусловленные (иногда их не совсем верно именуют врожденными) и социально обусловленные способности (иногда их также и вполне справедливо называют приобретенными), общие и специальные способности, предметные и коммуникативные способности. Рассмотрим каждую из названных групп способностей в отдельности.
Природно обусловленные — такие способности, для которых, во-первых, необходимы хорошие врожденные задатки, во-вторых, способности, которые в основном формируются и развиваются на основе таких задатков. Обучение и воспитание, безусловно, оказывают положительное влияние и на формирование этих способностей, однако конечный результат, который может быть достигнут в их развитии, существенно зависит от имеющихся у человека задатков. К примеру, если человек имеет с рождения высокий рост и неплохие задатки к развитию точных, координированных движений, то при прочих равных условиях он сможет добиться больших успехов в развитии своих спортивных способностей, связанных, например, с игрой в баскетбол, чем тот человек, который подобных задатков не имеет. Социально обусловленными или приобретенными называются способности, формирование и развитие которых у человека гораздо больше зависит от его обучения и воспитания, чем от имеющихся у него врожденных задатков. Такими, например, являются организаторские способности, коммуникативные способности, способности, связанные с правильным поведением в обществе среди людей и многие другие. Приобретенными, или социально обусловленными, являются и высшие способности человека, связанные с выполнением различных видов профессиональной деятельности. Однако вопрос о зависимости их развития от организма или среды до сих пор остается открытым. Замечено, что при прочих равных условиях такие способности быстрее и лучше развиваются у одних людей, чем у других, что, по-видимому, свидетельствует о существовании врожденных задатков к развитию этих способностей. Вместе с тем, эти задатки до сих пор не изучены. Общими обычно называют способности, которые могут развиваться и имеются практически у всех людей, будучи в различной степени развитыми у них. Кроме того, к числу общих способностей относят такие, при наличии которых человек может успешно справляться с многими различными видами деятельности. Общими в указанном смысле слова являются, например, умственные и двигательные способности человека. Специальными называют способности, которые, во-первых, обнаруживаются не у всех, а только у некоторых людей, во-вторых, при наличии таких способностей человек может успешно справляться только со специальными видами деятельности и не справляться с другими видами деятельности. Специальных способностей у людей довольно много, и они составляют большинство человеческих способностей. Это, например, художественно-творческие, математические, лингвистические, инженерные, музыкальные и многие другие способности. Предметными называют способности, которые проявляются в различных видах деятельности, связанных с неодушевленными предметами. Это может быть деятельность человека с реальными материальными предметами (их изготовление, ремонт), работа со знаковыми системами и различными символами (язык, научные символы, черчение и т.п.), манипулирование идеальными объектами (идеями, образами и т.п.).
Коммуникативные — это способности, которые проявляются в умениях и навыках общения с разными людьми в различных жизненных ситуациях. К их числу относятся, например, ораторские и организаторские способности, а также способности к убеждению, внушению, лидерству.
В современной психологии
чаще стали говорить о компетенциях,
как интегративных качествах (способностях),
которые направлены на достижение результата.
Можно сказать, что компетенции -
это способности глазами
2.Рассмотрите соотношение понятий «потребности» и «мотивы».
Потребности - исходная форма
активности индивида, состояние нужды
в чем-либо, что необходимо для
его нормального
Потребность (побудитель действий) может быть осознанным и неосознанным. Когда она осознанна у человека возникает побуждение к деятельности.
Мотив - осознанная и опредмеченная потребность, субъективное отражение потребности.
Потребность объективна,
мотив - субъективен. Связь между
потребностями и мотивами
Потребностно-мотивационная сфера является исходным звеном направленности, которая выступает как системообразующее свойство личности. Направленность - система доминирующих мотивов (Мясищев).
Составляющие направленности:
потребности, жизненные цели, мотивационная
сфера и способности. На этом
фундаменте формируются
Мотивация достижения успехов и избежания неудач являются относительно независимыми друг от друга видами мотивации в том смысле слова, что у одного и того же человека одновременно могут существовать и мотив (потребность) достижения успехов, и мотив (потребность) избежания неудач. Они могут быть равными или разными по силе, могут сочетаться друг с другом в любых вариантах.
В психологии мотивация давно создана и детально разработана теория мотивации достижения успехов. Ее основателями и соавторами считаются американские ученые Д. Макклелланд, Дж. Аткинсон и немецкий психолог Х. Хекхаузен.
Потребность достижения успехов проявляется в том, что обладающий ею человек старается делать все как можно лучше, всегда ориентируется на высокие стандарты или образцы достижений.
Потребность избежания неудач обнаруживается в следующем. Обладающий ею человек не стремится делать работу, за которую он берется, как можно быстрее и лучше. Его вполне устраивает такой уровень выполнения, который считается удовлетворительным. Главное для него – не добиться успехов, а избежать неудачи, не стать первым, а не оказаться последним.
Кроме мотивации поведения, направленного на достижения успехов и избежание неудач, интерес психологов так же вызвала мотивация поведения, связанного с приобретением и удержанием власти (мотивация власти).
Мотив власти представляет собой устойчивое стремление человека приобретать и сохранять в своих руках власть над людьми и происходящими событиями. Г. Мюррей, который первым выделил соответствующий мотив (потребность) у человека, дал ему следующее определение.
Мотив власти – это склонность человека управлять социальными событиями и людьми, воздействовать на их поведение разными способами, включая убеждение, внушение, принуждение, сдерживание, запрещение и т. п.
3.Приведите примеры
и охарактеризуйте такие виды
способностей как: общие,
Общие способности обслуживают наиболее важные требования со стороны многих видов деятельности и успешного общения с людьми (например, точность движений, качество речи, высокий интеллект необходимы во многих видах деятельности).
Общие способности — индивидуально-
К примеру у человека, кроме биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. К числу специфически человеческих способностей относятся общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании речью и логикой, а также теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные способности.
Творческие способности свидетельствуют о наличии у индивида качеств, которые обеспечивают ему либо высокое умение усваивать имеющиеся в мире знания, либо создание новых оригинальных знаний.
Творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно американскому психологу Абрахаму Маслоу — это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики.
Показатели, характеризующие способность личности к творчеству, составляют творческий потенциал личности. Примером этому может служить коллективная творческая деятельность, которая иногда несколько ограничивает свободу субъекта творчества. Это позволило долгое время смотреть на творчество как на деятельность, по преимуществу, индивидуальную. Но индивид, проявляя себя в творческой деятельности, опирается на опыт, накопленный человечеством.
Способности к учению
определяются степенью
Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как второе — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.
Конкретный пример: Для
математика недостаточно иметь хорошую
память и внимание. Людей, способных
к математике, отличает умение уловить
порядок, в котором должны быть расположены
элементы, необходимые для
Музыкальные способности можно разделится на две группы:
- технические (игре на данном музыкальном инструменте или пение)
- слуховые (музыкальный слух).
Природные способности биологически обусловлены, формируются на основе врожденных особых свойств психических познавательных процессов восприятия, памяти, мышления и др. Так, индивид с высокой вкусовой чувствительностью может прекрасно исполнять обязанности дегустатора.
Природа общих способностей (интеллект, креативность и поисковая активность) определяется особой организацией познавательных функций и индивидуального опыта (включая знания, умения и навыки). Общими эти способности называют потому, что они необходимы для выполнения всех видов деятельности, независимо от степени их сложности. При этом в интеллекте наблюдаются отличающиеся друг от друга варианты (см. работы М.А. Холодной).
Многие из природных способностей
являются общими у человека и у
животных, особенно высших, например —
у обезьян. Примером таких способностей
является способность к элементарным
коммуникациям на уровне экспрессии.
Эти способности
Технологическую составляющую музыкальных способностей можно разделить на две группы:
- собственно технические (техника игры на данном музыкальном инструменте или управление голосом в пении);
- композиционные (для сочинения музыки);
- контролирующие, слуховые (музыкальный слух - звуковысотный, тембральный или интонационный и др.).
Принято выделять уровни развития способностей, которые иногда ошибочно принимают за стадии:
- Задатки
- Способности
- Талант
- Гениальность
Традиционно принято выделять также уровни развития способностей:
- репродуктивный
- реконструктивный
- творческий
Список использованной