Оказание экстренной психологической помощи потерпевшим в результате совершенного преступления (чрезвычайной ситуации) с учетом нарушени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 01:18, доклад

Описание работы

Новизна нашего подхода заключается в разработке модели оказания экстренной психологической помощи пострадавшим в результате совершенного преступления. Учет возрастной динамики процесса идентификации при оказании психологической помощи пострадавшим повысит качество и быстроту оказания необходимой помощи.
Этот аспект отметили в своих исследованиях и работах Гуляев В.А. и Былим А.И.

Файлы: 1 файл

pamitka_matafonova.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)


 


 





,


 



 

        


               

 


 

 

 

 

 

Соответственно, целесообразно, опираясь на таблицу возрастной периодизации, на основе учета в процессе возрастных изменений идентификации личности формировать план индивидуального  психокоррекционного воздействия, приводящий к успеху в оказании психологической помощи и активизирующий процесс саморегуляции, мотивации, направленный на адаптацию и самовосстановление непосредственно у человека, которому оказывается психологическая помощь.

 

Таблица № 2

Диагностические критерии нарушения у потерпевших в результате воздействия стресс – факторов чрезвычайной ситуации

 

Возраст постра-давшего в ЧС

Норма

Признаки нарушения нормы

0 - 1 год - раннее младенчество 
социальное качество - надежда

-доверие к людям, к окружающему миру

-взаимная любовь, связь ребенок - родитель

-удовлетворение потребности в общении с родителями

-недоверие к людям в результате

лишения любви

-эмоциональной изоляции ребенка

-раннее отлучение от груди

1-3 года - позднее младенчество (ранний возраст) социальное качество - воля

  • -самостоятельность
  • -уверенность в себе

-сомнения в себе

-гипертрофированное чувство стыда

3-5 лет - возраст игры 
социальное качество- целеустремленность

-инициативность

-активность, живое воображение

-подражание взрослому

-признаки полоролевого поведения

-чувство вины

-пассивность

-отсутствие инициативы

-отсутствие признаков полоролевого поведения

5-11 лет среднее детство социальное качество- компетентность

-стремление к достижению

-трудолюбие

-развитие познавательных и коммуникативных навыков

-чувство собственной неполноценности

-избегание сложных заданий, ситуаций соревнования

-слаборазвитость познавательных и трудовых навыков

-конформность

11-20 лет половая зрелость, подростничество, юность социальное качество- верность

-эгоидентичность (собственная уникальность)

-жизненное самоопределение

-поиск себя

-формирование мировоззрения

-половая поляризация в формах поведения

-диффузия идентичности (не может найти себя, не знает чего хочет)

-путаница ролей

-смещение временных перспектив

-смешение форм полоролевого поведения

20-40 (45) лет ранняя взрослость социальное качество - любовь

-интимность

-стремление к контактам с людьми

-желание и способность посвятить себя другим людям

-рождение и воспитание детей

-изоляция

-избегание других людей (первичные симптомы в изменении психики человека - трудный характер, непредсказуемое поведение)

40 (45) - 60 лет средняя взрослость социальное качество - забота

-творчество (особенно в труде)

-продуктивная и творческая работа над собой и другими

-застой (особенно в труде)

-эгоизм, эгоцентризм

-непродуктивность в работе

-ранняя инвалидность


 

Таблица № 3

Таблица нарушений личностного и невротического характера

в ходе возрастных кризисов личности.

 

Сущность 

идентификации

Возраст

Процесс

формирования

Проявление 

Проблемы

Инкорпоративная

До 1 года

Формирование

базового доверия

 к миру

Нарушения в ходе развития ребенка: становится невротическим, болезненным. Эта стадия характеризуется  зависимостью от другого (других)

Автономность

От 1 года до 3 лет

Формируется

самостоятельность, автономность.

Нарушения приводят к формированию неуверенности как личностной черты, нерешительности, мнительности, стыдливости.

Локомоторно-генитальная

От 3 до 5 лет

Формируется

инициативность, активность.

Проблемы формируют чувство  вины за свою активность в мире

других людей.

Научение 

и трудолюбие

От 6 до 12 лет

Формируется

умелость,

компетентность.

При проблемах, формируется стойкое чувство неполноценности,

сопровождающего

человека всю жизнь.

Формирование 

целостности, идентичности.

От 12 до 20 лет

Формируется место 

в социуме.

При сложностях возникает первичная  спутанность идентичности,

несформированность принятия своего места в социуме.

Сформированная идентичность

От 21 до25 лет

Выработка

равновесия между близостью 

и изоляцией.

Нарушения приводят к разнообразным 

расстройствам в сфере близости с другими.

Взрослость

От 25 до 50 лет

Баланс между

развитием

и стагнацией

Нарушения в этот период приводят к прекращению развития уникальности личности, остановке процесса индивидуализации, отсутствию самореализации в угоду  «нормальности» среднего человека

Завершение жизненного пути

После 50-60 лет

Итог развития идентичности

Цельность, покой или отчаяние, страх


 

Таблица № 4.

Комплексная программа  содержания и направления психологической помощи при сопровождении потерпевших при расследовании преступлений

 

I. Этап диагностики  в чрезвычайной ситуации.

Диагностические признаки психологических проблем  у потерпевших в результате ЧС:

Недоверие к людям, эмоциональная  изоляция.

Если пострадавшему более 1 года, то эта психологическая проблема сформировалась до ЧС. Ее разрешение требуется  включить в индивидуальную программу психологической поддержки, после завершения действий по ликвидации последствий ЧС.

Если данный признак диагностируется  у ребенка до года, то осуществляются действия, изложенные в таблице методик психологической помощи.  

Сомнения в себе

Гипертрофированное чувство стыда

Если пострадавшему более 3 лет, то эта психологическая проблема сформировалась до ЧС. Ее разрешение требуется  включить в индивидуальную программу психологической поддержки, после завершения действий по ликвидации последствий ЧС.

Если данный признак диагностируется  у ребенка от 1 года до 3 лет, то осуществляются действия, изложенные в таблице методик психологической помощи.     

чувство вины

пассивность

отсутствие инициативы

отсутствие признаков  полоролевого поведения

Если пострадавшему более 5 лет, то эта психологическая проблема сформировалась до ЧС. Ее разрешение требуется включить в индивидуальную программу психологической поддержки, после завершения действий по ликвидации последствий ЧС.

Если данный признак диагностируется у ребенка от 3 до 5 лет, то осуществляются действия, изложенные в таблице методик психологической помощи.     

чувство собственной  неполноценности 

избегание сложных заданий, ситуаций соревнования

слаборазвитость познавательных и трудовых навыков 

конформность

Если пострадавшему более 12 лет, то эта психологическая проблема сформировалась до ЧС. Ее разрешение требуется  включить в индивидуальную программу психологической поддержки, после завершения действий по ликвидации последствий ЧС.

Если данный признак диагностируется от 5 до 12 лет, то осуществляются действия, изложенные в таблице методик психологической помощи.     

диффузия идентичности (не может найти себя, не знает, чего хочет)

путаница ролей 

смещение временных  перспектив

смешение форм полоролевого поведения

Если пострадавшему более 20 лет, то эта психологическая проблема сформировалась до ЧС. Ее разрешение требуется  включить в индивидуальную программу психологической поддержки, после завершения действий по ликвидации последствий ЧС.

Если данный признак диагностируется  от 12 до 20 лет, то осуществляются действия, изложенные в таблице методик психологической помощи.  

изоляция

избегание других людей (первичные симптомы в изменении  психики человека - трудный характер, непредсказуемое поведение)

Если пострадавшему более 25 лет, то эта психологическая проблема сформировалась до ЧС. Ее разрешение требуется  включить в индивидуальную программу психологической поддержки, после завершения действий по ликвидации последствий ЧС.

Если данный признак диагностируется от 20 до 25 лет, то осуществляются действия, изложенные в таблице методик психологической помощи.  

застой (особенно в труде)

эгоизм, эгоцентризм

непродуктивность в  работе

ранняя инвалидность

Если пострадавшему более 50 лет, то эта психологическая проблема сформировалась до ЧС. Ее разрешение требуется включить в индивидуальную программу психологической поддержки, после завершения действий по ликвидации последствий ЧС.

Если данный признак диагностируется  от 25 до 50 лет, то осуществляются действия, изложенные в таблице методик психологической помощи.  


 

 

Таблица № 5

Таблица методик психологической  помощи в зависимости от нарушений идентификации личности в чрезвычайной ситуации.

 

Инкорпоративная

До 1 года

Рациональная психотерапия с матерью (с близкими людьми при ее гибели), направленная на усиление заботы о ребенке. Методики снятия страха, тревоги, напряжения с заботящихся о ребенке людей методами NLP, релаксационными техниками.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общее: психокоррекционные техники в зависимости от сущности и выраженности психологической проблемы (горе, депрессия, фобия и т.п.)

Автономность

От 1 года до 3 лет

Поручить ребенку выполнение посильных  для него задач. Таких как, «поцеловать  маму и сказать чтобы она не боялась, что все будет хорошо» и т.п.

Локомоторно-генитальная

От 3 до 5 лет

Обеспечить активность ребенка, похвалить  за успехи и поведение, в котором  найти позитив самостоятельности. Арттерапия, игротерапия, нагрузка тактильного  анализатора с элементами суггестии.

Научение

и трудолюбие

От 6 до 12 лет

Стимулировать положительное самовосприятие среди сверстников. Поручить поддерживать сверстников, «потому что сам справился и способен помочь другим»

Формирование 

целостности, идентичности.

От 12 до 20 лет

Рациональная психотерапия, с обсуждением личностных достижений, повышением уверенности в себе, укрепление плана действий. Методика «Круги силы»; «Переориентация жизненных целей» ДДГ; Дебрифинг критической ситуации.

Сформированной идентичности

От 21 до25 лет

Ориентация на поддержку и заботу мужа (жены) Ориентация на заботу об окружающих, недопущения замыкания в себе. Методика «Изменение отношения к объекту», Визуализация проблемы»

Взрослость

От 25 до 50 лет

Повысить ответственность за действия в ситуации, заботу о более младшем поколении, развивать чувство коллективизма. Методики гештальттерапии, «Линия времени» NLP.

Завершение жизненного пути

После 50-60 лет

Подчеркнуть жизненные достижения, проанализировать извлеченные уроки  из жизненных неудач, сформировать удовлетворение от пройденного пути.


 

 

Таким образом, при осуществлении  задач психологической помощи потерпевшим, психолог может с высокой степенью вероятности столкнуться с четырьмя видами изменений психологического статуса пострадавших.

 Первый вид, это приобретенные личностью в результате нарушений идентификации до событий данной чрезвычайной ситуации (если признаки проявления нарушений психологического статуса личности, проявляющиеся в ЧС, не соответствуют возрастной периодизации);

Второй вид – нарушения психического состояния, связанные с нарушением индентификации непосредственно в результате воздействия стресс – факторов чрезвычайной ситуации (если соответствует возраст потерпевшего наличию признаков возрастной периодизации); 

Третий вид - нарушения различного рода,  возникающие в результате психотравмы при воздействии стресс – факторов чрезвычайной ситуации, как результат дезадаптации личности,

Четвертый вид – пограничные состояния, свойственные личности до чрезвычайной ситуации (ЧС) и являющиеся его личностными специфическими особенностями.  

 

Таблица № 6.

Виды нарушений психологического статуса личности в экстемальной ситуации

 

Первый вид

Второй вид

Третий вид

Четвертый вид

Нарушение идентификации до ЧС

Нарушение идентификации во время  ЧС

Психотравма во время ЧС

Психологические отклонения личностного  плана до ЧС

Индивидуальный план коррекционно – реабилитационной работы

Экстренная психологическая помощь

Экстренная психологическая помощь

Индивидуальный план коррекционно – реабилитационной работы


 

Таблица № 7.

Возможные варианты психологических  проблем у лиц, в отношении которых было совершено преступление (определение возможных сочетаний проявляемых проблем)

 

 

 

Нарушение идентификации до ЧС

Нарушение идентификации во время  ЧС

Психотравма во время ЧС

Психологические отклонения личностного  плана до ЧС

Нарушение идентификации до ЧС

Да  

     

Нарушение идентификации до ЧС

 

Да

Да

Да

Нарушение идентификации до ЧС

 

Да

   

Нарушение идентификации до ЧС

   

Да

 

Нарушение идентификации до ЧС

     

Да

Нарушение идентификации во время ЧС

 

Да

   

Нарушение идентификации во время  ЧС

Да

 

Да

Да

Нарушение идентификации во время  ЧС

Да

     

Нарушение идентификации во время  ЧС

   

Да

 

Нарушение идентификации во время  ЧС

     

Да

Психотравма во время ЧС

   

Да

 

Психотравма во время ЧС

Да

Да

 

Да

Психотравма во время ЧС

Да

     

Психотравма во время ЧС

 

Да

   

Психотравма во время ЧС

     

Да

Психологические отклонения личностного  плана до ЧС

     

Да

Психологические отклонения личностного  плана до ЧС

Да

Да

Да

 

Психологические отклонения личностного плана до ЧС

Да

     

Психологические отклонения личностного  плана до ЧС

 

Да

   

Психологические отклонения личностного  плана до ЧС

   

Да

 

Информация о работе Оказание экстренной психологической помощи потерпевшим в результате совершенного преступления (чрезвычайной ситуации) с учетом нарушени