Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 01:18, доклад
Новизна нашего подхода заключается в разработке модели оказания экстренной психологической помощи пострадавшим в результате совершенного преступления. Учет возрастной динамики процесса идентификации при оказании психологической помощи пострадавшим повысит качество и быстроту оказания необходимой помощи.
Этот аспект отметили в своих исследованиях и работах Гуляев В.А. и Былим А.И.
,
Соответственно, целесообразно, опираясь на таблицу возрастной периодизации, на основе учета в процессе возрастных изменений идентификации личности формировать план индивидуального психокоррекционного воздействия, приводящий к успеху в оказании психологической помощи и активизирующий процесс саморегуляции, мотивации, направленный на адаптацию и самовосстановление непосредственно у человека, которому оказывается психологическая помощь.
Таблица № 2
Диагностические критерии нарушения у потерпевших в результате воздействия стресс – факторов чрезвычайной ситуации
Возраст постра-давшего в ЧС |
Норма |
Признаки нарушения нормы |
0 - 1 год - раннее младенчество |
-доверие к людям, к окружающему миру -взаимная любовь, связь ребенок - родитель -удовлетворение потребности в общении с родителями |
-недоверие к людям в результате лишения любви -эмоциональной изоляции ребенка -раннее отлучение от груди |
1-3 года - позднее младенчество (ранний возраст) социальное качество - воля |
|
-сомнения в себе -гипертрофированное чувство стыда |
3-5 лет - возраст игры |
-инициативность -активность, живое воображение -подражание взрослому -признаки полоролевого поведения |
-чувство вины -пассивность -отсутствие инициативы -отсутствие признаков полоролевого поведения |
5-11 лет среднее детство социальное качество- компетентность |
-стремление к достижению -трудолюбие -развитие познавательных и коммуникативных навыков |
-чувство собственной неполноценности -избегание сложных заданий, ситуаций соревнования -слаборазвитость познавательных и трудовых навыков -конформность |
11-20 лет половая зрелость, подростничество, юность социальное качество- верность |
-эгоидентичность (собственная уникальность) -жизненное самоопределение -поиск себя -формирование мировоззрения -половая поляризация в формах поведения |
-диффузия идентичности (не может найти себя, не знает чего хочет) -путаница ролей -смещение временных перспектив -смешение форм полоролевого поведения |
20-40 (45) лет ранняя взрослость социальное качество - любовь |
-интимность -стремление к контактам с людьми -желание и способность посвятить себя другим людям -рождение и воспитание детей |
-изоляция -избегание других людей (первичные симптомы в изменении психики человека - трудный характер, непредсказуемое поведение) |
40 (45) - 60 лет средняя взрослость социальное качество - забота |
-творчество (особенно в труде) -продуктивная и творческая работа над собой и другими |
-застой (особенно в труде) -эгоизм, эгоцентризм -непродуктивность в работе -ранняя инвалидность |
Таблица № 3
Таблица нарушений личностного и невротического характера
в ходе возрастных кризисов личности.
Сущность идентификации |
Возраст |
Процесс формирования |
Проявление Проблемы |
Инкорпоративная |
До 1 года |
Формирование базового доверия к миру |
Нарушения в ходе развития ребенка: становится невротическим, болезненным. Эта стадия характеризуется зависимостью от другого (других) |
Автономность |
От 1 года до 3 лет |
Формируется самостоятельность, автономность. |
Нарушения приводят к формированию неуверенности как личностной черты, нерешительности, мнительности, стыдливости. |
Локомоторно-генитальная |
От 3 до 5 лет |
Формируется инициативность, активность. |
Проблемы формируют чувство вины за свою активность в мире других людей. |
Научение и трудолюбие |
От 6 до 12 лет |
Формируется умелость, компетентность. |
При проблемах, формируется стойкое чувство неполноценности, сопровождающего человека всю жизнь. |
Формирование целостности, идентичности. |
От 12 до 20 лет |
Формируется место в социуме. |
При сложностях возникает первичная спутанность идентичности, несформированность принятия своего места в социуме. |
Сформированная идентичность |
От 21 до25 лет |
Выработка равновесия между близостью и изоляцией. |
Нарушения приводят к разнообразным расстройствам в сфере близости с другими. |
Взрослость |
От 25 до 50 лет |
Баланс между развитием и стагнацией |
Нарушения в этот период приводят к прекращению развития уникальности личности, остановке процесса индивидуализации, отсутствию самореализации в угоду «нормальности» среднего человека |
Завершение жизненного пути |
После 50-60 лет |
Итог развития идентичности |
Цельность, покой или отчаяние, страх |
Таблица № 4.
Комплексная программа содержания и направления психологической помощи при сопровождении потерпевших при расследовании преступлений
I. Этап диагностики в чрезвычайной ситуации.
Диагностические признаки психологических проблем у потерпевших в результате ЧС:
Недоверие к людям, эмоциональная изоляция. |
Если пострадавшему более 1 года, то эта психологическая проблема сформировалась до ЧС. Ее разрешение требуется включить в индивидуальную программу психологической поддержки, после завершения действий по ликвидации последствий ЧС. Если данный признак диагностируется у ребенка до года, то осуществляются действия, изложенные в таблице методик психологической помощи. |
Сомнения в себе Гипертрофированное чувство стыда |
Если пострадавшему более 3 лет, то эта психологическая проблема сформировалась до ЧС. Ее разрешение требуется включить в индивидуальную программу психологической поддержки, после завершения действий по ликвидации последствий ЧС. Если данный признак диагностируется у ребенка от 1 года до 3 лет, то осуществляются действия, изложенные в таблице методик психологической помощи. |
чувство вины пассивность отсутствие инициативы отсутствие признаков полоролевого поведения |
Если пострадавшему более 5 лет, то эта психологическая проблема сформировалась до ЧС. Ее разрешение требуется включить в индивидуальную программу психологической поддержки, после завершения действий по ликвидации последствий ЧС. Если данный признак диагностируется у ребенка от 3 до 5 лет, то осуществляются действия, изложенные в таблице методик психологической помощи. |
чувство собственной неполноценности избегание сложных заданий, ситуаций соревнования слаборазвитость познавательных и трудовых навыков конформность |
Если пострадавшему более 12 лет, то эта психологическая проблема сформировалась до ЧС. Ее разрешение требуется включить в индивидуальную программу психологической поддержки, после завершения действий по ликвидации последствий ЧС. Если данный признак диагностируется от 5 до 12 лет, то осуществляются действия, изложенные в таблице методик психологической помощи. |
диффузия идентичности (не может найти себя, не знает, чего хочет) путаница ролей смещение временных перспектив смешение форм полоролевого поведения |
Если пострадавшему более 20 лет, то эта психологическая проблема сформировалась до ЧС. Ее разрешение требуется включить в индивидуальную программу психологической поддержки, после завершения действий по ликвидации последствий ЧС. Если данный признак диагностируется от 12 до 20 лет, то осуществляются действия, изложенные в таблице методик психологической помощи. |
изоляция избегание других людей (первичные симптомы в изменении психики человека - трудный характер, непредсказуемое поведение) |
Если пострадавшему более 25 лет, то эта психологическая проблема сформировалась до ЧС. Ее разрешение требуется включить в индивидуальную программу психологической поддержки, после завершения действий по ликвидации последствий ЧС. Если данный признак диагностируется от 20 до 25 лет, то осуществляются действия, изложенные в таблице методик психологической помощи. |
застой (особенно в труде) эгоизм, эгоцентризм непродуктивность в работе ранняя инвалидность |
Если пострадавшему более 50 лет, то эта психологическая проблема сформировалась до ЧС. Ее разрешение требуется включить в индивидуальную программу психологической поддержки, после завершения действий по ликвидации последствий ЧС. Если данный признак диагностируется от 25 до 50 лет, то осуществляются действия, изложенные в таблице методик психологической помощи. |
Таблица № 5
Таблица методик психологической помощи в зависимости от нарушений идентификации личности в чрезвычайной ситуации.
Инкорпоративная |
До 1 года |
Рациональная психотерапия с матерью (с близкими людьми при ее гибели), направленная на усиление заботы о ребенке. Методики снятия страха, тревоги, напряжения с заботящихся о ребенке людей методами NLP, релаксационными техниками. |
Общее: психокоррекционные техники в зависимости от сущности и выраженности психологической проблемы (горе, депрессия, фобия и т.п.) |
Автономность |
От 1 года до 3 лет |
Поручить ребенку выполнение посильных для него задач. Таких как, «поцеловать маму и сказать чтобы она не боялась, что все будет хорошо» и т.п. | |
Локомоторно-генитальная |
От 3 до 5 лет |
Обеспечить активность ребенка, похвалить
за успехи и поведение, в котором
найти позитив | |
Научение и трудолюбие |
От 6 до 12 лет |
Стимулировать положительное самовосприятие среди сверстников. Поручить поддерживать сверстников, «потому что сам справился и способен помочь другим» | |
Формирование целостности, идентичности. |
От 12 до 20 лет |
Рациональная психотерапия, с обсуждением личностных достижений, повышением уверенности в себе, укрепление плана действий. Методика «Круги силы»; «Переориентация жизненных целей» ДДГ; Дебрифинг критической ситуации. | |
Сформированной идентичности |
От 21 до25 лет |
Ориентация на поддержку и заботу мужа (жены) Ориентация на заботу об окружающих, недопущения замыкания в себе. Методика «Изменение отношения к объекту», Визуализация проблемы» | |
Взрослость |
От 25 до 50 лет |
Повысить ответственность за действия в ситуации, заботу о более младшем поколении, развивать чувство коллективизма. Методики гештальттерапии, «Линия времени» NLP. | |
Завершение жизненного пути |
После 50-60 лет |
Подчеркнуть жизненные достижения, проанализировать извлеченные уроки из жизненных неудач, сформировать удовлетворение от пройденного пути. |
Таким образом, при осуществлении задач психологической помощи потерпевшим, психолог может с высокой степенью вероятности столкнуться с четырьмя видами изменений психологического статуса пострадавших.
Первый вид, это приобретенные личностью в результате нарушений идентификации до событий данной чрезвычайной ситуации (если признаки проявления нарушений психологического статуса личности, проявляющиеся в ЧС, не соответствуют возрастной периодизации);
Второй вид – нарушения психического состояния, связанные с нарушением индентификации непосредственно в результате воздействия стресс – факторов чрезвычайной ситуации (если соответствует возраст потерпевшего наличию признаков возрастной периодизации);
Третий вид - нарушения различного рода, возникающие в результате психотравмы при воздействии стресс – факторов чрезвычайной ситуации, как результат дезадаптации личности,
Четвертый вид – пограничные состояния, свойственные личности до чрезвычайной ситуации (ЧС) и являющиеся его личностными специфическими особенностями.
Таблица № 6.
Виды нарушений психологическог
Первый вид |
Второй вид |
Третий вид |
Четвертый вид |
Нарушение идентификации до ЧС |
Нарушение идентификации во время ЧС |
Психотравма во время ЧС |
Психологические отклонения личностного плана до ЧС |
Индивидуальный план коррекционно – реабилитационной работы |
Экстренная психологическая |
Экстренная психологическая |
Индивидуальный план коррекционно – реабилитационной работы |
Таблица № 7.
Возможные варианты психологических проблем у лиц, в отношении которых было совершено преступление (определение возможных сочетаний проявляемых проблем)
Нарушение идентификации до ЧС |
Нарушение идентификации во время ЧС |
Психотравма во время ЧС |
Психологические отклонения личностного плана до ЧС | |
Нарушение идентификации до ЧС |
Да |
|||
Нарушение идентификации до ЧС |
Да |
Да |
Да | |
Нарушение идентификации до ЧС |
Да |
|||
Нарушение идентификации до ЧС |
Да |
|||
Нарушение идентификации до ЧС |
Да | |||
Нарушение идентификации во время ЧС |
Да |
|||
Нарушение идентификации во время ЧС |
Да |
Да |
Да | |
Нарушение идентификации во время ЧС |
Да |
|||
Нарушение идентификации во время ЧС |
Да |
|||
Нарушение идентификации во время ЧС |
Да | |||
Психотравма во время ЧС |
Да |
|||
Психотравма во время ЧС |
Да |
Да |
Да | |
Психотравма во время ЧС |
Да |
|||
Психотравма во время ЧС |
Да |
|||
Психотравма во время ЧС |
Да | |||
Психологические отклонения личностного плана до ЧС |
Да | |||
Психологические отклонения личностного плана до ЧС |
Да |
Да |
Да |
|
Психологические отклонения личностного плана до ЧС |
Да |
|||
Психологические отклонения личностного плана до ЧС |
Да |
|||
Психологические отклонения личностного плана до ЧС |
Да |