Описание и анализ экспериментов в зоопсихологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 14:10, контрольная работа

Описание работы

Во время проведения экспериментов по изучению структуры поведения животного в первую очередь проводят качественную оценку его активности, анализируют как животное решает ту или иную задачу, одновременно оценивают и учитывают количественные показатели, характеризующие условия задачи и степень её сложности.
Реакции животных на одни и те же внешние стимулы могут быть весьма различными в разных жизненных ситуациях и функциональных сферах.
Конкретные методы зоопсихологических экспериментальных исследований отличаются большим разнообразием, хотя все они сводятся к постановке перед животным определенных задач.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………. 3
Метод «лабиринта»…………………………………………………………… 4
Метод "Дифференцировочной дрессировки"…………………… 5
Метод "проблемной клетки (ящика)"……………………………….. 6
Список литературы……………………………

Файлы: 1 файл

зоопсих самост..docx

— 45.35 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ «КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

 

Кафедра:

 

Психологии здоровья и коррекционной психологии




 

 

 

Тема: Описание и анализ экспериментов в зоопсихологии

 

 

 

 

 

                                                            Выполнил:студетка 1 курса

                                                                          факультета Клиническая                                                             

                                                                          психология Троицкая А.В.

                                                              Проверил: доцент, кандидат

                                                      психологических наук.

                                                                         Запесоцкая Ирина Владимировна  

 

                                     

 

 

 

                                   

                                                    

                                                  Курск  2013 г.

 

                                              СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………………. 3

  1. Метод «лабиринта»…………………………………………………………… 4
  2. Метод "Дифференцировочной дрессировки"…………………… 5
  3. Метод "проблемной клетки (ящика)"……………………………….. 6

Список  литературы…………………………………………………………………... 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                          

                                                                         Введение

 Основой психического отражения у животных является их поведение. Зоопсихологи, изучая психические процессы, прежде всего, оценивают общую приспособительную, предметную деятельность животных. Для того чтобы получить представление о тех или иных психических качествах и процессах у животных, зоопсихологи в своих исследованиях анализируют конкретные формы их двигательной активности, структуру действий и актов поведения, направленных на компоненты среды. Зоопсихологические методы предполагают целостный, аутэкологический и, для таксонов позвоночных животных и некоторых беспозвоночных, - синэкологический подход.

В последнее время, изучая млекопитающих, зоопсихологи стали учитывать влияние совокупной животной практики (практики популяции, стаи, семейной группы, коадаптивного комплекса видов) на формирование образа мира у животных.

Животные, как и люди, обладают групповым опытом. Групповой опыт животных включает не только научение, но и весь комплекс непосредственного  и опосредованного средой обитания воздействия группы на особь.

Важным моментом зоопсихологического  исследования является учет биологической  адекватности условий проведения опыта  и применяемой методики.

Перед началом экспериментов  целесообразно изучить нормальное поведение и реакции животных данного вида в естественных условиях. Это позволит судить о внешних  причинах психической деятельности и ее приспособительных функциях.

Во время проведения экспериментов  по изучению структуры поведения  животного в первую очередь проводят качественную оценку его активности, анализируют как животное решает ту или иную задачу, одновременно оценивают и учитывают количественные показатели, характеризующие условия задачи и степень её сложности.

Реакции животных на одни и те же внешние стимулы могут быть весьма различными в разных жизненных ситуациях и функциональных сферах.

Конкретные методы зоопсихологических экспериментальных исследований отличаются большим разнообразием, хотя все  они сводятся к постановке перед  животным определенных задач.

 

 

 

 

 

 

                                                      Метод «лабиринта»

В 1900 г. американский исследователь  животных Смолл создал один из знаменитых методов экспериментального исследования поведения животных — лабиринт.

Подопытному животному ставится задача нахождения пути к определенной, непосредственно не воспринимаемой им «цели», которой является чаще всего пищевая приманка, но может быть и убежище («дом») или другие благоприятные условия. При отклонении от правильного пути в отдельных случаях может применяться наказание животного. В простейшем виде лабиринт имеет вид Т-образного коридора или трубки. В этом случае при повороте в одну сторону животное получает награду, при повороте в другую его оставляют без награды или даже наказывают. Более сложные лабиринты слагаются из разных комбинаций Т-образных (или им подобных) элементов и тупиков, заход в которые расценивается как ошибки животного (рис, 1). Результаты прохождения животным лабиринта определяются, как правило, по скорости достижения «цели» и по количеству допущенных ошибок.

 

 

 

          Рис. 1. Лабиринты: а – план первого лабиринта, применявшегося в зоопсихологических исследованиях (лабиринт Смолла); б – лабиринт из «мостиков»

 

Данный  метод позволяет изучать  способности животных к научению, к выработке двигательных навыков, способности к пространственной ориентации. Так же можно выяснить роль кожно-мышечной и других форм чувствительности, памяти, способности к переносу двигательных навыков в новые условия, к формированию чувственных обобщений .

 

 

 

 

          Метод "Дифференцировочной дрессировки"

Дифференцировочная дрессировка направлена на выявление способности подопытного животного к различению одновременно или последовательно предъявляемых объектов и их признаков. Выбор животным одного из попарно (или в большем числе) предъявляемых объектов вознаграждается (положительная дрессировка), в других случаях одновременно с подкреплением правильного выбора наказывается неправильный (положительно-отрицательная дрессировка). Последовательно уменьшая различия между признаками объектов (например, их размеры), можно выявить пределы различения (дифференцировки). Таким образом, можно получить сведения, характеризующие, например, особенности зрения у изучаемого вида животных (его остроту, цветоощущение, восприятие величин и форм и т.п.).

Этим методом изучаются процессы формирования навыков (на различные сочетания раздражителей), память животных (путем проверки сохранения результатов дрессировки спустя определенный промежуток времени), способность к обобщению.

 

Рис. 3. а – аппарат Йеркса для изучения оптического различения у мелких животных; б – экспериментальное приспособление для изучения цветоразличения у рыб; прикорм находится только в кормушке определенного цвета (опыты Фишеля)

 

      

                          Метод "проблемной клетки (ящика)"

В 1917–1919 гг. Ладыгина-Котс изучала моторные навыки макака с помощью метода «проблемной клетки», т.е. экспериментальной установки, снабженной запирающими механизмами, которые животное должно было отомкнуть. Она воспользовалась «проблемной клеткой» с целью познания психики обезьяны, изучения ее двигательных и познавательных способностей. И поэтому в ходе эксперимента она следила не только за движением стрелки секундомера, но прежде всего за движениями рук подопытного животного, отдавая себе отчет в том, что именно эти движения непосредственно связаны с «душевной жизнью» обезьяны.

В экспериментах, когда используется данный метод, животному, чтобы получить подкрепления (корм или свободу), необходимо открыть (иногда в определенной последовательности) затворы на дверце клетки или крышке ящика. Этот метод позволяет исследовать  сложные формы научения и моторные элементы интеллектуального поведения  животных. Особенно продуктивно применение этого метода при изучении животных с развитыми хватательными конечностями (крысы, еноты, обезьяны). При постановке экспериментов для выявления  высших психических способностей животных, им обычно для решения задачи предоставляется возможность использовать различные орудия (палки, блоки и тому подобное). Используя этот метод, при постепенном усложнении задачи, в процессе экспериментов, можно получить ценные данные не только об эффекторных, но и сенсорных компонентах интеллекта животных.

Этот метод позволяет изучить способность животных к научению, их ориентировочно-исследовательскую деятельность, способности  к анализу и синтезу.

 

 

 

 

 

 

                              Список    литературы

  1. К.Э. Фабри « Основы зоопсихологии» М., 1976.   211с.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Описание и анализ экспериментов в зоопсихологии