Определение характера человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 04:32, контрольная работа

Описание работы

Выступая как прижизненное образование человека, характер определяется и формируется в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется Я, сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека, на основе его природных свойством в результате его деяний и поступков. Однако непосредственно формирование характера происходит в различных по уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и пр.).

Содержание работы

Определения “характер” и “структура личности”
· Строение характера
· Основной принцип классификации личностей
· Черты характера
· Характер и темперамент
· Классификация характера
· Заключение
· Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Психология.ю.docx

— 43.43 Кб (Скачать файл)

 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

МУРМАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Кафедра Истории и Социологии

 

 

Контрольная работа

 

По Психологии на тему:

Определение характера человека

 

 

 

 

 

Выполнил: Оборин  И. , студент группы МЭ-121

 

                                                         Проверила: канд. филос. наук, доцент Брик Л.В.

 

Мурманск

2013

План контрольной  работы

 

·     Определения  “характер” и “структура личности”

·     Строение характера

·     Основной принцип  классификации личностей

·     Черты характера

·     Характер и  темперамент

·     Классификация  характера

·     Заключение

·     Список использованной литературы

ОПРЕДЕЛЕНИЯ “ХАРАКТЕР” И “СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ”

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ - концепция  личности, обобщающая процессуально-иерархические подструктуры личности с субординацией низших подструктур высшим, включающая наложенные на них подструктуры способностей и характера.

В психологии понятие ХАРАКТЕР ( от греч. charakter -”печать”, “чеканка”),

означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности,

складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая

типичные для нее способы  поведения.

ХАРАКТЕР - качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно

взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах

деятельности свойства личности. Характер - “каркас”  и подструктура личности, наложенная на ее основные подструктуры.

Характерными можно считать  не все особенности человека, а  только существенные и устойчивые.

СТРОЕНИЕ ХАРАКТЕРА

     Выступая как прижизненное образование человека, характер)

определяется и формируется  в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется Я, сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека, на основе его природных свойством в результате его деяний и поступков. Однако непосредственно формирование характера происходит в различных по уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и пр.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует в своей среде, соответствующие черты характера будут развиваться у ее членов. Черты

характера также будут  зависеть от позиции индивида  в  группе, от того как  он интегрируется в ней. В коллективе как группе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера.

 

Этот процесс взаимный, и благодаря развитию личности, развивается и сам коллектив,

Содержание характера, отражающее общественные воздействия, влияния,

составляет жизненную  направленность личности, т.е. ее материальные и

духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность

личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной

активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для

него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его  поступков, цели его

действий,  которые он себе ставит.

Решающим для понимания  характера является взаимоотношение  между общественно и личностно значимым для человека каждом обществе имеются свои важнейшие и существенные, задачи. Именно на них формируется и проверяется характер людей.

Поэтому понятие «характер» относится в большей степи к отношению этих

объективно существующих задач. Поэму характер — это не просто любое,

проявление твердости, упорства и т.п. (формальное упорство может  быть просто упрямством), а направленность на общественно значимую деятельность. Именно направленность личности лежит в основе единства, цельности, силы характера.

Обладание целями жизни —  главное условие образования  характера.

Бесхарактерному человеку свойственно  отсутствие или разбросанность целей.

Однако характер и направленность личности — это не одной то же, добродушным и веселым может быть как порядочный, высоконравственный человек, так и человек с низкими, нечистоплотными помыслами. Направленность личности накладывает огромный отпечаток на все поведение человека. И хотя поведение определяется

не одним побуждением, а целостной системой отношений, в этой- системе всегда что-то выдвигается на первый план, доминируя в ней, придавая характеру человека своеобразный колорит.

В сформировавшемся характере  ведущим компонентом является система  убеждения.

Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет. Особенности характера тесно связаны с интересами человека при том условии,  что эти интересы устойчивые и глубокие. Поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности.,

личности человека. И, наоборот, глубина и содержательность  интересов

свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности. Сходство

интересов не предполагает аналогичных особенностей характера. Так, среди

рационализаторов можно  обнаружить людей веселых и грустных, скромных и навязчивых, эгоистов и альтруистов.

Показательными для понимания  характера могут быть также привязанности  и интересы человека, связанные с его досугом. Они раскрывают новые особенности, грани характера: например, Л.Н.Толстой увлекался игрой в шахматы, И.П.Павлов— городками, Д.И.Менделеев — чтением приключенческих романов. Доминируют ли у человека духовные и материальные потребности и интересы, определяют не

только помыслы и чувства личности, но и направленность его деятельности. Не менее важно и соответствие действий человека поставленным целям, так как личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Характер возможно понять только как определенное единство

направленности и образа действий.

Люди со сходной направленностью  могут идти совершенно разными путями к достижению целей и используя для этого свои, особенные, приемы и способы. Это несходство определяет и специфику характера личности. Черты характера, обладая определенной побуждающей силой, ярко проявляются в ситуации выбора действий или способов поведения. С такой точки зрения в качестве черты характера можно рассматривать степень выраженности у индивида мотивации достижения — его,  потребности в достижении успеха. В зависимости от этого для одних людей характерен выбор действий, обеспечивающих успех (проявление инициативы, соревновательной активности, стремление к риску и т.д.), в то время как для других более характерно стремление просто избегать неудач

(отклонение от риска  и ответственности, избегание  проявления активности,

инициативы и т.д.).

    

ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП  КЛАССИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТЕЙ

 

А.Ф. Лазурский (12.04.1874-12.03.1917)

Идеальной классификацией должна считаться такая, которая в каждом из своих типов давала бы не только субъективные особенности данного человека, но также его мировоззрение и социальную физиономию, поскольку они состоят в связи с его характером. Предлагаемая здесь попытка, нисколько не претендующая  на совершенство или законченность, является тем не менее шагом именно в этом направлении.

В основу классификации положен  принцип активного приспособления личности к окружающей среде, при этом понятие “Среды” берется в самом широком смысле этого слова, включая сюда, не только вещи, природу, людей и человеческие взаимоотношения, но также идеи, духовные блага, эстетические, моральные и религиозные ценности и т.п. Последовательное применение упомянутого основного принципа к психологии отдельных человеческих индивидуумов приводит к установлению двух важнейших подразделений: по психическому уровню - на три

последовательно повышающихся уровня и по психическому содержанию - на целый ряд различных типов и их разновидностей.

Такое двойственное деление  прямо и всецело вытекает из упомянутого выше

основного принципа, вполне соответствуя способам роста и духовного  развития каждой отдельной  человеческой личности. Приспособление человека к окружающей среде может быть более или менее полным, глубоким и всесторонним, причем степень и объем этого приспособления определяются с одной стороны,

благоприятными или неблагоприятными внешними условиями, а с другой ( и это самое важное)- тем прирожденным  запасом физических и духовных сил, который в общей совокупности носит название “степени одаренности”.  В то время как бедно одаренные индивидуумы обычно всецело подчиняются влияниям Среды, ограничиваясь, в лучшем случае, чисто пассивным приспособлением к ее условиям и требованиям, натуры богато одаренные стремятся, наоборот, активно воздействовать на окружающую  их жизнь, приспособляя и переделывая ее сообразно своим запросам и стремлениям; начиная, подобно более примитивным натурам, с подражания и пассивного приспособления, они затем, по мере своего духовного роста, превращаются постепенно в творцов и преобразователей жизни.

Если деление по психическим  уровням выражает собой степень  активности

приспособления личности  к окружающей среде ( или, на более высоких уровнях, степень приспособления Среды к собственным запросам и стремлениям личности), то не следует забывать и того, что само это приспособление может идти различными путями в зависимости от чисто качественных различий между отдельными человеческими индивидуумами.  Различия эти обуславливаются, прежде всего, тем, что ни одного человека нельзя встретить совершенно одинакового развития всех отдельных психических функций или способностей.

Само собой разумеется, что в зависимости от различий темперамента и характера крайне различны будут также и те пути и способы, какими человек воздействует на окружающую жизнь, стремясь так или иначе приспособиться к ней; и вот эти-то именно индивидуальные различия в реакции индивидуума на окружающую среду и лежат в основе того, что называют делением личностей по их психическому

содержанию.

    

    

ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА

 

Наиболее объективные  и неопровержимые данные о характере  человека дают не его паспортные данные, не черты внешнего облика, не его непроизвольные действия, а сознательное поведение. Именно по тому, не из возможных действий выбирает человек в той или иной ситуации, оценивается его характер. Характер человека достаточно многогранен. Это видно уже в процессе деятельности: один делает все быстро, другой медленно и основательно, тщательно обдумывает, действуя

наверняка, а третий сразу  же хватается за работу, не подумав, и только через

какой-то период времени, не решив проблему с наскока, осматривается  и

координирует свои действий с учетом обстоятельств. Эти особенности,

выделяемые в поведении человека, называют чертами, или сторонами, характера.

Любая черта есть некоторый  устойчивый  стереотип поведения.

Однако черты характера  не могут быть вырваны из типичных ситуаций, в которых они проявляются, в некоторых ситуациях даже вежливый человек может быть грубым.

Поэтому любая черта характера - это устойчивая форма поведения в связи с конкретными, типичными для данного вида поведения ситуациями.

По мнению Ю.М. Орлова, наряду с ситуациями, в которых обнаруживается

определенная черта человека, ее существенной характеристикой является

вероятность того, что данный вид поведения в данной ситуации состоится. О

какой-либо черте можно  говорить как об устойчивой характеристике человека, если вероятность ее проявления в определенной ситуации достаточно велика.

Однако вероятность означает, что эта черта проявляется  не всегда, в противном

случае речь бы шла просто о механическом поведении. Такое понимание черт характера очень напоминает проявление привычки человека: в определенных условиях действовать определенным образом. Черта характера включает в себя определенный способ мышления, понимания. В совершении характерного поступка включены волевые механизмы, задействованы чувства. Обуславливая поведение человека, черта характера в поведении и формируется. Формирование черт характера не может быть оторвано от формирования мотивов поведения. Мотивы поведения, реализуясь в действии, закрепляясь в нем, фиксируются в характере.

Каждый действенный мотив, который приобретает устойчивость, по мнению С.Л. Рубинштейна, - это в потенции будущая черта характера в ее происхождении и развитие, в мотивах черты  характера выступают впервые еще в виде тенденций, действие приводит их затем в устойчивые свойства. Путь к формированию черты характера лежит поэтому через формирование надлежащих мотивов поведения и организацию направленных на их закрепление поступков. Наиболее общие свойства характера располагаются по осям: сила - слабость; твердость - мягкость; цельность - противоречивость; широта - узость. Если под силой характера понимают ту энергию, с которой человек преследует поставленные цели, его способность страстно увлечься и развивать большое напряжение сил при встрече с трудностями, умение преодолевать их, то слабость

характера связывают с  проявлением малодушия, нерешительности, “астеничности”

в достижениях целей,  неустойчивости взглядов и т.д. Твердость  характера

Информация о работе Определение характера человека