Определения девиантного поведения в работах отечественных и зарубежных исследователей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 18:48, контрольная работа

Описание работы

Первым в России ввел в употребление термин «девиантное поведение», который в настоящее время употребляется наравне с термином «отклоняющееся поведение», Я.И. Гилинский. По его мнения девиантое поведение – это поведение, когда поступки или действия не соответствуют официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и правилам. Так что же представляет собой девиантое, отклоняющееся поведение?

Файлы: 1 файл

1 Определения девиантного поведения в работах отечественных и зарубежных исследователей.docx

— 24.41 Кб (Скачать файл)

1 Определения девиантного поведения в работах отечественных и зарубежных исследователей. 
Первым в России ввел в употребление термин «девиантное поведение», который в настоящее время употребляется наравне с термином «отклоняющееся поведение», Я.И. Гилинский. По его мнения девиантое поведение – это поведение, когда поступки или действия не соответствуют официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и правилам. Так что же представляет собой девиантое, отклоняющееся поведение? 
Девиация (от лат.deviatio - отклонение) является одной из сторон всеобщего понятия изменчивости, свойственной окружающему нас миру, с присущей ему пртиворечивостью процесса развития, постоянного стремлению к сохранению и изменению. Коллектив авторов во главе с акакдемиком В.Н. кудрявцевым рассматриваюь девиантное поведение как отклонение, отступление от существующих социальных норм, их нарушения, «ненормальное поведение» с точки зрения нормативно значимого фактора, утойчиво проявляющееся отклонение от социальных норм, как корыстный, агрессивной ориентации, так и социально пассивного типа. 
Точку зрения В.Н. Кудрявцева разделяет С.А.Беличева, которая рассматривает девиантное поведение как нарушение прцесса социализации детей, поведения, противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Девиантность – это проявление нарушенности социальной регуляции поведения, дефиктивности психологической саморегуляции. 
Ряд зарубежных исследователей исходит из «психолого- гозированных» определений понятия девиатного поведения и непосредственно не связывает его с влиянием социальных факторов. Напимер, американский социолог А. Коэн отклоняющимся поведением называет такое, которое «идет в разрез с инититуциональными ожиданиями », а английский ученый Д. Уолкс вообще считает, что «социальное отклонение это в значительной степени приписываемый статус». 
А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский дают следующие определения девиантному поведению : «отклоняющееся поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам». В происхождении отклоняющегося поведения особенно большую роль играют дефекты правового и нравтсвенного сознания, содержание потребностей личности, особенности характера, эмоционально – волевой сферы.  
Такие ученые, как К.А. Абульханова – Славская, Н.В. Васина, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенин, девиатное поведение понимают как отклоняющееся от установленных норм и стандартов отдельные поступки,входящие в противоречие с принятыми в обществе юридическими, социальными и маральными нормами, причем на денном уровне социального и развития последних. К наиболее выраженным проявлениям девиантного поведения можно отнести делинквентное (противоправное) поведение. 
Ю. А. Клейберг, один из известных современных девиантологов, добавляет : девиантое поведение это специфический способ изменения социальных норма и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним. 
Е. В. Змановская рассматривает девиантное поведение как устойчивое поведение личноти, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся её социальной дизадаптацией. 
Обобщая,можно сделать вывод, что девиантное поведения, по мнению большинства ученых,- это граница между нормой и патологией, крайний вариант нормы. Девиантность нельзя определить, не опираясь на знание норм. В медицине норма - это совершенно здоровый человек, девиацией здесь считается отклонение от принятых в данном обществе норм в межличностных взаимоотношениях: действий, поступков, контактов, совершаемых как в состоянии психического здоровья, так и в ситуациях проявления различных форм нервно – психической патологии, особенно пограничного уровня; в педагогике - успевающий по всем предметам ученик; в социальной жизни - отсутствие преступлений. Труднее всего определить «психологическую норму» как совокупность неких свойств, присущих большинству людей, своеобразный эталон поведения. Это - нормы-идеалы. Поскольку определение норм в разных социальных средах имеет существенные отличия, а нормы-идеалы, система основных ценностей носят общий характер, они трудно применимы к конкретным социальным объектам. 
1.2. Виды девиантного поведения. 
В различных научных публикациях дается обстоятельный анализ различных видов отклонений в поведении детей. В своей работе я остановлюсь на тех из них, которые на сегодняшний день в детской среде имеют тенденцию к приоритетной распространенности, а именно: употребление детьми наркотических веществ, детский алкоголизм и проституция, суицидальное поведение детей, и наиболее распространенный вид – агрессия. 
Агрессивное поведение младших школьников и причины его проявления. 
Слово «агрессия» происходит от лат. «aggredi», что означает «нападать». Оно издавно бытует в европейских языках, однако до начала 19в. Агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. В настоящее время под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей, причем в понятии «агрессия» объединяются различные по форме и результатам акты поведения – от таких, как злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, до бандитизма и убийств. Чаще всего под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушеня, т. е. действия, которые вредят другому лицу или объекту. 
Проявления агрессии весьма разнообразны. А. Басс и А. Дарки выделяют следующие формы проявления агрессивности и враждебности детей: 
?    физическая агрессия – использование физической силы; 
?    вербальная агрессия – выражение негативных чувств в виде ссоры, крика, визга, а так же угрозы, проклятия, ругани; 
?    косвенная агрессия – использование направленных против других лиц сплетен, шуток и проявления неупорядоченных взрывов ярости (крик, топанье ногами); 
?    негативизм – оппозиционная форма поведения, направленная против авторитарных и руководящих лиц (от пассивного сопротивления до активных действий); 
?    раздражение – склонность к вспыльчивости, резкости, грубости при малейшем возбуждении; 
?    подозрительность – склонность к недоверию и  осторожному отношению к людям из-за убеждения, что окружающие намерены причинить вред; 
?    обида – проявление зависти к окружающим, обусловленное чувством гнева, недовольства кем-то именно или всем миром за действительные или мнимые страдания; 
?    аутоагрессия, или чувство вины, - мысли и действия по отношению к себе как к человеку дурному, плохому, вредному, бессовестному, недостийному. 
В зависимости от цели агрессия выделяется: 
?    прямая – имеет целью причинение боли или повреждение другому человеку; 
?    косвенная – притеснение другого человека, желание вызвать у него испуг или страх. 
У детей в возрасте от 6 до 11 лет агрессивные акты представляют собой ответные реакции на нападение противоположной стороны. С возрастом происходит смена форм агрессии: частота простого физического нападения уменьшается за счет роста более социализированных форм, таких как оскорбление или соперничество. 
У младших школьников соотношения форм выражения агрессии противоположно: у мальчиков преобладает физическая агрессия, в то время как у девочек – вербальная. Позднее у мальчиков тенденция изменяется: вербальная агрессия становится доминирующей и, кроме того, они чаще прибегают к словесному способу выражения негативных чувств. 
Зарубежные исследователи отмечают, что с возрастом агрессивность детей приобретает все более выраженную окраску. 
Если в процессе развития ребенок не научается контролировать свои агрессивные импульсы, то в дальнейшем это грозит преимущественной ориентацией на сверстников в подростковом возрасте и склонностью к разгульному поведению в юношеском возрасте. 
Основной причиной агрессивного поведения, как и других видов девиантного поведения ребенка, является показатель его социальной дизадаптации. Социальная дизадаптация ребенка – это нарушение процесса социального развития, социализации индивида. Под «дизадаптацией » обозначается нарушенность, искаженность адаптации, а не её отсутсвие. 
Социальная дизадаптация ребенка может нарушиться, в первую очередь, в семье. Ведь именно в семье ребенок проходит первую социализацию. На примере взаимоотношений между членами семьи он учится взаимодействовать с другими людьми, обучается поведению и формам отношений, которые сохраняются у него в подростковом периоде и в зрелые годы. Реакции родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии, характер отношений с родными братьями и сестрами – вот факторы, которые могут предопределить агрессивное поведение ребенка в семье и вне её. 
В усвоении модели агрессивного поведения играет роль личностный пример. Постоянное наблюдение сцен насилия способствует постепенной утрате эмоциональной восприимчивости к агрессии и признакам чужой боли. Наблюдатель привыкает к насилию и его последствиям, изменяется его индивидуальный образ реальности, это означает, что люди, часто наблюдающие насилие, склонны ожидать и воспринимать окружающий мир как враждебно настроенный по отношению к ним.  
Дети усваивают различные модели поведения в ходе взаимодействия с другими детьми. Этот источник агрессии представляет для меня наибольший интерес, так как он связан с возрастными особенностями младших школьников. Агрессивность в детском возрасте связана с положением ребенка в детском коллективе. Агрессивных детей сверстники не любят и часто навешивают на них неприятные ярлыки.  
Межличностные отношения в младшем школьном возрасте имеют свои особенности. С приходом в школу отмечается уменьшение коллективных связей и взаимоотношений между детьми, по сравнению с подготовительной группой детского сада. Это объясняется новизной коллектива и новой для ребёнка учебной деятельностью. 
Постепенно в коллективе класса непосредственные связи и взаимоотношения начинают подкрепляться нравственной оценкой поведения каждого из ребят. Ученики все глубже осознают те или иные качества личности. 
Личные взаимоотношения уже в млдшем школьном возрасте являются основой тесных группировок, так называемых малых групп. Привлекают обычно веселые, живые и общительные ребята или спокойные, доброжелательные. Коллектив может положительно влиять на индивидуальное развитие личности только тогда, когда положение ребенка  в системе межличностных отношений благоприятно. 
Еще одна ситуация прикоторой возникает агрессия  - это ситуация, когда ребенок ощущает угрозу, исходящую из окружающего мира. Именно ощущение угрозы, по мнению Маслоу являются непосредственной причиной агрессии.


Информация о работе Определения девиантного поведения в работах отечественных и зарубежных исследователей