Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 18:48, контрольная работа
Первым в России ввел в употребление термин «девиантное поведение», который в настоящее время употребляется наравне с термином «отклоняющееся поведение», Я.И. Гилинский. По его мнения девиантое поведение – это поведение, когда поступки или действия не соответствуют официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и правилам. Так что же представляет собой девиантое, отклоняющееся поведение?
1 Определения девиантного
поведения в работах отечественных и зарубежных
исследователей.
Первым в России ввел в употребление
термин «девиантное поведение», который
в настоящее время употребляется наравне
с термином «отклоняющееся поведение»,
Я.И. Гилинский. По его мнения девиантое
поведение – это поведение, когда поступки
или действия не соответствуют официально
установленным или фактически сложившимся
в данном обществе нормам и правилам. Так
что же представляет собой девиантое,
отклоняющееся поведение?
Девиация (от лат.deviatio - отклонение)
является одной из сторон всеобщего понятия
изменчивости, свойственной окружающему
нас миру, с присущей ему пртиворечивостью
процесса развития, постоянного стремлению
к сохранению и изменению. Коллектив авторов
во главе с акакдемиком В.Н. кудрявцевым
рассматриваюь девиантное поведение как
отклонение, отступление от существующих
социальных норм, их нарушения, «ненормальное
поведение» с точки зрения нормативно
значимого фактора, утойчиво проявляющееся
отклонение от социальных норм, как корыстный,
агрессивной ориентации, так и социально
пассивного типа.
Точку зрения В.Н. Кудрявцева
разделяет С.А.Беличева, которая рассматривает
девиантное поведение как нарушение прцесса
социализации детей, поведения, противоречащее
принятым в обществе правовым или нравственным
нормам. Девиантность – это проявление
нарушенности социальной регуляции поведения,
дефиктивности психологической саморегуляции.
Ряд зарубежных исследователей
исходит из «психолого- гозированных»
определений понятия девиатного поведения
и непосредственно не связывает его с
влиянием социальных факторов. Напимер,
американский социолог А. Коэн отклоняющимся
поведением называет такое, которое «идет
в разрез с инититуциональными ожиданиями
», а английский ученый Д. Уолкс вообще
считает, что «социальное отклонение это
в значительной степени приписываемый
статус».
А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский
дают следующие определения девиантному
поведению : «отклоняющееся поведение
– система поступков или отдельные поступки,
противоречащие принятым в обществе правовым
или нравственным нормам». В происхождении
отклоняющегося поведения особенно большую
роль играют дефекты правового и нравтсвенного
сознания, содержание потребностей личности,
особенности характера, эмоционально
– волевой сферы.
Такие ученые, как К.А. Абульханова
– Славская, Н.В. Васина, Л.Г. Лаптева, В.А.
Сластенин, девиатное поведение понимают
как отклоняющееся от установленных норм
и стандартов отдельные поступки,входящие
в противоречие с принятыми в обществе
юридическими, социальными и маральными
нормами, причем на денном уровне социального
и развития последних. К наиболее выраженным
проявлениям девиантного поведения можно
отнести делинквентное (противоправное)
поведение.
Ю. А. Клейберг, один из известных
современных девиантологов, добавляет
: девиантое поведение это специфический
способ изменения социальных норма и ожиданий
посредством демонстрации ценностного
отношения к ним.
Е. В. Змановская рассматривает
девиантное поведение как устойчивое
поведение личноти, отклоняющееся от наиболее
важных социальных норм, причиняющее реальный
ущерб обществу или самой личности, а также
сопровождающееся её социальной дизадаптацией.
Обобщая,можно сделать вывод,
что девиантное поведения, по мнению большинства
ученых,- это граница между нормой и патологией,
крайний вариант нормы. Девиантность нельзя
определить, не опираясь на знание норм.
В медицине норма - это совершенно здоровый
человек, девиацией здесь считается отклонение
от принятых в данном обществе норм в межличностных
взаимоотношениях: действий, поступков,
контактов, совершаемых как в состоянии
психического здоровья, так и в ситуациях
проявления различных форм нервно – психической
патологии, особенно пограничного уровня;
в педагогике - успевающий по всем предметам
ученик; в социальной жизни - отсутствие
преступлений. Труднее всего определить
«психологическую норму» как совокупность
неких свойств, присущих большинству людей,
своеобразный эталон поведения. Это - нормы-идеалы.
Поскольку определение норм в разных социальных
средах имеет существенные отличия, а
нормы-идеалы, система основных ценностей
носят общий характер, они трудно применимы
к конкретным социальным объектам.
1.2. Виды девиантного поведения.
В различных научных публикациях
дается обстоятельный анализ различных
видов отклонений в поведении детей. В
своей работе я остановлюсь на тех из них,
которые на сегодняшний день в детской
среде имеют тенденцию к приоритетной
распространенности, а именно: употребление
детьми наркотических веществ, детский
алкоголизм и проституция, суицидальное
поведение детей, и наиболее распространенный
вид – агрессия.
Агрессивное поведение младших
школьников и причины его проявления.
Слово «агрессия» происходит
от лат. «aggredi», что означает «нападать».
Оно издавно бытует в европейских языках,
однако до начала 19в. Агрессивным считалось
любое активное поведение, как доброжелательное,
так и враждебное. В настоящее время под
агрессией стали понимать враждебное
поведение в отношении окружающих людей,
причем в понятии «агрессия» объединяются
различные по форме и результатам акты
поведения – от таких, как злые шутки,
сплетни, враждебные фантазии, до бандитизма
и убийств. Чаще всего под агрессией понимаются
акты враждебности, атаки, разрушеня, т.
е. действия, которые вредят другому лицу
или объекту.
Проявления агрессии весьма
разнообразны. А. Басс и А. Дарки выделяют
следующие формы проявления агрессивности
и враждебности детей:
? физическая агрессия – использование
физической силы;
? вербальная агрессия – выражение
негативных чувств в виде ссоры, крика,
визга, а так же угрозы, проклятия, ругани;
? косвенная агрессия – использование
направленных против других лиц сплетен,
шуток и проявления неупорядоченных взрывов
ярости (крик, топанье ногами);
? негативизм – оппозиционная
форма поведения, направленная против
авторитарных и руководящих лиц (от пассивного
сопротивления до активных действий);
? раздражение – склонность
к вспыльчивости, резкости, грубости при
малейшем возбуждении;
? подозрительность – склонность
к недоверию и осторожному отношению к
людям из-за убеждения, что окружающие
намерены причинить вред;
? обида – проявление зависти
к окружающим, обусловленное чувством
гнева, недовольства кем-то именно или
всем миром за действительные или мнимые
страдания;
? аутоагрессия, или чувство
вины, - мысли и действия по отношению к
себе как к человеку дурному, плохому,
вредному, бессовестному, недостийному.
В зависимости от цели агрессия
выделяется:
? прямая – имеет целью причинение
боли или повреждение другому человеку;
? косвенная – притеснение другого
человека, желание вызвать у него испуг
или страх.
У детей в возрасте от 6 до 11
лет агрессивные акты представляют собой
ответные реакции на нападение противоположной
стороны. С возрастом происходит смена
форм агрессии: частота простого физического
нападения уменьшается за счет роста более
социализированных форм, таких как оскорбление
или соперничество.
У младших школьников соотношения
форм выражения агрессии противоположно:
у мальчиков преобладает физическая агрессия,
в то время как у девочек – вербальная.
Позднее у мальчиков тенденция изменяется:
вербальная агрессия становится доминирующей
и, кроме того, они чаще прибегают к словесному
способу выражения негативных чувств.
Зарубежные исследователи отмечают,
что с возрастом агрессивность детей приобретает
все более выраженную окраску.
Если в процессе развития ребенок
не научается контролировать свои агрессивные
импульсы, то в дальнейшем это грозит преимущественной
ориентацией на сверстников в подростковом
возрасте и склонностью к разгульному
поведению в юношеском возрасте.
Основной причиной агрессивного
поведения, как и других видов девиантного
поведения ребенка, является показатель
его социальной дизадаптации. Социальная
дизадаптация ребенка – это нарушение
процесса социального развития, социализации
индивида. Под «дизадаптацией » обозначается
нарушенность, искаженность адаптации,
а не её отсутсвие.
Социальная дизадаптация ребенка
может нарушиться, в первую очередь, в
семье. Ведь именно в семье ребенок проходит
первую социализацию. На примере взаимоотношений
между членами семьи он учится взаимодействовать
с другими людьми, обучается поведению
и формам отношений, которые сохраняются
у него в подростковом периоде и в зрелые
годы. Реакции родителей на неправильное
поведение ребенка, характер отношений
между родителями и детьми, уровень семейной
гармонии или дисгармонии, характер отношений
с родными братьями и сестрами – вот факторы,
которые могут предопределить агрессивное
поведение ребенка в семье и вне её.
В усвоении модели агрессивного
поведения играет роль личностный пример.
Постоянное наблюдение сцен насилия способствует
постепенной утрате эмоциональной восприимчивости
к агрессии и признакам чужой боли. Наблюдатель
привыкает к насилию и его последствиям,
изменяется его индивидуальный образ
реальности, это означает, что люди, часто
наблюдающие насилие, склонны ожидать
и воспринимать окружающий мир как враждебно
настроенный по отношению к ним.
Дети усваивают различные модели
поведения в ходе взаимодействия с другими
детьми. Этот источник агрессии представляет
для меня наибольший интерес, так как он
связан с возрастными особенностями младших
школьников. Агрессивность в детском возрасте
связана с положением ребенка в детском
коллективе. Агрессивных детей сверстники
не любят и часто навешивают на них неприятные
ярлыки.
Межличностные отношения в
младшем школьном возрасте имеют свои
особенности. С приходом в школу отмечается
уменьшение коллективных связей и взаимоотношений
между детьми, по сравнению с подготовительной
группой детского сада. Это объясняется
новизной коллектива и новой для ребёнка
учебной деятельностью.
Постепенно в коллективе класса
непосредственные связи и взаимоотношения
начинают подкрепляться нравственной
оценкой поведения каждого из ребят. Ученики
все глубже осознают те или иные качества
личности.
Личные взаимоотношения уже
в млдшем школьном возрасте являются основой
тесных группировок, так называемых малых
групп. Привлекают обычно веселые, живые
и общительные ребята или спокойные, доброжелательные.
Коллектив может положительно влиять
на индивидуальное развитие личности
только тогда, когда положение ребенка
в системе межличностных отношений благоприятно.
Еще одна ситуация прикоторой
возникает агрессия - это ситуация, когда
ребенок ощущает угрозу, исходящую из
окружающего мира. Именно ощущение угрозы,
по мнению Маслоу являются непосредственной
причиной агрессии.