Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 00:42, доклад
Оптические иллюзии - это оптический обман нашего мозга. Глаз видит, что нарисован один объект, однако мозг понимает этот объект по-своему. Когда глаз получает картинку - включается большое количество процессов в нашем мозге. Мы начинаем анализировать этот процесс, как компьютер. Начинается анализ расположения основных граней и углов, структура цвета или позиция источников света. И во многих случаях этот анализ бессознательно является неточным - проходит коррекция зрительных образов.
Оптические иллюзии - это оптический обман нашего мозга. Глаз видит, что нарисован один объект, однако мозг понимает этот объект по-своему. Когда глаз получает картинку - включается большое количество процессов в нашем мозге. Мы начинаем анализировать этот процесс, как компьютер. Начинается анализ расположения основных граней и углов, структура цвета или позиция источников света. И во многих случаях этот анализ бессознательно является неточным - проходит коррекция зрительных образов.
Иллюзии часто приводят к совершенно неверным количественным оценкам реальных геометрических величин. Оказывается, что можно ошибиться на 25% и больше, если глазомерные оценки не проверить линейкой. Глазомерные оценки геометрических реальных величин очень сильно зависят от характера фона изображения. Это относится к длинам (иллюзия Понцо), площадям, радиусам кривизны. Можно показать также, что сказанное справедливо и в отношении углов, форм и так далее.
Восприятие размера: иллюзия кинескопа. По теории относительного размера воспринимаемый размер зависит не только от размера на сетчатке, но и от размеров остальных объектов в поле зрения, которые мы наблюдаем одновременно.
Некоторые оптические иллюзии изучались в рамках гештальтпсихологии. Гештальтпсихология возникла из исследований восприятия. В центре её внимания — характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое. Например, при восприятии букв с «дырами» (недостающими частями) сознание стремится восполнить пробел, и мы узнаём целую букву. Гештальтам присущи собственные характеристики и законы, в частности, «закон группировки», «закон отношения» (фигура/фон).
Рисунок иллюстрирует эффект стремления к замкнутому контуру: фигура на верхнем рисунке воспринимается как куб, а на нижнем лишь как набор отдельных кусков.
Принципы гештальта:
Константы восприятия.
Константность размера: воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза. Восприятие простых вещей может показаться естественным или врожденным. Однако в большинстве случаев оно формируется через собственный опыт. Так в 1961 году Колин Тернбулл отвез пигмея, жившего в густых африканских джунглях, в бескрайнюю африканскую саванну. Пигмей, никогда не видевший объектов на большом расстоянии, воспринимал стада буйволов как скопища насекомых, пока его не подвезли поближе к животным.
Константность формы: заключается
в том, что воспринимаемая форма
объекта постоянна при
Константность яркости: воспринимаемая
яркость объекта постоянна при
изменяющихся условиях освещения. Естественно,
при условии одинакового
Фигура и фон. Простейшее формирование восприятия заключается в разделении зрительных ощущений на объект — фигуру, расположенный на фоне. Выделение фигуры из фона и удержание объекта восприятия включает психофизиологические механизмы. Клетки головного мозга, получающие визуальную информацию, при взгляде на фигуру реагируют более активно, чем при взгляде на фон. Фигура всегда выдвинута вперед, фон — отодвинут назад, фигура богаче фона содержанием, ярче фона. И мыслит человек о фигуре, а не о фоне. Однако их роль и место в восприятии определяется личностными, социальными факторами. Поэтому становится возможным явление обратимой фигуры, когда, например, при длительном восприятии, фигура и фон меняются местами.
Сушествуют и другие типы иллюзий. Иллюзии восприятия глубины - неадекватное восприятие элемента и его свойств. В настоящее время наиболее изученными являются иллюзорные эффекты, которые образуются при зрительном восприятии двумерных контурных изображений. Мозг бессознательно видит рисунки только одинвыпуклые(одинвгибающие). Восприятие зависит от направления внешнего (реального или позразумеваемого) освещения.
Невозможные фигуры. Наиболее известны невозможные фигуры в работах художника Мориса Эшера. При рассматривании таких рисунков каждая отдельная деталь кажется вполне правдоподобной, однако при попытке проследить линию, оказывается, что эта линия уже, например, не внешний угол стены, а внутренний. Известны также фигуры Пенроуза, Рутерсварда, модели Эймса и др.