Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2015 в 21:16, курсовая работа
Актуальность темы обусловлена наличием в информационном (постиндустриальном) обществе действия разных стрессогенных факторов - социальных, психологических, физических, экологических, информационных, что приводит к резкому увеличению числа психических и психосоматических заболеваний, снижению адаптивных функций человека. Особый аспект в исследуемой проблеме приобретает интеллектуальная деятельность и развитие стрессовых состояний.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме
стресса и стрессоустойчивости………………………………………………...5
1.1. Понятие стресса и стрессоустойчивости…………………………………...5
1.2. Взаимосвязь стресса и физиологических свойств организма…………….7
1.3.Обзор работ ученых, рассматривающих проблему стресса и
стрессоустойчивости……………………………………………………………...9
Глава 2. Опытно – исследовательская работа по проблеме стресса
и стрессоустойчивости………………………………………………………...13
1.1. Результаты исследования стресса………………………………………....13
1.2. Рекомендации по проблеме стресса и стрессоустойчивости…………….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....18
Список использованной литературы………………………………………..19
13) Вы постоянно чувствуете себя уставшим, не можете отключиться от переживаний?
14) После продолжительного сна вы чувствуете себя не важно?
15) У вас бывают боли в спине и шее?
16) Вам кажется, что у вас не в порядке сердце?
17) Вы часто барабаните пальцами по столу, а когда сидите – покачиваете ногой?
18) Вы мечтаете о признании, хотите, чтобы вас хвалили за то, что вы делаете?
19) Вы считаете себя во многом лучше других, хотя этого никто не признает?
20) Вы не соблюдаете диету, ваш пищевой рацион крайне не постоянен?
Критерии оценки: а) - 1 балл; б) - 2; в) - 3; г) - 4.
Теперь необходимо подсчитать набранные баллы и оценить состояние каждого испытуемого.
Если у вас до 30 баллов, то это может означать, что вы живете спокойно и размерено, разумно и прагматично, успевая справляться с проблемами, которые возникают. Вы не страдаете ни от ложного честолюбия, ни от чрезмерной скромности. Было бы неплохо проверить ваш ответы с человеком, который вас хорошо знает - люди с такой маленькой суммой баллов, скорее всего, видят себя в розовом цвете.
Если вы набрали от 31 до 46 баллов, то ваша жизнь, наверняка, наполнена деятельностью и напряжением. Порой вы страдаете от стрессов (в первую очередь из-за стремления чего-то ещё достичь). По всей видимости, вы не измените своего образа жизни, но попробуйте оставить немного времени и для себя, для укрепления своей психологической защиты.
Если вы набрали от 47 до 60 баллов, то это может означать, что ваша жизнь – это беспристрастная борьба. Вы честолюбивы и мечтаете о солидной карьере. Для вас мнение других чрезвычайно важно, и это держит вас в постоянном напряжении. Если вы будете продолжать в том же духе, то многого можете добиться, но вряд ли вам это доставит радость, постарайтесь избегать лишних споров, усмиряйте свой гнев, вызванный мелочами, не пытайтесь добиваться максимального результата.
Если вы набрали от 61 балла и более, то вы, похоже, живете как водитель машины, который одновременно жмет на газ и на тормоза. Поменяйте образ жизни. Стрессы, которым вы весьма подвержены, угрожают вашему здоровью, всему вашему будущему. Возможно, вам уже пора обращаться за лечебной помощью к соответствующим специалистам.
В нашем эксперименте участвовало 20 человек в возрасте от 19 до 22 лет.
Согласно проведённому эксперименту мы выявили, что 17 человек из 20 набрали от 31 до 46 баллов, и только 3 человека от 46 до 60 баллов. Крайние позиции данного теста затронуты не были, следовательно, опрашиваемые люди хотя бы раз в жизни испытывали стресс, но данное переживание не достигло болезненного уровня.
Среди испытуемых самое большое количество баллов набрал Никита (22 года) - 52 балла, а самое маленькое количество - Маша (19 лет) - 34 балла.
Несколько испытуемых набрало одинаковое количество баллов, из них 4 человека 44 балла, 2 человека 46 баллов и ещё 2 человека 43 баллов.
2.2. Рекомендации по проблеме стресса и стрессоустойчивости
Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Учёные не перестают разрабатывать системы и методы, помогающие современному «цивилизованному» человеку не попасть в «стрессорный плен».
Чтобы эффективно справляться со стрессом, необходимо в известной мере усовершенствовать наши психические процессы мышления. Все мы видим мир по-разному, каждый из нас реагирует на окружающую Действительность уникальным образом. Как уже было сказано выше, стрессы для каждого из нас - не одно и то же.
Уровень стресса можно снизить с помощью внутренних механизмов, создающих и удерживающих в нашем сознании ощущения стресса. Если мы страдаем от вспышек гнева, колебаний настроения, подавленности и самоуничтожения, то вполне уместно проверить, в чём причина наших страданий. Психологи установили, что наше восприятие самих себя и окружающего мира зависит от наших внутренних состояний, возникающих раньше, чем мы успеваем понять то, что мы чувствуем.
Исследуя эти процессы и состояния, мы убеждаемся в том, что они сменяют друг друга в следующем порядке:
1) восприятие (через зрение и слух) событий или ситуаций;
2) интерпретация событий или ситуаций;
3) обдумывание событий или ситуаций в соответствии с нашим представлении о том, какими «должны быть» мы и мир, окружающий нас;
4) эмоциональная реакция на события или ситуации;
5) действия, предпринимаемые в ответ на наши мысли и чувства, вызванные этими событиями или ситуацией [11, c. 126].
Прежде всего, следует рассказать о тех болезненных проявлениях, которые свидетельствуют о запредельном «запороговом» воздействии стрессов на организм человека, на его нервную систему и психику.
Здесь необходимо обратить особое внимание: любой из перечисленных ниже симптомов может указывать на то, что стрессорные воздействия оказали на вас болезнетворное воздействие и что вам, возможно, уже пора обращаться за помощью к врачам (особенно, в тех случаях, когда сами вы не умеете справиться с результатами стрессорных воздействий). Вот эти болезненные проявления:
1. приступы головокружений, потемнения в глазах вплоть до полного нарушения сознания;
2. повышенная потливость ладоней;
3. пароксизмы (приступы) учащенных сердцебиений или «замираний» сердца;
4. «блуждающие» боли в шее и спине;
5. постоянные или приступообразные головные боли без значительного изменения артериального давления;
6. дрожь в руках;
7. нестабильность артериального давления;
8. непреодолимое внутреннее беспокойство;
9. чувство постоянного напряжения;
10. сонливость днем [10, c. 22].
Многие ученые, как уже говорилось выше, разрабатывали рекомендации для профилактики появления стрессов. Вот что, к примеру, рекомендуют австралийские специалисты:
1. Полдня в неделю нужно проводить так, как вам нравится.
2. Не реже одного раза
в день говорите самому
3. Два или три раза
в неделю давайте себе
4. Пейте побольше воды. Для того, чтобы поддержать тело в хорошей форме, следует выпивать только одной воды не менее 1 - 1,5 литра в день.
5. По меньшей мере, раз в неделю занимайтесь тем, что вам вроде бы «вредно» (можно, например, чуть-чуть нарушить диету, на которой вы сидите, побалуйте себя сладеньким).
6. Не позволяйте расхищать
свою жизнь. Будет лучше, если
некоторые письма останутся
7. Видите дневник, заполняя его интимными подробностями или мелкими событиями дня. Дневник должен помогать вам эффективно планировать свою жизнь и избегать неожиданных неприятностей.
8. Когда вы подавлены или рассержены, занимайтесь интенсивной физической работой: вскопайте огород, раскидайте сугробы, переставьте мебель. Можно отправится загород, и покричать там. Подобные неадекватные поступки неплохо защищают человека от стрессов.
9. Съедайте хотя бы по одному банану в день. В них практически все витамины, много микроэлементов, к тому же они обладают высочайшей энергетической емкостью.
10. Купите (если у вас
еще нет такого) телефонный аппарат
с записывающим устройством
Целесообразно пользоваться помощью других людей. Они могут ободрять нас, призывать к порядку и даже делить с нами радость по поводу наших успехов. Обратная связь с другими людьми важна, потому что, распоряжаясь своими собственными жизнями в зрелом возрасте, мы помним: от нас зависит скорость выполнения дел, мы устанавливаем свои стандарты, и это хорошо, когда в твоих делах тебе помогают. Здесь провалов не бывает. Верно, говориться, что на ошибках учатся. И при каждой неудаче уместно и полезно спрашивать себя: почему я не достиг своей цели? Какое препятствие помешало мне? Как мне двигаться вперед дальше? Как далеко я уже успел продвинуться? Нам необходимо фиксировать свои достижения и успехи [11, c. 154].
Заключение
В нашей работе мы рассмотрели проблему стресса и стрессоустойчивости. Выяснили, что стресс - это часть нашей жизни, с ним надо уметь справляться, но не избегать его. Здравый смысл и житейские наблюдения также подтверждают, что постоянный «уход» от стресса - это не выход, не панацея от болезней. Каждый без труда вспомнит среди своих знакомых тех, кто сохраняет хорошее здоровье, жизнерадостность и отзывчивость, несмотря на беспрерывные, многочисленные стрессы. А другие - болезненны и недоверчивы, хотя стрессов избегают и живут вроде бы без напряжения.
Необходимо помнить, что стресс может «повредить» не только психическое здоровье человека, но и физическую сторону нашего организма. Кстати, уже упоминавшийся Селье выдвинул весьма интересную гипотезу о том, что старение - итог всех стрессов, которым подвергался организм в течение своей жизни.
Говоря о стрессе необходимо напомнить, что одним из его факторов является эмоциональная напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной системы человека.
Подводя итог можно напомнить основные черты психического стресса:
1) стресс - состояние организма, его возникновение предполагает взаимодействие между организмом и средой;
2) стресс - более напряженное состояние, чем обычное мотивационное; оно требует для своего возникновения восприятия угрозы;
3) явления стресса имеют
место тогда, когда нормальная
адаптивная реакция
Итак, стресс - целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение полезного результата.
Данное определение стресса не только отвечает принципу системности, но и акцентирует внимание на человеке как личности.
Список использованной литературы:
1. Аболин Л.М. Психические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань: изд-во КазГУ, 1987.
2.Варданян Б.Х. Механизмы саморегуляции эмоциональной устойчивости // Категории, принципы и методы психологии. Психологические процессы. – М.: 1983.
3.Василюк Ф.Е. Психология переживания. – М., 1984.
4.Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. – М.: Радикс, 1995.
5.Левитов Н.Д. Проблема психических состояний // Вопросы психологии. 1955.
6.Мильман В.Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности // Стресс и тревога в спорте. – М.: ФиС, 1983.
7. Психические состояния./ Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. –СПб.: Питер, 2000.
8.Рогов Е.И. Эмоции и воля. – М.: Гуманит. изд. Центр
9. Рутман Э.М. Надо ли убегать от стресса? – М.: Физкультура и спорт, 1990.
10.Тарасов Е.А. Как победить стресс. – М.: Айрис-пресс, 2002.
11.Управляем стрессом. – «Книги «Искателя», 2002.
Информация о работе Опытно – исследовательская работа по проблеме стресса и стрессоустойчивости