Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 18:00, реферат
Агрессивные дети часто подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, наоборот, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те в свою очередь, боятся их.
Слово “агрессия” произошло от латинского “agressio”, что означает “нападение”, “приступ”. В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина: “Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)”.
Почти в каждом коллективе детей, встречается хотя бы один с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных, обзывает их, намеренно употребляет грубые выражения, т.е. становится “грозой” всего коллектива. Этого ершистого, драчливого, грубого ребёнка трудно принять таким, какой он есть, а ещё труднее понять.
Однако, агрессивный ребёнок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому, что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.
Агрессивный ребёнок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребёнка уверенность, что его не любят.
“Как стать любимым и нужным” – неразрешимая проблема, стоящая перед ребёнком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребёнку, но как сделать лучше – он не знает.
Вот как описывает известный детский психолог Н.Л. Кряжева поведение этих детей:
“Агрессивный ребёнок, используя любую возможность, стремится разозлить маму, учителя, сверстников; он не успокоится до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку”.
Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребёнок и почему он ведёт себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых – наказание.
В действительности, это порой лишь отчаянная попытка завоевать своё “место под солнцем”.
Ребенок не имеет представление, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя.
Агрессивные дети часто подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, наоборот, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те в свою очередь, боятся их.
Причина |
Методы коррекции |
1. Недостаток двигательной активности, физической нагрузки |
Подвижные игры, спортивные эстафеты, «минутки радости между занятиями» |
2. Дефицит родительского
внимания, неудовлетворенная потребность
в родительской любви и |
Беседа с родителями, наблюдение за поведением ребенка, совместное включение в сюжетно-ролевые игры, налаживание эмоционального контакта с ребенком |
3. Повышенная тревожность (комплекс несоответствия) |
Игры и занятия на снижение тревожности и формирования адекватной самооценки |
4. Усвоение эталонов агрессивного поведения в семье |
Беседа с родителями, направление к психологу |
5. Косвенно стимулируемая агрессивность (СМИ, игрушки) |
Препятствовать появлению в группе таких игрушек или направлять их агрессивный потенциал в положительное русло: - проигрывать и оговаривать сюжеты положительных мультфильмов и сказок — ненавязчивые разъяснения поступков действующих лиц давать варианты и образцы миролюбивых способов общения — обсуждать книги, предусмотренные программой — перевод драк в конструктивное русло: игры в пиратов, похитителей сокровищ |
6. Низкий уровень
развития игровых и |
- подвижные, сюжетно-ролевые
игры, игры на понимание |
2.Диагностические методики , направленные на выявление агрессивности у детей дошкольного возраста.
Признаки проявления агрессивности у ребенка |
Как проявляется агрессивность |
Как часто наблюдается |
вегетативные признаки |
- краснеет (бледнеет) в состоянии раздражения, гнева |
0 1 2 3 4 |
- облизывает губы в состоянии раздражения, гнева |
0 1 2 3 4 | |
внешние проявления агрессивности |
- кусает губы в состоянии раздражения |
0 1 2 3 4 |
- сжимает кулаки в состоянии раздражения, гнева |
0 1 2 3 4 | |
- сжимает губы, кулаки, когда обижают |
0 1 2 3 4 | |
- тревожное напряжение разрешается гневом |
0 1 2 3 4 | |
длительность агрессии |
- после агрессивной реакции не успокаивается в течение 15 мин. |
0 1 2 3 4 |
- после агрессивной реакции не успокаивается в течение 30 мин. |
0 1 2 3 4 | |
чувствительность к помощи взрослого |
- помощь взрослого не помогает ребенку овладевать собственной агрессией |
0 1 2 3 4 |
- помощь взрослого не помогает ребенку успокоиться |
0 1 2 3 4 | |
- замечания в словесной форме не тормозят проявления вербальной агрессии |
0 1 2 3 4 | |
- замечания в словесной форме не тормозят проявления физической агрессии |
0 1 2 3 4 | |
- чувство неприязни к другим не корректируется извне |
0 1 2 3 4 | |
особенности отношения к собственной агрессии |
- ребенок говорит, что
поступил "плохо", но все равно
продолжает вести себя |
0 1 2 3 4 |
- ребенок не воспринимает
собственные агрессивные |
0 1 2 3 4 | |
недостаточность в проявлении гуманных чувств |
- стремится делать назло другим |
0 1 2 3 4 |
- проявляет безразличие к страданиям других |
0 1 2 3 4 | |
- стремится причинить другому страдание |
0 1 2 3 4 | |
- у ребенка не возникает
чувства вины после |
0 1 2 3 4 | |
реакция на новизну |
- новизна (непривычность обстановки) не тормозит проявления агрессивности |
0 1 2 3 4 |
- в новой, незнакомой обстановке проявляет агрессивные реакции |
0 1 2 3 4 | |
реакция на ограничение |
- при попытке удержать в состоянии гнева яростно сопротивляется |
0 1 2 3 4 |
реактивность |
- проявляет агрессивные реакции первым |
0 1 2 3 4 |
- первым отнимает игровой предмет, игрушку у другого ребенка |
0 1 2 3 4 | |
- проявляет агрессивные
реакции на агрессивные |
0 1 2 3 4 | |
- толкается, когда обижают |
0 1 2 3 4 | |
- бъет других детей, если ребенка случайно толкнули |
0 1 2 3 4 | |
чувствительность к присутствию Других |
- ситуация совместной деятельности провоцирует агрессивное поведение у ребенка |
0 1 2 3 4 |
- присутствие других (детей, взрослых) провоцирует агрессивность у ребенка |
0 1 2 3 4 | |
- щиплется на глазах у всех |
0 1 2 3 4 | |
- толкает сверстника на глазах у всех |
0 1 2 3 4 | |
физическая агрессия, направленная на предмет |
- ломает постройку на глазах у всех - ребенок бросает предмет об стенку |
0 1 2 3 4 |
- ребенок стремится разорвать игровую предметную карточку, книжку |
0 1 2 3 4 | |
- ребенок стремится бросить
мяч в другого человека |
0 1 2 3 4 | |
- отрывает кукле руки, ноги |
0 1 2 3 4 | |
агрессия, направленная на сверстников |
- толкает других детей в состоянии раздражения |
0 1 2 3 4 |
- походя, мимоходом ударяет встречных |
0 1 2 3 4 | |
- бьет других детей в состоянии раздражения |
0 1 2 3 4 | |
- ударяет детей и внезапно успокаивается |
0 1 2 3 4 | |
- стремится ткнуть в глаз (пальцем, предметом) |
0 1 2 3 4 | |
- кусает других детей в состоянии раздражения |
0 1 2 3 4 | |
агрессия, направленная на себя |
- просит себя стукнуть еще раз |
0 1 2 3 4 |
- берет на себя вину за других |
0 1 2 3 4 | |
- рвет на себе волосы |
0 1 2 3 4 | |
- щиплет себя в состоянии раздражения |
0 1 2 3 4 | |
- кусает себя в состоянии раздражения |
0 1 2 3 4 | |
агрессия, направленная на взрослого |
- бьет родителей по руке за то, что они не дают разбрасывать игрушки |
0 1 2 3 4 |
- бьет чужого взрослого по руке за то, что он не дает разбрасывать игрушки и т.п. |
0 1 2 3 4 | |
- тянет взрослого за волосы только при нарастании утомления или пресыщения |
0 1 2 3 4 | |
- в состоянии пониженного
настроения бьет чужого |
0 1 2 3 4 | |
- в состоянии пониженного
настроения бьет родителя |
0 1 2 3 4 | |
- царапает взрослого |
0 1 2 3 4 | |
- беспричинное |
0 1 2 3 4 | |
- больно бьет ногой бабушку |
0 1 2 3 4 | |
вербальная (словесная) агрессия |
- говорит обидные, грубые слова детям |
0 1 2 3 4 |
- говорит обидные слова взрослым |
0 1 2 3 4 | |
- говорит нецензурные слова детям |
0 1 2 3 4 | |
- говорит нецензурные слова взрослым |
0 1 2 3 4 | |
агрессивность в виде угрозы |
- замахивается, но не ударяет другого |
0 1 2 3 4 |
- пугает другого |
0 1 2 3 4 | |
агрессия направленная на животных |
- щиплет кошку |
0 1 2 3 4 |
- специально наступает на лапы собаке |
0 1 2 3 4 | |
- отрывает крылышки насекомым |
0 1 2 3 4 | |
- выкручивает хвост кошке |
0 1 2 3 4 | |
агрессия разных видов и направленности |
- агрессия (физическая, словесная, скрытая, в виде угроз), направленная на все окружающее (предметы, близких людей, животных и пр.) |
0 1 2 3 4 |
неупорядоченные проявления агрессии |
- плюется в состоянии раздражения |
0 1 2 3 4 |
Информация о работе Организация и проведение работы с агрессивными детьми дошкольного возраста