Организация и проведение работы с агрессивными детьми дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 18:00, реферат

Описание работы

Агрессивные дети часто подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, наоборот, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те в свою очередь, боятся их.

Файлы: 1 файл

контроль агрессивн.docx

— 54.64 Кб (Скачать файл)
ГОУ СПО Новокузнецкий педагогический колледж № 2

 

 

 

 

 

 

Организация и проведение
работы с агрессивными
детьми дошкольного
возраста.

 

 

                                                            

 

Составитель:
                                                               Студентка ОЗО
                                                               группа 4-13
                                                               Карпова  
                          Юлия Сергеевна

 

                                         2014г

 

  1. Характеристика поведения агрессивных детей дошкольного возраста.

Слово “агрессия” произошло от латинского “agressio”, что означает “нападение”, “приступ”. В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина: “Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)”.

 Почти в каждом коллективе детей, встречается хотя бы один с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных, обзывает их, намеренно употребляет грубые выражения, т.е. становится “грозой” всего коллектива. Этого ершистого, драчливого, грубого ребёнка трудно принять таким, какой он есть, а ещё труднее понять.

Однако, агрессивный ребёнок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому, что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивный ребёнок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребёнка уверенность, что его не любят.

“Как стать любимым и нужным” – неразрешимая проблема, стоящая перед ребёнком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребёнку, но как сделать лучше – он не знает.

Вот как описывает известный детский психолог Н.Л. Кряжева поведение этих детей:

“Агрессивный ребёнок, используя любую возможность, стремится разозлить маму, учителя, сверстников; он не успокоится до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку”.

Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребёнок и почему он ведёт себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых – наказание.

В действительности, это порой лишь отчаянная попытка завоевать своё “место под солнцем”.

Ребенок не имеет представление, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя.

Агрессивные дети часто подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, наоборот, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те в свою очередь, боятся их.

Виды агрессии:
  • физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта;
  • вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);
  • прямая агрессия – непосредственно направленная против какоголибо объекта или субъекта;
  • косвенная агрессия – действия, которые опосредованно направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки), и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками  
    по столу);
  • инструментальная агрессия – является средством достижения какойлибо цели;
  • враждебная агрессия – выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии.
Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Огромную роль в развитии тех или иных качеств ребенка играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего ребенка. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у очень строгих. Кроме того, существует мнение, что, если малыш растет в атмосфере грубости, нетерпимости, жестокости, если для доказательства своей правоты родители прибегают к насилию, в ребенке формируется агрессивное начало. Поведение родителей с ребенком и друг с другом – это самый первый и значимый образец для ребенка. Зачастую в гневе ребенок может ответить взрослому его же словами и действиями.

Причина

Методы коррекции

1. Недостаток двигательной  активности, физической нагрузки

Подвижные игры, спортивные эстафеты, «минутки радости между занятиями»

2. Дефицит родительского  внимания, неудовлетворенная потребность  в родительской любви и принятии

Беседа с родителями, наблюдение за поведением ребенка, совместное включение в сюжетно-ролевые игры, налаживание эмоционального контакта с ребенком

3. Повышенная тревожность (комплекс несоответствия)

Игры и занятия на снижение тревожности и формирования адекватной самооценки

4. Усвоение эталонов  агрессивного поведения в семье

Беседа с родителями, направление к психологу

5. Косвенно стимулируемая  агрессивность (СМИ, игрушки)

Препятствовать появлению в группе таких игрушек или направлять их агрессивный  потенциал в положительное русло:  -  проигрывать и оговаривать сюжеты положительных мультфильмов и сказок — ненавязчивые разъяснения поступков действующих лиц давать варианты и образцы    миролюбивых способов общения — обсуждать книги, предусмотренные программой — перевод драк в конструктивное     русло: игры в пиратов, похитителей сокровищ

6. Низкий уровень  развития игровых и коммуникативных  навыков

- подвижные, сюжетно-ролевые  игры, игры на понимание эмоционального  состояния    — психогимнастика, игры на мимическое и пантомимическое самовыражение                      — обучение приемам саморасслабления         — разработка программ обучения коммуникативным навыкам





Самой распространенной причиной агрессии у детей являются различные нарушения эмоциональных внутрисемейных отношений. Ведь с самого своего зачатия ребенок полностью зависит от родителей, причем как физически, так и эмоционально. Любовь, доверие и чувство защищенность как  между родителями, так и по отношению к ребенку являются важнейшими составляющими правильного развития ребенка. Порой родители нарушают эти постулаты, нанося малышу неизгладимую травму.  Здесь могут сыграть значение невыполнение обещаний или  непоследовательность в системе поощрений и наказаний. К сожалению, часто родители просто срываются на своих детях после тяжелого трудового дня.
Самой распространенной причиной агрессии у детей являются различные нарушения эмоциональных внутрисемейных отношений. Ведь с самого своего зачатия ребенок полностью зависит от родителей, причем как физически, так и эмоционально. Любовь, доверие и чувство защищенность как  между родителями, так и по отношению к ребенку являются важнейшими составляющими правильного развития ребенка. Порой родители нарушают эти постулаты, нанося малышу неизгладимую травму.  Здесь могут сыграть значение невыполнение обещаний или  непоследовательность в системе поощрений и наказаний. К сожалению, часто родители просто срываются на своих детях после тяжелого трудового дня.
Также агрессию ребенка может вызвать и  некорректная критика, ведь зачастую мамы любят делать унизительные замечания или наказывать детей в самом неподходящем для этого месте. Представьте, что так поступили с вами! Вы ведь можете постоять за себя, а ваш ребенок еще нет, и учитывая, что он еще не полностью сформировался психологически, это заметно пошатнет его самомнение и чувство собственного достоинства.
Никогда не забывайте, что ребенок берет пример прежде всего с вас, с того, как вы выражаете свои эмоции окружающим. И если в порыве гнева вы не научились себя контролировать, от ребенка ожидайте того же.
Даже у самого маленького малыша можно увидеть его индивидуальные задатки, темперамент, характер. Ребенок – холерик всегда бурно выражает свое недовольство и не хочет идти на компромисс, а ребенок сангвиник, напротив, будет «договариваться» . Стоит помнить и о том, что многим детям свойственна гиперактивность, их энергия должна находить свой выход. Таких детей не стоит ограничивать в их непоседливости и постоянной активности, им обязательно нужно выплескивать свои силы и энергию: пусть бегает, шумит, играет. Если же такого ребенка постоянно ограничивать, то рано или поздно у него проявятся агрессивные выпады.

 


Немалое значение имеет и возраст ребенка.  В детской психике есть определенные периоды, когда вспышек агрессии не избежать – часто они помогают становлению личности. К таким критическим периодам относят следующие возраста: 3 года, 7 и 12-14 лет.  Естественно, агрессия в 3 года и в 12 лет  будет иметь абсолютно разные причины и способы выражения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Диагностические  методики , направленные на выявление агрессивности у детей дошкольного возраста.

Агрессивность. Ребенок глазами взрослого
Ф.И.О. ребенка________________- 
Возр_____________Дата заполнения ______________ 
Заполнил: родитель, психолог, педагог_______________ 
Подчеркните, насколько выражены ситуационно-личностные реакции агрессивности у ребенка: 0 - нет проявлении агрессивности, 1-проявления агрессивности наблюдаются иногда, 2 - часто, 3 - почти всегда, 4 - непрерывно. Добавьте те, которые не указаны.

Признаки проявления агрессивности у ребенка

Как проявляется агрессивность

Как часто наблюдается

вегетативные признаки

- краснеет (бледнеет) в состоянии  раздражения, гнева

0 1 2 3 4

- облизывает губы в  состоянии раздражения, гнева

0 1 2 3 4

внешние проявления агрессивности

- кусает губы в состоянии  раздражения

0 1 2 3 4

- сжимает кулаки в состоянии  раздражения, гнева

0 1 2 3 4

- сжимает губы, кулаки, когда  обижают

0 1 2 3 4

- тревожное напряжение  разрешается гневом

0 1 2 3 4

длительность агрессии

- после агрессивной реакции  не успокаивается в течение 15 мин.

0 1 2 3 4

- после агрессивной реакции  не успокаивается в течение 30 мин.

0 1 2 3 4

чувствительность к помощи взрослого

- помощь взрослого не  помогает ребенку овладевать  собственной агрессией

0 1 2 3 4

- помощь взрослого не  помогает ребенку успокоиться

0 1 2 3 4

- замечания в словесной  форме не тормозят проявления  вербальной агрессии

0 1 2 3 4

- замечания в словесной  форме не тормозят проявления  физической агрессии

0 1 2 3 4

- чувство неприязни к  другим не корректируется извне

0 1 2 3 4

особенности отношения к собственной агрессии

- ребенок говорит, что  поступил "плохо", но все равно  продолжает вести себя агрессивно

0 1 2 3 4

- ребенок не воспринимает  собственные агрессивные действия, как таковые

0 1 2 3 4

недостаточность в проявлении гуманных чувств

- стремится делать назло  другим

0 1 2 3 4

- проявляет безразличие  к страданиям других

0 1 2 3 4

- стремится причинить  другому страдание

0 1 2 3 4

- у ребенка не возникает  чувства вины после агрессивных  действий

0 1 2 3 4

реакция на новизну

- новизна (непривычность  обстановки) не тормозит проявления  агрессивности

0 1 2 3 4

- в новой, незнакомой обстановке  проявляет агрессивные реакции

0 1 2 3 4

реакция на ограничение

- при попытке удержать  в состоянии гнева яростно  сопротивляется

0 1 2 3 4

реактивность 
(чувствительность к агрессии других)

- проявляет агрессивные  реакции первым

0 1 2 3 4

- первым отнимает игровой  предмет, игрушку у другого ребенка

0 1 2 3 4

- проявляет агрессивные  реакции на агрессивные действия  других

0 1 2 3 4

- толкается, когда обижают

0 1 2 3 4

- бъет других детей, если ребенка случайно толкнули

0 1 2 3 4

чувствительность к присутствию Других

- ситуация совместной  деятельности провоцирует агрессивное поведение у ребенка

0 1 2 3 4

- присутствие других (детей, взрослых) провоцирует агрессивность  у ребенка

0 1 2 3 4

- щиплется на глазах  у всех

0 1 2 3 4

- толкает сверстника на  глазах у всех

0 1 2 3 4

физическая агрессия, направленная на предмет

- ломает постройку на  глазах у всех - ребенок бросает  предмет об стенку

0 1 2 3 4

- ребенок стремится разорвать  игровую предметную карточку, книжку

0 1 2 3 4

- ребенок стремится бросить  мяч в другого человека сильнее, чем это требуется по правилам  игры

0 1 2 3 4

- отрывает кукле руки, ноги

0 1 2 3 4

агрессия, направленная на сверстников

- толкает других детей  в состоянии раздражения

0 1 2 3 4

- походя, мимоходом ударяет  встречных

0 1 2 3 4

- бьет других детей  в состоянии раздражения

0 1 2 3 4

- ударяет детей и внезапно  успокаивается

0 1 2 3 4

- стремится ткнуть в  глаз (пальцем, предметом)

0 1 2 3 4

- кусает других детей  в состоянии раздражения

0 1 2 3 4

агрессия, направленная на себя

- просит себя стукнуть  еще раз

0 1 2 3 4

- берет на себя вину  за других

0 1 2 3 4

- рвет на себе волосы

0 1 2 3 4

- щиплет себя в состоянии  раздражения

0 1 2 3 4

- кусает себя в состоянии  раздражения

0 1 2 3 4

агрессия, направленная на взрослого 
(в раннем и дошкольном возрасте)

- бьет родителей по  руке за то, что они не дают  разбрасывать игрушки

0 1 2 3 4

- бьет чужого взрослого  по руке за то, что он не  дает разбрасывать игрушки и  т.п.

0 1 2 3 4

- тянет взрослого за  волосы только при нарастании  утомления или пресыщения

0 1 2 3 4

- в состоянии пониженного  настроения бьет чужого взрослого  кулачком

0 1 2 3 4

- в состоянии пониженного  настроения бьет родителя кулачком

0 1 2 3 4

- царапает взрослого

0 1 2 3 4

- беспричинное недоброжелательное  отношение к члену семьи

0 1 2 3 4

- больно бьет ногой  бабушку

0 1 2 3 4

вербальная (словесная) агрессия

- говорит обидные, грубые  слова детям

0 1 2 3 4

- говорит обидные слова  взрослым

0 1 2 3 4

- говорит нецензурные  слова детям

0 1 2 3 4

- говорит нецензурные  слова взрослым

0 1 2 3 4

агрессивность в виде угрозы

- замахивается, но не ударяет  другого

0 1 2 3 4

- пугает другого

0 1 2 3 4

агрессия направленная на животных

- щиплет кошку

0 1 2 3 4

- специально наступает  на лапы собаке

0 1 2 3 4

- отрывает крылышки насекомым

0 1 2 3 4

- выкручивает хвост кошке

0 1 2 3 4

агрессия разных видов и направленности

- агрессия (физическая, словесная, скрытая, в виде угроз), направленная  на все окружающее (предметы, близких людей, животных и пр.)

0 1 2 3 4

неупорядоченные проявления агрессии

- плюется в состоянии  раздражения

0 1 2 3 4

Информация о работе Организация и проведение работы с агрессивными детьми дошкольного возраста