Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2013 в 14:37, контрольная работа
Цель работы – рассмотреть особенности организации и проведения судебно - психиатрической экспертизы несовершеннолетних.
В соответствии с целью необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть показания для направления на судебно-психиатрическую экспертизу несовершеннолетних;
- проанализировать квалифицированность направления на судебно-психиатрическую экспертизу несовершеннолетних;
- рассмотреть порядок проведения судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних; выбор вида экспертизы и мер медицинского характера.
Введение…………………………………………………………….………3
1. Показания для направления на судебно-психиатрическую экспертизу несовершеннолетних……………………...…5
2. Квалифицированность направления на судебно-психиатрическую экспертизу несовершеннолетних……………………...…8
3. Порядок проведения судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних……………………………………….…10
4. Выбор вида экспертизы и мер медицинского характера………...…..12
Заключение………………………………………………………………..18
Список использованной литературы………………………………...…..20
Содержание
Введение…………………………………………………………
2. Квалифицированность
направления на судебно-
3. Порядок проведения
судебно-психиатрической
4. Выбор вида экспертизы
и мер медицинского характера……
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………...…..20
Введение
Организация судебно - психиатрической экспертизы несовершеннолетних (СПЭН) – это широкий круг мероприятий, направленных на обеспечение адекватной социально-правовой и медицинской защиты подростка-правонарушителя. Они должны отвечать следующим условиям: 1) соблюдение законности, действующих законодательных и нормативных документов (актов); 2) обоснованность направления несовершеннолетнего на освидетельствование; 3) адекватность выбора вида экспертизы; 4) квалифицированность специалистов, участвующих в производстве СПЭН; 5) использование надежных критериев диагностики и судебно-психиатрической оценки; 6) адекватность рекомендуемых медицинских мер и пр.
Актуальность темы работы состоит в том, что правильная организация СПЭН предполагает как обязательное условие создание подростковой судебно-психиатрической службы в Российской Федерации. Без решения организационных вопросов не может считаться завершенным становление подростковой судебной психиатрии как дисциплины. Отсутствие организационных решений лишает СПЭН единых принципов, установок, системности, возможности учета, контроля и развития. Все это определяет необходимость рассмотрения положений, регламентирующих организацию и проведение СПЭН.
Цель работы – рассмотреть особенности организации и проведения судебно - психиатрической экспертизы несовершеннолетних.
В соответствии с целью необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть показания для направления на судебно-психиатрическую экспертизу несовершеннолетних;
- проанализировать квалифицированность направления на судебно-психиатрическую экспертизу несовершеннолетних;
- рассмотреть порядок проведения судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних; выбор вида экспертизы и мер медицинского характера.
Вопрос об адекватности
и квалифицированности
Как показывает практика, доля несовершеннолетних, направляемых на экспертизу (около 10% общего числа подростков, привлеченных к уголовной ответственности), совершенно неадекватна распространенности психических нарушений в подростковом населении, тем более их распространенности среди подростков-правонарушителей (50%). Выбор вида экспертизы также часто оказывается неадекватным. Как правило, не учитывается основная особенность клиники подросткового возраста – чрезвычайная трудность диагностики психических заболеваний и предпочтительность, в связи с этим, проведения стационарной СПЭ. Вопрос о целесообразности взятия под стражу в период следствия решается обычно в зависимости от формальной тяжести содеянного, но без учета Конвенции о правах ребенка ООН и конкретных особенностей психического состояния несовершеннолетнего. Постановление или определение о направлении на экспертизу выносится судебно-следственными работниками (юристами), редко опирающимися на мнение специалистов (подростковые психиатры и психологи) и часто не имеющими специализации не только по подростковой психиатрии, но и в области ювенильной юриспруденции.
Как известно, основанием для направления на СПЭН являются сомнения в психической полноценности лица, привлеченного к уголовной ответственности, которые могут возникнуть на любом этапе уголовного следствия, судебного разбирательства или отбывания наказания в местах лишения свободы. Для того, чтобы эти сомнения возникли и не были случайными, необходимы по крайней мере два условия: 1) периодическая специализация по подростковой психиатрии и психологии работников суда, следствия и колоний для несовершеннолетних; 2) первичное консультирование всех подростков, привлеченных к уголовной ответственности с психиатрами и психологами (или первичное обследование по типу скрининга).
С целью расширения представлений (у юристов, педагогов, воспитателей) о внешних проявлениях психических расстройств в подростковом возрасте приводим следующие данные.
Следует обращать внимание на внешний облик подростка (несоответствующие возрасту рост, пропорции туловища и конечностей, объем и форма головы, недоразвитие или чрезмерная выраженность вторичных половых признаков – оволосение, изменение голоса, возрастная мастопатия), невыразительность и неадекватность мимики, жестикуляции, застывание в однообразных позах, скорбный взгляд и пр. Необходимо выяснить наличие психических заболеваний среди близких родственников подростка, получить сведения о нахождении его на учете у психоневролога, помещениях в психиатрические больницы, наличие инвалидности по психическому заболеванию, заключение СПЭН по прежним или этому же уголовному делу, данные воспитания в детских домах инвалидов (ДДИ) или детских домах, обучении во вспомогательной школе или интернате, сведения о перенесенных травмах головы, сопровождавшихся тошнотой, рвотой, длительной головной болью, мозговых детских инфекционных заболеваниях. По всем этим фактам необходимо еще до направления на СПЭ запросить соответствующую медицинскую документацию. Очень важны сведения о задержке или искажениях психического развития и развития речи в детстве, неадекватных замкнутости или расторможенности в поведении с суетливостью, приставучестью, многословием, нарушением произношения букв и слов, чрезмерной боязливостью, страхами (дневными и ночными), нарушениями сна, опрятности (ночное и дневное недержание мочи), приступами судорог, головокружений, обмороков, непереносимостью жары, духоты, езды в транспорте. Важно обратить внимание на наличие беспричинных расстройств настроения (подавленность, безразличие, тоскливая злобность, неадекватная веселость с переоценкой своих возможностей), их длительность и частоту. Большое значение имеют сведения о внезапном изменении отношений подростка к близким – враждебность, отчуждение, высказывания о том, что родители ему не родные; исчезновение интереса к учебе, отказ от посещения школы, общения со сверстниками; появление склонности к безудержному фантазированию и лжи, жестокости, садизму, нелепым поступкам, повторным попыткам самоубийства.
При целенаправленных собеседованиях нетрудно обнаружить, насколько подросток контактен или заторможен, подавлен, безразличен или возбужден, сообразителен или туп, неспособен к сосредоточению на темах беседы, плохо запоминает, не может понять абстрактные или даже простые обобщающие понятия, плохо читает, буквально понимает пословицы, обнаруживает малый запас слов, знаний. Следует обратить внимание также на детскость поведения и интересов, повышенную внушаемость, склонность идти на поводу у собеседника, неспособность к самостоятельным решениям, конформность, легкую подчиняемость в группах сверстников, трудность принятий решений или их необдуманность, импульсивность, неорганизованность, нецеленаправленность поступков, стремление к общению с младшими по возрасту.
Важным источником информации
о психическом состоянии
2. Квалифицированность
направления на судебно-
Приведенный краткий перечень внешних признаков психической патологии хотя и может в какой-то мере ориентировать судебно-следственного работника, однако совершенно недостаточен для квалифицированного решения вопроса о целесообразности направления подростка-правонарушителя на СПЭ. Систематическое повышение квалификации следователей, прокуроров, адвокатов в области подростковой судебной психиатрии необходимо для более четкого представления о том, с кем они имеют дело, какие документы необходимо собрать в уголовном деле для СПЭ, как формулировать вопросы к эксперту.
Вместе с тем очень важно, чтобы с момента возбуждения уголовного дела с несовершеннолетними работали не только следователь и адвокат, но также подростковый судебный психиатр и подростковый патопсихолог либо как консультанты, вызываемые судебно-следственными работниками, либо как штатные сотрудники следственных органов. Судебно-следственные работники при решении вопроса о целесообразности направления подростка на СПЭ должны опираться на соответствущее заключение подросткового психиатра и психолога. Предварительный осмотр этими специалистами всех (100%) несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности, является существенным условием квалифицированной защиты прав несовершеннолетнего правонарушителя, реализации права несовершеннолетнего на полноту оценки обстоятельств, имеющих значение для судебного разбирательства, оптимальным условием, которое исключает вынесение ошибочного приговора в отношении душевнобольного подростка или необоснованного направления на СПЭ подростка без психических нарушений. Данные психологических и психиатрических консультаций в качестве самостоятельных документов должны фигурировать в уголовном деле. Консультации психиатра и психолога на этапе предварительного следствия не могут подменить СПЭН, но обеспечивают, наряду с правильностью отбора несовершеннолетних на СПЭ, своевременный сбор объективных данных и принятие медицинских мер при появлении патологических состояний. Такие первичные осмотры подростковыми специалистами могут иметь и дополнительное значение для решения вопроса о процессуальной дееспособности подростка и отношении к его показаниям. В обычной практике такой вопрос редко ставится перед подростковыми экспертами и его приходится, как правило, решать уже после того, как собраны все материалы уголовного дела. Целесообразно, чтобы следователь, ведущий уголовное дело, также составил свою характеристику личности несовершеннолетнего. Это имело бы существенное значение для последующей оценки его психического состояния.
В настоящее время, несмотря на существующие методические разработки (B.C. Чевгуз, 1990), таких характеристик в уголовных делах пока нет.
Таким образом, порядок назначения судебно-психиатрического освидетельствования несовершеннолетних нуждается в пересмотре.
3. Порядок проведения судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних
Судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних осуществляется в соответствии с Временной инструкцией о производстве судебно-психиатрической экспертизы в Российской Федерации (1992) с учетом особенностей СПЭН.
Судебно-психиатрическую экспертизу несовершеннолетних вправе проводить лишь психиатр, имеющий специальную подготовку в области подростковой судебной психиатрии. Участвующий в производстве СПЭН психолог должен иметь специализацию по подростковой психопатологии. Психолог, участвующий в производстве комплексной СПЭН, обладает всеми правами судебного эксперта и подписывает акт (заключение) экспертизы. Законный представитель несовершеннолетнего вправе принимать участие в проведении его освидетельствования, но при совершении представителем действий, существенно затрудняющих проведение экспертизы, эксперты могут письменно ходатайствовать (перед органом, назначившим экспертизу) об отказе законному представителю в указанном праве.
Экспертиза несовершеннолетних должна быть: а) преимущественно комплексной с широким привлечением подростковых специалистов (сексопатолога, психоэндокринолога, педагога, подросткового специалиста по трудовой и военной экспертизам и пр.); б) для подследственных и осужденных рекомендуется по возможности стационарная СПЭН; в) для потерпевших и свидетелей целесообразно амбулаторное освидетельствование, но в случаях затруднений в диагностике или экспертной оценке закономерно изменение вида экспертизы на стационарную.
Амбулаторная СПЭН проводится не на территории следственного изолятора, а в психиатрическом учреждении (при подростковом или общеэкспертном отделении).
В отношении несовершеннолетних правонарушителей, не достигших 14 лет, особенно в сложных случаях, также должно проводиться экспертное освидетельствование, желательно в специализированных подростковых экспертных комиссиях, направление на которое осуществляют инспекции по делам несовершеннолетних. Однако в этих случаях пишется не «акт», а «медицинское заключение», включающее все части акта, диагностику и медицинские рекомендации, кроме выводов о вменяемости–невменяемости.
При проведении СПЭН обязательно выполнение следующих формальностей:
Информация о работе Организация и проведение судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних