Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 10:38, реферат
Собеседникам в процессе речевого взаимодействия недостаточно только знать язык, они должны придерживаться принципов, правил ведения разговора, которые позволяют координировать их действия и высказывания. Эти правила
составляют принятую основу вербального взаимодействия. Основу речевой коммуникации (вербального взаимодействия)
составляет принцип кооперации, предполагающий готовность партнеров к сотрудничеству.
Организация вербального взаимодействия.
Собеседникам в процессе речевого взаимодействия недостаточно только знать язык, они должны придерживаться
принципов, правил ведения
разговора, которые позволяют
составляют принятую основу вербального взаимодействия. Основу речевой коммуникации (вербального взаимодействия)
составляет принцип кооперации, предполагающий готовность партнеров к сотрудничеству.
Выделяются конкретные
постулаты (требования), соблюдение которых в общем и в целом соответствует выполнению этого принципа:
1) твое высказывание должно
содержать не меньше
2) твое высказывание не
должно содержать больше
3) старайся, чтобы все высказывание было истинным:
а) не говори того, что ты считаешь ложным;
б) не говори того, для
чего у тебя нет достаточных оснований;
4) не отклоняйтесь от темы;
5) выражайся ясно: избегай
непонятных выражений; будь
6) принцип вежливости, представляющий собой совокупность ряда максим (требований, правил):
1) максима такта - эта
максима относится к личной
сфере, предусматривает
затрагивать принципиально опасные (личную жизнь, вопросы политики);
2) Максима великодушия - это максима необременения собеседника (хороший коммуникативный акт не должен быть
дискомфортным для участников общения);
3) максима одобрения - это максима позитивности в оценке других;
4) максима скромности - это максима неприятия похвал в свой адрес;
Одним из условий успешного коммуникационного акта является реалистическое, по возможности объективная самооценка.
Сильнозавышенная или сильнозаниженная самооценка могут отрицательно повлиять на установление речевого контакта.
5) максима согласия - предполагает
отказ от конкретной
именно сохранения предмета обсуждения;
6) максима симпатии - это максима благожелательности, которая создает благоприятный фон для преспективного
предметного разговора;
7) принцип кооперации и
принцип вежливости составляет
основу так называемого
категории формирующие коммуникативный кодекс - это коммуникативная цель и коммуникативное намерение.
Важнейшими критериями в составе коммуникативного кодекса признаются критерии истинности и искренности.
Следует иметь в виду, что у помянутые максимы не имеют абсолютного значения, и ни одна из максим сама по себе не
обеспечивают успешного взаимодействия собеседников.
Однако нельзя не признать,
что применение описанных принципов
позволяет более успешно
общение и повысить его эффективность.
Под эффективной речевой коммуникацией понимается достижение адекватного смыслового восприятия и адекватной
интерпретации передаваемой информации. Условием, способствующим эффективному обмену информацией и
осуществлением
настроенность на мир собеседника, близость мировоззрения говорящего и слушающего, знание этикетного речевого
общения и прочее.
Очень важно создать позитивный коммуникативный климат, помогающий установить контакт и взаимопонимание в
процессе общения.
Создание такого климата способствует соблюдение участниками диалога принципов кооперации и
вежливости, а также применения ряда психологических принципов общения.
Назовем некоторые из них:
1)принцип равной безопасности, предполагающий непричинения психологического или иного ущерба партнеру. Этот принцип
запрещает грубые и оскорбительные выпады против партнера, унижение его чувства собственного достоинства.
2) Принцип децентрической направленности, означающий непричинение ущерба делу, ради которого стороны вступили во
взаимодействие. Суть этого принципа в том, что милы участников коммуникации не должны тратится на защиту
амбициозных, эгоцентрических интересов.
3) принцип адекватности.
Доказательность и убедительность речи. В процессе речевого взаимодействия говорящие не Просто, как правило,
передают слушающему информацию, а убеждают его принять эту информацию, то есть оказывает на него убеждающее
воздействие. Изучением наиболее
эффективных методов и приемов
убеждающего воздействия
знаний - теория аргументации.
Аргументация - это операция обоснования суждений, практических решений и оценок, в которых наряду с логическими
применяют также речевые,
эмоционально-психологические