Организация вербального взаимодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 10:38, реферат

Описание работы

Собеседникам в процессе речевого взаимодействия недостаточно только знать язык, они должны придерживаться принципов, правил ведения разговора, которые позволяют координировать их действия и высказывания. Эти правила
составляют принятую основу вербального взаимодействия. Основу речевой коммуникации (вербального взаимодействия)
составляет принцип кооперации, предполагающий готовность партнеров к сотрудничеству.

Файлы: 1 файл

Организация вербального взаимодействия.docx

— 16.41 Кб (Скачать файл)

Организация вербального  взаимодействия.

 

 

 

Собеседникам в процессе речевого взаимодействия недостаточно только знать язык, они должны придерживаться

 

принципов, правил ведения  разговора, которые позволяют координировать их действия и высказывания. Эти  правила 

 

составляют принятую основу вербального взаимодействия. Основу речевой коммуникации (вербального  взаимодействия)

 

составляет принцип кооперации, предполагающий готовность партнеров  к сотрудничеству.

 

 Выделяются конкретные 

 

постулаты (требования), соблюдение которых в общем и в целом соответствует выполнению этого принципа:

 

 

 

1) твое высказывание должно  содержать не меньше информации, чем требуется для выполнения  целей диалога;

 

2) твое высказывание не  должно содержать больше информации, чем требуется;

 

3) старайся, чтобы все высказывание  было истинным:

 

 

 

а) не говори того, что ты считаешь ложным;

 

б) не говори того, для

 

чего у тебя нет достаточных  оснований;

 

 

 

4) не отклоняйтесь от  темы;

 

5) выражайся ясно: избегай  непонятных выражений; будь краток; избегай неоднозначности; 

 

6) принцип вежливости, представляющий  собой совокупность ряда максим (требований, правил):

 

 

 

1) максима такта - эта  максима относится к личной  сфере, предусматривает определенную  дистанцию; не следует 

 

затрагивать принципиально  опасные (личную жизнь, вопросы политики);

 

2) Максима великодушия  - это максима необременения собеседника (хороший коммуникативный акт не должен быть

 

дискомфортным для участников общения);

 

3) максима одобрения - это  максима позитивности в оценке  других;

 

4) максима скромности - это  максима неприятия похвал в  свой адрес;

 

Одним из условий успешного  коммуникационного акта является реалистическое, по возможности объективная самооценка.

 

Сильнозавышенная или сильнозаниженная самооценка могут отрицательно повлиять на установление речевого контакта.

 

5) максима согласия - предполагает  отказ от конкретной конфликтной  ситуации во имя решения более  серьезной задачи, а 

 

именно сохранения предмета обсуждения;

 

6) максима симпатии - это  максима благожелательности, которая  создает благоприятный фон для  преспективного

 

предметного разговора;

 

 

 

7) принцип кооперации и  принцип вежливости составляет  основу так называемого коммуникативного  кодекса. Базовые 

 

категории формирующие коммуникативный кодекс - это коммуникативная цель и коммуникативное намерение.

 

Важнейшими критериями в  составе коммуникативного кодекса  признаются критерии истинности и искренности.

 

 

 

Следует иметь в виду, что  у помянутые максимы не имеют абсолютного значения, и ни одна из максим сама по себе не

 

обеспечивают успешного  взаимодействия собеседников.

 

 

 

Однако нельзя не признать, что применение описанных принципов  позволяет более успешно организовывать речевое 

 

общение и повысить его  эффективность.

 

 

 

Под эффективной речевой  коммуникацией понимается достижение адекватного смыслового восприятия и адекватной

 

интерпретации передаваемой информации. Условием, способствующим эффективному обмену информацией и 

 

осуществлением коммуникативной  цели относятся потребности в  общении, коммуникативная заинтересованность,

 

настроенность на мир собеседника, близость мировоззрения говорящего и слушающего, знание этикетного речевого

 

общения и прочее.

 

Очень важно создать позитивный коммуникативный климат, помогающий установить контакт и взаимопонимание  в

 

процессе общения.

 

Создание такого климата  способствует соблюдение участниками  диалога принципов кооперации и 

 

вежливости, а также применения ряда психологических принципов  общения.

 

 

 

Назовем некоторые из них:

 

1)принцип равной безопасности, предполагающий непричинения психологического или иного ущерба партнеру. Этот принцип

 

запрещает грубые и оскорбительные выпады против партнера, унижение его  чувства собственного достоинства.

 

2) Принцип децентрической направленности, означающий непричинение ущерба делу, ради которого стороны вступили во

 

взаимодействие. Суть этого  принципа в том, что милы участников коммуникации не должны тратится на защиту

 

амбициозных, эгоцентрических интересов.

 

3) принцип адекватности.

 

 

 

Доказательность и убедительность речи. В процессе речевого взаимодействия говорящие не Просто, как правило,

 

передают слушающему информацию, а убеждают его принять эту информацию, то есть оказывает на него убеждающее

 

воздействие. Изучением наиболее эффективных методов и приемов  убеждающего воздействия занимается особая отрасль 

 

знаний - теория аргументации.

 

 

 

Аргументация - это операция обоснования суждений, практических решений и оценок, в которых  наряду с логическими

 

применяют также речевые, эмоционально-психологические и  другие внелогические методы убеждающего  воздействия.


Информация о работе Организация вербального взаимодействия