Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 18:27, реферат
Цель настоящей работы - рассмотреть развитие высших психических функций в контексте культурно- исторической концепции.
Объект исследования - развитие высших психических функций
Предмет исследования - высшие психические функции
Задачи:
1. рассмотреть понятие высших психических функций, их развитие и состав.
2. рассмотреть функции орудия и знака в развитии высших психических функций.
Введение
І Метод исследования
ІІ Высшие психические функции
2.1 Развитие высших психических функций
2.2 Состав высших психических функций
ІІІ Орудие и знак в развитии ребенка
Заключение
Список литературы
Формирование сложного единства речи и практических операций есть продукт уходящего далеко вглубь процесса развития, в котором индивидуальная история субъекта тесно связана с его общественной историей.
Деятельность ребенка, владеющего речью, делится на две последовательные части: в первой проблема решается в речевом плане, с помощью речевого планирования, а во второй — в простой моторной реализации подготовленного решения. Таким образом, прямое манипулирование заменяется сложным психическим процессом, в котором внутренний план и создание намерений, отсроченных во времени, сами стимулируют свое развитие и реализацию.
По
словам Выготского – «роль речи, выделенная
нами как особый момент в организации
практического поведения ребенка, является
решающей для того, чтобы понять не только
структуру поведения, но и его генезис:
речь стоит в самом начале развития и становится
его наиболее важным, решающим фактором.»
Ребенок, который говорит по мере решения
практической задачи, связанной с употреблением
орудия, и объединяет речь и действие в
одну структуру, привносит, таким образом,
социальный элемент в свое действие и
определяет судьбу этого действия и будущий
путь развития своего поведения. Этим
поведение ребенка впервые переносится
в совершенно новый план, оно начинает
направляться новыми факторами и приводит
к появлению социальных структур в его
психической жизни, т.е. социализируется.
С первых дней ребенка его приспособление
к среде достигается социальными средствами
через окружающих его людей. Путь от вещи
к ребенку и от ребенка к вещи лежит через
другого человека. Переход от биологического
пути развития к социальному - кардинальный
поворотный пункт истории поведения ребенка,
который является главным детерминирующий
фактором дальнейшего развития интеллекта.
Заключение
В данной работе мы рассмотрели культурно-историческую концепцию развития высших писхических функций Л.С. Выготского, которая определила научные пути решения проблемы происхождения психики человека.
В ней можно выделить три составные части. Первую часть можно назвать «Человек и природа». Ее основное содержание можно сформулировать в виде двух тезисов. Первый — тезис о том, что при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение отношений субъекта со средой. На протяжении всего существования животного мира среда действовала на животное, видоизменяя его и заставляя приспосабливаться к себе. С появлением человека наблюдается противоположный процесс: человек действует на природу и видоизменяет ее. Второй тезис объясняет существование механизмов изменения природы со стороны человека. Этот механизм заключается в создании орудий труда, в развитии материального производства.
Вторая часть концепции Выготского может быть названа «Человек и его собственная психика». Она содержит также два положения. Первое положение заключается в том, что овладение природой не прошло бесследно для человека, он научился овладевать собственной психикой, у него появились высшие психические функции, выражающиеся в формах произвольной деятельности.
Второе положение заключается в том, что человек овладел своим поведением, как и природой, с помощью орудий, но орудий специальных — психологических. Эти психологические орудия он называл знаками.
Знаками Выготский называл искусственные средства, с помощью которых первобытный человек смог овладеть своим поведением, памятью и другими психическими процессами. Знаки были предметны, — «узелок на память» или зарубка на дереве тоже выступают как знак, как средство, с помощью которого овладевают памятью. Сам по себе этот знак не связан с конкретным видом деятельности. «Узелок на память» или зарубка на дереве могут быть содержательно связанными с различными видами трудовых операций. Подобные знаки выступали в качестве дополнительных символов, содержательно связанных с трудовой операций. Однако, для того чтобы выполнить эту трудовую операцию, человеку необходимо было вспомнить о том, что именно он должен сделать. Поэтому знаки-символы являлись пусковыми механизмами высших психических процессов, т.е. выступали в качестве психологических орудий.
Третью часть концепции Выготского можно назвать «Генетические аспекты». Эта часть концепции отвечает на вопрос «Откуда берутся средства-знаки?» Выготский исходил из того, что труд создал человека. В процессе совместного труда происходило общение между его участниками с помощью специальных знаков, определяющих, что надо делать каждому из участников трудового процесса. Вполне вероятно, что первыми словами были слова-приказы, обращенные к участникам трудового процесса. Например, «сделай то», «возьми это», «отнеси туда» и т. д. Эти первые слова-приказы по свой сути были словесными знаками. Человек, услышав определенное сочетание звуков, выполнял ту или иную трудовую операцию. Но позднее, в процессе деятельности человек стал обращать команды не па кого-нибудь, а на себя. В результате из внешнекомандной функции слова родилась его организующая функция. Так человек научился управлять своим поведением. Следовательно, возможность приказывать себе рождалась в процессе культурного развития человека.
Таким образом, в концепции Выготского можно выделить два фундаментальных положения. Во-первых, высшие психические функции имеют опосредованную структуру. Во-вторых, для процесса развития психики человека характерна интериоризация отношений управления и средств-знаков. Главный вывод этой концепции заключается в следующем: человек принципиально отличается от животного тем, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику, — он научился овладевать собственными высшими психическими функциями. Для этого он также использует орудия, но орудия психологические. В качестве таких орудий выступают знаки, или знаковые средства. Они имеют культурное происхождение, причем универсальной и наиболее типичной системой знаков является речь.
Следовательно, высшие психические функции человека отличаются от психических функций животных по своим свойствам, строению и происхождению: они произвольны, опосредованы, социальны.
В
заключение следует отметить, что конечно,
концепция Выготского , как и любая теория,
подвергалась критике, но она сыграла
огромную роль в становлении научной психологической
мысли. Ее основные положения были использованы
при разработке такой практической проблемы,
как дефектология. Концепция Выготского
также оказала влияние на формирование
современных научных взглядов на проблему
происхождения психики и развития сознания
человека, ее положения нашли свое дальнешее
развитие в работах А.Н. Леонтьева, П.Я.
Гальперина, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина.
Понятие высших психических функций стало
одним из основных в современной психологии.
Теория высших психических функций разрабатывается
не только в русле проблем общей психологии,
но и при исследовании вопросов прикладных
направлений современной психологической
науки. Детская и педагогическая психология
использует представление о высших психических
функциях, как об одном из основных при
изучении закономерностей развития психических
процессов в онтогенезе, механизмов их
управления и формирования. Историческая
психология на базе представлений о социальной
обусловленности высших психических функций
анализирует различия в "культурных"
процессах в зависимости от условий жизни
и трудовой деятельности людей. В патопсихологии
анализ особенностей нарушений познавательной
деятельности при различных психических
заболеваниях основывается на положениях
об опосредствованности и системном характере
строения высших психических функций.
В современной нейропсихологии это понятие
является центральным при анализе мозговых
механизмов различных нарушений психических
процессов у больных с локальными поражениями
головного мозга — при диагностировании
очага поражения и определении путей и
средств восстановления нарушенных функций.
Таким образом, различные области практического
применения теории высших психических
функций подтверждают ее высокую продуктивность
и научную значимость.
Список литературы:
1 Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. Собрание сочинений, том 3-М., Педагогика, 1985 г.
2 Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка. Собрание сочинений, том 6–М., Педагогика, 1984 г.
3 Выготский Л.С. Психология / М.: ЭКСМО - Пресс 2000.
4 Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций М., 2004.
5 Петровский А.И., Ярошевский М.Г. История и теория психологии Т.1. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.