Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 11:55, доклад
Для умственно отсталых детей характерно диффузное поверхностное поражение коры больших полушарий головного мозга. Это обусловливает отклонение во всех видах познавательной деятельности. Ощущения и восприятия у умственно отсталых детей развиваются с опозданием и имеют целый ряд недостатков.
ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ
I. Вопросы общей психологии
Ощущение - чувственное отображение объективной реальности, отражение отдельных свойств предметов при их непосредственном воздействии.
Виды ощущений:
1) Экстероцептивные: - дистантные (зрительные, слуховые);
2) Интероцептивные: - органические ощущения;
3) Проприоцептивные: - ощущения равновесия;
Свойства ощущений:
- качество (основная информация, отличающая одно ощущение от другого);
- интенсивность;
- длительность;
- чувствительность.
Восприятие - целостное отображение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей.
Классификация основных видов восприятия:
1) По основной модальности: зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое;
2) По форме существования материи: восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения.
Свойства восприятия:
- предметность восприятия (способность отражать в форме отдельных предметов);
- целостность;
- структурность;
- константность (относит. постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия);
- апперцепция (зависимость восприятия от общего содержания нашей жизни);
- иллюзия восприятия 9явление ошибочного восприятия);
- осмысленность (постоянный поиск наилучшего толкования полученных данных);
- активность (избирательность).
II. Особенности этих процессов у умственно отсталых детей
Для умственно отсталых детей характерно диффузное поверхностное поражение коры больших полушарий головного мозга. Это обусловливает отклонение во всех видах познавательной деятельности. Ощущения и восприятия у умственно отсталых детей развиваются с опозданием и имеют целый ряд недостатков.
- отмечается патология органов чувств;
- нарушение проприоцептивных, тактильных и болевых ощущений;
- недифференцированность ощущений, отклонения в порогах чувствительности, снижение адаптации органов чувств;
- снижение цветовой чувствительности;
- замедленность и суженный объем всех видов восприятия;
- плохое выделение связи и отношений между объектами;
- трудности с пониманием перспективы, светотени и т.д.;
- выраженная недифференцированность ощущений и восприятий;
- не подмечают мелких деталей, различий;
- трудности при различении сходных предметов при их узнавании;
- инактивность восприятия;
- недостаточная константность;
- неумение всматриваться, искать и находить какие-либо объекты;
- суждение по первому впечатлению;
- затруднения активного, критического рассматривания и анализа содержания ситуации;
- плохая координация, движения излишне размашисты, топорны;
- плохая ориентация в пространстве и времени;
- способность различать звуки речи возникает с затруднением и опозданием.
Информация о работе Ощущение и восприятие. Особенности этих процессов у умственно отсталых детей