Ощущение и восприятие. Особенности этих процессов у умственно отсталых детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 11:55, доклад

Описание работы

Для умственно отсталых детей характерно диффузное поверхностное поражение коры больших полушарий головного мозга. Это обусловливает отклонение во всех видах познавательной деятельности. Ощущения и восприятия у умственно отсталых детей развиваются с опозданием и имеют целый ряд недостатков.

Файлы: 1 файл

ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ.doc

— 17.67 Кб (Скачать файл)

ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ

 

I. Вопросы общей психологии

 

Ощущение - чувственное отображение объективной реальности, отражение отдельных свойств предметов при их непосредственном воздействии.

 

Виды ощущений:

 

1) Экстероцептивные:  - дистантные (зрительные, слуховые);

                                        - обонятельные;

                                        - контактные (вкусовые, температурные, тактильные).

2) Интероцептивные:    - органические ощущения;

                                        - ощущения боли.

3) Проприоцептивные:  - ощущения равновесия;

                                        - ощущения движения.

 

Свойства ощущений:

 

- качество (основная информация, отличающая одно ощущение от другого);

- интенсивность;

- длительность;

- чувствительность.

 

Восприятие - целостное отображение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей.

 

Классификация основных видов восприятия:

 

1) По основной модальности: зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое;

2) По форме существования материи: восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения.

 

Свойства восприятия:

 

- предметность восприятия (способность отражать в форме отдельных предметов);

- целостность;

- структурность;

- константность (относит. постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия);

- апперцепция (зависимость восприятия от общего содержания нашей жизни);

- иллюзия восприятия 9явление ошибочного восприятия);

- осмысленность (постоянный поиск наилучшего толкования полученных данных);

- активность (избирательность).

 

 

 

 

 

 

II. Особенности этих процессов у умственно отсталых детей

 

Для умственно отсталых детей характерно диффузное поверхностное поражение коры больших полушарий головного мозга. Это обусловливает отклонение во всех видах познавательной деятельности. Ощущения и восприятия у умственно отсталых детей развиваются с опозданием и имеют целый ряд недостатков.

 

- отмечается патология органов чувств;

- нарушение проприоцептивных, тактильных и болевых ощущений;

- недифференцированность ощущений, отклонения в порогах чувствительности, снижение адаптации органов чувств;

- снижение цветовой чувствительности;

- замедленность и суженный объем всех видов восприятия;

- плохое выделение связи и отношений между объектами;

- трудности с пониманием перспективы, светотени и т.д.;

- выраженная недифференцированность ощущений и восприятий;

- не подмечают мелких деталей, различий;

- трудности при различении сходных предметов при их узнавании;

- инактивность восприятия;

- недостаточная константность;

- неумение всматриваться, искать и находить какие-либо объекты;

- суждение по первому впечатлению;

- затруднения активного, критического рассматривания и анализа содержания ситуации;

- плохая координация, движения излишне размашисты, топорны;

- плохая ориентация в пространстве и времени;

- способность различать звуки речи возникает с затруднением и опозданием.

 

 


Информация о работе Ощущение и восприятие. Особенности этих процессов у умственно отсталых детей