Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Их значение для практикующего экономиста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 19:08, контрольная работа

Описание работы

В основе психики человека лежат сенсорно-перцептивные процессы, обеспечивающие отражение и восприятие воздействий окружающей действительности (ощущение, восприятие, представление и воображение).
Ощущение представляет собой начальную ступеньку познания человеком окружающего мира. Согласно диалектико-материалистической теории отражения ощущения есть непосредственная связь сознания с внешним миром, превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания.

Содержание работы

Введение
1. Ощущение
2. Восприятие
3. Представление
4.Воображение
Практическое задание
Список литературы

Файлы: 1 файл

Психология.docx

— 47.73 Кб (Скачать файл)

Долговременные представления  — это представления, которые  сохраняются в памяти человека и  используются им длительное время и  достаточно часто. К ним относятся  в основном профессиональные представления.

Воображение — это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т. е. процесс преобразующего отражения действительности. Человек может представлять себе окружающий мир в несколько ошибочном плане и даже искаженно (например, наделяя его мифическими существами, создавая и развивая различные религиозные верования и т. п.). Такое искаженное представление мира нередко приобретает черты твердых понятий и убеждений, которые с трудом поддаются исправлению. Но в целом при правильной опоре на данные прошлого опыта воображение является для человека могучим средством познания мира и его перестройки.

В целом воображение представляет собой изменение и преобразование человеком своих представлений на основе:

вычленения из целостного образа предмета какого-либо его элемента или свойства (таково, например, представление одной  формы каменного орудия как пригодной  для резания, другой — как колющей; представление о величине палки  как средстве удлинить руку);

изменения величины, размеров объектов в сторону преувеличения (гипербола) или преуменьшения ее по сравнению  с действительными и создание таким путем всевозможных фантастических образов (великанов, гномов и т. д.);

-соединения в своем воображении вычлененных из разных объектов их частей или элементов и создание таким путем мысленного образа, представления нового, не существовавшего ранее в природе предмета (сфинкс у древних египтян, человеко-бык у ассирийцев, кентавр у древних греков)

-конструирования предмета в связи сего назначением, например копья; мысленное наделение этого орудия свойствами поражения цели издалека (метание) или вблизи (нанесение удара, мощного укола) и в связи с этим придание особой формы каждому из этих орудий (легкий дротик и тяжелое копье);

-мысленного усиления какого-либо свойства или качества, придание этому свойству несоразмерно большего или особого значения в характеристике объекта (хитрость у лисы, трусость у зайца);

-переноса этого свойства на другие объекты (вождь племени хитер как лиса; враги трусливы как зайцы);

мысленного ослабления какого-либо свойства или качества предмета, в  своей сильной степени приводящее к построению контрастного образа, наделенного свойствами, прямо противоположными исходному (многие персонажи на­родного эпоса, сказок); создания нового образа в результате обобщения черт, наблюдавшихся у ряда сходных объектов (типизация образа в художественной литературе; например, литературные герои Онегин, Печорин, Обломов, Самгин, Корчагин и др. наделены чертами, типичными для той эпохи, того класса, выразителями которых они являются). Физиологическую основу воображения составляют остаточные (следовые) процессы возбуждения и торможения, иррадиации и концентрации, положительной и отрицательной индукции, анализа и синтеза в корковых отделах различных анализаторов. В итоге этой сложной нервной деятельности и возникают новые, не имевшие места в реальном процессе восприятия, сочетания образовавшихся в прошлом опыте временных связей, составляющие базу образов воображения.

Учитывая особенности и причины  возникновения, различают несколько  видов воображения.

Непроизвольное (пассивное, непреднамеренное) воображение — это создание новых  образов без каких-либо внешних  побудителей. Оно заключается в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Наиболее ярко оно выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы.

Произвольное (активное, преднамеренное) воображение — создание новых  образов с помощью волевых  усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с  сознательно поставленной задачей  в том или другом виде деятельности.

Мечта — это образ желаемого  будущего. В своих мечтах люди рисуют яркие картины этого будущего в самых различных областях своей деятельности: мечтают о будущих межпланетных и звездных перелетах, строят в своем воображении необходимые для этого космические корабли, оснащают их пока еще не созданными сложными приборами и двигателями, представляют себе реальную обстановку и условия этих полетов; мечтают об открытиях и способах применения новых видов энергии, об изобретении еще невиданных мощных машин, которые навсегда освободят человека от тяжелого физического труда; о научных открытиях, призванных дать человеку неиссякаемую власть над силами природы; о создании замечательных произведений искусства, способных облагородить человека; о переустройстве человеческого общества на справедливой социальной основе, об уничтожении на земле нищеты, имущественного неравенства, всяких форм эксплуатации человека человеком и т. д. и т. п.

Образы, которые человек создает  в своих мечтах, отличаются следующими особенностями:

а) ярким, живым, конкретным характером, со многими деталями и частностями;

б) слабой выраженностью конкретных путей к осуществлению мечты, воображением этих путей и средств в самых общих чертах (в виде некоторой тенденции);

в) эмоциональной насыщенностью  образа, его привлекательностью для  мечтающей личности;

г) стремлением соединить мечты  с чувством уверенности в ее осуществимости, со страстным стремлением к претворению  ее в действительность.

Творческое воображение — это  создание новых образов в процессе творческой деятельности человека (в  искусстве, науке и т. п.). Писатели, художники, скульпторы, композиторы, стремясь отобразить жизнь в образах, прибегают  к творческому воображению. Они  не просто фотографически копируют жизнь, а создают художественные образы, в которых эта жизнь правдиво отражается в ее наиболее ярких и  обобщенных чертах. Вместе с тем  в этих образах отражаются личность писателя, художника, его мировоззрение, понимание окружающей жизни, особенности  присущего ему художественного  стиля.

Воссоздающее (репродуктивное) воображение —  это воображение на основе прочитанного или услышанного. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался, Например, он никогда не видел моря, но, прочтя описание его в книге, может себе представить море в более или менее ярких и полных образах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическое задание.

 

Тема 2. Психика. Сознание. Бессознательное

 

2.Обладают ли собаки сознанием? Аргументируйте свой ответ.

 

Собаки сознанием  не обладают, так как сознание является высшим уровнем психического отражения и саморегуляции, присущим только человеку. Сознание есть интегрирующая, высшая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека.

Существует два основных понимания  сознания:

структурное: сознание есть устойчивая, инвариантная структура, организующая поток субъективных образов и мыслей, т. е. оно является способом отражения. При таком подходе сознание лишено собственного содержания, оно «чисто», бессодержательно (И.Кант, гештальтпсихология);

содержательное: сознание есть высший уровень отражения действительности, при котором последняя представлена в сознании в виде обобщенных образов и понятий. Это поток образов и мыслей, предстающих перед «внутренним взором» человека.

Сознание в современной трактовке - это способность направлять свое внимание на предметы внешнего мира и одновременно сосредоточиваться на тех состояниях внутреннего духовного опыта, которые сопровождают это внимание; это особое состояние человека, в котором ему одновременно доступны и мир и он сам.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-Пресс, 2009.
  2. Годфруа Ж. Что такое психология? – М.: «Мир», 2009.
  3. Климов Е.А. Основы психологии. – М.: Юнити, 1997.
  4. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2008.
  5. Немов Р.С. Психология: учебник. – М.: Владос, 2009.

 


Информация о работе Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Их значение для практикующего экономиста